Крутогорова маяк

Маяк Крутогорова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Крутогорова 3 класса установлен на правом, северном берегу устья реки Половинная на западном побережье Камчатки, Охотское море.

           Маяк получил наименование по названию более мощной реки Крутогорова, которая 100 лет тому назад называлась Крутогоровая, впадающей в общую с рекой Половинной лагуну.

           Географические координаты маяка Крутогорова:

широта  55°  05,3' N ,  долгота  155°  35,4' E.

           Маяк Крутогорова находится на территории Соболевского района Камчатского края.

           Штатный номер маяка Крутогорова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года № 2646. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней № М 8030.

           Ближайший к северу от маяка Крутогорова автоматический маяк Ича находится в расстоянии 30,5 мили – 56,5 км. Ближайший к югу – автоматический маяк Кихчик находится в расстоянии 100 миль – 185 км. Это расстояние столь велико из-за упразднения в недавнем прошлом светящих навигационных знаков  Воровской и Кировский.

           Маяк Крутогорова расположен в расстоянии 2,7 мили – 5 км от устья реки Крутогорова и 7 км от ближайшего населённого пункта посёлка Крутогоровский с погрузочно – разгрузочным участком, который расположен на левом, южном берегу реки. Для проезда туда с маяка нет ни дорог, на двух мостов. Добраться можно только зимой.

           Маяк Крутогорова предназначен для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Камчатки и на подходе к погрузочно – разгрузочному участку в посёлке Крутогоровский.

           Маяк расположен на расстоянии 350 м от береговой черты и в 30 м – от берегового обрыва, на высоте 48,7 м над уровнем моря.

            Маяк Крутогорова установлен в  таком месте, где до этого ни маяки, ни навигационные знаки не ставили, хотя в устье реки Крутогорова издавна было селение рыбаков и охотников. Местные жители – этельмены называли эту реку Тылуса (С.П.Крашенинников, 1755 год). Название реки Крутогоровая было дано переселившимися сюда русскими в конце XVII -  начале XVIII веков. Происхождение этого названия не установлено. В XX веке река стала носить название река Крутогорова.

           В районе устья реки Крутогорова  - месте важном для мореплавателей в связи с необходимостью знать вход в лагуну между песчано – галечниковыми косами и из неё – в устье реки впервые несветящий навигационный знак был установлен Гидрографической экспедицией Восточного океана под руководством генерал-майора М.Е.Жданко в 1907 году в расстоянии 1,14 мили – 2,1 км к югу от устья реки Крутогоровой – как её тогда называли. Это была деревянная неокрашенная призматическая башня высотой 11,75 м. Она была установлена на высоте 5,30 м над уровнем моря. Башня простояла до 1927 года – 20 лет и разрушилась.

           В 1937 году у рыбоконсервного завода № 17 в расстоянии 17,6 км опять же к югу от устья реки Крутогорова был установлен уже светящий навигационный знак Крутогоровский. Он был установлен в расстоянии 100 м от береговой черты на высоте 20 м над уровнем моря. Знак представлял собой 3-гранную деревянную решетчатую не обшитую досками, не окрашенную пирамидальную башню высотой 13,0 м. Знак был оборудован светооптическим аппаратом марки Ф-300. Его белый проблесковый огонь – свет 0,5 сек + темнота 35 сек – период 4 сек имел дальность видимости 7,5 миль – 14,0 км. Знак светил в период навигации.

           2 декабря 1955 года был принят в эксплуатацию светящий навигационный знак Крутогоровский. О вводе в действие этого знака Извещение мореплавателям объявило раньше – ещё 9 августа   того же года. Знак был построен войсковой частью 42817 Дальвоенморстроя под руководством главного инженера этой организации  капитана Орловского. Стальная решетчатая 4-гранная призматическая башня высотой 12,0 м с прямоугольным дощатым щитом была построена по проекту шифр 550р, разработанному ГПИ Ленпректстальконструкция. Знак был установлен в расстоянии 75 м от береговой черты и 215 м от прежнего знака на высоте 10,0 м над уровнем моря. Ранее построенный знак был оставлен «в качестве дневного навигационного ориентира». Новый знак был оборудован фонарём марки ЭМ-200 красный проблесковый огонь которого – свет 0,3 сек + темнота 4,7 сек – период 5 сек имел дальность видимости 8 миль – 15 км. Знак разрушился в 1989 году простояв 34 года.

           Маяк Крутогорова установлен на 12,4 мили – 23 км к северу от знака Крутогоровский.

           Проект маячного городка, не связанного с ранее выполненными постройками, был разработан Военморпроектом № 32 (в/ч 34232) в г.Петропавловске-Камчатском в 1963 – 1964 годах с использованием типовых проектов специальных маячных и общевойсковых  сооружений и зданий, разработанных проектными организациями Минобороны СССР и Госстроя СССР.

           Строительство маяка было развёрнуто экспедиционным способом в июне 1964 года силами войсковой части 34363 (635 ВМС) Дальвоенморстроя под руководством майора-инженера Башкетова и капитана-инженера В.М.Савкова. В течение первого года строительства было произведено обустройство строителей и заложены фундаменты основных объектов: маячно-технического здания, 4-квартирного жилого дома, складов маячного имущества и ГСМ. В январе 1964 года Кронштадтский морской завод (КМОЛЗ) через Владивостокский порт отправил изготовленные им конструкции сборной чугунной башни и фонарного сооружения, которые были доставлены к месту назначения в 1965 году. Для доставки конструкций и строительных материалов подрядчик фрахтовал транспортные суда Минморфлота СССР.

           В 1965 году под башню маяка был заложен монолитный железобетонный фундамент объёмом 265 куб.м, на 80% - 90% были выполнены работы по строительству маячно-технического здания, 4-квартирного жилого дома, бани, складов, конюшни и установлены заглубленные стальные цистерны склада дизельного топлива. В Петропавловск-Камчатский были доставлены маячный светооптический аппарат марки ЭМВ-3 и радиомаяк марки КРМ-100.

           В 1966 году все основные строительные работы были выполнены. В декабре на маяк прибыли специалисты по монтажу оборудования и буровая партия для устройства водозаборной скважины. 14 ноября 1966 года временным Извещением мореплавателям было объявлено об установке в качестве несветящего навигационного знака неосвещённой круглой красной башни маяка на правом берегу устья реки Половинная.

           30 сентября 1967 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию комплекс объектов маяка Крутогорова.

           20 октября 1967 года Извещением мореплавателям было объявлено о начале действия маяка и радиомаяка Крутогорова.

           Финансирование строительства маяка Крутогорова осуществлялось по фактическим затратам в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1949 года. Общая стоимость строительства маяка – 838,0 тыс.рублей.

           Маяк Крутогорова – это цилиндрическая башня из чугунных тюбингов высотой 29,50 м с установленным на её верхней площадке фонарным сооружением высотой 4,81 м. Высота маяка – 34,31 м. В фонарном сооружении установлен светооптический аппарат марки ЭМВ-3.

           Башня имеет наружный диаметр 4,50 м и внутренний диаметр 4,22 м. Она собрана из 243 чугунных тюбингов. 8 тюбингов образуют кольцо высотой 1,00 м. Обычный рядовой тюбинг занимает дугу 45° и имеет длину по окружности 1767 мм. Ширина полки тюбинга 140 мм. Вес тюбинга 520 кг. Каждый  тюбинг крепится на 20  болтах диаметром 36 мм. Кроме обычных рядовых тюбингов есть тюбинги с отверстием для установки круглых корабельных иллюминаторов, карнизные тюбинги высотой 0,50 м и малые тюбинги для образования дверного проёма, имеющие длину в половину обычного тюбинга. Для обеспечения водонепроницаемости башни между тюбингами уложили свинцовые прокладки толщиной 2 мм и швы расчеканили. На верхней площадке установлено ограждение высотой 1,05 м из чугунного литья. Верхняя площадка покрыта рифлёной листовой сталью.

           Верхняя половина башни чёрная, нижняя половина башни и фонарное сооружение белые.

           Башня построена по типовому проекту шифр ТГ-106, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Начальник института Норовский, главный инженер института С.Маречкин, главный инженер проекта Голубев, проектировал Спивак.

           На башне было установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТР-56/2, разработанному тем же ГПИ № 1 ВМФ в 1958 году. Главный инженер   проекта А.А.Плотницкий, проектировал Яковлев. Фонарное сооружение цилиндрическое диаметром 2,90 м с прямоугольными выпуклыми штормовыми стёклами толщиной 10 мм. Остекление двухъярусное высотой 1,60 м. В каждом ярусе установлено по 12 стёкол.

           В фонарном сооружении установлен светооптический аппарат марки ЭМВ-3 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Дальность видимости белого группопроблескового огня 23 мили – 42,5 км. На верхней площадке установлен также резервный фонарь марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Дальность видимости его огня 9 миль – 16,5 км.

           Маячно – техническое здание, в котором размещено специальное навигационное и энергетическое оборудование маяка построено по типовому проекту шифр ТР-44/60 из шлакоблоков. Проект был разработан тем же ГПИ № 1 ВМФ в 1960 году. Главный инженер проекта А.А.Плотницкий, проектировали Марголин, Сафонов и Глясс. Здание имеет размер в плане 12,78 х 10,00 м. Высота помещений 3,00 м. Толщина стен 59 см. Крыша совмещённая.

           В маячно – техническом здании в расстоянии 50 м от маяка был установлен радиомаяк   марки КРМ-100 Он работал непрерывно на частоте 297,5 кгц с длиной волны 1008 м, имел дальность действия днём 150 миль – 278 км, ночью – 80 миль – 148 км. Его опознавательный сигнал по азбуке Морзе был «КГ». В феврале 1989 года был установлен новый радиомаяк марки КРМ-300, действующий и сейчас с той же характеристикой в группе из 6 радиомаяков. Для работы радиомаяка рядом со зданием для подвески его Т-образной антенны установлены 2 стальные мачты – опоры марки МСТ-30 высотой по 30 м.

           Так как береговых электросетей в районе маяка нет, в маячно – техническом здании для автономного электропитания всех потребителей маяка были установлены 3 дизель – электрических агрегата марки ДГ-12 мощностью по 12 квт.  В здании также были установлены 3 водогрейных отопительных котла марки ВНИИСТО, работающих на угле,  для отопления самого здания и жилого дома.

           Для персонала маяка построен 4-квартирный одноэтажный жилой дом со стенами из шлакоблоков толщиной 59 см. Размер здания в плане 15,18 х 12,78 м. Высота помещений 2,50 м. Крыша совмещённая. В доме 3 однокомнатные квартиры и одна двухкомнатная. Все квартиры с индивидуальными кухнями и совмещёнными санузлами. Здание имеет центральное отопление, водопровод и канализацию. На кухнях установлены дровяные плиты. Жилая площадь дома 92,0 кв.м, общая площадь 158,0 кв.м.

           Для подъёма грузов с разгрузочной площадки на берегу в маячный городок на высоту 48 метров был построен подъёмник – узкоколейная железная дорога протяжённостью 170 метров с лебёдкой, установленной в будке.

           Для водоснабжения маячного городка в расстоянии около 100 м от него была пробурена водозаборная скважина  глубиной 70 метров, над скважиной построена насосная станция и от неё проложен водопровод к маячно – техническому зданию и жилому дому.

           Канализационные стоки от жилого дома и маячно - технического здания собираются в септик и после отстоя сливаются на рельеф.

           Для обеспечения работы маяка были построены флагшток высотой 11 метров, склад маячного имущества, склад ГСМ в таре, склад дизельного топлива в составе трёх стальных цистерн общей ёмкостью 45 куб.м, гараж для трактора, пожарный водоём, конюшня с коровником, хозяйственный сарай на  4 секции, сарай для угля. Протяжённость кабельной электросети 323 м, водопровода 170 м, канализации 120 м, теплосети 30 м.

           Связь с маяком осуществляется только с помощью радиостанций.

           Для хозяйственных работ есть трактор и автомашина.

           Территория  маячного городка имеет ограждение разной конструкции общей протяжённостью  600 метров.

           Начальником маяка в 1968 году был Гордеев, в 1979 году – В.Милов.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы ТОФ.

 

Ю.Шухин

 

8 июня 2016 года

                 

          

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида