Марии маяк

 

 

Маяк Марии, ныне не имеющий постоянного обслуживающего персонала, установлен на террасе мыса Марии – северо-западной оконечности полуострова Шмидта на острове Сахалин, являющемся западным входным мысом Северного Сахалинского залива.

Штатный номер маяка Марии по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья  России»  -  2760. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7679.

Маяк находится в Охинском районе Сахалинской области. От маяка до ближайшего посёлка,  порта и железнодорожной станции Москальво расстояние 80 км

Географические координаты маяка Марии: широта 540  18.561 N, долгота    1420   15.681 E.

Мыс Марии был открыт в 1805 году первой Русской кругосветной экспедицией 1803…1806 годов на шлюпе «Надежда», имевшем водоизмещение 450 тонн, под командой капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Мыс назван именем матери русского императора Александра 1 вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Впервые башня маяка на мысе Марии была построена в 1932…1933 годах     7-ым Отдельным Военно – строительным участком Инженерного отдела Тихоокеанского флота под руководством Железнякова и К.Ю.Ростовского и была принята в эксплуатацию 28 сентября 1933 года. Это была 4-гранная деревянная, из брёвен  решетчатая, не обшитая досками и неокрашенная пирамидальная башня высотой 11,70 м. Она имела две промежуточные площадки, на одной из которых на высоте 5,67м была устроена деревянная будка для баллонов с ацетиленом. Фундамент башни – бетонные башмаки. Маяк был установлен на высоте 31,7 метра от уровня моря на расстоянии 75 метров от береговой черты.

На верхней площадке башни размером 2,70 х 2,70 м был установлен светооптический аппарат  Ф-300 шведской фирмы «Дален» с ацетиленовой горелкой открытого пламени с расходом ацетилена 10,5 литра в час. Маяку был присвоен 3 класс. Огонь маяка был белый проблесковый с периодом 6 сек: 2 сек проблеск и 4 сек темнота. Осевая сила света огня была 380 свечей. Огонь маяка был круговой с дальностью видимости 10,5 мили (19,5 км). Маяк Марии открыл действие в 1934 году.

При маяке в 1933…1935 годах были построены указанной выше организацией под руководством С.В.Суздалева  и К.Ю.Ростовского рубленный жилой дом – общежитие – казарма общей площадью 127 квм, сигнальная мачта с будкой, навес с колоколом, баня, хозяйственный сарай, летняя кухня, колодец, уборная и курятники. В зданиях маяка было керосиновое освещение.

Колокол был установлен вблизи от маяка на расстоянии 52 м от береговой черты. Во время тумана колоколом производился 3 2-ударных звона в минуту. Колокол имел вес 47 пудов 17 фунтов (776,9кг), был отлит в Ярославле в 1887 году на заводе торгового дома почётного гражданина П.Н.Оловянникова и сыновей.

Первым начальником маяка был Александр Александрович Иванов, проработавший до 1952 года.

В связи с аварийным состоянием деревянной башни маяка в июне 1960 года было начато строительство экспедиционным способом новой башни маяка по типовому проекту шифр ТР-7/2 высотой 15 метров с типовым фонарным сооружением шифр ТР-56/1. Башня сложена из бутового камня на цементном растворе, имеет 8-гранную пирамидальную форму и установлена на 4-гранный пирамидальный цоколь. Снаружи башня окрашена в белый цвет. 19 августа 1961 года башня была принята в эксплуатацию. Стоимость строительства башни была 48 900 рублей. Высота башни с фонарным сооружением 18,7 м. Фонарное сооружение было изготовлено на Кронштадтском морском заводе (КМОЛЗ) за № 1. Строительство осуществлялось подразделением в/ч 72010 под руководством инженер-майора А.И.Шершенёва и прораба Ю.К.Сержантова. Ими также были построены новая стальная рама для подвески колокола с навесом, подъёмник, баня и конюшня, а также капитально отремонтирован жилой дом и в нём размещены три 1-комнатных и одна 2-комнатная квартира, а также помещения для бензоэлектрического агрегата и аккумуляторов.

Новый маяк Марии установлен на высоте 28,9 метра над уровнем моря, в расстоянии 25 метров от обрыва и 58 метров - от береговой черты. Маячный городок фактически занимает площадь 1,3 га.

О начале действия нового маяка  Марии было сообщено 20 июня 1962 года в Извещении мореплавателям № 306. В тот же день Извещением мореплавателям № 309 старый маяк был упразднён и его башня разобрана.

Маяк получил электрическое питание от ветроэлектростанции ВЭ-5 Херсонского завода, имевшей мощность 1,6 квт переменного тока при напряжении 120 в. Так же был установлен бензоэлектрический генератор мощностью 3 квт при напряжении 120 в постоянного тока (двигатель марки Л-6/2 и генератор марки ПН-28,5). Указанные генераторы заряжали две аккумуляторные батареи марки 6СТ128 ёмкостью по 128 ампер-часов.

В качестве светооптического аппарата была установлена цилиндрическая линза Л-500 на подъёмно – фокусирующем устройстве  производства одного из заводов Министерства судостроительной промышленности СССР. В линзе была установлена электролампа марки ММ-16 мощностью 250 вт при напряжении 32 в с силой света 390 свечей. Эффективная сила света маяка составляла 9 600 свечей, что обеспечивало дальность его видимости 17 миль (31,5 км). Характер огня был сохранён.

В качестве дублёра был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-500 с одной 30-литровой горелкой. Характер огня был тот же, что и у основного, но дальность только 10 миль (18,5 км).

Маяк действует в период навигации с 15 июня по 1 декабря.

Бытовые условия для персонала на маяке были тяжёлые. Маяк не имел транспортных связей с населёнными пунктами, за исключением нескольких заходов в период навигации гидрографических судов для снабжения маяка продовольствием, маячно-техническим имуществом и топливом. Здания маяка имели печное отопление. Водоснабжение производилось вёдрами из колодца. На маяке была только наружная уборная. Для перевозки грузов на маяке была одна лошадь.

В 1975 году вместо выработавшей свой ресурс ветроэлектростанции ВЭ-5 была установлена новая – АВЭС-1-5.

В 1992 году колокол в качестве туманного сигнала был упразднён и вывезен на хранение и в экспозицию Охинского краеведческого музея (г.Оха).

Из-за износа и аварийного состояния жилого дома и хозяйственных построек было принято решение о снятии с маяка обслуживающего персонала и переводе маяка Марии в автоматический режим работы. Для этого в 1998 году на маяк был доставлен и установлен силами района гидрографической службы радиоизотопный электрогенератор марки ИЭУ-1. С 2000 года маяк работает в автоматическом режиме.

С момента основания маяк Марии находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в районе северной оконечности острова Сахалин.

Ю.Шухин

01.03.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида