Кроноцкий маяк

Кроноцкий маяк

 

Историко – техническая справка

 

           Кроноцкий маяк установлен на Кроноцком полуострове в расстоянии 1,1 мили – 2 км к юго-западу от мыса Кроноцкий, на берегу  устья впадающего в Тихий океан безымянного ручья. Кроноцкий полуостров разделяет Кроноцкий и Камчатский заливы Тихого океана.

           Маяк получил наименование по названию мыса, вблизи которого он установлен. Полуостров, мыс и залив получили свои названия по названию реки Кроноцкая, впадающей в залив. «Справочник по истории географических названий на побережье СССР» издания 1976 года Главного управления навигации и океанографии  Минобороны СССР следующим образом определяет происхождение этих названий. «Река Кроноцкая открыта русскими землепроходцами в конце XVII -  начале XVIII веков. На картах начала XVIII века она значилась как «река Кроноки» или «река Кронок». Но уже в начале 40-х годов  - «река Кроноцкая. Местное название реки, как сообщает С.П.Крашенинников (1755 год), «Крода-кыг» - Лиственишная, которая выпала из великого озера». В.Воскобойников (1965 год) предполагает, что «современное название реки  происходит от ительменского «Крогадыч», а то - от слова «кром» - лиственница, которое с приходом русских постепенно изменялось, принимая форму наиболее близкую по звучанию к русской речи».

           Кроноцкий маяк расположен на территории Елизовского района Камчатского края и, в то же время, на территории Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника, основанного в 1934 году.

           Кроноцкий маяк предназначен для обеспечения мореплавания у восточного берега Камчатки.

           Географические координаты Кроноцкого маяка:

широта 54°  44,7' N, долгота 162°  06,4' E.

           Штатный номер Кроноцкого маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 3400. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8102.

           Ближайшие маяки с постоянным персоналом: к югу – маяк Шипунский находится от Кроноцкого маяка на расстоянии 123 мили – 228 км, к северу – маяк Африка – на расстоянии 94 мили – 174 км. Ближайший автоматический светящий навигационный знак Заповедный расположен  на оконечности мыса Кроноцкий на  расстоянии 1,1 мили – 2 км. Ближайший порт   Усть – Камчатск находится от маяка на расстоянии 93 мили – 172 км.

           Кроноцкий маяк имеет высоту 14,81 м. Он установлен на расстоянии 130 метров от береговой   черты, на высоте 40,8 метра над уровнем моря.

           Необходимость установки навигационного ориентира на далеко выдающемся в Тихий океан Кроноцком мысе была осознана мореплавателями давно. Впервые об установке на оконечности Кроноцкого мыса светящего навигационного знака было объявлено в Извещении мореплавателям в ноябре 1937 года. Это была железная 4-гранная решетчатая пирамидальная башня высотой 7,00 м. Знак светил белым проблесковым огнём – 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 5,6 мили – 10 км. Знак стоял на высоте 32,0 метра над уровнем моря. В 1939 году дальность видимости огня увеличили до 10 миль – 18,5 км.

           В 1943 году на месте, где теперь стоит Кроноцкий маяк, был построен и в 1944 году открыл действие Кроноцкий радиомаяк. Он обеспечивал морские перевозки по ленд-лизу из США и Канады в дальневосточные порты СССР. Были построены деревянные здание радиомаяка, 2 мачты-опоры антенны высотой по 25 м, жилой дом, баня, склад и 2 несветящих знака походного створа к месту выгрузки. Была также построена, вместо построенной ранее, новая стальная башня  высотой 5,0 м и светящий знак Кроноцкий с дальностью видимости огня 10 миль был переведён в разряд маяков.

           Развитие народного хозяйства и  мореплавания   у восточного берега Камчатки потребовало установки значительно более мощного зрительного средства навигационного оборудования. В 1960 году было развёрнуто строительство Кроноцкого маяка на месте действующего радиомаяка. Строительство маяка осуществляла экспедиционная строительная организация в/ч 34363 (635 ВМС) Дальвоенморстроя. Работами руководили инженер – капитаны Савинов и Лавров, старший техник - лейтенант Гузовский, инженер – лейтенант Кабанов, вольнонаёмный специалист Э.И.Луганский.

           Уже в 1960 году был принят в эксплуатацию склад маячного имущества, обеспечивавший сначала потребности строительства.

           В 1961 году были построены башня маяка и маячно – техническое здание, которые были переданы для выполнения монтажных работ.

           2 октября 1961 года были приняты в эксплуатацию склад ГСМ в таре, хозяйственный сарай, взлётно – посадочная площадка для вертолётов, дороги и объекты благоустройства.

           23 октября 1962 года были закончены все работы и приняты в эксплуатацию башня маяка, маячно – техническое здание, 4-квартирный жилой дом, баня, ледник – овощехранилище, колодец и другие объекты.

           Финансирование строительства маяка осуществлялось в соответствии с постановлением Совмина СССР 1949 года в размере фактически произведённых затрат. Стоимость строительства Кроноцкого маяка составила 271,8 тыс.рублей в ценах того времени.

           26 декабря 1962 года Извещением мореплавателям было  объявлено об установке действующего до сих пор обслуживаемого Кроноцкого маяка на мысе Кроноцкий в 1,1 мили – 2 км к юго-западу от его оконечности.

           Одновременно был реконструирован светящий навигационный знак Кроноцкий на оконечности мыса Кроноцкий. О его новом виде было объявлено в Извещении мореплавателям 21 июня 1961 года. В 1988 году Извещением мореплавателям было объявлено о переименовании его в «автоматический светящий навигационный знак Заповедный». Его штатный номер № 3405.

           Кроноцкий маяк представляет собой 8-гранную призматическую башню высотой 10,00 м. Стены башни  сложены из шлакобетонных блоков и имеют толщину 59 см. Размер башни в плане 5,00 х 5,00 м. Внутреннее помещение в башне имеет размер 3,80 х 3,80 м со срезанными углами. Для подъёма в подфонарное помещение внутри башни установлена маршевая лестница из бетонных  ступеней по стальным косоурам. На отметке +7,60 м внутри башни устроено подфонарное помещение, из которого в фонарное сооружение ведёт стальной наклонный трап. Башня имеет входной дверной проём высотой 2,10 м и шириной 1,00 м и 6 оконных проёмов для освещения помещений внутри башни высотой 96 см и шириной 64 см. Фундамент башни установлен на скальное основание. Верхняя площадка башни из монолитного железобетона. Башня имеет штатную наружную окраску – грани через одну окрашены в белый и чёрный цвет на всю высоту башни.

           Башня построена по типовому проекту шифр ТГ-108/60-2, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (ГПИ № 1 ВМФ) в г.Ленинграде в 1960 году. Проектировал башню З.Шимкин.

           Для размещения маячного светооптического аппарата на верхней площадке башни установлено фонарное сооружение, изготовленное Кронштадтским морским заводом (КМОЛЗ) в 1960 году по типовому проекту шифр ТР-56/2, разработанному тем же ГПИ № 1 ВМФ в 1958 году. Главный инженер проекта А.А.Плотницкий, проектировали А.М.Фёдоров и Никитина. Фонарное сооружение цилиндрическое диаметром 2900 мм и высотой до верха дефлектора 4810 мм. Штормовые стёкла прямоугольные выгнутые по диаметру фонарного сооружения толщиной 10 мм. Остекление двухъярусное высотой 1600 мм, в каждом ярусе по 12 стёкол.

           В фонарном сооружении был установлен светооптический аппарат марки ЭМВ-3, который работает до сих пор. Огонь маяка белый группо – проблесковый – в группе 3 проблеска с периодом 10 сек. Дальность видимости огня 20 миль – 37 км. В аппарате установлена электролампа мощностью 1 квт. Сила света лампы 1700 свечей, а эффективная сила света аппарата – 450 тыс.свечей. Маяк светит в секторе 156° от 67° до 223°. Остальная часть горизонта закрыта берегом. Аппарат был изготовлен в СССР в 1961 году. Оптическая система состоит из 6 линз, в каждой из которых 3 диоптрических и 14 катодиоптрических элементов. Фокусное расстояние 250 мм, диаметр системы 736 мм, её высота 780 мм. Оптическая система вращается и делает 3 оборота в минуту с помощью электромотора мощностью 50 вт, который делает 300 оборотов в минуту, и шестерёнчато – червячного редуктора.

           Для размещения дизель-электрической станции, аппаратуры управления маяка и радиомаяка было построено маячно – техническое здание по проекту шифр ТР-44/60, разработанному ГПИ № 1 ВМФ в 1960 году. Главный инженер института С.Маречкин, главный инженер проекта А.А.Плотницкий, проектировали Марголин, Сафонов, Глясс и А.Середнева. Здание одноэтажное, его размер в плане 12,38 х 9,58 м, общая площадь 95,5 кв.м, высота помещений 3,00 м. Стены из шлакобетонных блоков толщиной 59 см. Крыша совмещённая.

           В построенном в 1943 году деревянном здании в 1948 году был установлен радиомаяк марки РШР-200. В новом маячно – техническом здании в 1962 году был установлен радиомаяк марки КРМ-100. Для его Т-образной антенны рядом со зданием были установлены две стальные радиомачты типа МСТ высотой по 30 м. Расстояние между мачтами 60 м. Радиомаяк получил опознавательный сигнал «КО» по азбуке Морзе и рабочую частоту 291,5 кгц. Его дальность действия 150 миль – 278 км. Радиомаяк работал в группе из 6 радиомаяков восточного берега Камчатки. В 1988 году он был заменён радиомаяком марки КРМ-300. С 1999 года радиомаяк Кроноцкий не работает.

           Для автономного электропитания маяка, радиомаяка и маячного городка в маячно – техническом здании установлена дизель-электрическая станция, состоящая из трёх дизель-электрических генераторов марки ДГА-12 мощностью по 12 квт каждый. Для отопления здания в нём установлены 2 водогрейных угольных котла марки ВНИИСТО.

           Для персонала маяка был построен 4-квартирный жилой дом, в котором две 2-комнатные и две 1-комнатные квартиры. В каждой квартире кухня с дровяной плитой и отопительная печь. Общая площадь дома 110 кв.м, жилая площадь 78 кв.м. Стены дома из шлакобетонных блоков толщиной 59 см. Крыша совмещённая. Высота помещений 2,80 м.

           Воду сначала брали из колодца. В 1978 году хозяйственным способом за счёт средств текущего ремонта перегородили ручей, его ширина около 6 метров, плотиной, сделали водозабор и проложили 170 метров самотечного водопровода к раковинам жилого дома и маячно- технического здания.

           В 1977 году за счёт того же источника финансирования и тем же способом сделали перепланировку жилого дома. В трёх кухнях разобрали плиты и оставили одну общую плиту на «коммунальной» кухне. В освободившихся кухнях сделали жилые комнаты. Разобрали 2 отопительные печи. В доме сделали водяное отопление от дизель-электрических генераторов маячно-технического здания. От раковин в квартирах и здании сделали канализацию в виде дренажа. В одной из 2-комнатных квартир разобрали перегородку, устроили ленкомнату с камином и радиорубку. Между жилым домом и маячно-техническим зданием построили крытый деревянный остеклённый переход, в котором проложили теплотрассу  и установили для отопления дизель-электрический генератор.

           Баня и уборная с выгребом находятся вне жилого дома.

           Место выгрузки плавсредств расположено в непосредственной близости от маячного городка.

           Маяк находится на спланированной площадке на склоне холма выше маячного городка на 35 метров. Для подъёма к маяку устроена деревянная лестница длиной 63 м. Для перехода через ручей установлен деревянный пешеходный мостик длиной 8 м. В маячном городке есть пожарная стальная цистерна для запаса воды ёмкостью 25 куб.м, а также три стальные цистерны для дизельного топлива общей ёмкостью 80 куб.м.

           В результате землетрясения 7 декабря 1997 года в стенах башни маяка и жилого дома образовались трещины, которые были заделаны при ремонте.

           Одновременно со строительством маяка был построен новый светящий навигационный знак Кроноцкий, ныне – Заповедный. Знак был построен тем же коллективом, который строил маяк. Он был принят в эксплуатацию 30 сентября 1960 года. 21 июня 1961 года Извещением мореплавателям было объявлено о новом навигационном знаке, который действует и сейчас. Знак построен по проекту шифр 550р, разработанному ГПИ «Ленпроектстальконструкция». Знак представляет собой 4-гранную решетчатую призматическую стальную башню высотой 6,00 м. На гранях башни установлены прямоугольные дощатые щиты дневной видимости, которые сначала были красные, а теперь чёрные, с белой вертикальной полосой посредине. Знак установлен на осыпи у оконечности мыса Кроноцкий на высоте 30,5 м над уровнем моря на расстоянии 50 м от береговой черты. Первоначально на знаке был установлен ацетиленовый фонарь марки АМ-300, теперь стоит электрический марки ЭМ-300. Огонь знака белый проблесковый с дальностью видимости 9 миль – 16,5 км. Он виден в секторе от 0° до 230°. Действует с 30 июня по 30 ноября.

           Начальниками маяка были: в 1961 году – Ильенко, в 1962 году – Шевель, в 1981 году – Синицын.

           В 26 декабря 2017 году  Кроноцкому маяку исполнится 55 лет. В этом же году светящему навигационному знаку Заповедный, ранее – Кроноцкий, исполнится 80 лет.

           Маяк Кроноцкий и светящий навигационный знак Заповедный находятся в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.  

 

Ю.Шухин

8 июля 2016 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида