Корсаковский маяк
Корсаковский маяк

 

 

Корсаковский маяк

 

Историко – техническая справка

 

           Корсаковский маяк 3 класса установлен на южном берегу острова Сахалин, в городе Корсакове,  на южном склоне холма Заповедный в расстоянии 1,1 мили – 2 км к ENE от оконечности мыса Томари-Анива.

           Мыс Томари-Анива, расположенный на северном берегу залива Анива, отделяет бухту Лососей от рейда Мерей.

           Маяк получил своё наименование по названию города, в котором он расположен.

           Географические координаты Корсаковского маяка:

широта 46°  36,64' N ,  долгота  142°  47,74' E.

           Маяк установлен в расстоянии 400 метров от береговой черты на высоте 99,20 метра над уровнем моря. Высота маяка 14,62 метра.

           Штатный номер Корсаковского маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 2305. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7830.

           Корсаковский маяк предназначен для обеспечения мореплавания в проливе Лаперуза, заливе Анива и на подходе к порту Корсаков.

           Существует мнение, что на месте города Корсаков было поселение местного  народа – айнов, носившее название Томари-Анива.

           22 сентября (4 октября по н.с.) 1853 года Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Геннадия Ивановича Невельского (1813 – 1876) основала Муравьёвский военный сторожевой пост. Пост был назван в честь генерал – губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва – Амурского (1809 – 1881). Начальником поста был назначен чиновник особых поручений при генерал – губернаторе Восточной Сибири Николай Васильевич Буссе (1828 – 1866) – впоследствии генерал – губернатор Амурской губернии. Но в связи с началом Крымской войны 30 мая (11 июня н.с.) 1854 года пост был эвакуирован.

           Воссоздан пост был в июле 1869 года, когда на место прежнего поста транспортом «Манжур» были доставлены 3-яя и 4-ая роты 4-го Восточно-Сибирского батальона под командованием капитана Валерия Карловича Швана (1845 – 1890), который и стал начальником поста. Пост  получил название Корсаковский в честь генерал – губернатора Восточной Сибири Михаила Семёновича Корсакова (1826 – 1871). Муравьёвским был назван другой пост.

           Как пишет И.Самарин в книге «Маяки Сахалина и Курильских островов», впервые на мысе Томари-Анива, в то время носившем название Эндума, для обеспечения постановки судов на рейде Корсаковского поста в 1885 году  русскими моряками была установлена мачта с белым постоянным огнём, дальность видимости которого была 8 миль – 15 км.

           В 1905 году в результате русско – японской войны южная часть острова  Сахалин отошла к Японии и пост был переименован в Отомари. В 1907 году японцы начали строить здесь морской порт.

           16 августа 1945 года советский десант освободил город Отомари от японцев, которые сдались в плен. 5 июня 1946 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город был переименован в Корсаков.

           В 1949 году на мысе Томари-Анива было начато строительство маяка и радиомаяка при нём. Строительство осуществлял УНР-83 Строительного управления Тихоокеанского флота под руководством инженер-подполковника Сахарова. Вёл работы инженер-капитан Ирхин. Здания и сооружения маяка были приняты в эксплуатацию 15 августа 1950 года.

           Но об установке и открытии действия радиомаяка Корсаковский было объявлено Извещением мореплавателям уже 4 февраля 1950 года. Радиомаяку был присвоен позывной «КВ» по азбуке Морзе. Он имел дальность действия 75 миль и работал на волне 1019 метров при частоте 294,4 кгц круглосуточно.

           Создание маяка было более сложным. Первоначально была построена временная  4-гранная пирамидальная башенка высотой 3 метра, которая не была обшита досками и не была окрашена. На ней был установлен ацетиленовый светооптический аппарат марки Ф-500, обеспечивавший дальность видимости белого проблескового огня 12 миль – более 22 км. Из-за незначительной дневной видимости    объект был отнесён к разряду огней. Об установке и открытии действия огня получившего название Томари-Анива Извещением мореплавателям было объявлено только 6 октября 1950 года.

           19 августа 1954 года Извещением мореплавателям было объявлено об отнесении огня Томари-Анива к разряду светящих навигационных знаков, увеличении высоты башни до 5 метров и её окраске в белый цвет.

           В 1950 году кроме башни огня в эксплуатацию были приняты:

1. Маячно-техническое здание, в котором была установлена аппаратура радиомаяка.  Здание имеет размер в плане 13,97 х 13,10 метров, помещения высотой 3,50 м и общую площадь 141 кв.м. Оно было построено из шлакобетонных блоков на ленточном бутовом фундаменте, имело чердачную крышу и тесовую кровлю.  Здание имело печное отопление и керосиновое освещение. Установленный в здании бензоэлектрический генератор был предназначен только для зарядки аккумуляторов, обеспечивавших работу радиомаяка. Здание находится в эксплуатации до сих пор.

2. 4-квартирный одноэтажный жилой дом для персонала маяка. Дом имел размер в плане 29,20 х 10,00 метров, помещения высотой 3,50 м. Его общая площадь была 257 кв.м. В каждой квартире было 3 жилые комнаты и кухня. Дом был построен их шлакобетонных блоков на бутовом фундаменте, имел чердачную крышу и драночную кровлю. Отопление было печное и освещение – керосиновое. За 50 лет эксплуатации в сложных климатических условиях жилой дом пришёл в неудовлетворительное техническое состояние и в 2000 году был списан с учёта.  

3. Две деревянные мачты-опоры для подвески Т-образной антенны радиомаяка высотой по 25 метров, которые позднее были заменены на стальные мачты из труб той же высоты.

4. Заглубленный склад ГСМ в таре размером в плане 12,0 х 6,0 метров при высоте помещения 2,0 метра, общей площадью 72 кв.м. Сооружение деревянное на деревянных стульях.

5. Конюшня на 2 лошади с сеновалом размером в плане 8,90 х 3,50 метра деревянная каркасно – обшивная с шиферной кровлей.

6. Кроме того были построены деревянный склад маячного имущества и продовольствия площадью 98 кв. м, деревянный сарай для дров площадью 40 кв.м, шахтный колодец, уборная на 2 очка, железобетонный резервуар для воды ёмкостью 10 куб.м и штахетный забор длиной 458 метров и высотой 2,20 м.

           Несмотря на расположение в то время маяка рядом с границей города, теперь он находится в городе,  условия работы и жизни на маяке были тяжёлые. Зимой добраться до маяка можно было только гужевым транспортом, а воду тем же транспортом нужно было доставлять из водоёма на расстоянии 1 км.

           10 августа 1956 года была принята в эксплуатацию 8-гранная пирамидальная бетонная маячная башня  с фонарным сооружением, которая находится в эксплуатации до сих пор. Башня была построена строительной организацией в/ч 42817 Строительного управления Тихоокеанского флота, которой руководил инженер-подполковник Лишенер. Производителем работ был Спивак.

           19 ноября  1956 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке маяка Томари-Анива. Прежний штатный светящий навигационный знак, находившийся в расстоянии 14 метров к юго-востоку от нового маяка, был сохранён в качестве резерва.  О присвоении маяку наименования Корсаковский было объявлено в Извещении мореплавателям от 5 мая 1959 года.     

           Башня маяка была построена по типовому проекту шифр ТГ-108, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМС. Заместитель начальника ГПИ № 1 В.Ласси, главный инженер проекта Голубев, проектировал Мядзель. Фонарное сооружение было изготовлено по типовому проекту шифр ТГ-103-1, разработанному так же ГПИ № 1 ВМС. Главный инженер    проекта Голубев, групповые инженеры А.Фёдоров и И.Бурлаков, конструктор Яковлев. Высота маяка от отмостки 14,62 м, в том числе высота ствола башни 10,00 м и фонарного сооружения 4,62 м. Габаритные размеры основания ствола башни 5,50 х 5,50 м, верха ствола башни – 4,90 х 4,90 м. Внутреннее помещение башни имеет диаметр 3,30 м. Бетонные стены башни имеют толщину у основания 1,10 м, вверху – 0,80 м.

Внутри башни установлена стальная винтовая лестница для подъёма в фонарное сооружение и две железобетонных лестничных площадки. Железобетонная 8-гранная верхняя площадка башни имеет габаритный размер 5,80 х 5,80 м.  Башня окрашена в чёрный цвет с белой горизонтальной полосой посредине, ширина которой равна трети высоты башни.

           Фонарное сооружение, в котором установлен светооптический аппарат, имеет форму 12-гранной призмы со сферическим куполом. Диаметр вписанной в 12-гранник окружности 2860 мм. Высота фонарного сооружения до верха дефлектора 4620 мм. Высота 3-ярусного штормового остекления 1600 мм. Штормовые стёкла прямоугольные плоские толщиной 10 мм. 

           Маяк первоначально в качестве основного светооптического аппарата имел ацетиленовый аппарат марки Ф-500, стоявший ранее на временной башне, который  имел также прежний штатный характер огня: свет 1,5 сек + темнота 4,5 сек – период 6 сек. В аппарате были установлены две пирофилитовые 25-литровые горелки с расходом ацетилена 12,5 литра в час. Три ацетиленовых баллона марки АК-40 обеспечивали непрерывную работа аппарата в течении 615 часов.

           Извещением мореплавателям от 29 октября 1959 года было объявлено об изменении штатного характера огня. Он стал групповой проблесковый: свет 0,2 сек + темнота 2,2 сек + свет 0,3 сек + темнота 7,3 сек – период 10 сек. Это было связано с установкой нового маячного светооптического аппарата марки ЭМВ-930-2 с дисковыми линзами, который работает на маяке до сих пор. Этот аппарат был создан на Изюмском приборостроительном заводе в городе Изюм Харьковской области, Украина. Диаметр оптической системы 930 мм, её высота 1082 мм, фокусное расстояние 300 мм. Эффективная сила света маяка была 670 000 свечей при электролампе мощностью 500 вт, имевшей силу света 980 свечей. Сейчас в аппарате установлена электролампа мощностью 1000 вт. Для обеспечения надёжной работы маяка в аппарате установлен лампоменятель на 2 лампы. Для создания штатного характера огня оптическая система вращается с помощью электромотора.

           Прежний основной аппарат был переставлен на балкон башни в качестве резерва, сохранив характер огня. Позднее он был заменён на электрический аппарат марки ЭМ-500, сохранившем первоначальный характер огня при дальности видимости 12 миль – 22 км.

           Маяк светит ежегодно в течении более 4300 часов.

           Установленный в 1950 году радиомаяк, в 1952 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-50, который проработал с прежней характеристикой до 1970 года, когда был заменён на радиомаяк марки КРМ-100. В 1990 году он был заменён на радиомаяк марки КРМ-300,который работает до сих пор с прежней характеристикой, но  только в туман и ночью. В 1994 году при маяке Корсаковский был установлен ещё один радиомаяк марки КРМ-300 для определения радиодевиации судовых радиопеленгаторов.

           В 1969 году при маяке была установлена станция радионавигационной системы «Рым-Б», а в 1976 году – станция радионавигационной системы «Брас». Ныне эти станции не работают.

           Основное электропитание маяка первоначально осуществлялось от двух дизель-электрических генераторов мощностью по 6,8 квт через аккумуляторную батарею типа С-8, состоявшую из двух групп по 54 элемента в каждой. Теперь электропитание осуществляется от городской электросети, но на маяке имеется резервный дизель-электрический генератор.

           Для размещения персонала радионавигационной станции и из-за аварийного состояния жилого дома в 1987 году было развёрнуто строительство 8-квартирного 2-этажного кирпичного жилого дома общей площадью 480 кв. м. В 1989 году из-за сокращения на флоте финансирования капитального строительства была опасность консервации незавершённого строительства. Жилой дом построил УНР-302 и сдал в эксплуатацию 29 декабря 1991 года. Стоимость строительства  дома составила 2 441 тыс. рублей.

           В 1989 году хозяйственным способом был построен из бруса  1-квартирный жилой дом площадью 63 кв.м.

           В 1991 году в маячно-техническом здании установили два водогрейных отопительных котла марки КОАВ-68А, работающие на дизельном топливе, и оборудовали это здание и жилой дом системами водяного отопления.

           Начатые в 1988 году работы по реконструкции маячно-технического здания, инженерных сетей и склада маячного имущества были закончены в августе 2001 года.

           Начальниками маяка были: в 1951 году – В.Суслов, в 1980 году – Суслов.

           Маяк Корсаковский находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин

 

16 сентября 2016 года

   

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида