Лопатина маяк
Лопатина маяк

 

Маяк Лопатина 3 класса расположен на возвышенности вблизи мыса Лопатина на восточном берегу Татарского пролива, на Крильонском полуострове острова Сахалин. Он предназначен для обеспечения плавания судов в Татарском проливе у западного берега острова Сахалин в порты Невельск и Холмск.

Штатный номер маяка Лопатина по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года – 1120. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М7788.

Мыс Лопатина является южным входным мысом залива Невельского. Мыс низкий, но к нему подступает поросшая лесом возвышенность, на которой установлен маяк.

Географические координаты  маяка Лопатина: широта  460  35,91 N,   долгота 1410 48,71 Е.

Маяк находится в Невельском районе Сахалинской области. До ближайшего селения – посёлка Лопатино около 2 км. До ближайшей станции Горнозаводск Южно – Сахалинской железной дороги, пролегающей около маяка, 4 км. До порта Невельск   по автомобильной дороге 13,5 км, по морю – 4,5 мили (8,3 км).

Питьевая вода есть в колодце на территории маяка.

Площадь земельного участка, отведённого для маяка Лопатина, 3 га.

Ближайший маяк – на острове Монерон в расстоянии 31 миля (более 57 км).

После русско – японской войны 1904…1905 годов, когда южный Сахалин отошёл Японии, Министерство путей сообщения Японии разработало программу маячного строительства в северной части Японского моря в образованном здесь губернаторстве Карафуто. Об этом сообщается в книге историка и краеведа И.А.Самарина «Маяки Сахалина и Курильских островов», Сахалинское книжное издательство, 2005 год.

В связи с началом строительства в 1916 году на Сахалине нового незамерзающего порта Хонто (ныне – Невельск) потребовалось строительство маяка на мысе Кенуси мисаки (Kenushi Visaki), носящем ныне имя Лопатина. Маяк получил наименование по названию мыса – Кенуси. Маяк был построен, по мнению исследовавшего историю сахалинских маяков И.А.Самарина, в декабре 1918 года.

Начало действия маяка Кенуси мисаки (Лопатина) в 1918 году представляется сомнительным. Сведения об этом маяке отсутствуют даже в книге «Описание маяков, башен и знаков СССР по берегам Великого океана с приложением списка маяков и огней иностранных берегов, граничащих с водами СССР» издания 1927 года. Раздел «Маяки и огни иностранных берегов» указанной книги взят из книги «Admiralty List of Lights and Visual Time Signals, Part VI, 1927», где упомянуты другие, ранее построенные маяки южного Сахалина. Впервые этот маяк упомянут только в издании 1934 года  указанной выше книги.

После возвращения южного Сахалина в 1945 году мыс Кенуси мисаки был переименован в мыс Лопатина. Близлежащее селение получило наименование Лопатино в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября 1947 года. О переименовании маяка Кенуси  в маяк Лопатина было сообщено в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее – ГС ТОФ) № 420 от 12 октября 1948 года.

Эти наименования даны в честь Иннокентия Александровича Лопатина (21 января (02 февраля) 1839 года – 15 (28) ноября 1909 года) – выдающегося русского горного инженера, доказавшего на основании проведённых им в 1867…1868 годах исследований промышленное значение угольных месторождений южного  Сахалина.

Маяк установлен на высоте 50 метров над уровнем моря. Расстояние от маяка до береговой черты 750 метров.

Маяк представляет собой 8-гранную пирамидальную бетонную башню высотой 12,55 метра, на которой установлено фонарное сооружение. Высота маяка всего 17,40 метра. Этот маяк действует и в настоящее время.

Основание башни имеет в плане размер 5,00 х 5,00 метров. Толщина стен в основании башни 1,00 метр. Верх башни имеет в плане размер 3,80 х 3,80 метров. Внутри башни установлена винтовая лестница для подъёма в фонарное сооружение и вертикальная центральная труба для перемещения подвешенного на тросе свинцового груза, с помощью которого осуществлялось вращение светооптического аппарата (принцип часов – ходиков) с целью создания проблесковой характеристики маячного огня.

Башня окрашена двумя белыми и тремя чёрными горизонтальными полосами. Фонарное сооружение японского производства белое диаметром 2,30 метра. Штормовые стёкла треугольные равнобедренные выгнутые в количестве 20 штук с размером основания 690 мм и высотой 1 000 мм каждое.

Светооптический аппарат также японский фирмы «Камай», Токио. Оптическая система  диаметром 500 мм и высотой 900 мм полизональная с катодиоптрическими кольцами состояла из пяти катоптрических линз. Источником света служила ацетиленовая горелка.

Оптическая система вращалась, создавая группо – проблесковую характеристику огня, в ванной с ртутью, на которую опиралось основание этой системы. Вращение оптической системы создавалось маханизмом, приводившимся в движение свинцовыми гирями на стальном тросе диаметром 10 мм. Огонь маяка был белый с периодом 30 сек: свет 3 сек + темнота 2 сек + свет 3 сек + темнота 22 сек. Оптическая система делала 10 оборотов в минуту. Дальность видимости огня была 21,5 мили (40 км).

К башне примыкает монолитное железобетонное маячно – техническое здание, где также были размещены мастерская, склад баллонов с ацетиленом и пекарня. Общая площадь здания 40 кв.метров. Для персонала маяка были построены два деревянных 2-х квартирных жилых дома общей площадью 86 кв.метров каждый. Ещё одно деревянное здание служб общей площадью 84 кв.метра служило для размещения складов и конюшни.

После окончания боевых действий маяк Кенуси силами специалистов Гидрографической службы Тихоокеанского флота был введён в действие, о чём сообщалось в Извещении мореплавателям № 77 от 21 ноября 1945 года. При этом была изменена характеристика его огня. При сохранении периода в 30 сек он стал работать: свет 0,5 сек + темнота 7 сек + свет 0,5 сек + темнота 22 сек.

Извещение мореплавателям № 420 от  12 октября 1948 года сообщило о переименование маяка – он стал маяк Лопатина.

В это же время маяк был переведён на электрическое освещение – его запитали от электросети посёлка Лопатино проложив ЛЭП длиной 1 км. В существующую оптическую систему установили электролампу накаливания мощностью 500 вт и силой света 720 свечей. Оптическая система создавала эффективную силу света 161 550 свечей, сохраняя прежнюю дальность видимости огня.

На верхней площадке башни установили резервный ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с 25-литровой ацетиленовой горелкой. Фонарь светил белым проблесковым  огнём: свет 1 сек + темнота 3 сек – период 4 сек.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 185 от 30 октября 1978 года было объявлено об установке при маяке Лопатина девиационного радиомаяка Лопатина марки АНРМ-25 силами специалистов 57-го (Сахалинского) района гидрографической службы (далее – РГС). Радиомаяк работал на частоте 315,5 кгц и имел дальность действия 15 миль (28 км). Он предназначался для обеспечения работ на радиодевиационном полигоне порта Невельск.

В сентябре 1982 года японский светооптический аппарат был заменён на отечественный марки ЭМВ-930М. Характеристика огня маяка была изменена: свет 0,2 сек + темнота 2,5 сек + свет 0,3 сек +темнота 7,0 сек – период 10 сек. Дальность видимости огня осталась прежней – 21 миля (почти 39 км).

2 августа 2007 года в 13 часов 37 минут по местному времени произошло сильное землетрясение в акватории Татарского пролива. Его эпицентр находился в Татарском проливе в 15 км к западу от г. Невельска. Магнитуду землетрясения оценили в 6,8 балла. В г. Невельске интенсивность землетрясения была 6…7 баллов. Поскольку маяк Лопатина находился от эпицентра   на таком же расстоянии, то он подвергся землетрясению не меньшей интенсивности.

Землетрясение нанесло маяку значительный ущерб, но маяк не прерывал свою работу. Монолитная бетонная башня получила горизонтальные и вертикальные трещины. Стальной купол фонарного сооружения был деформирован, штормовые стёкла разбиты. Монолитное железобетонное маячно-техническое здание получило значительные повреждения стен и перекрытия. Дизель – электрические генераторы были выведены из строя. Оба жилых дома каркасно – засыпной конструкции были также повреждены, отопительные печи были разрушены и дома стали непригодными для дальнейшего проживания. Были разрушены перекрытие и крыша рубленной бани. Воздушны ЛЭП была выведена из строя – были повреждены болтовые соединения опор, разбиты изоляторы, порваны провода. Из колодца ушла вода, стенки колодца были повреждены. Принятыми мерами работа маяка была восстановлена.

С 1945 года маяк Лопатина находится в ведении Гидрографической службы ТОФ и обеспечивает плавание судов в Южной части Татарского пролива.

 

Ю.Шухин

19 декабря 2014 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида