Ловцова маяк

 

           Маяк Ловцова 3 класса установлен на мысе Ловцова, который является северо – восточной оконечностью полуострова Ловцова на острове Кунашир – южного острова Большой Курильской гряды. Мыс Ловцова омывает пролив Екатерины, имеющий ширину 11 миль (20 км) и глубину до 400 м. Пролив отделяет остров Кунашир от острова Итуруп и ведёт из Тихого океана в Охотское море.

           Штатный номер маяка Ловцова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2452. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8058.

           Маяк Ловцова предназначен для обеспечения мореплавания в проливе Екатерины, в котором введена система разделения движения судов.

           Географические координаты маяка Ловцова: долгота 44  27,0 N, широта 146  34,0 Е.

           Мыс Ловцова скалистый. В 6 кбт (1,1 км) к север – востоку от мыса расположен островок Пико высотой 47,7 м, соединённый с мысом рифом.

           Маяк назван по имени мыса, на котором он установлен. Мыс же назван в память о штурмане Григории Ловцове – командире галиота «Св. Екатерина», на котором  в 1792 – 1793 годах был доставлен из Охотска в Японию и возвратился обратно первый русский посланник в Японии поручик Адам Эрикович Лаксман (1766 - ?).

           Название мысу было дано выдающимся русским мореплавателем Иваном Фёдоровичем Крузенштерном (1770 – 1846), который в ходе возглавляемой им первой русской кругосветной экспедиции на шлюпе «Надежда» проводил в 1803 – 1806 годах гидрографические работы в Дальневосточных морях и Тихом океане. 

           В 1811 году другой выдающийся русский мореплаватель капитан – лейтенант Василий Михайлович Головнин (1776 – 1831) в ходе кругосветного плавания на шлюпе «Диана» назвал пролив между островами Кунашир и Итуруп именем Екатерины в память об упомянутом выше  галеоне «Св. Екатерина», который в 1792 году первым из русских кораблей прошёл этим проливом.

           В 1875 году по Санкт – Петербургскому мирному договору вся Курильская гряда стала принадлежать Японии.

           Маяк Ловцова  установлен в расстоянии 9 м от берегового обрыва и в 40 м от береговой черты на высоте 41,9 м от уровня моря.

           Маяк Ловцова находится в Южно – Курильском районе Сахалинской области. До ближайшего населённого пункта  - города Южно – Курильск 45 миль (83 км).

           Маяк Ловцова находится в расстоянии 15 миль (28 км) от действующего вулкана Тятя и 18 миль (33 км) – от вулкана Докучаева.

           На маяке нет источника питьевой воды с достаточно большим дебитом, поэтому её приходится привозить.

           Впервые маяк на мысе Ловцова был построен Японией в 1899 году и назван  Атойя-мисаки по японскому названию этого мыса Атойя. Японцы этот мыс называли также Моймато.

           Маяк Атойя-мисаки работал до 1954 года, когда с 20 июля 1954 года из-за аварийного состояния он был упразднён и был введён в действие резервный огонь на крыше здания сирены.

           Маяк был построен с применением достаточно широко распространённого в то время в мире конструктивного решения. Стальной цилиндрический  ствол башни диаметром 2 метра и высотой около 12 метров поддерживался шестью стальными контрфорсами диаметром 200 мм, усиленными тремя ярусами стальных раскосов и связей. И ствол башни, и контрфорсы опирались на бетонные фундаменты. Фундаменты имели скальное основание - сланцы. В плане фундаменты контрфорсов имели размер 90 х 90 см. Расстояние между осями противоположных фундаментов было 9,30 м, а между осями  рядом стоящих фундаментов – 4,60 м. Контрфорсы крепились к фундаментам анкерными болтами. Так же был прикреплён к массивному фундаменту и ствол башни.

           На уровне верхнего яруса раскосов путём их обшивки стальными листами было устроено подфонарное помещение. Ствол башни завершался площадкой с галереей, ограждённой поручнями. На площадке было установлено фонарное сооружение высотой около 7 метров с трехъярусным остеклением прямоугольными штормовыми стёклами.

           Общая высота маяка с фонарным сооружением была около 20 метров. Маяк  был окрашен в белый цвет.

           В нижней части маяка между контрфорсами вокруг ствола башни было построено шестигранное железобетонное одноэтажное маячное здание с шатровой крышей общей площадью 25 кв. м и с высотой помещений 2,75 м.

           Внутри ствола башни по его вертикальной оси была установлена стальная труба диаметром 50 см для перемещения груза вращательного (часового) механизма оптической системы и стальная винтовая лестница шириной около 70 см.

           В фонарном сооружении был установлен френелевский светооптический аппарат европейского производства. Первоначально, как можно предположить, источником света была керосиновая фитильная горелка, которая обеспечивала при силе света 36 000 свечей дальность видимости огня маяка 21 миля (39 км). В 1917 году она была заменена керосино – калильной горелкой, что увеличило силу света до 100 000 свечей при сохранении объявленной ранее дальности видимости огня. 

           Маяк светил белым затмевающимся (сейчас называется изофазным) огнём: свет 15 сек + темнота 15 сек – период 30 сек в секторе, как и сейчас,  от 285 до 193 градусов. Маяк действовал до 1945 года в период с 1 мая по 31 января. В наше время он работает круглогодично. 

           При маяке сразу же была установлена пневматическая сирена, которая при ухудшении видимости (туман, мгла, дымка и т.д.) давала звуковой сигнал  продолжительностью 5 сек через каждые 60 сек. Сирена была установлена в здании площадью 78 кв. м, изготовленном в Англии, имевшем стальной клёпанный каркас и деревянную обшивку.

           Маячный городок был разделён на две части. Маяк, сирена и жилой дом персонала были построены на самом крае мыса. Позднее, в 30-е годы построили здание радиомаяка и жилой дом для его персонала в 120 метрах юго – западнее  маяка. Обе площадки были выровнены, а здания компактно размещены с минимальными разрывами. Монолитное железобетонное здание радиомаяка общей площадью 102 кв. м японцы не закончили  строительством и аппаратуру радиомаяка не устанавливали. Всего японцами для персонала маяка было построено два деревянных  2-квартирных жилых дома, но после войны сохранился только один. При реконструкции маяка в 1960 – 1963 годах на мысу был оставлен только маяк, а все постройки были размещены в районе радиомаяка.

           Маяк уже в 1905 году имел телефонную связь с Японией и исполнял «по совместительству» функции поста наблюдения за проходом судов в проливе Екатерины.  

           Все здания маяка имели керосиновое освещение и печное отопление. Питьевую воду собирали с крыш во время дождя, пропуская через специальный фильтр, в железобетонные резервуары ёмкостью 10 и 50 куб. м. В качестве источника воды использовали также каптаж ключа.

           После окончания боевых действий Извещением мореплавателям № 88 от 23 ноября 1945 года было объявлено, что « введён в действие огонь мыса Ловцова на мысе Ловцова (Атойя)» с прежней характеристикой – белый проблесковый огонь с периодом 30 сек (позднее, 18 сентября 1946 года уточнено, что огонь затмевающийся) и дальностью видимости 21 миля.

           Название маяку было присвоено не дожидаясь официальных решений. При маяке продолжала действовать сирена. Она была упразднена Извещением мореплавателям от 7 сентября 1953 года. Из-за того, что в прибрежной зоне мыса Ловцова обитают морские млекопитающие – сивучи новое звукосигнальное средство навигационного оборудования при маяке не устанавливали.

           В связи с аварийным состоянием всех построек маяка  Военморпроект – 31 Тихоокеанского флота выпустил в 1960 году проект реконструкции маяка. Строительно – монтажные работы были развёрнуты в мае того же года экспедицией 636 Военно – морского строительства Дальвоенморстроя (636 ВМС ДВМС, в/ч 72010). Работами руководили инженер – подполковник Елохин, инженер – майор Шевелёв, старший инженер – лейтенант Молодов и прораб Шубин. Объект был введён в эксплуатацию в 1963 году.

           В 1961 году был построен первый кирпичный 4-квартирный жилой дом и были выложены на половину высоты стены второго такого же жилого дома. Было построено  кирпичное маячно – техническое здание по типовому проекту шифр ТР-46/1-60, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (ГПИ №1 ВМФ, в/ч 54034). Общая площадь здания 96 кв. м. Оно построено в 44 метрах от берегового обрыва высотой 52 метра и в расстоянии 55 метров от береговой черты. Был сделан фундамент новой башни маяка на месте разобранной старой стальной башни и были завезены конструкции новой башни. Маяк работал резервным огнём.

           В 1962 году все предусмотренные проектом объекты были в основном построены.  29 декабря 1962 года на объект было доставлено всё недостающее оборудование.  Зимой 1962 – 1963 годов на маяке работало 20 строителей – они заканчивали отделочные работы.

           1 октября 1963 года маяк был принят в эксплуатацию.

           Цилиндрическая башня маяка высотой с фонарным сооружением 31,55 м или без него – 27,50 м была собрана из чугунных тюбингов. Диаметр башни – 4,50 м. Башня построена  по типовому проекту шифр ТГ-106, разработанному указанным выше ГПИ № 1 ВМФ. Внутри башни находится стальная винтовая лестница для подъёма в фонарное сооружение.  Башня окрашена в штатный цвет – 5 красных и 5 белых горизонтальных полос одинаковой ширины.

           На верхней площадке башни установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТР-9/1, разработанному также ГПИ № 1 ВМФ. Диаметр 8-гранного сооружения 2200 мм, его высота 4050 мм. Штормовое остекление одноярусное высотой 1175 мм, состоящее из восьми прямоугольных плоских зеркальных стёкол толщиной 10 мм.

           В фонарном сооружении установлен светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой накаливания марки ММ-8 мощностью 1 квт и силой света 1700 свечей. Осевая сила света светооптической системы 89 300 свечей. Её высота 1040 мм и диаметр 608 мм.

           О вводе в действие нового маяка Ловцова было сообщено в Извещении мореплавателям № 461 часть 1 от 29 декабря 1963 года. Маяк стал работать с другой характеристикой. Белый затмевающийся, сейчас называется изофазный, огонь: свет 3 сек + темнота 3 сек – период 6 сек. Дальность видимости огня маяка 22 мили (41 км). Следует иметь в виду, что ширина пролива Екатерины 11 миль. Маяк по-прежнему светит в секторе от 285 до 193 градусов. 

           Дублёр  - ранее был ацетиленовый фонарь марки АМ-500 – установлен на балконе башни. Он работал с той же характеристикой, что и основной, но имел дальность видимости огня 12 миль (22 км). В фонаре были установлены 3 пирофилитовые  двухрожковые 25-литровые ацетиленовые горелки. Позднее он был заменён на электрический фонарь марки ЭМ-500 с лампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт.

           Электропитание маяка осуществлялось тремя дизель – электрическими генераторами марки ДГА-12 мощностью по 12 квт каждый.

           При маяке был установлен радиомаяк Ловцова марки КРМ-100 о начале действия которого было объявлено в Извещении мореплавателям № 469 часть 1 от 29 декабря 1963 года – в тот же день, что и маяка. Он установлен в 120 метрах к юго – западу от маяка, имеет опознавательный сигнал «ОЦ» по азбуке Морзе, работает на частоте 312,5 кгц при длине волны 959 метров с дальностью действия днём 150 миль (278 км) и ночью 80 миль (148 км). Т-образную антенну поддерживают две стальные мачты высотой по 30 метров.

           Для обеспечения работы маяка и его личного состава были также построены:

     -  два кирпичных 4-квартирных дома с общей площадью 144 кв. м каждый. В каждом доме по 6 жилых комнат и 4 кухни, но без санузлов. Жилые дома построены в 15 метрах от обрыва высотой 51 метр и в 28 метрах от береговой черты. Отопление в жилых домах центральное водяное от двух водогрейных котлов марки КОАВ-68 на жидком топливе, установленных в маячно – техническом здании. Кухонные плиты на дровах,

хозяйственный сарай на 8 секций,
баня,
каменный склад ГСМ в таре на 5 тонн,
склад дизельного топлива в цистернах,
конюшня.

           Воду на маяк привозят из источника вне территории маяка, но был предусмотрен сбор дождевой воды с плоских совмещённых крыш новых  жилых домов.

           Маяк относится к категории «с трудными условиями труда и быта». Выгрузка с плавсредств возможна только в расстоянии 7 км от маяка. Доставка грузов – на тракторном  прицепе. Часть «дороги» проходит по сыпучим пескам. В районе маяка до 180 дней в году скорость ветра превышает 20 метров в секунду.

           В 1987 году радиомаяк был заменён на КРМ-300.

           При землетрясении 4 – 5 октября 1994 года в фонарном сооружении были разбиты два штормовые стекла. Башня потекла в стыках тюбингов из-за разрушения уплотняющих прокладок. В жилых домах были частично разрушены перегородки и кухонные плиты, повреждены отопительные и электрические сети, повреждены оконные и дверные блоки. В маячно – техническом здании разбит один дизель – электрический генератор. Командованием были приняты экстренные меры по ремонту маяка. Уже 19 октября 1994 года на маяк и находящиеся рядом станцию радионавигационной системы МАРС-75 и радиотехнический пост гидрографическим судном ГС-296 были доставлены строительные материалы и строительная экспедиция в составе 28 человек. Были своевременно выполнены неотложные ремонтные работы.

           Начальниками маяка были: в 1956 году – старшина 1 статьи сверхсрочной службы Земсков, в 1981 году – А.Кузнецов.

           Маяк Ловцова с 1945 года находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

16.04.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида