Кроличий маяк

 

 

Маяк Кроличий

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Кроличий 3 класса с постоянным обслуживающим персоналом установлен на юго – восточном берегу острова Кроличий в бухте Нарва, который отделён проливом шириной 1,5 кабельтова – около 300 м от западного берега бухты – полуострова Янковского. Эта бухта расположена в южной части северо – западного берега Амурского залива в заливе Петра Великого.

           Географические координаты маяка Кроличий:

широта 42° 58,10' N , долгота 131°  30,32' E.

           Штатный номер маяка Кроличий по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России»  - № 95. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7434.2.

           Башня маяка установлена на высоте 24,5 м над уровнем моря в расстоянии 30 м от береговой черты.

           Маяк Кроличий предназначен для обеспечения мореплавания в южной части Амурского залива.

           Остров Кроличий имеет сложную конфигурацию. Его длина около 400 м, ширина менее 100 м и наибольшая высота над уровнем моря 24,5 м – место, где установлен маяк. Остров порос кустарником. Северный и западный берега острова пологие и окаймлены песчано – гравийным пляжем, восточный и южный берег – скалистые и обрывистые. Грунт – трещиноватая разборная скала. Источника питьевой воды на острове нет. Вокруг острова на расстоянии до 200 м находятся каменные банки и рифы с глубинами менее 1,80 м.

           Остров Кроличий административно принадлежит Хасанскому району Приморского края. 

           На материковом западном берегу бухты Нарва – на полуострове Янковского по другую  сторону пролива в расстоянии около 500 м от маяка находится селение Безверхово.

           10 мая 1979 года Извещением мореплавателям было объявлено о переводе светящего навигационного знака Кроличий в разряд маяков, поэтому дальше предмет описания будет именоваться «маяк Кроличий».

           От маяка Кроличий до Владивостока морем напрямую расстояние около 20 миль – 37 км, а сухопутным путём – 166 км. До ближайшей железнодорожной станции (разъезда) Пожарский – 6 км.

           Район расположения маяка Кроличий имеет богатую историю, отразившуюся в названиях расположенных здесь географических объектов.

           Ранее полуостров, бухта и река, впадающая в бухту, носили китайское название Сидими. В 1877 году выдающийся исследователь Дальнего Востока и вольный шкипер Фридольф Карлович Гек (1837 – 1904) в устье реки основал село, получившее название Усть-Сидими или Сидими. В 1972 году, в пору замены китайских названий на русские, село получило название Безверхово в честь командира стрелковой бригады полковника Якова Петровича Безверхова. Бухта и река получили название Нарва.

           Остров стал называться Кроличьим  из-за устроенной на нём владельцем этого острова Юлием Ивановичем Бринером (1849 – 1920) фермы по разведению кроликов. Когда количество кроликов превысило 10 тыс. штук, они погибли от эпидемической болезни. Семья Ю.И. Бринера в 1931 году уехала в Китай. В память о нём западный входной мыс бухты Нарва, расположенный в расстоянии 0,95 мили – 1,75 км от маяка, назван  мыс Бринера.

           Противолежащий острову Кроличий полуостров Янковского, на котором расположено селение Безверхово, получил своё название также в 1972 году в память о естествоиспытателе и исследователе Дальнего Востока  Михаиле Ивановиче Янковском (1842 – 1912), который сначала арендовал, а потом приобрёл земельный участок на полуострове Сидими, где создал плантацию дикорастущего жень-шеня и разводил благородных пятнистых оленей. Семья М.И.Янковского в 1922 году уехала в Корею.

           Впервые об установке и открытии действия «освещаемого знака» на острове  Кроличий было объявлено в Извещении мореплавателям 26 октября 1935 года. Знак тогда располагался  в северо – западной части острова. Он представлял собой 4-гранную стальную решетчатую пирамидальную башню высотой 5,24 м, имевшую в основании размер в плане 1,00 х  0,68 м и по верху – 0,75 х 0,40 м. Знак был установлен в расстоянии 10 м от береговой черты на высоте 2,5 м над уровнем моря. На башне был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-300 с 30-литровой горелкой. Знак имел красный круговой огонь с 12-ю проблесками в минуту и дальностью видимости 4 мили  – 7,50 км.

           Знак был построен 7-ым Отдельным военно – строительным участком отдела инженерных войск Тихоокеанского флота, начальником которого был С.В.Суздалев, производством работ руководил Тихомиров.

           Кроме знака был построен деревянный каркасно – засыпной                1-квартирный жилой дом общей площадью 25 кв.м и уборная с выгребом. Из-за отсутствия источника питьевой воды на острове её маячники доставляли на шлюпке из расположенного на противоположном берегу пролива селения, носившем в то время название Сидими.

           В следующем, 1936 году на юго – восточном берегу острова была установлена деревянная рама с навесом, под которым был подвешен колокол весом 14 пудов – 229 кг, изготовленный в 1890 году на заводе Орлова в Петербурге. Об установке колокола было объявлено в Извещении мореплавателям 21 сентября 1936 года.

          В 1952 году были построены и  25 сентября 1952 года были приняты в эксплуатацию новая башня светящего  навигационного знака, 2-квартирный жилой дом, подземный стальной резервуар для питьевой воды и бутовый пожарный водоём на 11 куб.м. Они были построены 521-ым Отдельным строительным участком Строительного управления Тихоокеанского флота, начальником которого был инженер-капитан Металлов, а производителем работ на маяке – Забуга.           

           Находящаяся до сих пор в эксплуатации башня маяка высотой 8,00 м была построена по типовому проекту шифр ТГ-7, разработанному Центрвоенморпроектом, г.Ленинград в апреле 1950 года. Главный инженер ЦВМП инженер-подполковник Маречкин, главный инженер проекта Голубев, групповой инженер Довгаленко, проектировали Хабаров и Филиппов.

           Башня 4-гранная пирамидальная бутобетонная. Фундамент башни бутобетонный ленточный. Вокруг башни была устроена отмостка размером в плане 5,00 х 5,00 м.  Общий объём бутобетона на возведение башни – 73,0 куб.м.

           Нижняя часть наружной поверхности граней башни на высоту 3,66 м рустованная. Она отделена от расположенной выше гладкой поверхности молдингом (или промежуточным карнизом, средним поясом). Башня не имеет фонарного сооружения. Размер основания башни в плане 3,40 х 3,40 м, верхней части – 2,50 х 2,50 м. Внутреннее помещение башни имеет размер в плане 1,70 х 1,70 м. Толщина стен башни внизу 85 см, вверху – 40 см. Внутри башни на высоте 5,90 м установлена стальная площадка, подъём на которую по скоб-трапу. С площадки дверь ведёт на балкон, с которого наружный наклонный стальной трап позволяет подняться на верхнюю площадку. На площадке на подфонарном столике установлен маячный светооптический аппарат. Размер верхней площадки 3,00 х 3,00 м, огороженной перилами части – 2,30 х 2,30 м.

           На маяке первоначально был установлен ацетиленовый светооптический маячный аппарат марки АМ-500 (Ф-500) с цилиндрической линзой Л-500. Аппарат был изготовлен на заводе № 708 Минсудпрома СССР. Линза имела диаметр 500 мм, высоту 510 мм и фокусное расстояние 250 мм.

           О начале действия маяка Кроличий 13 октября 1952 года было объявлено в Извещении мореплавателям. Маяк светил по-прежнему красным проблесковым круговым огнём: свет 1 сек + темнота 4 сек – период 5 сек – 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня стала 8 миль – почти 15 км.

           Первоначально маяк освещали ацетиленом, а жилой дом керосином. Но в 1955 году впервые на Дальнем Востоке при маяке был установлен ветроэлектрический генератор марки ВДУ-3,5 мощностью 1 квт постоянного тока при напряжении 24 в с двумя буферными батареями марки 6-СТЭ-128 по 6 элементов. Генератор был соединён кабелем марки СБ 3х6+1х4 длиной 40 м с маяком и длиной 80 м с жилым домом. С 23 августа 1955 года маяк был переведён на электрическое освещение, о чём было объявлено в  Извещении мореплавателям. При переводе маяка Кроличий на электрическое освещение в светооптическом аппарате ацетиленовая горелка была заменена на электролампу мощностью 25 вт.  Существовавший ранее навигационный знак стал дублёром маяка.

           2-квартирный одноэтажный жилой дом, стены которого сложены из бута,    оштукатурен  и побелен известью. На углах сделаны русты. Дом имеет общую площадь 134 кв.м, размер в плане 16,80 х 11,70 м. Высота помещений 2,80 м. Толщина стен 90 см. Полы дощатые, чердачное перекрытие и двускатная крыша  деревянные. Кровля первоначально была из волнистой асбофанеры, теперь железная. Для проживания маячников используется одна 3-комнатная квартира. В другой такой же квартире размещены аппаратная, помещение бензоэлектрических генераторов и два складских помещения. В доме первоначально было две отопительные печи и две кухонные плиты. Рационализаторы приспособили кухонную плиту в квартире в качестве водогрейного отопительного котелка и сделали в доме центральное водяное отопление. Печи не используются. Освещение в доме первоначально было керосиновое, теперь электрическое. Питьевую воду раньше возили на шлюпке из селения Безверхово. Теперь её привозят на гидрографическом катере из Владивостока. В доме санузел не предусмотрен. Баня и уборная – отдельно стоящие здания в маячном городке.

           В 1958 году колокол перенесли на новое место. Деревянную раму для его подвески заменили на изготовленную из стального проката. Рядом с колоколом установили деревянную будку для звонаря размером 2,40 х 1,50 х 2,20 (h) м. Была механизирована работа колокола, для чего приспособили электрические первичные часы проблескового аппарата маяка марки МЭПА-75. Электропитание осуществлялось от аккумуляторных батарей   ветроэлектрогенератора.

           В 1963 году для улучшения надёжности электропитания маяка в дополнение к ветроэлектрогенератору установили два бензоэлектрических генератора.

           В октябре 1969 года вместо ветроэлектрического генератора марки ВЭ-5 установили автоматическую ветроэлектростанцию марки АВЭС-1-5.

           2 сентября 1970 года Извещением мореплавателям было объявлено о вводе в действие при маяке Кроличий в качестве туманной звукосигнальной установки ревуна, который давал звуковой сигнал длительностью 3 сек с перерывом в 12 сек – период 15 сек, 4 сигнала в минуту. Для подачи сигнала использовали 3 электродинамических излучателя. Их электропитание осуществлялось током с напряжением 24 в от аккумуляторов ветроэлектростанции. Потребляемая мощность ревуна была 50 вт. Колокол был объявлен резервным средством. Он производил 2 удара каждые 2 минуты.

           В октябре 1971 года ударом молнии были повреждены звукоизлучатели. Сгорели все подземные кабели, электросети маяка и служебных помещений. Были повреждены аккумуляторные батареи. Маячники несколько часов были в шоковом состоянии. Был включён резервный огонь и задействован колокол. К концу декабря работа маяка была восстановлена.

           30 декабря 1975 года Извещением мореплавателям было объявлено о замене ревуна звукосигнальной динамической установкой марки УЗД 50-360. Характер сигнала был сохранён. Звук распространялся в секторе 298° –186°. Дальность слышимости сигнала была до 1,1 мили – 2 км. Колокол был упразднён в 1985 году, а установка – в 1987 году.

           В 1977 году была заменена ветроэлектрическая станция, отработавшая установленный ресурс, на такую же марки АВЭС-1-5.

           В сентябре 1979 года была проложена через пролив подводная низковольтная кабельная ЛЭП  длиной 550 м от трансформаторной подстанции в селении Безверхово до маяка Кроличий. Маяк был подключён к государственной электросети. Его электропитание стало более надёжным и позволяющим обеспечивать более мощных потребителей.

           10 мая 1979 года  Извещением мореплавателям было объявлено о переводе светящего навигационного знака Кроличий в разряд маяков и изменении характера красного  огня маяка – он стал изофазным: свет 3 сек + темнота 3 сек – период 6 сек. Его дальность видимости увеличили до 12 миль – более 22 км.

           Сейчас на маяке работает светооптический электрический аппарат марки ЭМ-500 с лампоменятелем  и электролампой марки ПЖ 220-500 мощностью 500 вт. Резервным является аппарат марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Характер его огня такой же, как и у основного аппарата, но дальность видимости 4 мили.

           Начальниками маяка были: в 1950 году – Свербута, в 1953 году – Науменко, в 1981 году – Розначенков.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

 

Ю.Шухин

 

7 ноября 2016 года

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида