Меншикова маяк
Меншикова маяк

 

           Маяк Меншикова 3 класса установлен на юго – восточном склоне холма Меншикова в 2 кабельтовых (370 м) к северо – западу от мыса Меншикова.

           Штатный номер маяка Меншикова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 1985. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7985.

           Маяк Меншикова предназначен для обеспечения мореплавания в северной части Амурского лимана по фарватеру Невельского и на подходе к Амурскому лиману с севера со стороны Сахалинского залива.

           Мыс Меншикова образован юго – восточным склоном холма Меншикова, имеющего высоту 118 м, и представляет собой отвесную скалу высотой около 80 м. Мыс порос лесом.

           Маяк Меншикова установлен в расстоянии 50 м от берегового обрыва на  высоте 81,5 м от уровня моря.

           Географические координаты маяка Меншикова: широта               53  17,73 N, долгота 141  24,67 Е.

           Маяк находится в Николаевском на Амуре районе Хабаровского края. До ближайшего селения Пуир – 18 км, до Николаевска на Амуре – 120 км.

           Маяк занимает земельный участок площадью 1,62 га.

           Питьевая вода в колодце на территории маяка.

           Мыс Меншикова впервые был описан в 1849 году экспедицией на военном парусном транспорте «Байкал» (водоизмещение 250 тонн) под командованием тогда ещё капитан – лейтенанта Геннадия Ивановича Невельского (1813 – 1876) и назван им в честь тогдашнего начальника Главного морского штаба адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова (1787 – 1869), который оказал значительное содействие осуществлению планов Г.И.Невельского по изучению и освоению Приморского края.

           Впервые несветящий навигационный белый деревянный знак высотой 12,8 м на мысе Меншикова был установлен в 1900 году. В описании маяков и знаков Российской империи издания 1901 года было указано: «Суда, идущие из Охотского моря, приведя знак на мысе Меншикова на истинный S и достав лотом глубину 5,5 сажен (11,7 м) должны поворачивать  к острову Сахалину, руководствуясь створом близь деревни Виськво». Знак простоял до 1908 года.

           В 1944 году для обеспечения морских перевозок по ленд-лизу из США и Канады в условиях войны с Германией и при нейтралитете сочувствовавшей ей Японии был построен маяк Меншикова. Он представлял собой 3-гранную деревянную пирамидальную решетчатую башню высотой 18,50 м, не имевшую ни обшивки, ни окраски. 

           На верхней площадки башни был установлен навигационный вращающийся прожектор марки «П-60-2» Московского прожекторного завода. Прожектор вращался с периодом 8,5 сек. Осевая сила света кругового белого огня маяка была 2 250 000 свечей, его дальность видимости была 30 миль (более 55 км). Прожектор имел стеклянный параболический рефлектор диаметром 600 мм с фокусным расстоянием 250 мм. Источник света – прожекторная лампа накаливания мощностью 2 квт и с силой света 5 407 свечей.

           Для электропитания маяка были установлены два бензоэлектрических генератора марки «Висконсин» производства  США мощностью 5 квт каждый.

           В маячном городке, кроме башни маяка, были построены здание для электрогенераторов, жилой дом, сарай и уборная.

           Здание электрогенераторов было деревянное, рубленное, размером в плане 7,00 х 5,90 м, общей площадью 33,6 кв. м с высотой помещений 3,10 м, тесовой кровлей, печным отоплением и керосиновым освещением.

           Одноквартирный жилой дом  был деревянный, рубленный, имел одну жилую комнату и кухню, был размером в плане 6,51 х 6,00 м, имел общую площадь 31 кв. м и высоту помещений 2,85 м, тесовую кровлю, печное отопление и керосиновое освещение.

           В июле 1949 года на маяке для увеличения надёжности был установлен дублёр – ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с 30-литровой горелкой. Он светил белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 0,5 сек + темнота 4,5 сек – период 5 сек. Его дальность видимости была 9 миль (почти 17 км).

           В целях улучшения эксплуатационно – технических качеств маяка и из-за ветхости его башни в 1950 году начали реконструкцию маяка. Строительно – монтажные работы выполнял УНР – 124 Строительного управления Тихоокеанского флота под руководством В.В.Мышкина. Прорабом был Побережный.

           В 1952 году была сдана в эксплуатацию используемая до сих пор коническая бутобетонная башня маяка без фонарного сооружения. Башня была построена по типовому проекту шифр ТГ-103 тип 1, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (ГПИ № 1 ВМФ, в/ч 54034).

           Башня имеет высоту 14,00 м, в основании её наружный диаметр 8,00 м и толщина стен 1,10 м. Внутреннее цилиндрическое помещение башни имеет диаметр 5,80 м. В нём размещается винтовая стальная лестница шириной 1,00 м. В верхней части башня имеет наружный диаметр 7,10 м и толщину стен 0,65 м. На отметке  + 11,25 находится подфонарное помещение с наклонным стальным трапом, ведущим на верхнюю площадку башни в фонарное сооружение.

           На верхней площадке временно был установлен снятый с прежней деревянной башни навигационный прожектор марки «П-60-2».

           Башня была окрашена штатно тремя белыми и тремя чёрными полосами. Эта окраска сохраняется до сих пор.

           Извещением мореплавателям № 387 от 24 октября 1952 года сообщалось, что временно установленный на недостроенной башне электромаяк Меншикова возобновил действие. Дальность видимости его огня была 25 миль (46 км).

           Одновременно были построены и введены в эксплуатацию используемые до сих пор другие здания маяка:

1. Маячно – техническое здание из шлакобетонных блоков по типовому проекту шифр ТГ-2, разработанному указанным выше  ГПИ № 1 ВМФ. Размер здания в плане 14,52 х 12,92 м, высота помещений 3,90 м, общая площадь 156 кв. м. В здании были установлены два дизель – электрические генератора постоянного тока мощностью 6,8 квт каждый и две аккумуляторные батареи марки С-8 из 56 аккумуляторов общей ёмкостью 288 ампер-часов каждая при напряжении 112 в.

2. 2-квартирный рубленный жилой дом с 6-ю жилыми комнатами и двумя кухнями общей площадью 148 кв. м, размером в плане 14,70 х 10,20 м и высотой помещений 3,30 м. Здание имело электрическое освещение и печное отопление. Санузлы не предусматривались.

3. Рубленная баня общей площадью 23 кв.м, размером в плане5,69 х 4,92 м и с высотой помещений 2,50 м.

4. Рубленный склад маячного имущества и продовольствия размером в плане 15,30 х 6,30 м, общей площадью 86 кв. м, с высотой помещений 2,86 м.

5. Рубленный обсыпной склад ГСМ в таре размером в плане 7,90 х 5,90 м, общей площадью 41 кв. м, с высотой помещения 2,00 м.

6. Деревянная уборная.

           В 1955 году на верхней площадке башни маяка было установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-103 тип 1, 12-2860. Оно имеет высоту 5,15 м. Высота маяка стала 19,15 м. Трёхъярусное штормовое остекление из 12-ти плоских зеркальных прямоугольных стёкол толщиной 8 мм в каждом ярусе.

           С 14 по 30 июля 1956 года монтажной бригадой Гидрографической службы ТОФ под руководством инженера Калачёвского в фонарном сооружении была установлена на подъёмно – фокусном устройстве цилиндрическая линза марки Л-500 диаметром 585 мм и высотой 515 мм с фокусным расстоянием 250 мм. Источником света была электролампа накаливания марки ММ-9 мощностью 500 вт и с силой света 980 свечей. Оптическая система давала эффективную силу света огня маяка 18 950 свечей, что обеспечивало дальность его видимости19 миль (35 км). Характеристика белого кругового огня маяка оставалась проблесковой, но изменилась: свет 3 сек + темнота 4,5 сек – период 7,5 сек.

           Об указанных изменениях на маяке было сообщено в Извещении мореплавателям № 280 часть 1 от 30 июля 1956 года.

           Маяк действует с 5 июня по 15 ноября во время навигации. В течении этого периода он ежегодно светит от 1600 до 1700 часов.

           Маяк Меншикова относится к маякам с тяжёлыми условиями труда и быта. Подход к маяку с моря на катере с осадкой до 1,80 м возможен один раз в сутки – только в полную воду. В остальное время в тихую погоду – на шлюпке – двойке от острова Байдукова, расположенного в расстоянии 4 км от маяка через залив Счастья, где раньше находился рыбокомбинат и в его посёлке были магазины, почтовое отделение и больница. Теперь посёлок покинут. Была установлена телефонная связь с Николаевском на Амуре.

           В 1968 году была произведена замена линзы на Светооптический аппарат марки ЭМН-500. Дальность видимости огня маяка увеличилась до 22 миль (почти 41 км). Характеристика огня сохранилась. Об этом сообщалось в Извещении мореплавателям № 388 от 14 октября 1968 года.

           В 1990 году радиомаяк Байдукова, расположенный на острове Байдуков в Сахалинском заливе, был упразднён. Вместо него радиомаяк марки КРМ-300 был установлен при маяке Меншикова, о чём сообщалось в Извещении мореплавателям № 16 1991 года. Радиомаяку Меншикова был присвоен опознавательный сигнал «МЕ» по азбуке Морзе. Он работает на частоте 318,5 кгц, имеет дальность действия 80 миль (148 км) и  действует в группе с радиомаяками  Москальво, Литке и Лазарева. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты высотой 30 метров.

           Начальниками маяка были: в 1963 году – Смоленцев, в 1980 году – Перевозняк.

           Маяк Меншикова с момента основания находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

24.04.2015

           

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида