Марекан маяк

           Маяк 2 класса Марекан установлен на северо – западном побережье Охотского моря,  на мысе Марекан и предназначен для обеспечения плавания судов на подходе к порту Охотск.

           Штатный номер маяка Марекан по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2945. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М8007.

           Мыс Марекан является южной оконечностью полуострова, ограничивающего Охотский рейд с востока. Берега полуострова низкие. Мыс Марекан окружён рифом шириной до 4 кабельтовых (750 м).

           Географические координаты маяка Марекан: широта 59° 19,16'  N, долгота 143° 28,73'  Е.

           Маяк находится на территории Охотского района Хабаровского края. Расстояние от маяка до ближайшего рабочего посёлка и порта Охотск – 25 км, до  Магадана – 250 км. Дорог нет.

           Питьевой воды на территории маяка нет.  Её привозят на расстоянии 3 км.

           Площадь земельного участка, занимаемого маяком Марекан, -  4 га.

           Доставка людей и грузов на маяк  производится судами. Высадка людей и выгрузка грузов на необорудованное побережье со шлюпок и плашкоутов возможны только при слабых северных ветрах на расстоянии 600 м от маяка. В период с ноября по май из-за льдов снабжение морем невозможно.

           Маяк расположен в расстоянии 30 м от береговой черты и в 22 м от клифа - края берегового обрыва. Высота основания маяка над уровнем моря 19 м.

           Строительство маяка и служебных зданий было осуществлено в течении 3 лет – с 1954 по 1956 годы. Работы выполнил 765 УНР (в/ч 72010) Дальвоенморстроя. Главный инженер  инженер – подполковник П.Г.Тростин, начальник строительного участка инженер – лейтенант А.Д.Кахно.

           Были построены: башня маяка с фонарным сооружением, маячно – техническое здание с двумя стальными радиомачтами высотой 30 м каждая  и вышкой излучателей наутофона высотой 8 м, два двухквартирных жилых дома, склады ГСМ в таре, маячного имущества и продовольствия, баня, железобетонный резервуар на 30 куб.м воды, конюшня, сарай и уборная, установлены 3 стальных резервуара по 25 куб.м для дизельного топлива, проложены топливопровод к береговой черте длиной 310 м и внутригородковая электросеть длиной 490 м, выполнено благоустройство территории маячного городка. Стоимость строительства маяка в ценах года завершения работ – 6 474,0 тыс. рублей. Маяк был принят в эксплуатацию 6 декабря 1956 года.

           Извещением мореплавателям № 19 часть  II  от 17 января 1957 года было объявлено об установке и начале действия маяка Марекан.

           Железобетонная цилиндрическая башня окрашена белыми и чёрными горизонтальными полосами. Маяк светит белым круговым проблесковым огнём – свет 4,5 сек + темнота 7,5 сек – период 12 сек. Дальность видимости огня 20 миль (37 км).Маяк имеет резервный белый проблесковый огонь с дальностью действия 10 миль (18,5 км).

           Монолитный цилиндрический железобетонный ствол башни высотой 23,5 м с наружным диаметром 4,40 м опирается на 4-гранный пирамидальный железобетонный цоколь высотой 6,50 м, имеющий в основании размер в плане 5,80 х 5,80 м. Толщина стен ствола башни 20 см, цоколя башни – 70 см. Внутри башни установлена винтовая стальная лестница шириной 90 см.  Диаметр внутреннего помещения башни 4,0 м. Башня опирается на железобетонный фундамент размером в плане 8,20 х 8,20 м с глубиной заложения 2,60 м. Стоимость строительства башни –  2 117,0 тыс. рублей в ценах года строительства.  Башня построена по типовому проекту шифр ИГ-65/к, разработанному ГПИ-1 ВМС.

           На башне установлено 12-гранное призматическое фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-103-1, также разработанному ГПИ-1 ВМС. Диаметр вписанного в плане круга 2860 мм, высота сооружения 4620 мм. Фонарное сооружение имеет трёхярусное остекление общей высотой 1530 мм плоскими прямоугольными штормовыми стёклами толщиной 10 мм.

           Общая высота маяка от отмостки до верха вентилятора 34,62 м.

           В фонарном сооружении первоначально была установлена цилиндрическая линза марки Л-500, изготовленная Горьковским стекольным заводом им. Горького (ныне г. Нижний Новгород). Она имела наружный диаметр 608 мм и высоту 515 мм. Эффективная сила света – 19 300 свечей. Источник света – электролампа накаливания марки ММ-9 мощностью 500 вт.

           В 1982 году силами специалистов 61 района гидрографической службы линза была заменена автоматическим светооптическим аппаратом марки АСА-500. Характеристика огня не изменилась.

           Извещением мореплавателям от 17 января 1957 года было объявлено об открытии действия наутофона – электрической установки для подачи специальных воздушных звуковых сигналов с заданной характеристикой для предупреждения мореплавателей о навигационных опасностях в условиях плохой видимости – при тумане, мгле, снегопаде и т.д. Был установлен наутофон марки 3/Р5-52 производства ГДР. Излучатели были установлены на стальной вышке высотой 8 м в расстоянии 155 м от маяка на высоте 24 м над уровнем моря. Наутофон проработал 40 лет и был упразднён в 1997 году.

           Извещением мореплавателям № 73 часть  II от 28 мая 1957 года сообщалось об установке и открытии действия радиомаяка Марекан с дальностью действия175 миль на частоте 315,5 кгц с длиной волны 951 метр. Опознавательный сигнал по азбуке Морзе «МК» (- -   - . -). Радиомаяк марки КРМ-250 был установлен в маячно – техническом здании в расстоянии 76 м от маяка. Потребляемая мощность радиомаяка 1,30 квт, мощность излучения 250 вт. В процессе эксплуатации в июне 1985 года он был заменён на радиомаяк марки АНРМ-150, а в 4 квартале 1991 года была проведена замена на радиомаяк марки КРМ-300.

           Для размещения аппаратуры управления маяка, радиомаяка и наутофона, источников электропитания, а в последствии и котелков отопления жилых домов,  по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному ГПИ-1 ВМС было построено из шлакобетонных блоков одноэтажное маячно – техническое здание размером в плане 17,28 х 17,28 м и общей площадью 266 кв.м. В здании были установлены 2 дизель – электрических генератора переменного тока мощностью 10,8 квт каждый и 2 – постоянного тока мощностью 10,5 квт каждый. Были установлены 2 батареи марки С-8 из 60 аккумуляторов каждая ёмкостью по 288 ампер – часов и напряжением 120 в. Для составления электролита использовали воду от таяния снега. В МТЗ установили 2 водогрейных котелка для отопления самого здания и двух жилых домов. Снаружи здание оштукатурено и побелено. Стоимость здания 1 813,0 тыс. рублей в ценах года постройки.

           Для персонала маяка были построены два 2-квартирных жилых дома из шлакоблоков общей площадью 107 кв.м каждый и размером в плане 18,18 х 8,00 м. Все квартиры трёхкомнатные с кухней и люфтклозетом. Снаружи дома оштукатурены и побелены. Крыши чердачные, кровли – из волнистой асбофанеры.

           Начальниками маяка были: в 1961 году – Кудимов, 1961 - 1974 Е.И.Тепляшин, в 1980 году – Афонькин.

           С момента основания маяк Марекан находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

          

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида