Ламанон маяк
Ламанон маяк

 

           Маяк Ламанон 1 класса расположен на мысе Ламанон острова Сахалин на восточном берегу Татарского пролива.

           Штатный номер маяка Ламанон  по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 1275. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7716.

           Маяк Ламанон предназначен для обеспечения мореплавания в Татарском проливе на подходе к портам Углегорск, Шахтёрск и Лесогорск.

           Мыс Ламанон представляет собой каменную террасу, выдающуюся в пролив. Он сложен вулканическими горными породами. Мыс обрывистый, поросший травой. У мыса вблизи  уреза воды расположена пещера.

           Маяк Ламанон расположен в Углегорском районе Сахалинской области. Ближайший населённый пункт  - посёлок Орлово в расстоянии 10 км. Ближайшая железнодорожная станция Ильинск Южно – Сахалинской железной дороги в расстоянии 100 км.

           Маяк Ламанон установлен в расстоянии 45 метров от берегового обрыва на высоте 47,4 метра над уровнем моря.

Географические координаты маяка Ламанон: долгота 48  46,9,  широта 141  50,9.

           Маяк Ламанон назван в 1787 году выдающимся французским мореплавателем Жаном – Франсуа де Гало, графом Лаперузом (1741 – 1788)  - руководителем кругосветной экспедиции на фрегате «Буссоль», посетившей эти места, в честь участника экспедиции Роберта де Ламанона – учёного – физика, ботаника и метеоролога.

           Необходимость установки маяка на мысе Ламанон в России понимали давно. Ещё «Планом работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 годы» Морским министерством было предусмотрено строительство одного из двух маяков: Императорского ( впоследствии Николаевского, ныне Красный Партизан) или Ламанонского. На строительство было выделено 115 000 рублей. Выбор пал на первый маяк.

           Маяк на мысе Ламанон был построен только в 1940 году Японией в период существования на южном Сахалине   губернаторства Карафуто. В то время мыс носил наименование Циран или Циракевеоссо и маяк  получил такое же название. Маяк открыл действие в конце 1940 года. При маяке был установлен радиомаяк, С 6 декабря 1941 года при маяке начала действовать сирена.

           Маяк, существующий и теперь, представляет собой монолитную железобетонную  коническую башню высотой 22, 8 м, диаметром внизу 5,0 м и вверху под галереей – 4,5 м. Внутри башни по её вертикальной оси установлена железобетонная труба диаметром 90 см для груза, обеспечивавшего вращение светооптического аппарата, и винтовая железобетонная лестница. Толщина стен башни внизу 80 см, вверху – 55 см. Диаметр внутреннего помещения башни по всей высоте 3,40 м.  Верхнюю площадку – галерею башни поддерживают 12 фигурных железобетонных кронштейна.

           Венчает башню  не имеющее цоколя фонарное сооружение высотой 3,70 м. Остеклённая его конструкция с куполом установлена  на перекрытие подфонарного помещения. Штормовое остекление двухъярусное  высотой 2,15 м. Штормовые стёкла прямоугольные выпуклые по 12 штук в каждом ярусе.

           Высота башни с фонарным сооружением 26,50 м.

           На башня были накрашены, как и теперь,  3 белые и 3 чёрные горизонтальные полосы.

           На башне был установлен светооптический аппарат японского производства с керосино – калильной лампой. Маяк светил белым проблесковым огнём, который имел  дальность видимости 18,5 мили (34 км).

           В 1943 году по этому же проекту был построен маяк  Коноторо, ныне  Слепиковского.

           Маячный городок был построен компактным, в специфическом японском стиле – на небольшой спланированной огороженной площадке размеров всего лишь 90 х 60 метров были размещены маяк и 9 капитальных зданий из монолитного железобетона с плоскими крышами, в том числе 4 жилых дома.  Все здания и маяк связаны между собой крытыми переходами, в которых проложены коммуникации. Хозяйственные постройки были размещены вне этой территории.

           В маячном городке были построены:

- здание радиомаяка, впоследствии реконструированное в маячно – техническое здание, общей площадью 104 кв.м, высота помещений 4,0 метра,

- здание сирены, сейчас используемое для размещения отопительной котельной и бани, общей площадью 96 кв. м, высота помещений 4,50 метра,

- четыре 2-квартирных жилых дома общей площадью от 55 до 88 кв. м каждый с помещениями высотой 2,70 м   и чердаком высотой 90 см, при плоской железобетонной монолитной крыше, с керосиновым освещением,

-  три здания складов, в одном из которых около маяка находилось служебное помещение начальника маяка,

- стальная решетчатая радиобашня высотой 20 метров с весьма эффективным антикоррозионным покрытием для крепления полотна Т-образной антенны радиомаяка. Другим концом полотно крепилось к башне маяка. Такие типовые радиобашни  японцы устанавливали на маяках южного Сахалина и Курильских островов, где были радиомаяки. Эти башни стоят до сих пор.

           Рядом с маячным городком построили сараи, скотные дворы, мусорницы и т.д.

        Маяк, тогда ещё Циран, возобновил работу по окончании боевых действий, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям № 73 от 20 ноября 1945 года. Маяк светил переменно белым и зелёным огнём и имел дальность видимости 10 миль (более 18 км).

           Извещением мореплавателям № 71 от 17 мая 1946 года было объявлено о вводе в действие сирены маяка Циран. Её сигнал оставался прежний: звук 5 сек + тишина 30 сек – период 35 сек.

           Извещением мореплавателям № 8 от 9 января 1947 года  было объявлено об установке и вводе в действие радиомаяка всё ещё носившего название Циран, который имел опознавательный сигнал «ЦР», работал на волне длиной 998 метров и имел дальность действия 100 миль (185 км). Он работал в группе с радиомаяками Песчаный и Лессенс – Датта (ныне Датта). В августе 1952 года он был заменён на радиомаяк марки КРМ-50.

           2 сентября 1952 года при маяке, носившем уже название Ламанон, открыла действие отечественная сирена марки ДСУ-50/51, установленная на место прежней японской в здании сирены из  монолитного железобетона в расстоянии 47 метров от уреза воды. Рупор был установлен на высоте 46,9 метра над уровнем моря.  Сирена была изготовлена в Ленинграде на заводе «Пневматика». Сирена состояла из двух дизельных двигателей марки 1Д-16/20 мощностью по 20 л.с. каждый, двух компрессоров вертикального действия с водяным охлаждением марки «125В» производительностью 2 куб.м воздуха в минуту при давлении в 3 атм. и звукового аппарата  марки «ВС», излучавшего звук с частотой 336 гц. Излучение звука было направлено  на запад. Характеристика сигнала: звук 3,5 сек + тишина 27,5 сек – период 31 сек. При установке новой сирены были использованы воздушные и водяные резервуары японской сирены.

           Извещением мореплавателям № 69 от  9 марта 1954 года сообщалось об изменении характеристики огня маяка Ламанон. При сохранении прежней японской оптической системы, которая используется до сих пор, огонь стал белым проблесковым: свет 0,5 сек + темнота 9,5 сек – период 10 сек. Дальность видимости огня маяка увеличили до 17 миль (более 31 км).

           В декабре 1960 года в 31 метре к западу от маяка был установлен резервный огонь маяка  с той же характеристикой, что и основной, но с дальностью видимости всего 10 миль (более 18 км) – светооптический аппарат марки ЭМ-300 на деревянной пирамиде высотой 2,60 м.

           В 1964 и 1965 годах 636 Военно – морское строительство (636 ВМС, в/ч 72010) Дальвоенморстроя выполнило под руководством майора – инженера В.С.Шевелёва и прораба Бастрикова реконструкцию маяка на сумму 256 100 рублей. Были произведены:

- капитальный ремонт башни маяка с установкой электрического механизма вращения оптической системы. Маяк стал светить белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темнота 19 сек – период 20 сек и с дальностью видимости огня 22 мили (более 40 км),

- перестройка здания радиомаяка в маячно – техническое здание для установки наутофона марки LIEJ-300 (Швеция) и радиомаяка марки КРМ-100,

- переоборудование здания сирены под отопительную котельную и баню,

- перепланировка жилых домов с устройством центрального водяного отопления, водопровода, канализации, вентиляции и электроосвещения,

- прокладка самотёчного водопровода,

- устройство канализации со сбросом в море,

- ремонт складов,

- прокладка дренажа.

           Извещением мореплавателям № 237 часть 1 от 6 июня 1964 года сообщалось об упразднении сирены, а Извещением мореплавателям      № 99  часть 1 от 7 апреля 1966 года – об установке и открытии действия наутофона. Его излучатели установили в 42 метрах к юго – западу от маяка. Ныне наутофон, выработавший свой ресурс,  упразднён.

           Радиомаяк марки КРМ-100 был введён в действие 1 апреля 1966 года. В 4 квартале 1987 года – через 21 год – он был заменён на радиомаяк марки КРМ-300, который работает до сих пор.

           Электропитание маяка осуществляется автономно от дизель – электрических агрегатов. Для хранения запасов дизельного топлива был построен склад.

           Начальниками маяка были: в 1952 году – Судаков, в 1966 году – Гудков, в 1980 году – Гоменюк.

           С 1945 года маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

03.04.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида