Литке маяк

 

 

Маяк Литке

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Литке 3 класса установлен на мысе Литке в Сахалинском заливе Охотского моря.

           Маяк Литке предназначен для обеспечения плавания судов на подходе с северо – запада к Амурскому лиману.

           Штатный номер маяка Литке по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2850. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7986.

           Мыс Литке является  северным входным мысом залива Екатерины.

           Мыс Литке образован склонами прибрежных гор. Мыс обрывистый, серовато – бурого цвета. Мыс приглубый, изобата 10 м подходит к нему вплотную. Но вблизи мыса лежит много надводных и подводных камней.

           Маяк Литке установлен в расстоянии 47,0 м от береговой черты на высоте 26,1 м над уровнем моря.

           Географические координаты маяка Литке:

широта 53°  57,30' N, долгота 140° 19,45' Е.

           Маяк Литке находится в Николаевском районе Хабаровского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Чля в расстоянии 101 км.

           Маяк занимает земельный участок площадью 3 га.

           Питьевая вода – привозная из колодца, расположенного вне территории маяка в расстоянии 450 м.

           Мыс Литке был впервые описан в 1849 году экспедицией на военном транспорте «Байкал» под командованием капитан – лейтенанта Геннадия Ивановича Невельского (1813 – 1876) и тогда же назван в честь выдающегося русского мореплавателя, совершившего два кругосветных плавания, адмирала Фёдора Петровича Литке (1797 – 1882).

           Впервые на мысе Литке в 1943 году был установлен радиомаяк. Для его размещения было построено рубленное здание с тесовой кровлей размером в плане 8,60 х 6,80 м общей площадью 49 кв. м с высотой помещений 3,50 м. Личный состав радиомаяка состоял из военнослужащих, которые размещались в этом же здании. В нём же было помещение для бензоэлектрических генераторов питания радиомаяка. В здании было печное отопление и керосиновое освещение.

           В 1952 году в соответствии с планами восстановления и развития навигационного оборудования Дальневосточных морей было начато строительство маяка Литке. Строительно – монтажные работы выполняла в/ч 72010 Строительного управления Тихоокеанского флота.

           4 ноября 1953 года под руководством инженер – майора Трирог и инженер – лейтенанта Бодрухина     были введены в эксплуатацию:

- 2-квартирный жилой дом из шлакоблоков с шестью жилыми комнатами, двумя кухнями и двумя верандами размером в плане 22,20 х 8,70 м, с толщиной стен 60 см, общей площадью 116 кв. м и с высотой помещений 3,10 м. В доме было печное отопление и электрическое освещение. Санузлов не было;

- баня из шлакоблоков с толщиной стен 50 см, размером в плане 5,45 х 5,40 м, общей площадью 18 кв. м и с высотой помещений 2,60 м;

- склад ГСМ в таре из бутобетона с толщиной стен  45 см, размером в плане 6,60 х 5,00 м, общей площадью 23 кв. м и с высотой помещения 2,60 м;

- склад маячного имущества и продовольствия из бутобетона с толщиной стен 45 см, размером в плане 16,40 х 4,90 м, общей площадью 61 кв. м и с высотой помещений 2,80 м;

- рубленная конюшня,

- уборная,

- пожарный резервуар для воды ёмкостью 50 куб. м из монолитного железобетона.

           23 декабря 1954 года указанной выше строительной организацией под руководством  инженер – подполковника Самсонова и старших инженер – лейтенантов Корнеева и Тютюнника было введено в эксплуатацию маячно – техническое здание (далее – МТЗ) со стенами из шлакоблоков, построенное по типовому проекту шифр ТГ-55, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Фактическая стоимость строительства здания составила 1 824 613 рублей в ценах тех лет.  

           Здание имеет размер в плане 15,00 х 14,80 м, толщину стен 65 см, общую площадь 177 кв. м, высоту помещений 3,00 м. В центральной части здания сделана надстройка, на покрытии которой на ограждённой площадке на подфонарных столиках были установлены основной и резервный светооптические аппараты. Площадка возвышается на 7,90 м над планировочной отметкой грунта. Фонарное сооружение для них так и не было установлено, хотя было изготовлено в 1972 году, но установлено было на маяке Сысоева. Здание имело печное отопление и электрическое освещение.

           Установленный на МТЗ основной маячный аппарат марки ЭМ-300 светил круговым белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 2 сек + темнота 5 сек – период 7 сек. Дальность видимости огня маяка была 18 миль (33 км). Высота огня над уровнем моря была 41,30 м.

           В качестве дублёра был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-200.

           Маяк работает в период навигации с 15 июня по 1 декабря и ежегодно в этот период он светит в течении около 2 000 часов.

           В МТЗ был установлен радиомаяк марки  КРМ-250 и дизель – электрические генераторы, обеспечивающие работу маяка и радиомаяка, а также бытовые потребности работников маяка.

           Об открытии действия маяка и радиомаяка Литке было сообщено в Извещении мореплавателям № 1 часть 2 от 12 октября 1954 года – ещё до приёмки в эксплуатацию МТЗ.

           Радиомаяк Литке имел дальность действия 150 миль, работал на частоте 297,5 кгц и на длине волны 1008 м. Он имел опознавательный сигнал «ЛТ» по азбуке Морзе и работал в группе с радиомаяками Байдуков и Москальво. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты высотой по 30 м.

            15 августа 1961 года маячный фонарь был заменён на фонарь марки АМ-500 с линзой Л-500 и электролампой марки ММ-9 мощностью 500 вт и силой света 980 свечей. Диаметр оптической системы 818 мм, её высота 1406 мм. Фокусное расстояние линзы 250 мм. Эффективная сила света маячного фонаря при этом стала 18 300 свечей. Дальность видимости огня маяка была установлена 17 миль (31,5 км).

           В новогоднюю ночь с 31 декабря 1974 года на 1 января 1975 года случился пожар в 2-квартирном жилом доме. Сгорели все деревянные конструкции здания. Новый 2-квартирный жилой дом из бруса общей площадью 76 кв. м был построен хозяйственным способом Гидрографической службой только в 1983 году. Его размер в плане 17,25 х 5,44 м, высота помещений 2,80 м, отопление печное.

           В 1991 году на маяке был произведен капитальный ремонт. В МТЗ была установлена система водяного отопления с котелком марки ВНИИСТО. Была установлена на фундаменте стальная башенка высотой 3,00 м для маячных светооптических аппаратов, переставленных с покрытия МТЗ. Но некоторое время спустя аппараты были  возвращены на прежнее место.

           Были построены деревянные баня, склады продовольствия и маячного имущества. Работы выполнял УНР – 765 (в/ч 72010) Строительного управления ТОФ. Работами руководили Михайлюк и Мусатов.

           В качестве резервного источника электропитания была установлена ветроэлектрическая станция марки АВЭУ-6-4.

           В 1995 году была произведена замена радиомаяка на радиомаяк марки КРМ-300.

           Маяк имеет трудные условия работы и быта. Доставка грузов на маяк производится только судами. Разгрузка судов рейдовая с доставкой грузов на берег на шлюпке.

           Начальниками маяка Литке были: в 1964 году – Воробьёв, в 1980 году – Попов, в 2000 году – Филюшин.

           С момента основания маяк Литке находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

 

30.04.2015

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида