Крестовоздвиженский маяк

 

 

 

Светящий навигационный знак

Крестовоздвиженский

 

Историко – техническая справка

 

           Светящий навигационный знак (далее - СНЗ) Крестовоздвиженский установлен на западном берегу Татарского пролива, на мысе Крестовоздвиженский, который является южным входным мысом бухты Гроссевича и оконечностью узкого, с обрывистыми берегами полуострова.

           Географические координаты СНЗ Крестовоздвиженский:

широта 47°  58,3' N, долгота 139°  32,2' E.

           Навигационный знак находится на расстоянии 50 м от береговой черты на высоте 16,0 м над уровнем моря.

           Штатный номер СНЗ Крестовоздвиженский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 820. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7634.

           СНЗ Крестовоздвиженский предназначен для обеспечения мореплавания вдоль западного берега южной части Татарского пролива.

           СНЗ Крестовоздвиженский находится на территории Советско – Гаванского района Хабаровского края, в непосредственной близости от селения Гроссевичи. До ближайшей железнодорожной станции Совгавань – Сортировочная расстояние 130 км.

           Ближайший светящий навигационный знак, в прошлом маяк, Нельма находится южнее на расстоянии 43,5 км. Маяки с постоянным персоналом расположены: Песчаный – к северу на расстоянии 71 км и Золотой – к югу на расстоянии 84 км. Все расстояния по прямой. Сухопутного сообщения с ними нет.    

                      Мыс Крестовоздвиженский и бухта Гроссевича были впервые описаны в 1871 году топографом Особой экспедиции Иркутского отделения Генерального штаба Петром Сергеевичем Гроссевичем (1851 – 1917). Выдающийся писатель и исследователь Приморья Владимир Клавдиевич Арсеньев  (1872 – 1930) в книге «В горах Сихотэ – Алиня» рассказал о трагической жизни и приключениях П.С.Гроссевича в этих местах, о чём ему поведал сам Пётр Сергеевич. Бухта и село названы  в его честь, причём село в «народной» форме – Гроссевичи.

           В 1888 году экипажем парусно – винтового бронепалубного корвета «Витязь» под командованием Степана Осиповича Макарова (1848 – 1904), тогда ещё капитана 1 ранга, в ходе кругосветного плавания при проведении океанографических работ астрономическим способом были определены географические координаты мыса Крестовоздвиженский. Корвет «Витязь», которому впоследствии присвоили класс «крейсер 1 ранга», имел водоизмещение 3200 тонн, длину 81,6 м, ширину 13,8 м, осадку 5,1 м, мощность паровых машин 2020 кВт, скорость 13 узлов, экипаж 372 человека.

           В 1871 году П.С.Гроссевич видел, что на берегу бухты, около устья впадающей в неё реки Боочи (впоследстии Ботчи, Рыбная) жили 4 семейства орочей – коренного народа, которые вскоре вымерли. В 1910 году здесь старовер Долганов основали хутор, который вскоре превратился в село, в котором в 1926 году жило 199 человек, в основном староверы. Во время войны в районе села был военный аэродром, на котором базировалась эскадрилья истребителей. Сейчас в селе живёт 3 человека.

           В 1899 году командой транспорта «Камчадал» по указанию помощника директора маяков и лоции Восточного океана капитана Моисеева на северо – западном берегу Японского моря и западном берегу Татарского пролива было построено 12 деревянных несветящих опознавательных знаков, в том числе на мысе Крестовоздвиженский. Это была 3-гранная белая, обшитая досками пирамидальная башня  высотой 42 фута – 12,81 метра. Знак был установлен на высоте 16,50 метра над уровнем моря. Парусно – винтовой транспорт «Камчадал», с 1911 года – гидрографическое судно, был построен в Англии в 1897 году, имел водоизмещение 900 тонн, скорость 10 узлов.

           Была легенда, что своим происхождением название мыса было обязано установке в средине XIX века креста попом с проходившего мимо военного корабля. В то время название мыса писали «Кресто – Воздвиженский».

           С этой легендой в какой-то мере перекликается запись в Отчёте Главного гидрографического управления за 1899 год о том, что на мысе Крестовоздвиженском кроме опознавательного знака «построен астрономический пункт и поставлен шест с двумя перекладинами наподобие мачты,    указывающий    место   этого   пункта. Около   мачты  стоит  столб –

по-видимому, сломанный крест, с надписью «Купец Гоголев».

           В 1935 году деревянный несветящий знак, простоявший 36 лет, был заменён светящим навигационным знаком, о чём было объявлено 22 августа 1935 года в Извещении мореплавателям. Огонь был белый  и имел 18 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 10 миль – 18,5 км. В 1937 году в Извещении мореплавателям было объявлено об изменении характеристики огня – он стал иметь  только 10 проблесков в минуту: свет    1 сек + темнота 5 сек – период 6 сек.

           В 1951 году была произведена очередная реконструкция навигационного знака. Была построена 4-гранная деревянная пирамидальная неокрашенная башня высотой 12,0 м, обшитая досками только со стороны моря. Характер и дальность видимости огня сохранились.

           19 августа 1954 года в Извещении мореплавателям было объявлено о переводе СНЗ Крестовоздвиженский из разряда автоматических в разряд обслуживаемых средств навигационного оборудования, то есть в целях обеспечения более надёжного действия знак начал эксплуатировать постоянный персонал, который, как представляется, проживал в расположенном рядом селе Гроссевичи. Жилого дома у знака тогда ещё не было.

           В 1960 году войсковой частью 72010 (УНР-765) Дальвоенморстроя, которой командовал инженер-подполковник П.Г.Тростин, был построен маяк Крестовоздвиженский. Работами руководил Б.Хохулин. Маяк представлял собой типовую 4-гранную стальную призматическую башню проекта 550р высотой 6,0 м, размером в плане 2,0 х 2,0 м, установленную на белом 4-гранном призматическом бутобетонном постаменте высотой 4,0 м и размером в плане 3,0 х 3,0 м. Высота маяка была 10,0 м. На трёх  гранях, обращённых в сторону моря, были установлены белые щиты размером 3,05 х 5,85 м  из досок с прозорами. Стоимость строительства маяка в ценах тех лет была  47 000 рублей.

           Типовой проект стальных навигационных знаков шифр 550р был разработан Ленинградским проектным бюро Государственного проектного института Проектстальконструкция в 1952 году. Начальник бюро  М.Б.Солодарь, главный инженер бюро  Беда, главный инженер проекта  Шилов, инженеры-проектировщики Плинер, Потёмкина, Юшкевич.

           На верхней площадке башни был установлен электрический светооптический аппарат марки ЭМ-500 с лампой  мощностью 100 вт при напряжении 32 в и его дублёр - ацетиленовый аппарат марки Ф-300 с 25-литровой пирофилитовой горелкой. Для шести ацетбаллонов рядом с башней был установлен стальной шкаф.

           Для электропитания маяка в том же, 1960 году Маячно – ремонтной партией войсковой части 13023 (56-ой Район гидрографической службы,       г. Советская Гавань) под руководством младшего сержанта В.Зобова была установлена стальная пирамидальная опора ветроэлектрогенератора с оттяжками высотой 10 м и здание для его аккумуляторов размером в плане 5,25 х4,90 м, с высотой помещений 2,05 м, и общей площадью 16,2 кв.м. Здание, оно находится в эксплуатации до сих пор,  имеет бетонные стены толщиной 40 см, деревянную односкатную крышу с мягкой кровлей.

           Ветроэлектрогенератор марки ВЭ-5 с 12 по 24 ноября 1960 года установили инженеры Гидрографической службы Калачёвский и Юдицкий. Генератор имел мощность 1,6 квт. В аккумуляторной были установлены 12 аккумуляторов марки 6 СТЭ-128.

           Для обязанного постоянно проживать при маяке смотрителя 11 июня 1960 года от расформированной, надо полагать, в соответствии с решением партии и правительства о сокращении вооружённых сил на 1 млн. 200 тыс. человек, войсковой части 09961 был принят деревянный рубленный жилой дом  постройки 1953 года. Дом расположен в 200 м от маяка. Его размер а плане 14,00 х 6,65 м, высота помещений 2,80 м, общая площадь 96,0 кв.м. В доме 4 жилые комнаты площадью 50 кв.м. Крыша деревянная чердачная двухскатная, кровля мягкая. Освещение дома было керосиновое, затем электрическое. Дом отапливался четырьмя кухонными плитами, отопительных печей не было. Вода из колодца. Уборная с выгребом во дворе.

           О вводе в действие маяка Крестовоздвиженский вместо светящего навигационного знака было объявлено  в Извещении мореплавателям  29 ноября 1960 года. Сообщалось, что маяк имеет белый проблесковый круговой огонь – 8 проблесков в минуту: свет 3 сек + темнота 4,5 сек – период 7,5 сек. Дальность видимости огня была увеличена до 15 миль – 28 км. Резервный огонь имел ту же характеристику, но дальность видимости его была 10 миль – 18,5 км.

           Поскольку жилой дом был принят в неудовлетворительном техническом состоянии, в 1961 году был произведён его ремонт и электрификация. Для резервного электропитания маяка в здании аккумуляторной был установлен бензоэлектрогенератор постоянного тока марки Л-6/3 мощностью 3 квт. Для электропитания жилого дома от здания аккумуляторной был уложен кабель.

           Продовольствие и все виды имущества доставляли на маяк только судами, которые становились на якорь в бухте Гроссевича и шлюпками перевозили людей и грузы на берег. На маяке была штатная шлюпка – самый маленький 2-вёсельный ялик типа ЯЛ-2, который в обиходе называют «тузик». В селе Гроссевичи был магазин. Для того, чтобы попасть в него  с маяка, нужно было переправляться на шлюпке через реку Рыбная (Ботчи). Весной из-за ледохода и осенью из-за ледостава это сделать было невозможно.

           В июле 1974 года выработавший за 14 лет свой ресурс ветроэлектрогенератор марки ВЭ-5 заменили на автоматическую ветроэлектростанцию марки АВЭС-1-5, которая имела расчётную мощность 1 квт. В 1983 году она была заменена агрегатом той же марки.

           В 1992 году маяк был переведён в автоматический режим работы. Единственный штатный маячник был уволен. Для электропитания маяка был установлен радиоизотопный термоэлектрический генератор марки «Бета-М». Из-за его значительно меньшей по сравнению с ветровыми электростанциями мощностью лампа маяка также была заменена на менее мощную и дальность видимости огня маяка уменьшилась в 1,5 раза - до 10 миль – 18,5 км.

           28 октября 1996 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке на мысе Крестовоздвиженском вместо старой башни автоматического маяка, простоявшей 36 лет, белой стальной цилиндрической башни марки «Колонна 8-Э» высотой 8 метров с радиолокационным отражателем. Установка новой башни была произведена силами специалистов 56 Района гидрографической службы.

           В 1997 году маяк Крестовоздвиженский после 37 лет службы в таком качестве был переведён снова в разряд светящих навигационных знаков.

           В 2007 году была произведена очередная модернизация оборудования знака. Был установлен новый навигационный фонарь марки ФСН-03 и энергетическая солнечная установка марки PSM 5-75 в составе 16 модулей с 72-мя аккумуляторами марки KL-375.  Радиоизотопный термоэлектрический генератор марки «Бета-М» был демонтирован. Характеристика и дальность видимости огня сохранились.

           Начальник маяка в 1980 году – Приходько.

           Светящий навигационный знак Крестовоздвиженский находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

 

 

Ю.Шухин

 

10.10.2016

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида