Ларионовский маяк
Ларионовский маяк

Маяк Ларионовский

 

           Маяк Ларионовский был установлен на мысе Ларионова острова Русский, который является юго – западным мысом западного входа в пролив Босфор Восточный из Амурского залива.

           Географические координаты маяка: широта 43  04, долгота 131 50.

           Мыс Ларионова был описан в 1862 году экспедицией под командованием подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876) и тогда же назван именем штабс – капитана корпуса флотских штурманов Сергея Ивановича Ларионова (1812 - ?), хорошо знакомого В.М.Бабкину по совместной длительной работе с 1841 по 1856 год по гидрографическим исследованиям Балтийского моря.

           Главный командир портов Восточного океана контр – адмирал Александр Васильевич Фельдгаузен (1832 - ?) в 1882 году представил в Морское министерство сметы на постройку двух маяков – Ларионовского и на Портовой кошке. Последний предназначался для входа на Владивостокский рейд. На оба маяка были ассигнованы деньги. Но главный командир портов сообщал, что в смете на строительство Ларионовского маяка не учтены дополнительные работы и просил на них обратить деньги, ассигнованные на маяк Портовая Кошка. Он также сообщал, что назначенная им комиссия признала излишним и не приносящим пользы предполагаемый маяк на Портовой кошке.

           Гидрографический департамент по согласованию со Строительным отделением Морского технического комитета и по докладу управляющему Морским министерством согласился с предложением главного командира портов, но отмену строительства маяка Портовая Кошка предложил ему обсудить с начальником отряда судов в Тихом океане контр – адмиралом Николаем Васильевичем Копытовым (1833 – 1901).

           Следует обратить внимание на существование одновременно двух наименований океана, что отразилось в названиях должностей: главный командир портов Восточного океана и начальник отряда судов в Тихом океане. 

           К постройке маяка на мысе Ларионова приступили в 1883 году с расчётом закончить работы осенью 1884 года. Было решено установить на маяке светооптический аппарат Френеля 4 разряда с белым секторным огнём и с красным лучом в 5 градусов для обеспечения прохода судов мимо кошки Токаревского. Этот аппарат был заказан в Париже у фирмы «Sotter, Lemonnier & Co» и доставлен во Владивосток через Одессу на пароходе Добровольного флота.

           Маяк Ларионовский был построен в установленный срок и открыл освещение 28 октября (9 ноября) 1884 года. Маяк освещал белым светом сектор в принятом тогда исчислении от NW 86  30  через  N до SO 86  30, что в нынешнем исчислении означает: от азимута 273,5 градуса до азимута 93,5 градуса. Маяк предостерегал мореплавателей от островка Уши на западе и от низменного мыса Поспелова на востоке. Сектор красного света был установлен от NO 73  30  до   NO 78  30, что в нынешнем исчислении означает сектор между азимутами 73,5 градуса и 78,5 градуса в направлении на кошку Токаревского. Красный сектор служил «… для минования этой кошки с восточной и южной стороны её».

           Маяк Ларионовский освещался керосиновой фитильной горелкой. Сила света огня была 800 свечей, дальность видимости огня маяка – 13 миль (24 км). Расход керосина на освещение маячного аппарата составлял 35 золотников (150 грамм) в час. В год расход керосина из-за разной длительность работы маяка в течении года был от 27 до 38 пудов (от 442 кг до 622 кг).

           Маяк Ларионовский представлял собой красную призматическую башню, встроенную в жилой дом. Маяк был установлен на высоте 48,5 м над уровнем моря. Огонь на башне маяка был установлен на высоте 11,3 м от поверхности земли и 59,8 м – над уровнем моря. При маяке были построены здания служб.

           Принимая во внимание, что маяк Ларионовский будет приносить пользу и зимой для едущих по льду в верховьях Амурского залива до тех пор, пока они не увидят Суйфунский (Речной) маяк, было установлено его освещение в течение всего года.

           На мысу, против маяка, предполагалось поставить колокол и артиллерийское орудие для туманных сигналов.

           В 1886 году была произведена топосъёмка территории маяка.

           Персонал маяка состоял из смотрителя и шести человек, как тогда говорили, вольнонаёмной прислуги, первоначально большей частью из китайцев. Старшему платили 25 рублей, остальным по 20 рублей в месяц.

           При маяке в качестве спасательных средств были шлюпка и санная лодка для спасательных работ зимой.

           В 1889 году во Владивосток было завезено5 паровых сирен, в том числе и для маяка Ларионовский. Но она на маяке так и не была установлена, хотя «Планом работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 год» предусматривались работы по перестройке и переосвещению маяка на сумму 19 509 рублей.

           В 1892 году предполагалось построить новый жилой каменный дом для прислуги маяка, приспособить существующий жилой дом для смотрителя, построить каменное здание и колодец для сирены, отремонтировать службы и забор. Но до мая при порте не было свободных инженеров, а по их прибытии посчитали более необходимым отремонтировать ближайшие маяки и закончить работы по установке и открытию действия паровых сирен при маяках Поворотный и Скрыплёвский. И только с весны 1894 года приступить к работам по перестройке маяка Ларионовский.

           С 1892 года маяк стали освещать уже не круглый год, а только с конца марта – начала апреля до начала декабря в зависимости от срока ледостава.

           В 1893 году на маяке был установлен колокол.

           В 1894 году произвели только текущий ремонт маяка, к основным работам по перестройке не приступили и посчитали, что их должен будет выполнить к 1897 году инженер – подполковник Леопольд – выдающийся строитель дальневосточных маяков.

           Однако в последующие годы перестройка маяка выполнена не была. Производился ежегодно текущий ремонт. В 1908 году был выполнен капитальный ремонт маяка.

           Смотрителями маяка Ларионовский были: в 1901 году – «отставной писарь Лука Коновалов», а в 1902 и 1903 годах – «не имеющий чина Виноградов».

           В 1904 году и до 20 октября 1905 года маяк не работал из-за военных действий.

           В 1907 году с маяком была установлена телефонная связь.

           В 1913 году маяк Ларионовский был упразднён с вводом в действие маяка Токаревского.

           В 1914 году на разборку маяка Ларионовский израсходовали 250 рублей.

           Маяк Ларионовский действовал 29 лет.

 

Ю.Шухин

 

19.06.2015

          

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида