Кастрикум маяк
Кастрикум маяк

 

 

Маяк Кастрикум

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Кастрикум 3 класса установлен на обрывистом мысе Кастрикум, который является северной оконечностью острова Уруп Большой Курильской гряды.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в проливе Уруп, соединяющем Тихий океан и Охотское море, между островом Уруп и островами Чёрные Братья. Расстояние от маяка Кастрикум до островов Чёрные Братья 16,2 мили – 30,0 км.

           Расстояние от маяка Кастрикум до ближайших маяков по прямой: до маяка Ван дер Линда на южной оконечности того же острова Уруп 41,1 мили – 115 км, до автоматического маяка Сухина в южной части острова Симушир 43,1 мили – 120 км. Расстояние морем до ближайшего населённого пункта – селения Буревестник на острове Итуруп 160 миль – 296 км.

           Географические координаты маяка Кастрикум:

широта 46°  13,8' N,  долгота 150°  34,0' E.

           Маяк находится на территории Курильского городского округа Сахалинской области.

           Маяк Кастрикум имеет высоту 24,31 м от отмостки. Он установлен в расстоянии 80 м от береговой черты на высоте 28 м над уровнем моря.

           Штатный номер маяка Кастрикум по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2486. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8050.

           Маяк носит название мыса, на котором он установлен.

           Остров Уруп и некоторые другие острова Большой Курильской гряды для европейцев открыл в 1643 году выдающийся голландский мореплаватель Мартен Герритсен де Фриз (Маартен Геррицц де Фрис, де Фри, Maarten Gerritszoon de Vries, 1589 – 1646). Но он не смог установить, чем являются открытые им земли и полагал, что они относятся к японским островам.

           Описали остров Уруп и северный его мыс в 1787 году участники кругосветной экспедиции  другого выдающегося, уже французского мореплавателя Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (1741 – 1788). Они присвоили  мысу название «Кастрикум» в память об одном из кораблей де Фриза – флейте «Кастрикум». Как и другой корабль де Фриза - яхта «Брескенс», корабль получил своё название по названию небольшого приморского города и общины Кастрикум, точнее Кастрикюм (Castricum), в нидерландской провинции Северная Голландия к северо – западу от Амстердама.

          Название острову «Уруп» дал коренной народ острова – айны. Русское поселение на острове возникло в 1766 году,  находилось в бухте Алеутка на восточном, тихоокеанском берегу острова и просуществовало до 1806 года. Остров тогда называли «островом Александра». В конце XVIII века остров стали заселять японцы и русские с острова ушли. От японцев остров получил название «остров Раккошима».

           До установки маяка на мысе Кастрикум никаких объектов навигационного оборудования не было.

           Строительная экспедиция войсковой части 72010 (УНР-765, г.Советская Гавань) Дальвоенморстроя была доставлена на место строительства 10 августа 1962 года. Строительством руководили майор-инженер В.А.Шевелев и вольнонаёмный специалист А.И.Озолс. Было доставлено и выгружено на остров около 1000 тонн грузов, в том числе чугунные тюбинги башни маяка, трактор, автомашина, два дизель-электрических генератора, бетономешалка и прочее. Все грузы были перевезены с места выгрузки плавсредств на строительную площадку на расстояние 8 км. До наступления зимы построили временные здания казармы, столовой и склада, заложили фундаменты башни маяка и маячно-технического здания. На зимний период работы были приостановлены.

           В 1963 году был выполнен основной объём строительных работ. Была собрана из чугунных тюбингов маячная башня, но без фонарного сооружения. Построили и начали отделочные работы в маячно-техническом здании и 4-квартирном жилом доме. Построили баню, склад ГСМ в таре,  гараж, конюшню. Установили и обваловали 3 стальные  ёмкости по 10 куб.м для склада дизельного топлива. На маяк были доставлены светооптические аппараты марки ЭМН-500 и АМ-500 и радиомаяк марки КРМ-100. 15 человек военных строителей были оставлены на зиму на объекте для выполнения отделочных работ.

           Работа по выгрузке на открытом рейде строительных материалов и техники на необорудованный причалом берег отнимала много сил и времени. Участники этих работ отмечают, что можно было бы сделать больше, но отсутствие амфибийных транспортных средств, способных работать при свежей погоде и безопасно преодолевать полосу прибоя, которых нет и сейчас, вело также к потере и порче строительных материалов. Молодость и естественный энтузиазм военных строителей позволяли строить маяки на отдалённом побережье. Гидрографическое судно «Олег Кошевой», доставившее строительные материалы и оборудование, не смогло их полностью выгрузить и из-за ухудшения погоды было вынуждено возвратиться с частью грузов в базу в залив Советская Гавань – расстояние более 800 миль – 1 500 км. Длительные простои судов при рейдовой разгрузке в ожидании улучшения погоды сдерживали темпы работ и при фрахте транспортных судов морского флота способствовали значительному удорожанию строительства.   

           В 1964 году темп работ снизился. На башне установили фонарное сооружение, но не были завезены штормовые стёкла. Был построен второй 4-квартирный жилой дом, вели его отделку. Монтажные работы вели в башне маяка,  в маячно-техническом здании и в первом 4-квартирном жилом доме. Был построен склад маячного имущества.

           22 мая 1964 года временным Извещением мореплавателям было объявлено, что на мысе Кастрикум установлена «приметная круглая чугунная башня тёмно-коричневого  цвета высотой 23,0 м», которая может служить в качестве несветящего опознавательного навигационного знака.

           В 1965 году строительно – монтажные работы были в основном закончены. Рабочая комиссия произвела освидетельствование выполненных работ, выявила недоделки. В фонарном сооружении штормовые стёкла установили без глётовой замазки, из-за чего дождь проникал внутрь и не позволял установить светооптический аппарат. На маяке работали 22 человек и выполняли значительные по объёму работы по благоустройству, так как маячный городок располагается на болотистой местности.

           В 1966 году строительство маяка было закончено. Финансирование строительства маяка осуществлялось в размере фактических затрат в соответствии с постановлением Совмина СССР 1949 года. Стоимость строительства маяка составила 471,0 тыс.рублей в ценах того времени.

           10 сентября 1966 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке на мысе Кастрикум маяка Кастрикум и радиомаяка Кастрикум.

           Маяк Кастрикум представляет собой красную цилиндрическую башню с красным фонарным сооружением. Установленный на башне светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой мощностью 1 квт светит белым затмевающимся огнём: свет 4,5 сек + темнота 3 сек – период 7,5 сек. Дальность видимости огня  19 миль – 35 км. Маяк светит в секторе 320° от азимута 269° до азимута 229°. В секторе 40° маяк закрыт берегом.

           Установленный в маячно-техническом здании  круговой радиомаяк марки КРМ-100 получил наименование Кастрикум и опознавательный сигнал «КУ» по азбуке Морзе. Он работает круглосуточно в автоматическом режиме на частоте 312,5 кгц – длина волны 960 м с дальностью действия 150 миль – 278 км. Радиомаяк Кастрикум работает в группе с радиомаяком Шпанберга. В  1988 году он был заменён на радиомаяк марки КРМ-300. Характер работы не изменился.

           Маяк Кастрикум – это цилиндрическая башня высотой 19,5 м из чугунных тюбингов с фонарным сооружением высотой 4,81 м, установленным на верхней площадке. Высота маяка 24,31 м. В фонарном сооружении установлен светооптический аппарат марки ЭМН-500.

           Башня имеет наружный диаметр 4,50 м и внутренний диаметр 4,22 м. Она собрана из 163 чугунных тюбингов. Каждый тюбинг занимает 45° по дуге круга. 8 тюбингов образуют кольцо высотой 1,0 м. Рядовой тюбинг имеет длину по окружности 1,767 м. Ширина полки тюбинга 140 мм. Вес тюбинга 520 кг. Каждый тюбинг крепится на 20 болтах диаметром 36 мм. Кроме рядовых тюбингов применены тюбинги с отверстием для установки круглых корабельных иллюминаторов, карнизные тюбинги высотой 50 см и малые тюбинги для образования дверного проёма, имеющие длину, равную половине длины рядового тюбинга. Для обеспечения водонепроницаемости башни в горизонтальные и вертикальные  швы между тюбингами уложены свинцовые полосы толщиной 2 мм и расчеканены. Сборный ствол башни установлен  на железобетонный цоколь, возвышающийся на 1,0 м над отмосткой и выполненный заодно с фундаментом. Для подъёма в фонарное сооружение в башне установлена стальная винтовая лестница шириной 90 см на стальном каркасе. На верхней площадке установлены перила ограждения высотой 1,05 м из чугунного литья. Верхняя площадка покрыта рифленой листовой сталью.  На выступе верхней площадки установлен резервный маячный аппарат.

           Башня построена по типовому проекту шифр ТГ-106, разработанному в 1956 году Государственным проектным институтом  № 1 ВМФ.  Начальником института был Норовский, главным инженером института - С.Маречкин, главным инженером проекта – Голубев, проектировал Спивак.

           На башне установлено цилиндрическое фонарное сооружение диаметром 2,90 м и высотой 4,81 м, изготовленное по типовому проекту шифр ТР-56/2, разработанному в 1958 году тем же ГПИ № 1. Главный инженер проекта А.А.Плотницкий, проектировал Яковлев. Фонарное сооружение имеет двухъярусное   штормовое остекление высотой 1,60 м, состоящее в каждом ярусе из 12 выпуклых прямоугольных стёкол толщиной 10 мм.

           Маячно – техническое здание построено по типовому проекту шифр ТР-44/60, разработанному в упомянутом выше ГПИ № 1 ВМФ в 1950 году. Главный инженер проекта А.А.Плотницкий. Здание расположено на расстоянии 85 м к юго-западу от маяка. В здании размещены приборы управления световым маяком, радиомаяк, дизель-электрические генераторы, аккумуляторы и котельная для отопления самого здания и двух жилых домов. Здание имеет размер в плане      12,62 х 9,92 м. Высота помещений 3,00 м. Общая площадь здания 99 кв.м. Стены из кирпича толщиной 51 см. Крыша совмещённая.

           Для Т-образной антенны радиомаяка рядом со зданием установлены 2 стальные мачты – опоры типа МСТ высотой по 30 м. Расстояние между мачтами 55 м.

           Для автономного электропитания маяка и маячного городка в маячно-техническом здании установлены три дизель-электрических генератора марки ДГА-12 мощностью по 12 квт.

           Для отопления самого здания и двух жилых домов в здании установлены три водогрейных отопительных котла марки ВНИИСТО, работающие на угле.

           Для персонала маяка были построены два однотипных 4-квартирных кирпичных жилых дома. Размер каждого дома в плане    16,67 х 9,42 м. В каждом доме две 2-комнатные  и две 1-комнатные квартиры, каждая с кухней, оборудованной дровяной плитой, и  люфт-клозетом с выгребом. Общая площадь одного дома 136 кв.м, жилая площадь – 80 кв.м. Оба жилых дома имеют центральное водяное отопление и электропитание от маячно-технического здания.

           Условия труда и быта на маяке Кастрикум очень тяжёлые и сложные. Маяк удалён на значительное расстояние не только от своей базы снабжения в городе Корсакове на Сахалине, но и от населённых пунктов. На мысе Кастрикум раньше размещалась воинская часть, но её теперь нет, её военный городок брошен и маячники лишены всех видов цивилизованного обеспечения: медицины, торговли, среднего образования, почтовой связи и т.д.

           Доставка людей и грузов на маяк может производиться только судами, а их рейдовая выгрузка на берег возможна только при благоприятных погодных условиях, которые здесь далеко не постоянны.

           Маяк и  маячный городок и расположены на болотистой подтапливаемой территории. В то же время отсутствует подземный источник питьевой воды и приходится собирать с крыш дождевую воду в специально установленную стальную цистерну ёмкостью 25 куб.м.

           Начальником маяка в 1980 году был Чулков.

           10 сентября 2016 года маяку Кастрикум исполняется 50 лет.

           Маяк Кастрикум находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

29 июня 2016 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида