Лопатка маяк
Лопатка маяк

 

           Маяк Лопатка 2 класса установлен в 3,5 кабельтовых (650 м) к северу от мыса Лопатка – южной оконечности полуострова Камчатка.

           Штатный номер маяка Лопатка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 3200. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8063.

           Маяк предназначен для обеспечения плавания судов в Первом Курильском проливе между Камчаткой и островом Шумшу и на подходах к этому проливу в Охотском море и в Тихом океане.

           Мыс Лопатка низкий, песчано – галечный, ровнинный с  поросшими травой холмами.

           Географические координаты маяка Лопатка: широта 50  52,34 N и долгота 156  39,84 Е.

           Маяк Лопатка расположен в Елизовском районе Камчатского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Байково на острове Шумшу в расстоянии 45 км по морю. На Камчатке ближайший населённый пункт – рыбокомбинат и посёлок Озёрный на побережье Охотского моря – 145 км по пешеходной тропе. Там установлен маяк Озерный Западный. Ближайший маяк – маяк Курбатова на острове Шумшу в расстоянии 7 миль (13 км) по морю.

           Мыс Лопатка получил своё название в начале XVIII века по некоторому сходству «с человеческой лопаткой», как писал в 1755 году выдающийся исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников (1711 – 1755).

           Впервые маяк на мысе Лопатка был построен и введён в действие в феврале 1933 года. Маяк был установлен в расстоянии 600 м от уреза воды на высоте 45,7 м от уровня моря. Грунт на территории маяка – супесь. Маяк представлял собой деревянную 8-гранную пирамидальную решетчатую, обшитую досками толщиной 25 мм неокрашенную башню, на верхней открытой площадке которой  был установлен на тумбе светооптический аппарат. Высота башни до верхней площадки была 15,90 м. Огонь маяка был белый проблесковый: свет 0,8 сек + темнота 1,8 сек – период 2,6 сек. Дальность видимости огня маяка была 10,5 миль (19,5 км).

           Основу каркаса башни составляли 8 боковых наклонных и одна центральная вертикальная деревянные стойки диаметром 260 мм. Стойки опирались на бетонные столбчатые фундаменты сечение 70 х 70 см с глубиной заложения 120 см. Башня имела четыре промежуточные площадки, соединённые деревянными одномаршевыми лестницами. Верхняя 8-гранная площадка с диаметром описанного круга 4,20 м имела люк, тумбу для фонаря и перила ограждения высотой 80 см. Башня поддерживалась оттяжками из троса диаметром 16 мм.

           В 1934 году рядом с маяком были построены деревянные здание гидрометеостанции общей площадью 90 кв. м и жилой дом общежитие, имевшее 15 жилых комнат и одну кухню, общей площадью 254 кв. м. В зданиях было печное отопление и  керосиновое освещение.

           Извещением мореплавателям № 72 от 8 февраля 1937 года сообщалось об установке радиомаяка Лопатка в непосредственной близости от маяка. Радиомаяк марки РМС-3 мощностью 2 квт работал в автоматическом режиме   на частоте 309 кгц, с длиной волны 969 м и имел опознавательный сигнал «Л» по азбуке Морзе.

           Уже во время Великой отечественной войны Извещением мореплавателям № 100 от 17 сентября 1941 года сообщалось о вводе в действие пневматической сирены, для которой ещё в 1935 году было построено здание с бетонными стенами толщиной 55 см. Это здание с габаритными размерами в плане 16,50 х 11,80 м имело общую площадь 114 кв. м и помещения высотой 3,85 м. В здании было печное отопление и керосиновое освещение. В это же время были построены деревянные склады маячного имущества и ГСМ в таре общей площадью 45 кв. м и 25  кв. м соответственно и конюшня.

           Извещением мореплавателям № 49 от 18 февраля 1944 года было объявлено о замене радиомаяка на изготовленный в радиомаячном цехе ТОФ радиомаяк марки РШР-200 мощностью 200 вт. Он имел сначала дальность действия 200 миль, в 1946 году она была уменьшена до 50 миль, а в 1950 году вновь увеличена до 150 миль. Его опознавательным сигналом стал «ЛК». Частота и длина волны не изменились. Для размещения радиомаяка в 1943 году было построено деревянное здание общей площадью 44 кв. м и два двухквартирных двухкомнатных деревянных жилых дома с двумя кухнями каждый общей площадью 67 кв. м и 44 кв. м. Для Т-образной антенны радиомаяка длиной 50 м были установлены две стальные мачты высотой 25 м каждая. Электропитание радиомаяка осуществлялось двумя бензоэлектрическими агрегатами марки Л-3/2 мощностью по 1,5 квт и 12-ю аккумуляторными батареями марки 6-СТЭ-128. Радиомаяк обслуживали три военнослужащих срочной службы.

           В 1950 году был произведён ремонт башни и выполнено переоборудование маяка. Был установлен электрический светооптический аппарат фирмы АGA (Швеция) с оптической системой диаметром 375 мм и лампоменятелем на 4 лампы. Источником света стала электролампа накаливания мощностью 250 вт и силой света 390 свечей. Извещением мореплавателям № 313 от 5 августа 1950 года  была установлена новая проблесковая характеристика огня: свет 2 сек + темнота 3 сек – период 5 сек. Дальность видимости огня была увеличена до 14 миль (26 км). Электропитание осуществлялось двумя бензоэлектрическими генераторами фирмы «Кёхлер» (США)  мощностью по 1,5 квт и 6-ю аккумуляторными батареями марки 6-СТЭ-144.

           В том же 1950 году была установлена взамен демонтированной отечественная пневматическая сирена Мелитопольского компрессорного завода. Сирена излучала сигнал в направлении 135 градусов – истинный пелинг. Сигнал был низкого тона с характеристикой : звук 4 сек + тишина 26 – период 30 сек. Рупор сирены был установлен на высоте 54 м над уровнем моря. Сирена состояла из дизеля мощностью 15 л.с., одноцилиндрового вертикального компрессора производительностью 2,14 куб. м в минуту при давлении 3 атм. И звукового аппарата марки «ВС». Расход воздуха был 300 литров в секунду.

           В 1957 году вместо пришедшей в негодное состояние деревянной башни маяка была построена башня из чугунных тюбингов. Строительно – монтажные работы были выполнены 635-ым Военно – морским строительством Дальвоенморстроя ТОФ (635 ВМС, в/ч 34363) под руководством инженер – капитана Баранова и инженер – лейтенанта Сметанина. Конструкции башни были изготовлены Кронштадтским морским заводом. Строительство новой башни было начато в 1956 году, в феврале 1957 года она была собрана  и 30 сентября 1957 года была принята в эксплуатацию.

           После установки отечественного светооптического аппарата  марки ЭМ-35/1 Извещением мореплавателям № 185  часть 2 от 31 декабря 1957 года было объявлено о начале действия нового маяка Лопатка с основным белым затмевающимся огнём: свет 4 сек + темнота 2 сек – период 6 сек. Дальность действия огня маяка стала 22 мили (более 40 км). Резервный белый проблесковый огонь имел дальность 10 миль (более18 км).

            Новый маяк был установлен в 560 м от береговой черты  на высоте 42,5 м над уровнем моря. Цилиндрическая башня маяка высотой 23,5 м собрана на болтах из чугунных тюбингов, применяемых при строительстве перегонных тоннелей метрополитена, подвергнутых дополнительной чистовой обработке лицевой и торцевых поверхностей для ликвидации неровностей, образующихся при отливке. Наружный диаметр башни 4,50 м,  внутренний – 4,22 м. Для подъёма   в фонарное сооружение установлена стальная винтовая лестница. Снаружи башня окрашена в штатный цвет: 5 белых и 6 красных горизонтальных полос одинаковой ширины. Башня построена по типовому проекту шифр ТГ-106, а фонарное сооружение по типовому проекту ТГ-8. Оба проекта разработаны были Государственным проектным институтом №1 ВМФ.

           Полная высота маяка с фонарным сооружением 29,05 м. Фонарное сооружение было 12-гранное призматическое с диаметром  вписанного круга 2840 мм. Оно имело трёхрядное по высоте штормовое остекление высотой 1,60 м плоскими прямоугольными зеркальными стёклами толщиной 8 мм. Впоследствии характеристика огня маяка неоднократно менялась. В 1988 году разрушенное коррозией фонарное сооружение было демонтировано.

           28 октября 1957 года вместо ранее установленной сирены была введена в действие отечественная пневматическая сирена марки «ДСУ-54».

           Поскольку и другие здания маяка пришли в аварийное состояние, в 1963 году была начата подготовка проектной документации на реконструкцию маяка. В августе 1964 года на маяк была снова доставлена строительная экспедиция 635-ого Военно – морского строительства Дальвоенморстроя ТОФ (635 ВМС, в/ч 34363). Работами руководили майор – инженер Башектов, прорабы Лебедев и Спинко. Были доставлены строительные материалы, построены временные здания для размещения строителей. На зиму экспедиция была снята.

            В 1965 году работы были развёрнуты и 30 октября 1967 года были сданы в эксплуатацию один 4-квартирный и один 2-квартирный жилые дома из шлакоблоков с совмещёнными санузлами общей площадью соответственно 153 кв. м и 93 кв. м, баня, хозяйственный сарай  на 6 секций, насосная станция с водозаборной скважиной, склад ГСМ в таре, конюшня, пожарный резервуар на 25 куб. м, водопровод длиной 227 м, канализация длиной 152 м с септиком, внутригородковая электросеть и теплосеть.

           30 декабря 1968 года было сдано в эксплуатацию маячно – техническое здание из шлакоблоков по типовому проекту шифр ТР-44/65 с пристроенными мастерской и угольным складом общей площадью 139 кв. м. В здании были смонтирована аппаратура радиомаяка марки КРМ-100и наутофона марки LIEJ-300 (Швеция). В процессе реконструкции на башне был установлен новый светооптический аппарат марки ЭМВ-930. Его аппаратура также была установлена в здании. Рядом со зданием были установлены две стальные маяты для антенны радиомаяка и вышка наутофона. В здании были также установлены два водогрейных котелка марки ВНИИСТО для отопления самого здания и двух жилых домов. В процессе реконструкции были демонтированы светооптический аппарат марки ЭМ-35/1и радиомаяк марки КРМ-50.

           Было реконструировано здание сирены. Сирена демонтирована. В здании разместили склады маячного имущества и продовольствия и гараж. В 1968 году жилищно – бытовые условия на маяке Лопатка были подтянуты до уровня того времени.

           В 1972 году для излучателей наутофона была установлена стальная вышка усиленной конструкции. Но 12 апреля 1974 года ураганом чугунные излучатели наутофона были сорваны с вышки и разбиты. Отремонтирован и введён в действие наутофон был только в следующем, 1975 году.

           В 1981 году из-за коррозийных повреждений были демонтированы фонарное сооружение и светооптический аппарат  марки ЭМВ-930, так как он без защиты от атмосферных осадков работать не может. На открытой верхней площадке маяка был установлен светооптический аппарат АСА-500 с фонарём, защищающем его от атмосферных воздействий, и с электролампой накаливания марки КГММ 110-1000 мощностью 1 квт. Белый огонь маяка стал работать с новой характеристикой: свет 3 сек + темнота 4 сек  + свет 3 сек + темнота 5 сек – период 15 сек. Дальность видимости огня была установлена 22 мили (почти 41 км).

           В 1986 году в связи с появлением на мысе Лопатка  лежбищ каланов по просьбе «Камчатрыбвод»а  во избежание отпугивания каланов был упразднён наутофон. Но, учитывая   потребности мореплавания,  для увеличения надёжности опознания мыса Лопатка в 4 квартале того же года на маяке был установлен радиолокационный маяк – ответчик марки УКТ с дальностью действия 20 миль, который работал до 1993 года, когда был упразднён.

           В 1989 году радиомаяк  марки КРМ-100 был заменён на радиомаяк марки  КРМ-300, работавший до 2000 года.

           Маяк Лопатка с момента своего основания находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота и обеспечивает  мореплавание у южной оконечности Камчатки.

 

Ю.Шухин

06.05.2015

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида