Золотой маяк
Золотой маяк

 

Маяк Золотой

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Золотой 2 класса с постоянным обслуживающим личным составом установлен на мысе Золотой на западном берегу Татарского пролива в 105 милях – 194,5 км к северо-востоку от мыса Белкина – юго-западного входного мыса Татарского пролива.

           Географические координаты маяка Золотой:

долгота  47°  19,0' N,  широта 138°  59,3' E.

           Штатный номер маяка Золотой по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 810. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7626.

           Маяк высотой 19,81 м установлен в расстоянии 10 м от берегового обрыва и в расстоянии 23 м от уреза воды, на высоте 14,0 м над уровнем моря.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в южной части Татарского пролива.

           Маяк Золотой получил своё название по названию мыса, на котором он установлен.

           Мыс Золотой является юго-восточным склоном приметной горы Угрюмая высотой 238 м, вершина которой расположена в расстоянии 1,2 мили – 2,2 км к северо-западу от мыса Золотой. В расстоянии 2 кабельтова – 370 м от берега мыс Золотой окаймляет риф, состоящий из отдельных групп надводных и подводных камней, между которыми может пройти шлюпка. Но с мористой стороны глубины у рифа достигают 34 м. У берегового обрыва расположен осыхающий песчано – галечный пляж шириной до 8 м. Высота мыса Золотой  - 26 м над уровнем моря.

           Мыс Золотой расположен в Тернейском районе Приморского края и является крайней восточной точкой этого края.

           Мыс Золотой был впервые описан в 1874 году Особой экспедицией Иркутского отдела Генерального штаба под командованием подполковника корпуса топографов Логгина   Александровича Большева (1834 – 1880). Тогда же участниками экспедиции мысу было дано нынешнее название.

           Ранее в устье реки Жёлтая, впадающей в бухту Золотая, было селение Адини, ныне не существующее, от которого до маяка было 4 км.

           Ближайший к маяку Золотой светящий навигационный знак, в прошлом автоматический маяк, Нельма расположен к северо-востоку в расстоянии 22,2 мили – 41 км. Ближайшие маяки с постоянным персоналом расположены: маяк Сосунова – к юго-западу в расстоянии 53,9 мили – 100 км, маяк Крестовоздвиженский – к северо-востоку в расстоянии 45,5 мили – 84 км. Это расстояния по прямой. Сухопутного пути между маяками нет.

           Впервые деревянный несветящий навигационный знак в виде большого креста на мысе Золотой был установлен в 1912 году. К 1927 году знак разрушился.

           В расстоянии 1 миля – 1,85 км к западу от мыса Золотой находится мыс ныне носящий название Угрюмый. Он является южной оконечностью безымянного гористого полуострова, выступающего в Татарский пролив. Так же, как  мыс Золотой является юго-восточной оконечностью этого полуострова, образованного горой Угрюмая.

           Не так давно, ещё в 1959 году мыс Угрюмый носил другое название – мыс Сюфрен. И бухта Золотая называлась тогда бухта Сюфрен. Представляется, что эти названия были даны выдающимся французским мореплавателем Жаном Франсуа де Гало графом Лаперузом (1741 – 1788), когда экспедиция под его командованием на кораблях «Астролябия» и «Буссоль» в 1787 году работала в этом районе. Названия были даны в честь выдающегося соотечественника и современника адмирала Пьера – Андрэ де Сюффрена  де Сен – Тропеда (1729 – 1788), которого французы считают одним из величайших адмиралов в истории французского флота.

           В апреле 1922 года Извещением мореплавателям, изданным компетентным органом Советской России со ссылкой на соответствующее сообщение Англии, было объявлено об учреждении на мысе Сюфрен белого постоянного навигационного огня (маяка). Следует иметь в виду, что японская интервенция на Дальнем Востоке закончилась только 25 октября 1922 года, когда японские войска покинули Владивосток. 

           В 1930 году Управлением безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке (Убекодальвост) – предшественником Гидрографической службы Тихоокеанского флота - на мысе Золотой был построен и введён в действие маяк Золотой с маячным городком.

           Маяк представлял  собой 4-гранную пирамидальную решетчатую башню из стального проката со встроенной в неё стальной цилиндрической трубой на бетонном 4-граном пирамидальном цоколе.

           Подобные, но не такие же, башни были построены на западном берегу Татарского пролива в 30-е годы на маяках Датта – Лессепс, ныне Датта, которая стоит до сих пор, и Сюркум.

           Основание цоколя имело в плане размер 5,50 х 5,50 м, ствол башни внизу – 2,80 х 2,80 м, вверху – 1,75 х 1,75 м. Труба имела диаметр 1,50 м. Фонарного сооружения маяк не имел. Высота маяка от отмостки до верхней площадки была 16,20 м, в том числе цоколя – 4,0 м и  стальной башни 12,20 м. Внутри цоколя было помещение для хранения ацетиленовых баллонов размером в плане 3,0 х3,0 м и высотой 3,0 м. Толщина бетонных стен цоколя была переменная, но более 65 см. В бетон верхней части цоколя были  заделаны стальные конструкции пирамидальной решетчатой части башни на глубину 1,20 м и центральной трубы  - на всю толщину перекрытия до потолка помещения. Стальная пирамидальная решетчатая башня при общей высоте, считая с заделкой, 13,40 м имела 6 поясов. Труба была выполнена из листа толщиной 5 мм. В трубе была устроена винтовая лестница, начинавшаяся в помещении цоколя. 

           Верхняя круглая площадка имела диаметр 3,50 м. Она опиралась на 8 кронштейнов и была ограждена стальными перилами высотой 1,0 м. На площадке были установлены основной и резервный маячные аппараты.

           Первоначально башня была окрашена в красный цвет, но 27 ноября 1935 года Извещением мореплавателям было объявлено о новой окраске башни. Труба башни была окрашена вертикальными полосами  белого и красного  цвета. Эта штатная окраска сохранена до сих пор.

           Маяк освещался ацетиленом. Основной светооптический аппарат марки Ф-500 имел поясную линзу диаметром 500 мм и высотой 510 мм с фокусным расстоянием 250 мм. В аппарате были установлены три пирофилитовые ацетиленовые 25-литровые горелки. Расход ацетилена  в аппарате был 15,8 литра в час. На маяке стояли 3 газоаккумулятора (баллона) марки В-50 с запасом газа 15 000 литров. Для создания проблесковой характеристики огня был установлен проблесковый ацетиленовый аппарат марки К-130. Маяк имел белый круговой огонь с 12-ю проблесками в минуту: свет 0,5 сек + темнота 4,5 сек – период 5 сек. Объявленная дальность видимости огня маяка была 11,5 мили – более 21 км. Осевая сила света маяка была 2 610 свечей.

           Для подачи сигнала во время тумана при маяке в расстоянии 20 м от береговой черты и на высоте 14 м над уровнем моря был установлен бронзовый колокол. Он был подвешен на деревянной раме с навесом. Высота колокола была 93 см, диаметр нижней части, «устья» - 64 см, вес – 124 кг. Он имел вертикальную трещину. Колокол был упразднён только в 1996 году. Он работал на маяке 66 лет.

           Для личного состава маяка был построен маячный городок. В нём были жилой дом, здание служб, баня, колодец и уборная.

           Жилой дом имел планировку квартирного общежития. Дом был рубленный из брёвен. Его размер в плане без крыльца 17,30 х 6,70 м. Общая площадь 134 кв.м, высота помещений 3,0 м. Фундамент дома был ленточный бутовый, перекрытия и  крыша – деревянные, кровля железная, полы дощатые. В доме было 10 жилых комнат, в том числе 6 совмещённых с кухнями, 6 кухонных плит и 4 отопительные печи. Санузлов и канализации  не было. Воду брали из колодца. Освещение было керосиновое.

           В здании служб размещались хозяйственные помещения – склады, конюшня и коровник. Это была каркасная деревянная постройка размером в плане 16,70 х 6,40 м. Баня представляла собой также каркасное деревянное здание размером в плане 6,95 х 4,40 м. Шахтный колодец был устроен в 30 м от жилого дома.

           9 сентября 1936 года было объявлено об установке при маяке Золотой радиомаяка. Для его размещения в 3 кабельтовых – 555 м к западу от маяка было построено рубленное из брёвен здание размером в плане 5,56 х 5,00 м общей площадью 22 кв.м, с высотой помещений 2,50 м. Здание было построено 7-ым Отдельным военно – строительным участком отдела инженерных войск флота, которым руководил С.В.Суздалев, производителем работ был Левин. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «Ц» по азбуке Морзе, работал на частоте 312,5 кгц и волне длиной 980 м, имел дальность действия 50 миль – 93 км. Радиомаяк имел марку РМС-2. В 1943 году для радиомаяка было построено новое здание. Прежнее здание сначала использовали как жилой дом, а с 1960 года в нём разместилась школа.

           Для хранения жидкого топлива в бочках для двигателей электрогенераторов был построен заглубленный склад из бутобетона с железобетонным перекрытием размером в плане 5,50 х 5,50 м, с толщиной стен 60 см и общей площадью 18,50 кв.м.

           12 октября 1940 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке сирены при маяке Золотой. Для размещения сирены ещё в 1938 году опять же 7-ым Отдельным военно – строительным участком отдела инженерных войск флота, которым руководил С.В.Суздалев и производителем работ был Левин, из бута было построено здание в расстоянии 8 м от маяка, которое существует до сих пор. Оно имеет размер в плане 14,80 х 8,40 м, общую площадь 94 кв.м и высоту помещений 3,70 м. Здание было установлено в расстоянии 35 м от уреза воды. Рупор сирены находился на высоте 32,5 м над уровнем моря. Сирена была пневматическая. Она давала сигнал длительностью 6 сек через 105 сек. Здание имело печное отопление. Кроме того, было построено здание кузницы.

           26 сентября 1943 году рядом со зданием действовавшего радиомаяка было принято в эксплуатацию построенное новое здание радиомаяка. Это рубленное из бруса здание с фундаментом из деревянных стульев, с двускатной деревянной крышей, тесовой кровлей и дощатыми полами. Его размер в плане 8,50 х 6,60 м, общая площадь 48 кв.м. Для подвески Т-образной антенны установили 2 деревянные мачты – опоры с тросовыми оттяжками высотой по 22 м каждая. В здании было печное отопление и керосиновое освещение. Здание было построено Строительством № 68 инженерного отдела флота. Его начальником был Лобов, прорабом Яхонтов. 

           29 ноября 1954 года Извещением мореплавателям было объявлено о начале действия при маяке Золотой новой пневматической сирены марки ДСУ-54, установленной в существующем и предназначенном для этого здании вместо сирены, выработавшей свой ресурс. Сирена была укомплектована на заводе «Пневматика» в Ленинграде. В составе сирены были два дизельных двигателя мощностью по 20 л.с., изготовленные Машиностроительным заводом в г.Энгельс, два компрессора марки «125 В», Компрессорного завода в г.Мелитополе производительностью 2 куб.м/мин. при давлении  3 атм., звуковой аппарат типа «ВС» завода «Пневматика», имевший тон сигнала 336 гц (низкий) при расходе воздуха 0,33 куб.м /сек. Первоначально характер сигнала был: звук 4 сек + молчание 41 сек – период 45 сек. Но позже он был изменён на: звук 3 сек + молчание 26 сек – период 29 сек. Угол излучения был 180° в направлении на восток.

           В здании сирены были установлены и дизель-электрические  генераторы. Ацетиленовая горелка в светооптическом аппарате была заменена электролампой, что увеличило дальность видимости огня маяка до 25 миль – 28 км. Об этом было объявлено 10 августа 1954 года в Извещении мореплавателям. Эту дату следует считать датой электрификации маяка и перехода его на электрическое освещение. 

           В 1959 – 1960 годах была произведена реконструкция маяка Золотой, выполненная подрядной организацией - войсковой частью 72010 (УНР-765) Дальвоенморстроя, которой руководил инженер – подполковник П.Г.Тростин. Производителем работ был А.И.Озолс.

           28 октября  1959 года был принят в эксплуатацию 4-квартирный жилой дом из кирпича. Его размер в плане 16,68 х 9,68 м, общая площадь 120 кв.м, высота помещений 2,50 м, толщина стен 64 см. В доме 6 жилых комнат и 4 кухни. Перекрытие и крыша деревянные, кровля железная, полы дощатые. Отопление печное, освещение электрическое. Канализации и уборных нет, вода из колодца.

           20 ноября 1960 года были приняты в эксплуатацию все остальные объекты: маяк, маячно-техническое здание с мачтами-опорами антенны, склад ГСМ в таре, баня, узкоколейный подъёмник длиной 27 м, резервуар железобетонный для воды на 50 куб.м, склад маячного имущества.

           Башня маяка высотой 15 м построена по типовому проекту шифр     ТГ-108 тип 1 из бетонных блоков. Проект разработан Государственным проектным институтом № 1 ВМФ в апреле 1954 года.

Заместитель начальника института В.Ласси

Главный инженер проекта Голубев

Групповой инженер Квятковский

Главный конструктор Г.Бек

Проектировал Мядзель.

           Башня 8-гранная призматическая с фонарным сооружением. Размер башни в плане 5,0 х 5,0 м, толщина стен 60 см. Внутри башни 4-маршевая лестница с каменными ступенями по стальным косоурам. На отм. + 12,60 м находится подфонарное помещение, из которого винтовая лестница ведёт в фонарное сооружение.

           До отм. + 4,35 м, где устроен промежуточный карниз (молдинг)   башня окрашена в белый цвет, выше грани через одну окрашены в белый и красный цвета.

           Фонарное сооружение изготовлено по типовому проекту шифр         ТР-56/2, разработанному в апреле 1958 года тем же Государственным проектным институтом № 1 ВМФ.

Главный инженер ГПИ Маречкин

Главный инженер проекта А.А.Плотницкий

Начальник отдела Андронов

Главный инженер отдела Фёдоров

Ведущий конструктор Яковлев

Проектировала Никитина.

           Фонарное сооружение имеет высоту с дефлектором, но без румбоуказателя 4,81 см. Его вес 3,70 тонны. Штормовое остекление двухъярусное. В каждом ярусе  по 12 прямоугольных штормовых стёкол толщиной 10 мм, выгнутых по радиусу 1560 мм. Длина стекла по хорде 796 мм, развёрнутая длина 802 мм. Высота штормовых стёкол нижнего яруса 1176 мм, верхнего – 375 мм. Вес стёкол соответственно    25,8 кг и 8,2 кг. Внутренний диаметр фонарного сооружения 2900 мм. Цоколь и каркас остекления стальные, купол – медный. Фонарное сооружение было изготовлено в 1959 году на заводе № 55 Минобороны СССР в пос.Стрельна, Ленинград.

           31 октября 1960 года предварительным Извещением мореплавателям было объявлено об установке на мысе Золотой дневного ориентира – 8-гранной каменной башни с фонарным сооружением.

           15 декабря 1960 года Извещением мореплавателям было объявлено об упразднении прежнего маяка и переоборудовании в маяк Золотой дневного ориентира. Огонь маяка, характер которого до сих пор не изменялся, по терминологии того времени был затмевающийся, а по нынешней – изофазный: свет 3 сек + темнота 3 сек – период 6 сек, 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 16 миль. Теперь маяк светит в только морском секторе 355° – 259°, то есть размер сектора 264°.

           В фонарном сооружении установлен и работает до сих пор светооптический аппарат марки ЭМН-500, изготовленный   в 1960 году на Оптико-механическом заводе в г.Изюм Харьковской области, Украина. Линза, имеющая высоту 874 мм, диаметр 569 мм и фокусное расстояние 250 мм, состоит из 5 диоптрических и 14 катодиоптрических элементов.  Источник света – электролампа марки ММ 110-500 мощностью 500 вт. Сила света лампы 1040 свечей, эффективная сила света огня маяка 44 054 свечи.

           Резервным маячным аппаратом сначала был прежний основной ацетиленовый аппарат маяка  марки Ф-300, который в 1969 году был заменён на электрический аппарат марки ЭМ-300. Дальность видимости его огня 10 миль – 18,5 км. Аппарат установлен на балконе верхней площадки маяка.

            Для обеспечения работы маяка и радиомаяка было построено маячно-техническое здание по типовому проекту шифр ТР-46/1, разработанному тем же Государственным проектным институтом № 1 ВМФ в 1956 году.

Главный инженер ГПИ № 1 Маречкин

Главный инженер проекта Голубев

Начальник отдела Богданов

Главный архитектор А.А.Плотницкий

Групповой инженер Когтев

Проектировали Самусенко, Рябов, Струкова.

           Находящееся до сих пор в эксплуатации здание из кирпича имеет размер в плане 13,60 м х 12,40 м, общую площадь 132 кв.м, высоту помещений 3,00 м, толщину стен 64 см. Фундамент здания ленточный бутовый, перекрытие железобетонное, 4-скатная крыша деревянная, кровля железная, полы плиточные, линолеумные и дощатые. В здании для электропитания маяка были установлены два дизель-электрических генератора мощностью по 6 квт каждый и аккумуляторная батарея марки    С-8, состоявшая из 116 элементов.

           В здании был установлен морской круговой радиомаяк марки        КРМ-100. Он получил опознавательный сигнал «ЗО» по азбуке Морзе, работал на частоте 303,5 кгц простоянно, без перерывов. Имел дальность действия 150 миль – 278 км. В 1986 году на его место был установлен радиомаяк марки «Алмаз-2», который в 1988 году он был заменён радиомаяком марки КРМ-300, который сохранил все основные характеристики. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты-опоры марки МСТ высотой 30 м каждая с тросовыми оттяжками.

           Для отопления здания установлены два водогрейных котелка, работающие на угле. Вода подаётся в здание из железобетонного резервуара. Канализации в здании нет.

           В 1984 году была упразднена сирена, выработавшая за 30 лет свой ресурс и пришедшая в непригодное для дальнейшей эксплуатации состояние. Вместо неё была смонтирована звукосигнальная динамическая установка марки УЗД-100-180 мощностью 100 вт.

           В 1991 году для резервирования источников электропитания был установлен автоматический ветроэлектрогенератор марки АВЭУ-6-4.

           Маяк Золотой относится к маякам с тяжёлыми условиями труда и быта. Доставка на маяк людей и всех видов грузов возможна только на судах при тихой погоде и при отсутствии льда. Суда становятся на якорь в расстоянии не менее 0,5 мили – 1 км от берега и производят рейдовую разгрузку с перевозкой людей и грузов на берег на шлюпках.

           Начальниками маяка были: в 1949 году – Щерба, в 1961 году – С.Вокин, в 1980 году – Цевелев, в 2003 году – Мельниченко.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

Ю.Шухин

 

22 ноября 2016 года

    

 

 


 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида