Курбатова маяк

Маяк Курбатова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Курбатова 2 класса установлен в 3,5 кабельтова – 650 м к SSW от мыса Курбатова – северной оконечности острова Шумшу – самого северного острова Большой Курильской гряды.

           Маяк Курбатова находится на территории Северо-Курильского района Сахалинской области.

           Расстояние от маяка Курбатова до маяка Лопатка на южной оконечности Камчатки 7,25 мили – 13,40 км, до маяка Чубуйный – 12 миль – 22 км, до посёлка Байково – единственного населённого пункта на острове Шумшу, расположенного в юго-западной его части, напрямую 13,5 мили – 25 км, по морю более 40 км.

           Географические координаты маяка Курбатова:

широта 50° 51,90' N , долгота 156° 28,72' Е.

           Штатный номер маяка Курбатова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2560. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8041.

           Маяк Курбатова предназначен для обеспечения мореплавания в Первом Курильском проливе и на подходах к нему. 

           Маяк Курбатова установлен на вершине холма, склон которого образует мыс Курбатова. Холм жёлто – бурого цвета, поросший травой, местами обрывистый.

           Маяк Курбатова установлен на расстоянии 500 м от береговой черты, на высоте 48,35 м над уровнем моря.

           Маяк на северной оконечности острова Шумшу Япония, которая тогда владела этим островом, начала строить в 1937 году. Как пишет И.А.Самарин в книге «Маяки Сахалина и Курильских островов», маяк был нужен японцам для обеспечения плавания их промысловых судов после заключения в 1928 году между СССР и Японией Рыболовной Конвенции, которой предусматривалось создание в Первом Курильском проливе рыбо- и краболовного конвенционного участка. СССР ещё в феврале 1933 года установил маяк на мысе Лопатка – южной оконечности Камчатки – с дальностью видимости огня 14 миль – 26 км.

           В 1937 году было объявлено об установке маяка Кокутан на острове Симусю (в русской транскрипции того времени) в качестве несветящего дневного навигационного ориентира.

           В 1938 году было объявлено об открытии действия маяка Кокутан на мысе Кокутан на острове Шумшу. Это была белая цилиндрическая железобетонная башня с фонарным сооружением высотой 14,90 м. Белый проблесковый огонь имел дальность видимости 21 милю – 39 км. Это улучшило обеспечение мореплавания в Первом Курильском проливе на государственной границе между СССР и Японией.

           В 1939 году при маяке Кокутан была установлена и открыла действие сирена. Для  неё было построено железобетонное здание размером в плане 12,00 х 6,00 м, с высотой помещения 3,00 м, толщиной стен 20 см. Крыша совмещённая односкатная. Сигнал сирены длительностью 4 сек повторялся через 20 сек.

           Маяк и сирена действовали с 1 апреля по 31 октября.

           Маячный городок к началу войны оказался недостроенным. Все силы японцев были сосредоточены на строительстве фортификационных объектов для обороны острова. Кроме маяка и здания сирены японцы успели построить не до конца только служебное здание, комплексное здание с жилыми помещениями, часть крытого перехода между зданиями маяка, колодец с помещением над ним и резервуар для воды – все из монолитного железобетона. Крытые переходы должны были иметь по проекту общую длину 81,00 м. Было построено только 25,50 м этих переходов. Были построены фундаменты ещё для трёх зданий.

           Боевые действия с 18 по 23 августа 1945 года, когда силами кораблей и войск Тихоокеанского флота был осуществлён десант и штурм острова Шумшу с целью его освобождения от японцев, привели к разрушению маяка Кокутан. Десант высаживался на севере острова Шумшу в основном между мысом Кокутан – ныне мыс Курбатова и мысом Котомари – ныне мыс Почтарёва. Холм из скальных пород, на котором был установлен маяк, являлся одной из немногих господствующих высот в районе высадки десанта. Японцы в этом холме построили несколько железобетонных долговременных укрытий  для артиллерийских орудий и пулемётов, которые наносили серьёзный урон десанту. Поэтому ответный огонь артиллерии кораблей флота и береговой батареи на мысе Лопатка был сосредоточен и на этом холме.

           И.А.Самарин в упомянутой выше книге пишет: «…18 августа 1945 года началась десантная операция на северо – западном побережье острова Шумшу. От огня сторожевого корабля «Киров»  и минного заградителя «Охотск», обстреливавших район маяка, быстро загорелось маячное здание. Но расположенный рядом двухамбразурный орудийный дот вёл огонь по десанту до конца дня. Горевшее маячное здание было ориентиром десантникам в тумане».                                                                                     

           19 августа утром стало известно, что Япония капитулировала и парламентёры 91 пехотной дивизии, оборонявшей остров, сообщили о прекращении боевых действий в 16.00. И.А.Самарин в упомянутой выше книге указывает, что в «Журнале боевых действий» записано: «…в течение первой половины дня 20 августа ввиду того, что в глубине железобетонной башни маяка была подслушана работа подземной рации и в то же время японские самолёты, нарушая перемирие бомбили берег, суда в проливе и КП штаба дивизии был санкционирован подрыв башни маяка».

           В интернете есть фотография маяка Кокутан с бойцами Красной армии на его фоне. Маяк стоит, но имеет повреждения, не позволяющие его использовать. Возможно, он был взорван как объект, представляющий опасность из-за его возможного самопроизвольного обрушения.

           После завершения войны уже 23 ноября 1945 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке на мысе Кокутан, навигационного огня Кокутан, имевшего характеристику: огонь белый проблесковый, свет 0,5 сек + темнота 2,5 сек – период 3 сек.  Дальность видимости огня 10 миль – 18,5 км. Фонарь марки Ф-200 был установлен на высоте 4,00 м, вероятно, на крыше одного из сохранившихся зданий.

           Новое название мысу было дано по предложению участников Курильской научно – исследовательской экспедиции 1946 года, направленной от имени Русского географического острова, «в честь воина Советской Армии Курбатова, проявившего беззаветную храбрость в боях за освобождение Курильских островов в августе 1945 года». 

           Среди многочисленных сообщений в интернете о десанте на остров Шумшу, только в одном упоминается Курбатов, майор, участник десанта, командир взрывников, осуществлявших ликвидацию японских укреплений в районе мыса Кокутан.

           В 1954 году было начато строительство маяка Курбатова силами войсковой части 42847 Строительного управления Тихоокеанского флота под руководством главного инженера части инженер-капитана Орловского и начальника участка инженер-лейтенанта Шапиро.

           2 декабря 1954 года был принят в эксплуатацию 2-квартирный жилой дом из шлакоблоков. Его размер в плане 18,40 х 8,80 м, высота помещений 2,85 м. В каждой квартире общей площадью 55,00 кв.м и жилой площадью 35,00 кв.м по 3 жилые комнаты, кухня, люфт-клозет с выгребом. Печное отопление, электрическое освещение.

           18 октября 1955 года были введены в эксплуатацию баня, склад ГСМ в таре и конюшня с сараем.

           26 октября 1956 года уже новым начальником участка капитаном Калмыковым были сданы в эксплуатацию маячная башня с фонарным сооружением, маячно-техническое здание, 2 мачты-опоры  Т-образной антенны радиомаяка и вышка излучателей наутофона.

           26 ноября 1956 года Извещением мореплавателям было объявлено об открытии действия маяка Курбатова, радиомаяка Курбатова и наутофона при маяке Курбатова.

           Маяк состоит из трёх основных частей: башни, фонарного сооружения и светооптического аппарата.

           Башня маяка Курбатова красная 8-гранная, призматическая, железобетонная высотой 10,00 м. Башня опирается на железобетонный монолитный фундамент, имеющий в плане размер 6,50 х 6,50 м и заглубленный на 1,50 м. В плане башня имеет размер 4,00 х 4,00 м, толщину стен 20 см. Внутри башни установлена винтовая стальная лестница с одной промежуточной площадкой. Лестница ведёт в подфонарное помещение, расположенное в верхней части башни и имеющее высоту 3,00 м. Из подфонарного помещения через люк поднимаются в фонарное сооружение. В стенах подфонарного помещения установлены два круглых корабельных иллюминатора для освещения этого помещения днём. Для освещения помещения с винтовой лестницей установлены ещё два таких же иллюминатора.

           На верхней площадке башни было установлено 12-гранное фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-8 (12-ФС-2840), разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Его высота 5,55 м. Высота маяка от основания до верха  фонарного сооружения была 15,55 м.  Фонарное сооружение имело        3-ярусное штормовое остекление высотой 1,60 м из 36 плоских прямоугольных стёкол толщиной 10 мм. Вес сооружения – 5 тонн. С фонарным сооружением предприятие - изготовитель поставило стальные перила ограждения верхней площадки высотой 1400 мм.

           В фонарном сооружении была установлена цилиндрическая поясная линза марки Л-500, состоявшая из 11 диоптрических элементов. Её диаметр был 585 мм, высота 515 мм. Источником света была маячная лампа мощностью 500 вт и силой света 980 свечей. Эффективная сила света линзы была уже 18 900 свечей. Маяк светил красным огнём, для чего был установлен красный светофильтр. Дальность видимости огня маяка была 16 миль – 30 км. Огонь был проблесковый  - свет 3 сек + темнота 4,5 сек – период 7,5 сек.

           На верхней площадке был установлен резервный ацетиленовый фонарь марки АМ-500 с тремя пирофилитовыми горелками. Он светил также красным проблесковым огнём, но свет 2 сек + темнота 5,5 сек – период 7,5 сек. Его дальность видимости была 10 миль – 18 км. Для его работы были установлены 3 баллона марки В-40 с ацетиленом, что обеспечивало 876 часов работы резервного огня.

           Маячно – техническое здание построено по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному ГПИ № 1, главный инженер проекта    Голубев. Здание имеет размер в плане 17,62 х 17,62 м и общую площадь 276 кв.м, высота помещений 3,00 м. Стены толщиной 49 см из шлакоблоков. Крыша совмещённая. В здании были установлены радиомаяк, радиостанции, аппаратура наутофона и 3 дизель-электрические агрегата мощностью по 10 квт. Первоначально здание отапливалось тремя дровяными печами. В 1967 году при реконструкции маяка в здании были установлены 3 водогрейных отопительных котла марки ВНИИСТО для отопления этого здания и жилых домов.

           26 ноября 1956 года одновременно с объявлением об открытии действия маяка было объявлено о начале работы радиомаяка. Был установлен аппарат кругового излучения марки КРМ-50. Он имел дальность действия 75 миль – 139 км, работал первоначально на частоте 309,5 кгц, а затем – 309,1 кгц, с длиной волны первоначально 969 м, а затем 970 м. Опознавательный сигнал по азбуке Морзе был сначала «РБ», но вскоре был заменён на «РК». Радиомаяк работал в группе с радиомаяками Лопатка и  Большерецкий. В 1957 году радиомаяк КРМ-50 был заменён на радиомаяк марки КРМ-250, который работал в течение 17 лет до 1974 года.

           Для электропитания маяка и радиомаяка были установлены две аккумуляторные батареи типа С-8, состоявшие из 58 банок каждая емкостью по 288 ампер-часов, напряжение 110 вольт.

           Для подвески Т-образной антенны радиомаяка   были установлены две стальные мачты-опоры типа МСТ высотой 25 и 30 метров.

           26 ноября 1956 года был введён в действие и наутофон марки  3Р/5-52. Его аппаратура была установлена в маячно-техническом здании, а излучатели – на стальной вышке высотой 7,45 м, установленной в расстоянии 120 м к северу от маяка. Сигнал наутофона: звук 7 сек + тишина 5 сек + звук 1 сек + тишина 17 сек – период 30 сек. В 1968 году он был заменён на наутофон марки LIEJ-300. Была заменена и вышка для излучателей на другую, высотой 7,70 м, так же стальную, но усиленной конструкции.

           В сентябре 1968 года линза Л-500 была заменена светооптическим аппаратом марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт, который работает до сих пор в течении уже 48 лет. Характер огня маяка не изменился.

           В 1972 году в результате замены было установлено новое фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр       ТР-56/2, разработанному ГПИ № 1 ВМФ. Это цилиндрическое сооружение имеет выпуклые штормовые стёкла. Остекление двухъярусное высотой 1600 мм состоит из 24 штормовых стёкол толщиной 10 мм. Высота фонарного сооружения 3,26 м. Высота маяка уменьшилась до 13,26 м. Диаметр сооружения 2,90 м. На время ведения работ по замене в течении 102 суток маяк светил резервным огнём. Это фонарное сооружение стоит до сих пор в течение уже 44 лет.

           В 1974 году был в порядке замены установлен радиомаяк КРМ-100, который работал до 1991 года – 17 лет, когда был заменён на радиомаяк марки КРМ-300, работающий до сих пор в течении уже 25 лет.

           В 1974 году было начато строительство, а 2 декабря 1975 года его завершили и ввели  в эксплуатацию 4-квартирный жилой дом. Работы выполняла экспедиционная строительная организация войсковая часть 34363 (635 ВМС) Дальвоенморстроя под руководством майора-инженера В.И.Самоныкина и вольнонаёмного специалиста В.И.Спинко. Дом построен из шлакоблоков, с совмещённой крышей. Он имеет размер в плане 20,60 х 9,50 м, высота помещений 2,60 м. В доме две 2-комнатные и две 1-комнатные квартиры с кухнями и холодными люфт-клозетами с выгребными ямами. Общая площадь дома 157 кв.м, жилая площадь 76 кв.м. Электрическое освещение, привозная вода и центральное отопление.

           В 1972 году штормовым ветром были выдавлены стёкла в фонарном сооружении и маяк 21 сутки работал резервным огнём, пока не было восстановлено остекление. То же повторилось в 2003 году.

           В 1993 году был упразднён наутофон, проработавший 25 лет.

           На маяке тяжёлые условия жизни и работы. Воду на маяк нужно привозить и собирать дождевую воду с крыш. При сильном ветре, который здесь бывает часто, переход из жилых домов на маяк и в маячно-техническое здание затруднён. Почин японских руководителей маячной службы, предусмотревших крытые переходы, отечественных руководителей не вдохновил. Доставка людей и грузов, в том числе дизельного топлива, на маяк возможна только морем. Разгрузка судов – рейдовая при тихой погоде, которая здесь бывает редко. Место высадки с плавсредств на берег находится на расстоянии  около 1 км от маяка. Груз необходимо ещё поднять  на высоту 45 метров..

           Башня и здания маяка вследствие длительной эксплуатации в экстремальных условиях северного морского побережья без надлежащего своевременного ремонта находятся в неудовлетворительном состоянии.

           Начальниками маяка Курбатова были: в 1960 году П.М.Певнев, в 1981 году – Кузьменко.

           26 ноября 2016 года маяку Курбатова исполняется  60 лет.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин

 

17 июня 2016 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида