Завьялова маяк

 

Маяк Завьялова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Завьялова действовал с 15 февраля 1944 года по 9 июля 1959 года – в течении более 15 лет. С 9 июля 1959 года и до сих пор на его месте стоит светящий навигационный знак Завьялова. Маяк и навигационный знак получили своё название по названию острова, на котором они были установлены.

           Маяк Завьялова был установлен на мысе Южный  - юго-западной оконечности острова Завьялова в южной части Тауйской губы на севере Охотского моря.

           Географические координаты маяка Завьялова:

широта  59°  00,1' N, долгота 150°  28,0' E.

           Штатный номер ныне действующего светящего навигационного знака Завьялова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 3045.

           Остров Завьялова расположен в 10 милях – 18,5 км к западу от мыса Таран - северо-западной оконечности полуострова Кони. Остров гористый. Гора наибольшей на острове высоты 1130 м находится в северо-восточной его части. К юго-западу высоты гор уменьшаются. Остров порос кустарником. Берега высокие, скалистые, обрывистые, окаймлены камнями, очень приглубые – глубины вблизи берега 40 м и более. Мыс Южный представляет собой крутой и скалистый серый обрыв.

           Остров Завьялова является территорией Магаданской области.   

           От светящего навигационного знака Завьялова до ближайшего населённого пункта – порта Магадан 40 миль – 74 км. До ближайших маяков с постоянным персоналом только морем: до маяка Таран  - на восток 20,5 мили – 38 км, до маяка Алевина – на юго-восток   29 миль – 54 км, до маяка Чирикова – на север 29 миль – 54 км, до маяка Спафарьева – на запад 45 миль – 83 км.

           Маяк был расположен на высоте 210 м над уровнем моря в расстоянии 6 м от берегового обрыва.

           Маяк Завьялова, как и действующий ныне одноимённый светящий навигационный знак, был предназначен для обеспечения мореплавания в Тауйской губе на подходе к порту Магадан.

           Необитаемый остров Завьялова имеет длину с северо–востока на юго-запад 21,5 км, ширину до 7,5 км и площадь 116 кв.км. Остров отделён от полуострова Кони проливом шириной 10 миль – 18,5 км, который иногда называют Ольским. Название полуострова - Кони, как полагают, карякское и в переводе означает «Крайний».

           В монографии «Остров Завьялова. Геология, геоморфология, история, археология, флора и фауна», подготовленной Северо-восточным комплексным НИИ РАН и выпущенной издательством ГЕОСС, Москва в 2012 году в количестве 400 экземпляров, в главе 2 «История и археология» помещено исследование С.Б.Слободина «История исследований и становления географических названий», в котором подробно изложена последовательность изменений названия  острова в ходе его освоения и изучения русскими промышленниками, купцами и учёными.

           Впервые остров Завьялова нанёс на карту в 1722 году Иван Михайлович Евреинов (? – 1724) по результатам секретных исследований в Охотском море, выполненных по указанию Петра I, и обозначил его как «Ост. Ольский». Это название острова произошло от названия реки Ола, впадающей  в Тауйскую губу в расстоянии 30,5 мили – 56,5 км севернее острова Завьялова. Как полагают, название реки является искажённым от слов, которые в переводе с эвенкского означают или «ковш», или «рыба».

           Позже русскими промышленниками – промысловиками и зверобоями была составлена «Карта Камчатки и побережья Охотского моря», которая «в 1769 году была получена в Иркутском остроге от яренского купца Завьялова» («Атлас географических открытий в Сибири и северо-западной Америке в XVII – XVIII веках», изд. 1964 г., карта 142). Село Яренск находится в Архангельской губернии, при впадении реки Яренги в реку Вычегду. Полагают, что купец Завьялов вёл торговлю через Охотск с селениями Ола и Гижига на побережье Охотского моря.

           На протяжении последующих лет остров имел несколько названий. В 1872 году за ним закрепилось название «Ольский».

           Название «остров Завьялова» впервые было упомянуто в изданном в Томске «Торгово – промышленном и справочном календаре на 1898 год» в память об упомянутом выше купце Завьялове.

           На карту название «остров Завьялова» было нанесено в 1912 году по результатам работы Гидрографической экспедиции Восточного океана, начальником которой был генерал-лейтенант Михаил Ефимович Жданко (1855 – 1921), помощником начальника – командиром гидрографического судна – ледокольного парохода «Таймыр» капитан 2 ранга Борис Владимирович Давыдов (1883 – 1925). Тогда же получили нынешние названия и находящиеся на острове бухта Рассвет, мысы Северный и Южный. По результатам работы экспедиции Б.В.Давыдов написал в 1923 году «Лоцию дальневосточных морей», за которую в 1924 году он был удостоен золотой медали имени Ф.П.Литке Географического общества СССР. Однако, ещё в 1936 году на картах встречалась надпись «остров Ольский (Завьялова)».

           Маяк Завьялова был построен в 1943 году Магаданской строительной конторой Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР, или, как управление именовалось для краткости, – «Дальстроя». Управлял конторой Гордон, работами руководил старший десятник Гетманцев. В то же время этой организацией были построены в Тауйской губе  на подходе к Магадану маяки Чирикова и Спафарьева. Поскольку строительство маяка Завьялова было завершено к окончанию навигации, то действие маяка было открыто 15 февраля 1944 года – к моменту открытия новой навигации. В начале 1947 года маяк Завьялова был принят в ведение Гидрографической службы Тихоокеанского флота и 21 апреля 1947 года маяк начал работать уже в качестве флотского объекта.

           В 1943 году были построены объекты маяка: деревянные маячная башня, здание радиомаяка с радиомачтами, площадка резервного огня, жилой дом, склады ГСМ и продовольствия, подъёмник – узкоколейная железная дорога с тележкой и лебёдкой, колодец.

           Маяк представлял собой 3-гранную деревянную пирамидальную решетчатую, не обшитую и не окрашенную  башню высотой 9,85 м. Ширина в осях грани в основании башни была 2,80 м, на уровне перил ограждения верхней площадки – 2,00 м. Высота верхней площадки от спланированной поверхности грунта 8,35 м. Стойки башни были выполнены из брёвен диаметром 22 см, ригели – из брёвен диаметром 18 см, раскосы обоих ярусов из пластин 16 х 8 см. Для подъёма на верхнюю площадку установлен вертикальный трап. Деревянные стойки заглублены на 2,0 м и опираются на лежни диаметром 15 см. 6-угольная верхняя площадка с диаметром вписанного круга 2,0 м сделана была из досок. Высота перил ограждения площадки 1,50 м.

           На верхней площадке был установлен навигационный вращающийся прожектор марки П-60-2 производства Прожекторного завода им. Л.М.Кагановича, Москва. Прожектор имел стеклянный рефлектор диаметром 600 мм с фокусным расстоянием 250 мм. С прожекторной лампой мощностью 2 квт и силой света 5407 свечей прожектор имеет осевую силу света 2 250 000 свечей и дальность видимости белого вращающегося огня 26 миль – 48 км. Огонь был белый круговой проблесковый с характеристикой: свет 0,7 сек + темнота 5,3 сек – период 6 сек. Прожектор делал 10 оборотов в минуту.  Огонь маяка закрывался горами от наблюдения с моря в секторе от 20° до 90°.  

           Резервный ацетиленовый маячный аппарат марки Ф-300 с одной пирофилитовой 25-литровой горелкой производства Завода штурманских приборов, Ленинград имел дальность видимости белого проблескового огня 8 миль – 15 км при характеристике: свет 1 сек + темнота 5 сек – период 6 сек. Аппарат был установлен на подфонарном столике высотой 0,7 м, устроенном  на площадке, возвышавшейся над спланированной поверхностью на 3,0 м и опиравшейся на три стойки из брёвен диаметром 18 см, заглубленных на 1,30 м. Резервный огонь был установлен также на высоте 210 м над уровнем моря, на расстоянии 8 м от берегового обрыва, в 12 м к северо-востоку от маяка.

           Деревянное здание радиомаяка было предназначено для размещения аппаратуры морского радиомаяка кругового действия марки РШР-200 и двух бензоэлектрических агрегатов мощностью по 5 квт каждый для электропитания маяка и радиомаяка. Здание имело размер в плане 9,45 х 7,40 м, общую площадь 65 кв.м и высоту помещений 2,70 м. Перекрытие и крыша были деревянные, кровля железная, полы дощатые, фундамент – «городки», то есть  настил размером в плане 1,0 х 1,0 м из лежней диаметром 22 см, заглубленных на 35 см. Отопление печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная во дворе. Рядом со зданием были установлены две деревянные мачты – опоры для подвески антенны радиомаяка высотой по 20 м со стальными тросовыми оттяжками. Ствол мачт сборный  из брёвен диаметром от 22 до 18 см. Здание расположено в расстоянии 16 м от берегового обрыва и 25 м к северо-востоку от маяка.

           Для размещения обслуживавшего маяк и радиомаяк личного состава срочной службы, а начальником маяка в 1952 году был старший матрос Маминцев,  был построен деревянный жилой дом размером в плане         10,80 х 6,45 м, общей площадью 62 кв.м и помещениями высотой 2,80 м. Перекрытие и крыша были деревянные, кровля драночная, полы дощатые, отопление печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная во дворе. В доме были две жилые комнаты площадью 12,4 кв.м и 10,3 кв.м, кухня, пекарня и баня.

           Склады ГСМ в бочках и продовольствия  были деревянные с фундаментом из деревянных стульев, с драночными крышами, без отопления и освещения. Склад ГСМ был размером в плане 4,70 х 4,20 м, общей площадью 18 кв.м и с высотой помещения 2,50 м. Пол был грунтовый. Склад продовольствия имел размер в плане 5,40 х 5,20 м, общую площадь 24 кв.м и высоту помещения 2,70 м. Пол дощатый.

           Подъёмник в 1953 году был разрушен обвалом.

           Маяк Завьялова относился к маякам с очень тяжёлыми условиями труда и быта. Завоз грузов на маяк,  доставку и снятие людей можно было производить только судами в период навигации при состоянии моря до 3 баллов – при большем волнении из-за подводных камней и сильного наката подход шлюпок к берегу был невозможен, хотя суда с осадкой до 2 м могли подходить к берегу на расстояние в 2 кабельтова – 350 м. На маяке была даже плоскодонная вёсельная лодка.

           В конце 50-х годов был выполнен большой объём работ по совершенствованию навигационного оборудования Тауйской губы на подходе к порту Магадан. Совершенствование маяка Завьялова сочли нецелесообразным.

           19 ноября 1958 года Извещением мореплавателям было объявлено об открытии действия нового маяка Таран и радиомаяка при нём на северо-западной оконечности полуострова Кони.

           27 мая 1959 года Извещением мореплавателям было объявлено о вводе в действие после реконструкции маяка Чирикова, а также радиомаяка и наутофона при нём на западной оконечности полуострова Старицкого – мысе Чирикова, южном входном мысе бухты Нагаева. С этого маяка уже виден Магадан.

           9 июля 1959 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и открытии действия нового маяка Алевина и радиомаяка при нём на юго-западной оконечности полуострова Кони – мысе Алевина.

           Была начата реконструкция маяка Спафарьева на острове Спафарьева.

           9 июля 1959 года Извещением мореплавателям было объявлено об упразднении маяка Завьялова и радиомаяка при нём и установке на его месте светящего навигационного знака Завьялова. В качестве башни знака использовали башню маяка, имевшую удовлетворительное состояние.  Личный состав маяка был снят. Светящий навигационный знак стал работать в автоматическом режиме, в связи с чем дальность видимости огня уменьшилась более чем в три раза – с 26 до 8 миль – с 48 до 15 км. Использовался светооптический аппарат, который ранее был резервным. Первоначально он работал на ацетилене. В 1962 году ацетиленовую горелку заменили электролампой и аппарат перевели на электрическое освещение от батарей.    

           Из-за аварийного состояния деревянной башни в 1966 году вместо неё была построена 8-гранная бутовая призматическая башня высотой 6 м по типовому проекту шифр ТР-7/2, разработанному Военморпроектом № 26, Ленинград в августе 1952 года.

           Главный инженер проекта Гостищев

           Проектировал                      Закута

           Башня была установлена в расстоянии 100 м от берегового обрыва на высоте 211 м над уровнем моря.

           Башня знака была построена войсковой частью 72010 (УНР-765)  под руководством полковника-инженера П.Е.Елохина и капитана-инженера М.Е.Романова.

           Башня, существующая и сейчас, имеет размер в плане 2,90 х 2,90 м. Фундамент бутовый. Толщина бутовых стен 60 см. Внутреннее помещение имеет размер в плане 1,70 х 1,70 м. В этом помещении установлен стальной наклонный трап шириной 60 см для подъёма на верхнюю площадку. Перекрытие железобетонное с лазом для выхода из башни на площадку. Лаз накрыт колпаком из листового оцинкованного железа для предотвращения попадания осадков внутрь башни и установки на нём светооптического аппарата. Верхняя площадка имеет ограждение высотой 1,0 м из квадратной стали. Строительный объём башни 52,5 куб.м. Входной в башню дверной проём имеет размер 0,90 х 2,02 (h) м. Оконный проём имеет размер             0,30 х 0,75 (h) м. Башня оштукатурена и окрашена в штатный белый цвет.     

           На башне первоначально был установлен ацетиленовый светооптический аппарат марки АМ-300 с электролампой, работавший от батарей. Позднее этот аппарат был заменён на электрический марки ЭМ-300.

           25 августа 1978 года для электропитания аппарата вместо батарей была введена в действие изотопная энергетическая установка марки ИЭУ-2. После демонтажа этой установки электропитание светящего знака снова осуществляется от батарей.  Сейчас светящий навигационный знак Завьялова имеет белый проблесковый огонь с характеристикой: свет 1 сек + темнота 2 сек – период 3 сек. Знак делает 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 8 миль – 15 км. Светит  в секторе 110° – 22° -  всего 272°. Сектор в 88° закрыт от наблюдения с моря горами.    

           Светящий навигационный знак Завьялова находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Чертёж 1949 года.  Башня маяка Завьялова, построенная в 1943 году

 

Фото 1949 года. Слева башня маяка Завьялов, справа резервный огонь на площадке.

 

Ю.Шухин

 

5 декабря 2016                                      

                                                                                                                                 

 

           

 

          

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида