Красный Партизан (Николаевский) маяк
Красный Партизан (Николаевский) маяк

 

 

           Маяк Красный Партизан 2 класса расположен на обрывистом, тёмного цвета и приметном мысе Красный Партизан на западном, материковом берегу Татарского пролива на подходе южнее залива Советская Гавань.

           Штатный номер маяка Красный Партизан по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 840. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7640.

           Маяк установлен на высоте 68,7 м над уровнем моря, в расстоянии 55 м от береговой черты и 43 м – от края обрыва.

           Маяк Красный Партизан находится в Советско – Гаванском районе Хабаровского края, в расстоянии 12 км от города и порта Советская Гавань.

           Географические координаты маяка Красный Партизан: широта   48 град. 58,503 мин. N , долгота 140 град. 23,235 мин. E. 

           Ближайшие маяки: маяк Милютина в расстоянии 5 миль (9 км) и маяк Датта – 20 миль (37 км).

           Мыс, на котором расположен маяк Красный Партизан был впервые описан в 1853 году участником Амурской экспедиции 1851 - 1855 годов   под руководством Геннадия Ивановича Невельского (1813 –1876) лейтенантом Николаем Константиновичем Бошняком (1830 – 1899) и назван мысом святого Николая. Н.К.Бошняку принадлежит заслуга в открытии залива Императорская Гавань, ныне – Советская Гавань.

          Уже в 1863 году для обеспечения российского мореплавания на Дальнем Востоке предлагалось на побережье Приморья построить в первую очередь 5 маяков, в том числе на мысе Муравьёва для входа в Императорскую Гавань. Мыс Муравьёва расположен в 6 кабельтовых (1,1 км) к западу от мыса Путятина – южного входного мыса залива Императорская Гавань, то есть уже в самом заливе.

           Строительство маяка с наименованием Императорский для входа в Императорскую Гавань в 1891 году было включено в «План работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 год», на что было ассигновано 115 000 рублей. В 1894 году для выбора места постройки маяка по распоряжению командира Владивостокского порта была назначена специальная комиссия, которая подробно обследовала этот мыс.

           Комиссия рассмотрев варианты размещения маяка: на мысе св.Николая, на полуострове Путятина и на мысе Милютина отдала предпочтение установке маяка на полуострове Путятина при условии строительства ещё одного маяка – на мысе Песчаном в 35 милях   к югу от залива Императорская Гавань. Маяк на мысе Песчаном был построен и введён в действие только в 1934 году.

           Поскольку ассигнования были выделены на строительство только одного маяка, управляющий Морским министерством адмирал Николай Матвеевич Чихачёв (1830 – 1917), очень хорошо знавший Дальневосточный морской театр, 30 декабря 1894 года принял решение о строительстве маяка на мысе св. Николая.

           Работы по строительству маяка были развёрнуты в мае 1895 года. Руководителем строительства был назначен выдающийся строитель дальневосточных  маяков инженер – подполковник К.И Леопольд.  Он предложил использовать для строительства маяка местный строительный материал – гранитные блоки, что позволило сократить стоимость строительства маяка. На строительстве работало до 300 рабочих разных национальностей, населявших Дальний Восток России, а также ссыльные.

           В 1897 году строительство маяка было закончено. 14 июля (26 июля по новому стилю) 1897 года маяк «был освещён», то есть открыл действие, которое продолжалось до окончания навигации 1 декабря.     23 августа  (4 сентября по новому стилю) того же 1897 года начала работать пневматическая сирена. Маяк был передан в ведение Дирекции маяков и лоции Дальневосточных морей.

           Маяк обслуживался личным составом, который состоял из вольнонаёмного смотрителя, состоявшего на государственной службе и команды из нижних чинов Сибирского флотского экипажа в количестве от 9 до 12 человек, из которых 2 человека – машинисты были специально заняты наблюдением за действием и исправным состоянием пневматической сирены. Первым смотрителем маяка до 1901 года включительно был  знаменитый Рафаил Шульганович, бывший одесский мещанин, посвятивший свою жизнь служению маячному делу на Дальнем Востоке. Он был первым смотрителем на нескольких вновь построенных маяках. С 1902 года смотрителем стал коллежский секретарь Яворский, получивший в 1903 году чин титулярного советника.

           Во время Русско – японской войны в 1904 и 1905 году маяк не работал. Личный состав под руководством смотрителя выполнял ремонтные работы. Маяк вновь открыл действие 1 апреля 1906 года и работал до 31 декабря.

           Во время Гражданской войны маяк продолжал работать. В марте 1919 года на маяк пришёл белогвардейский карательный отряд, подавивший выступление рабочих в Императорской Гавани. Часть маячников вместе со смотрителем маяка перешла на сторону белых. Другая часть ушла в тайгу в красный партизанский отряд.  В бою партизанский отряд был разбит.  Часть партизан, в том числе маячники  Д.Алексашев, Веремейчик, А.Лупишев, Михеев и А.Щеголев, были взяты в плен и «за причастность к большевизму» расстреляны на берегу бухты Маячная. В память о павших маяк и мыс  в 1931  году были переименованы и получили нынешнее имя «Красный Партизан». Маячники до сих пор сохраняют могилу павших коллег.

           Маяк Красный Партизан представляет собой 8-гранную призматическую белую башню с фонарным сооружением, встроенную в жилой дом. Башня, жилой дом и здание сирены сложены из гранитных блоков на цементном растворе. Башня маяка без фонарного сооружения имеет высоту 10,35 м, а с фонарным сооружением – 16,30 м. Внутри башни установлена чугунная винтовая лестница для подъёма в фонарное сооружение к светооптическому аппарату.

           Фонарное сооружение, как и светооптический аппарат маяка, изготовлен в Париже фирмой «Барбье – Бенард» в 1895 году из цветных, стойких к коррозии металлов. Поэтому, в отличии от отечественных фонарных сооружений послевоенного изготовления из чёрных металлов в соответствии  с решениями партии и правительства об экономии цветных металлов, все изготовленные в Великобритании и Франции и закупленные до Революции фонарные сооружения находятся в эксплуатации до сих пор - более 100 лет. Указанные выше отечественные  фонарные сооружения становятся непригодными после 40…50 лет эксплуатации в условиях морского побережья. Фонарное сооружение маяка Красный Партизан имеет диаметр 3000 мм. Его штормовое остекление состоит из 16 трапецеидальных плоских зеркальных стёкол высотой 1100 мм и толщиной 10 мм.

          Светооптический аппарат Френеля 2 разряда имел сложную филёнчатую линзу диаметром 1400 мм и высотой 2080 мм с катоптрическим стеклянным рефлектором для отражения лучей света из неосвещаемого сектора. Аппарат имел белый группо – проблесковый характер: свет 2 сек + темнота 4 сек + свет 2 сек + темнота 20 сек – период 28 сек. Осевая сила света аппарата была 186 514 свечей. Маяк имел дальность видимости огня 21 миля (почти 39 км). Маяк первоначально светил в секторе 190 град.от направления NW 30 град., касающегося остров Тулло ( азимут 330 град.) через  N и Е до направления SO 20 град. (азимут 160 град) – до масса Кокурный. С 1908 года сектор освещения был увеличен до 240 град. и более не менялся.

           Проблесковый характер огня маяка создавался вращением линзы вокруг её вертикальной оси с помощью вращательного (раньше ещё называли «коловоротного») механизма – наподобие часов – ходиков. Этот механизм на маяке приводился в движение с помощью чугунного груза весом 200 кг, подвешенного на тросе диаметром 10 мм и длиной 32 м. Маячники ежедневно поднимали этот груз ручной лебёдкой в исходное верхнее  положение.

           Источником света служила керосино – калильная горелка, которая расходовала в час 2 фунта (819 грамм) керосина.  Маяк светил в течение года 2608 часов. За это время он расходовал более 130 пудов (2 136 кг) керосина. Маяк освещался с 1 апреля по 1 декабря – на время навигации.

           Здание пневматической сирены было построено также из гранитных блоков на площадке ниже маяка на оконечности мыса на высоте 61 м от уровня моря и ближе к морю – в расстоянии 25 м от береговой черты и всего 2 м от обрыва. Здание сирены имеет размер в плане 13,90 х 9,60 м. Общая площадь здания 99 кв.м. Высота помещений от пола до потолка 3,50 м. Толщина стен 75 см. Установленная в здании сирена имела керосиновый двигатель. Она давала звуковые сигналы продолжительностью 7 сек через 1 или 2 минуты. Максимальная дальность слышимости сигнала была 6,5 мили (12 км). В течение года сирена работала от 1300 до 3100 часов  в зависимости от погоды. За один час работы  сирена расходовала 8 фунтов 72 золотника  (почти 3,6 кг) керосина. Соответственно за год расход керосина составлял от           4 680 кг до   11 160 кг.

           На случай неисправности сирены на маяке были установлены колокол с будкой для служителя, бившего в колокол, и артиллерийское орудие.

           Колокол высотой 1150 мм, с диаметром основания 1035 мм и весом 42 пуда 14 фунтов (694 кг) был изготовлен в Ярославле на «Литейном заводе товарищества П.И.Оловянинников и сыновья» и с момента постройки находился на маяке. После упразднения в 1986 году колокол оставлен на маяке в качестве исторической реликвии.

           Вблизи маяка была установлена сигнальная мачта с реем для переговоров с проходящими судами по Своду международных коммерческих сигналов.

           Жилой дом для личного состава маяка, в который встроена башня, имеет в плане габаритный размер 25,20 х 15,30 м и общую площадь 322 кв.м. Толщина стен из гранитных блоков 100 см. Стены снаружи и внутри оштукатурены. В жилом доме одна 2-комнатная квартира с кухней и три 1-комнатные квартиры  также с кухней каждая. Санузлов в доме нет. Высота помещений 3,20 м. В доме есть подвал площадью 115 кв.м и высотой 2,10 м. До 1960 года отопление в доме было печное. В 1960 году были установлены два водогрейных котелка и сделано водяное отопление. Кухонные плиты отапливаются дровами. Первоначально освещение было керосиновое. Источника питьевой воды на маяке нет. Воду приходится возить их колодца на расстоянии 600 м. Для этого на маяке содержали одну или двух лошадей и повозку.

           В одной ограде с жилым домом и башней были построены деревянные баня и здание служб. Около маяка были построены также кладовая для керосина, склад пороховых зарядов для орудия, шлюпочный сарай, так как на маяке имелась шлюпка, хозяйственный сарай и уборная.

           Сообщение с маяком морем может осуществляться в тихую погоду из бухты Труженик, расположенной к северо – западу  от мыса Красный Партизан. В бухте имеется якорное место, которое обозначалось береговыми створами, и пакгауз для грузов. К маяку от бухты проложена грунтовая дорога длиной до 1,5 вёрст (чуть больше 1,5 км). В свежую погоду сообщение с маяком морем может осуществляться из бухты Маячная в глубине залива  Советская Гавань. На берегу бухты также имелся пакгауз и была проложена дорога к маяку длиной до 8 вёрст.

           После Гражданской войны маяк Николаевский перешёл в ведение Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока (УбекоДальВост), а с 1935 года – Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

           Извещением мореплавателям № 340 от 8 июля 1936 года было объявлено об установке около маяка и вводе в действие радиомаяка Красный Партизан. Ему был присвоен опознавательный сигнал «У» по азбуке Морзе. Радиомаяк работал на частоте 300,6 кгц, на волне длиной 998 м. Дальность действия радиомаяка была 50 миль (93 км). Радиомаяк был установлен в деревянном здании бани общей площадью 44 кв.м. Для личного состава была построена новая баня. Затем радиомаяк разместили в здании действующей сирены, а освободившееся здание с 1961 года использовалось как 1-квартирный жилой дом.

           В 1942 году ранее действовавшая сирена была заменена на отечественную марки СУ-11 и изменён характер звукового сигнала, о чём сообщалось в Извещении мореплавателям № 207 от 6 июня 1942 года. В том же году на маяке был установлен дублёр – ацетиленовый фонарь марки Ф-500 с 30-литровой горелкой. Дальность видимости его огня была 12 миль (более 22 км).

           Извещением мореплавателям № 89 от 28 апреля 1951 года было объявлено об очередной замене сирены. Была установлена и введена в действие сирена марки ДСУ-50, изготовленная на Мелитопольском компрессорном заводе. Сирена состояла из двух дизелей мощностью по 15 л.с. каждый, двух вертикальных одноцилиндровых компрессоров прямого действия с водяным охлаждением  производительностью 2 куб.м в минуту при давлении 3 атм. и роторного звукового аппарата с рупором. Сирена в период с 1952 по 1955 год работала от 1100 до 1400 часов в год. В 1961 году она была заменена на сирену марки ДСУ-51.

           В 1961 году был также заменён ранее установленный радиомаяк на радиомаяк марки КРМ-50.

           В 1962 году маяк Красный партизан был подключён к государственной береговой ЛЭП, идущей от пос. Лососина до пос. Горный.

           В 1978 году была выполнена подсветка башни маяка двумя прожекторами марки ПЗС-45А.

           Извещением мореплавателям № 19 часть 1 от 27 января 1986 года было объявлено об изменении характера туманного звукового сигнала в связи с вводом в действие наутофона  марки LIED-300 и упразднении сирены и колокола. Для установки излучателей наутофона была построена стальная вышка высотой 7,70 м.

           В 1988 году была произведена замена радиомаяка на аппаратуру марки КРМ-300.

           В 1989 году французский светооптический аппарат, установленный в 1896 году, был демонтирован и заменён на отечественный  марки ЭМВ-930М, о чём сообщалось в Извещении мореплавателям №  50 1989 года.

           Начальниками маяка Красный Партизан в послевоенное время были: в 1949 году – мичман Н.Жогло, в 1962 году – Перевезенцев, в 1980 году – Савинов, в 2003 году – В.В.Горлов.

           Маяк Красный Партизан находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота и обеспечивает мореплавание на подходе к заливу Советская Гавань.

Ю.Шухин

13.03.2015

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида