Камень Опасности маяк
Камень Опасности маяк

 

 

Автоматический маяк Камень Опасности

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Камень Опасности установлен на скале Камень Опасности в проливе Лаперуза.

                      Маяк получил своё наименование по названию скалы, на которой он установлен. Скала же получила своё название в 1787 году от участников французской экспедиции под командованием выдающегося мореплавателя Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (1741 – 1788) на фрегатах «Астролябия» и «Буссоль». Они назвали скалу «Опасная» (фр. La Dangereuse).

           Скала Камень Опасности представляет собой несколько возвышающихся над морем на высоту до 7,9 метра и расположенных рядом скал. Этот «архипелаг» имеет длину 150 метров и ширину до 50 метров. Самая большая скала, на которой построен маяк, имеет длину 45 метров и ширину до 25 метров. Скалы лишены растительности.

           Скала Камень Опасности находится в расстоянии 8,5 мили – 15,7 км к юго – востоку от мыса Крильон – южной оконечности острова Сахалин и в расстоянии 20,2 мили – 37,4 км к северо – востоку от мыса Соя на японском острове Хоккайдо.

           Это место известно значительным количеством кораблекрушений. Вокруг скалы находятся рифы и отдельные подводные камни.

           Скала Камень Опасности является местом обитания крупных морских животных - сивучей и тюленей, рёв которых иногда слышен на большом расстоянии и в прошлом служивший мореплавателям предупреждением об опасности. Лоция предупреждает, что к юго – востоку от скалы расположен «мелководный район, покрытый настолько густыми и крепкими водорослями, что катера и самоходные баржи зачастую наматывают их на винты и теряют ход».

           Поскольку при строительстве маяка скальное основание не было выровнено, что способствовало усилению его связи с цокольной частью башни, точной величины возвышения основания маяка над уровнем моря нет. Считается, что оно равно 1 метру. Минимальное расстояние от башни до береговой черты 8 метров. Высота маяка с рамой для подвески колокола 23,33 метра от уровня моря.

           Географические координаты маяка Камень Опасности:

широта 45°  47,5' N, долгота 142°  13,4' Е.

           Ближайший населённый пункт – посёлок Крильон на Сахалине, находящийся в расстоянии 22 км от маяка морем.

           Маяк предназначен для  обеспечения мореплавания в сложном и опасном в навигационном отношении проливе Лаперуза.

           Штатный номер маяка Камень Опасности по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 2010 года - № 2185. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7804.

           Впервые о плане российских военных моряков попытаться установить навигационный знак на камне Опасность было сообщено в отчёте Гидрографического департамента за 1884 год. В «Описании маяков, огней и знаков Российской империи» изданном в 1886 году, было указано, что предполагается установить на скале Камень Опасности знак, который «будет иметь вид высокой пирамидальной башни со штыром и шаром на вершине». Однако, уже в отчёте за 1885 год было записано: «…предположение о постройке опознавательной башни или другого знака на Камне Опасности в проливе Лаперуза, высказанное в отчёте за 1884 год, по разным обстоятельствам не могло ещё осуществиться».

           Как пишет И.А.Самарин в книге «Маяки Сахалина и Курильских островов», в 1885 году в посту Корсаковском была построена деревянная башня высотой 12 метров для установки на Камне Опасности. В июне со шхуны «Тунгуз» несколько раз пытались высадиться на скалу, но это не удалось это сделать из-за свежей погоды. Башню перевезли в Приморье и в 1886 году установили на мысе Меншикова при входе в Императорскую гавань – ныне, в  залив Советская Гавань.

           В 1905 году по итогам войны Россия утратила Сахалин. Японцы сначала оградили скалу Камень Опасности, выставив восточнее её бакен с колоколом. Но приливное течение, имеющее скорость до 8 узлов – 15 км/час сносило бакен со штатного места.

           Строительство автоматического маяка на скале Япония, как пишет И.А.Самарин, начала 15 мая 1926 года и закончила 30 августа 1928 года. Японское название скалы «Нидзё ган» - «Скала в 2 татами» получил и маяк (Nijo gan). В 1928 году об установке маяка сообщила Англия, а в апреле 1929 года с ссылкой на это сообщение – и Извещение мореплавателям издания СССР.

           Маяк, действующий до сих пор без каких-либо серьёзных изменений и имеющий высоту 23,33 метра от уровня моря, представлял собой  монолитную железобетонную коническую башню, окрашенную красными и чёрными горизонтальными полосами, с фонарным сооружением и рамой для подвески колокола общей высотой 15,63 метра, установленную на высоте 7,70 метра от уровня моря на цилиндрический железобетонный монолитный полнотелый цоколь. Высота конического ствола башни 10,46 метра, высота ствола с фонарным сооружением и площадкой колокола – 13,83 метра. В фонарном  сооружении был установлен автоматический ацетиленовый светооптический аппарат, огонь которого имел дальность видимости 13 миль – 24 км. Огонь был круговой белый проблесковый – 15 проблесков в минуту.

           Диаметр цилиндрического цоколя 6,36 метра. Диаметр основания конической башни 5,50 метра. Диаметр верха конической башни 4,20 метра. Диаметр верхней круглой площадки башни 4,80 метра.

           На высоте 6,70 метра над цоколем или 14,47 метра над уровнем моря находится балкон со стальной дверью входа во внутреннее подфонарное помещение башни. Для подъёма на балкон на стенах цоколя и башни устроен стальной скоб-трап. В подфонарном помещении диаметром 2,90 м и высотой 2,62 м размещались баллоны с ацетиленом. Ниже находится ещё одно помещение такого же размера для маячной аппаратуры и имущества. В него можно попасть через люк по вертикальному трапу. Толщина стен помещений 65 см и более из-за конусности башни.

           На верхней площадке установлен монолитный железобетонный цоколь фонарного сооружения с внутренним диаметром 1,80 м и высотой 1,30 м. На цоколе установлен каркас штормового   остекления с куполом. 21 выпуклое треугольное штормовое стекло имеет высоту 890 мм, длину основания по дуге круга 654 мм и толщину 8 мм. Высота перил ограждения верхней площадки башни  1,10 м.

           На цоколь фонарного сооружения установлены 4 V-образные опоры стальной площадки, на которой установлена стальная рама высотой 1,80 м для подвески колокола для подачи туманных сигналов. Эта площадка находится на высоте 21,55 м над уровнем моря. Площадка имеет стальное ограждение высотой 0,75 м.

           В фонарном сооружении до сих пор установлен светооптический аппарат японского производства с поясной линзой, имеющей диаметр 360 мм, высоту 740 мм и фокусное расстояние 180 мм и состоящей из 4 диоптрических и 8 катоптрических элементов. В аппарате стояла автоматическая ацетиленовая горелка. Маяк светил белым проблесковым огнём с периодом 4 секунды. При силе света 400 свечей дальность видимости огня была 13 миль – 24 км.

           На специальной верхней площадке маяка в качестве туманного сигнала был установлен колокол, который производил в автоматическом режиме один удар с периодом в 30 сек. Производило удар устройство, работавшее на сжатом углекислом газе.

           За работой автоматического маяка наблюдал и сейчас   наблюдает персонал маяка Крильон, который до войны назывался Ниси-Ноторо-мисаки (Nishi Notoro misaki). Маячники несколько раз в год на шлюпке подходили к скале и ежегодно меняли 30 баллонов с ацетиленом и углекислым газом – опускали пустые и поднимали полные баллоны на высоту 14,5 метра. Если из-за волнения шлюпке не удавалось подойти вплотную к причальчику на скале, баллоны со шлюпки сбрасывали в воду и добирались до маяка вплавь.

           Из-за трудностей обслуживания и своевременного устранения неисправностей маяк уже в 1930 году получил характеристику «Огонь и туманный сигнал, на которые нельзя полагаться». По примеру Англии Извещением мореплавателям СССР было рекомендовано нанести на морские навигационные карты против этого маяка пометку «Unreliable (1930)» - «Ненадёжный (1930)». В 1932 году в книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» около названия маяка Камень Опасности  была сделана запись «В зимнее время (декабрь и январь) огонь и колокол неприступны и поэтому не надёжны». Даже в последнем издании этой книги в 2010 году записано: «Действует ненадёжно с января по март».

           После окончания войны с Японией и возвращения Сахалина маяк Камень Опасности с 22 ноября 1945 года возобновил действие в прежнем режиме. Действие колокола восстановлено больше не было. Башню сначала не красили и её штатный цвет был серый. К этому времени  в нижней части цоколя башни льдами и волнами были образованы выбоины глубиной до 60 см. В 1951 году был произведён капитальный ремонт и выбоины были заделаны.

           С 15 октября 1954 года маяк был электрифицирован. Основным источником света стала электролампа марки ММ-25 мощностью 23 вт при напряжении 12 в и силе света 34 свечи. Лампа была установлена в существующую линзу. Был установлен также опытный образец лампоменятеля марки ЛМ-2. Дальность видимости огня маяка сохранилась, но изменилась проблесковая характеристика. Она стала: свет 1,5 сек + темнота  6 сек – период 7,5 сек. Вместо 15 проблесков в минуту их стало только 8. Электропитание лампы производилось от батареи марки        МОЭМ-1000 из 20 элементов. Ацетиленовый светооптический аппарат с 30-литровой горелкой стал резервным. Для обеспечения его работы на маяке стояли 10 баллонов с ацетиленом (газоаккумуляторов) марки В-50.

           23 октября 1954 года Извещением мореплавателям было объявлено, что на вершине рамы для подвески колокола башни маяка установлен оптический отражатель кругового действия марки ОКБ-12. При облучении прожектором диаметром 250 мм возникал белый отражённый луч, который был виден с расстояния до 7 миль – 13 км. При этом наблюдатель должен был находиться не далее 1 метра от прожектора.

           15 октября 1955 года был установлен и 2 июля 1956 года Извещением мореплавателям было объявлено о вводе в действие первого на Тихоокеанском побережье    СССР    автоматического    радиомаяка      марки

МРМ-54. Он имел опознавательный сигнал «К» по азбуке Морзе, дальность действия 15 миль – 28 км. Радиомаяк работал на частоте 291,5 кгц с длиной волны 1029 м.

           В 1956 году штатным цветом башни маяка стал белый цвет, который им и остаётся до сих пор. 

           В начале 1961 года зонтичная антенна радиомаяка была разрушена штормом. Попытки подойти к маяку для восстановления антенны зимой, в том числе 24 февраля 1961 года на ледокольном дизельэлектроходе «Приамурье», успеха не имели.  Лед ближе, чем на 3 – 4 кабельтова – 600 – 800 метров, к маяку не подпускал. Радиомаяк был введён в действие только 27 мая 1961 года.

           В 1963 году был выполнен капитальный ремонт маяка, в процессе которого была установлена новая антенна радиомаяка. Эта антенна состояла из двух соединённых параллельно штыревых антенн высотой по 10 метров. Расчётная дальность действия радиомаяка увеличилась до 30 миль – 55 км.

           Основной работой, выполненной при капитальном ремонте маяка, было устройство монолитной железобетонной рубашки цоколя и ствола маяка толщиной 30 см на  высоту до отметки +10,50 м от уровня моря с целью ликвидации повреждений от воздействия льда и волн, а также от многочисленных часто повторяющихся циклов замораживания и оттаивания бетона, постоянно находящегося в насыщенном водой состоянии.

           В 1974 году для улучшения надёжности электропитания автоматического маяка на нём установили два радиоизотопных термоэлектрических генератора марки «Гранит», которые работали в течении 10 лет – до 1984 года. Это существенно снизило трудоёмкость эксплуатации маяка и повысило его надёжность.

           В 1979 году вместо отработавшего свой ресурс автоматического радиомаяка был установлен новый – марки АНРМ-25.

           К 1978 году вся монолитная железобетонная рубашка, выполненная в 1963 году, была разрушена стихией. В 1983 году по заказу флотских строителей Сахалинским отделением треста «Дальстальконструкция» была изготовлена стальная цилиндрическая оболочка для башни маяка. На гидрографическом судне Тихоокеанского флота «ГС-47» строительная экспедиция УНР-765 Строительного управления флота и конструкции оболочки 28 августа 1983 года были доставлены на маяк. Но в первых числах сентября работы были прекращены и гидрографическое судно со строителями и конструкциями было отправлено к острову Монерон, к месту падения южнокорейского самолёта. Экспедиция успела установить только нижний ярус оболочки.

           В 1984 году работы были возобновлены, но из-за неблагоприятных погодных условий был выполнен небольшой их объём. 20 июня 1985 года работы были продолжены и велись до 15 октября. Работы обеспечивали попеременно три гидрографических судна. Установка стальной оболочки и бетонирование зазора между башней и оболочкой были завершены только на четвёртый год - в сентябре 1986 года.

           В сентябре 1984 года вместо выработавших свой ресурс радиоизотопных электрогенераторов марки «Гранит» были установлены новые – марки «Бета-М», которые работали до 1998 года. В целях предотвращения радиационной угрозы генераторы такого типа больше не ставили – их заменили на химические источники тока - на 56 батарей, которые следует менять ежегодно.

           В 1988 году взамен прежнего был установлен новый круговой радиомаяк марки «Агат-3». Он по-прежнему имеет опознавательный сигнал «К» по азбуке Морзе, работает на частоте 315,5 кгц с дальностью действия 15 миль – 28 км.

           Автоматический маяк Камень Опасности находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

 

 

12 августа 2016 года

     

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида