Жонкиер маяк

 

 

 

Маяк Жонкиер

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Жонкиер 2 класса установлен на западном берегу острова Сахалин, в 2,6 кабельтова – 480 м к югу от мыса Жонкиер – южного входного мыса Александровского залива, Татарский пролив.

           Штатный номер маяка Жонкиер по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2004 года – 1370. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7700.

           Маяк Жонкиер предназначен для обеспечения мореплавания в северной части Татарского пролива и на подходе к порту Александровский на Сахалине.

           Маяк получил наименование по названию мыса, вблизи от которого он установлен. Мыс Жонкиер впервые был описан  в 1787 году участниками кругосветной французской экспедиции на фрегатах «Астролябия» и «Буссоль» под командованием выдающегося мореплавателя Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (1741 – 1788), который назвал мыс в честь своего покровителя и друга адмирала маркиза Клемента Таффанела де ля Жонкиера (Jonqiere) (1706 – 1795), который с 1746 по 1752 год был генерал – губернатором Новой Франции (ныне провинция Квебек в Канаде) (краевед Г.Н.Смекалов).

           Географические координаты маяка Жонкиер:

широта 50°  53,3' N , долгота 142°  07,0' Е.

           Маяк установлен в расстоянии 200 м от береговой черты на высоте 61 м над уровнем моря. Берег в месте установки маяка обрывистый.

           В 1884 году из-за ветхости маяка Дуэ было признано необходимым построить новый маяк на новом месте. В своём отчёте начальник Гидрографической части во Владивостоке  показал, что в последние годы приходящие суда становились на якорь чаще на Александровском рейде, где они несколько лучше защищены мысом Жонкиер от  юго-западных ветров, чем на рейде Дуэ.   

           Было учтено сообщение местного горного инженера о том, что подземная разработка каменного угля идёт непосредственно под зданиями маяка Дуэ и их положение не безопасно.

           Маяк же на мысе Жонкиер будет находиться ближе к  месту жительства местного начальства и дальше – от поселения ссыльно – каторжных.

           Строительство маяка начали в 1885 году. Приказом главного командира портов Восточного океана контр-адмирала Александра  Фёдоровича Фельдгаузена (1832 – 1907) № 254 от 2 (14) июля 1885 года капитан корпуса флотских штурманов (КФШ) Николай Захарович Казаринов – начальник гидрографической части портов Восточного океана был командирован на Сахалин для строительства маяка Жонкиер.

 

           Примечание. Далее в тексте даты перед скобками будут указываться по старому, в то время действовавшему стилю летоисчисления, а в скобках – по новому, ныне действующему стилю летоисчислению.

 

           С согласия губернатора Сахалина генерал-майора А.И.Генце постройку маяка Жонкиер, как и маяка Крильон, взяло на себя сахалинское тюремное начальство за 4 800 рублей, которые должно было выплатить Морское ведомство. Материалы для строительства, кроме извести, стекла и кровельного железа, были также от тюремного начальства.

           К концу 1885 года вчерне было готово главное здание маяка – одноэтажный рубленный жилой дом смотрителя на бутовом фундаменте со встроенной рубленной 6-гранной башней и фонарным сооружением. Казарму маячной команды, недавно построенную у маяка Дуэ хозяйственным способом, перенесли к новому маяку и также установили на бутовый фундамент.

           В 1886 году указанные выше здания были достроены, построены деревянные баня, сарай, кладовая для керосина и пороховой погреб, а также проложены дороги к посту Александровский и к месту разгрузки плавсредств на берегу. Все здания были окрашены в жёлтый цвет, а фонарное сооружение на башне -  в белый. Маяк был установлен на высоте 110 м над уровнем моря. Высота маяка была 10,50 м.

           Осветительный маячный аппарат доставили из Владивостока. Это был отражательный, катодиоптрический аппарат с 15-ю масляными фитильными лампами. Маяк светил в секторе 135° между азимутами 245° и 20° белым постоянным светом и освещал Александровский и Дуэский рейды. Маяк открыл освещение в 1886 году. В 2016 году ему исполняется 130 лет.

           При маяке в расстоянии 180 м от береговой черты на высоте     59,4 м над уровнем моря был установлен небольшой колокол, который простоял при маяке до 1986 года – 100 лет, когда был упразднён. В колокол звонили во время тумана редкими ударами. Если был услышан с судна свисток или другой сигнал, то в ответ в колокол начинали «бить рынду», то есть звон состоял из тройных ударов.

           При маяке установили также пушку - четвертьпудовый единорог, из которой производили только ответные выстрелы – по одному на каждый услышанный в тумане с моря выстрел.

           При маяке также был вельбот и сигнальная мачта для переговоров с судами по международному своду сигналов.

           Летом 1890 года великий русский писатель Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) совершил путешествие по Сахалину. Свои впечатления он описал в «путевых  заметках», озаглавленных «Остров Сахалин». А.П.Чехов о посещении построенного всего 4 года назад маяка Жонкиер написал следующее:

           «…Чаще всего мы ходили к маяку, который стоит высоко над долиной, на мысе Жонкиер. Днём маяк, если посмотреть на него снизу,- скромный белый домик с мачтой и с фонарём, ночью же он светит в потёмках и кажется тогда, что каторга глядит на мир своим красным глазом.

           Дорога к домику поднимается круто, оборачиваясь спиралью вокруг горы мимо старых лиственниц и елей… Около домика рвётся на цепи злая собака. Пушка и колокол. Говорят, что скоро привезут и поставят здесь ревун, который будет реветь во время туманов и нагонять тоску на жителей Александровска.

           Если, стоя в фонаре маяка, поглядеть вниз на море и на «Трёх братьев» (скалы в море вблизи от берега – Ю.Ш.), около которых пенятся волны, то кружится голова и становится жутко. Неясно виден Татарский берег и даже вход в бухту де-Кастри (залив Чихачёва, расстояние 104 км – Ю.Ш.). Смотритель маяка говорит, что ему бывает видно, как входят и выходят из де-Кастри суда. Широкое, сверкающее от солнца море глухо шумит внизу, далёкий берег соблазнительно манит к себе и становится грустно и тоскливо, как будто никогда уже не выберешься из этого Сахалина…» (А.П.Чехов, Собрание сочинений в двенадцати томах, том 10, стр. 111 – 112).       

           Главным на маяке был смотритель маяка, сначала состоявший на «коронной» - государственной службе, а с 1894 года – вольнонаёмный –«с вольного найма». Маяк находился на территории всероссийской каторги и подавляющую часть населения острова составляли осуждённые, приговорённые к разным видам наказания. Поэтому  служителями маяка была казённая прислуга из 7 человек матросов Сибирского флотского экипажа.

           В 1887 году из-за сокращений штатов во Владивостокском порту казённую прислугу уменьшили на 2 человека – до 5 человек и приняли  на маяк двух вольнонаёмных переселенцев. Но по заявлению смотрителя маяка из-за «неблагонадёжности» они были заменены снова двумя матросами Сибирского флотского экипажа.

           В 1893 году казённую прислугу увеличили до 12 человек, добавив ещё 5 матросов для несения караульной службы при маяке «из-за близости поселения ссыльно – каторжных,  их посягательств на целость маячных провизионных запасов».

           Одной из основных достопримечательностей Сахалина является туннель в мысе Жонкиер. В 1880 году в деревне Александровка, которая с 1881 года стала военным постом Александровский, была построена крупнейшая на Дальнем Востоке России тюрьма. Для сообщения с постом Дуэ, до которого по прямой около 10 км и где тогда был порт и каменноугольные копи, тюремное руководство решило проложить конно – рельсовую железную дорогу по берегу вдоль пляжа. Но на пути стоял скальный, круто уходящий в глубины моря мыс Жонкиер. В 1880 – 1883 годах каторжане вручную с двух сторон пробивали в скале туннель под руководством не компетентного в части горных работ тюремного руководства. Проходки не сходились. Был приглашён бывший офицер – сапёр Карл Христианович Ландсберг. По одной версии он был ещё ссыльно-каторжный, по другой он был уже расконвоирован, стал предпринимателем, но ему не разрешалось выезжать с острова. Он задачу решил, проходки были соединены, но туннель получился  не прямой и из начала туннеля свет в его конце не виден. Длина туннеля 73 метра (историк И.А.Самарин). Недостаточный размер поперечного сечения не позволял использовать его по предназначению. Несколько раз его пытались расширить, в том числе и силами ГУЛАГа, но неудачно. У туннеля оба выхода находятся на пляже в зоне действия волн, которые наносят внутрь его песок и водоросли, а зимой ледяные торосы. Спустя два года после завершения работ в туннеле была проложена дорога по сопкам, которая используется и сейчас. Туннель так никогда для практических дел и не использовался.

           В указанной выше книге «Остров Сахалин»  А.П.Чехов пишет о туннеле, который он неоднократно посетил: «…Из Александровска в Дуэ ведут  две дороги: одна – горная, а другая – по берегу моря. Мыс Жонкиер всею своей массой навалился на береговую отмель и проезд по ней был бы невозможен вовсе, если бы не прорыли туннеля. Рыли его не посоветовавшись с инженером, без затей, и в результате вышло темно, криво и грязно. Сооружение… оказалось ненужным, так как при существовании хорошей  горной дороги нет нужды ездить по береговой, проезд по которой стеснён условиями отлива и прилива. На этом туннеле превосходно сказалась склонность русского человека тратить последние средства на всякого рода выкрутасы, когда не удовлетворены самые насущные потребности…» (стр. 133-134).       

           Время действия маяка определялось сроками навигации, которые из года в год менялись в зависимости от погоды. Маяк светил:

в 1892 году - с 15 (27) апреля по 31 октября (12 ноября),

в 1893 году – с 8 (20) апреля по 7 (19) ноября,

в 1894 году – с 21 мая (2 июня) по 16 (28) ноября,

в 1895 году – с 15 (27) апреля по 21 ноября (2 декабря),

в 1896 году – с 10 (22) апреля по 18 (30) ноября.

           В 1891 году в «План работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 годы» были включены работы по перестройке и переосвещению маяка Жонкиер на сумму 49 200 рублей. Выполняемые ежегодно ремонты и удовлетворительное техническое составление зданий маяка дало повод Дирекции маяков и лоции Восточного океана ходатайствовать об отсрочке постройки нового каменного маяка и   употреблении выделенных средств на постройку маяка на мысе Песчаный в связи с мнением особой комиссии по выбору места для установки маяка близь залива Императорская Гавань (ныне – залив Советская Гавань) с целью совершенствования  освещения Татарского пролива.

           Но работы по строительству нового маяка Жонкиер были начаты в 1894 году под руководством инженер-подполковника Константина Ивановича Леопольда. Недалеко от действующего маяка была найдена удобная площадка на высоте 61,0 м над уровнем моря, что на 49,0 м ниже действовавшего маяка. Полагали, что она выгодна «в отношении ясности маячного огня, так как он реже будет находиться в области тумана».  При начале работ было разработано 220 куб.саженей – 2 125 куб метров грунта для срезки склона горы в целях увеличения размера строительной площадки до проектной. 

           Выбранная для установки маяка площадка не была идеальной.

И.А.Самарин в книге «Маяки Сахалина и Курильских островов. Исторический очерк» цитирует К.И.Леопольда: «Хотя грунт здесь оказался плотный конгломерат водного происхождения, поддающийся только лому и кирке, но всё-таки место это нельзя считать вполне обеспечивающим правильную осадку будущих зданий. Только действительное отсутствие другого места для постройки маяка, соответствующего целям мореплавания, заставляет остановиться на устройстве искусственной площадки на склоне горы вулканического происхождения, где, хотя и редко, по словам старожилов, бывают слышны слабые землетрясения, последствием чего могут появиться оползни склона гор, хотя в настоящее время таковые пока не замечены на окружающих берегах».  

           Спустя 80 лет опасения замечательного строителя маяков России К.И.Леопольда оправдалось, хотя и не из-за природных воздействий, в силу неосмотрительной деятельности человека. Но об этом далее.

           В 1896 году строительство нового маяка было полностью закончено. В новые здания на зиму переехали вольнонаёмный смотритель маяка и 12 человек нижних чинов команды. В новые склад и кладовые были перенесены со старого маяка продовольствие, осветительные материалы и всё казённое имущество. Но старый маяк продолжал светить  до 18 (30) ноября 1896 года и в новом 1897 году, начав освещение с 10 (22) апреля, светил до 13 (25) июля. Новый маяк начал освещение 14 (26) июля и действовал до 21 ноября (3 декабря).

           Новый, второй по счёту, маяк Жонкиер, действующий до сих пор, представляет собой 8-гранную призматическую бетонную  башню с фонарным сооружением и  с одноэтажным также бетонным жилым домов, в который башня встроена.

           Башня маяка имеет высоту от отмостки до верхней площадки 10,35 м, а с фонарным сооружением  - 16,30 м. Толщина бетонных стен башни 90 см. Применение бетона для строительства  маяка Жонкиер было экономически выгодно. Не нужно было завозить издалека дорогой глиняный кирпич. Гравий и песок добывали рядом со строительной площадкой, а цемент завезли из Японии с завода «Асано» в Токио.

           Башня в плане имеет размер 5,0 х 5,0 м. Внутри башни цилиндрическое помещение диаметром 3,20 м, в котором установлена железная винтовая лестница. Выход из башни в фонарное помещение предусмотрен через люк. В башне один дверной и один оконный круглый проёмы. Верхняя 8-угольная площадка башни, поддерживаемая карнизом, имеет размер в плане 6,20 х 6,20 м. 12- угольное ограждение площадки имеет размер в плане 5,0 х 5,0 м. Башня была окрашена, как и теперь, в белый цвет.

           Фонарное сооружение, изготовленное фирмой – производителем осветительного аппарата с учётом особенностей этого аппарата, сделано из меди и бронзы, имеет диаметр 3,20 м и высоту 5,95 м. Стойки штормового остекления наклонные, поэтому 9 штормовых плоских стёкол высотой 2,23 м имеют трапецеидальную форму.

           Осветительный преломляющий аппарат  системы Френеля 2 разряда имел вертящийся белый огонь – проблеск продолжительностью 3 сек через 30 сек. Маяк светил в секторе 142°  между азимутами 209° и 351°. Лампа была керосиново – фитильная, имела 5 светилен – фитилей, установленных концетрическими кругами с диаметрами 25, 45, 65, 85 и 105 мм. Высота пламени поддерживалась 90 мм. Осевая сила света аппарата была 123 000 свечей, дальность видимости огня 22,3 мили – более 41 км.

           Меньшая половина жилого дома предназначалась для смотрителя маяка, большая – для команды. Высота помещений в жилом доме – 3,10 м. Дом отапливался дровяными печами, на кухнях стояли дровяные плиты. Освещение в доме было керосиновое. Воду брали из колодца. Выгребная уборная находилась во дворе.

           При маяке были построены:

- склад керосина с бетонными стенами размером в плане 6,30 х 6,30 м, высота помещения 2,60 м;

- деревянный склад маячного имущества, размером в плане 15,40 м х 7,0 м, высота помещений 3,80 м;

- деревянная баня.

           Для туманных сигналов при маяке сохранили колокол и пушку – четвертьпудовый единорог, выстрелы из которого производили с промежутками от 5 до 10 минут только в ответ на туманные сигналы с судов.

           На берегу в месте выгрузки плавсредств построили пакгауз и проложили узкоколейную железную дорогу до маяка, которую использовали и для доставки строительных материалов.

           Маяк освещался в течении года от 2100 до 2840 часов. Соответственно расход керосина был от 106 до 142 пудов в год – от 1737 кг или 2045 литров до 2326 кг или 2737 литров.

           До 1897 года смотрителем маяка был вольнонаёмный Топольский, с 1897 по 1902 год – с вольного найма отставной фельдшер 1 статьи не имеющий чина Михаил Виноградов. В 1902 году смотрителем  стал с вольного найма мещанин города Одессы Рафаил Шульганович.

           В 1904 и 1905 годах из-за русско – японской войны маяк не освещали, но производили ремонтные работы. В ходе русско – японской войны 24 июля (6 августа) 1905 года японская эскадра произвела высадку десанта в Александровской бухте под прикрытием корабельной артиллерии. Маяк был повреждён снарядами. Команда разбежалась. Командовавший войсками численностью около 5 тыс. человек на севере Сахалина генерал Ляпунов почти не вступая в бой 31 июля (13 августа) 1905 года сдался в плен японцам. Смотритель маяка Р.И.Шульганович также был взят в плен.

           23 августа (5 сентября) 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор с Японией, по которому Россия отдавала  Японии южный Сахалин. Граница была установлена по 50° параллели. Маяк Жонкиер, расположенный всего лишь на 53,3' (минуты) севернее границы с префектурой Карафуто, остался российским. 2 (15) ноября 1905 года на рейд поста Александровский встали корабли Владивостокской эскадры: крейсеры «Громобой», «Россия» и «Богатырь» и транспорт «Селенга». На них были доставлены войска гарнизона северного Сахалина. Был возвращён из плена и смотритель маяка Жонкиер Р.И.Шульганович, который сразу же взялся за восстановление работы маяка. На маяк были присланы и 12 матросов Сибирского флотского экипажа.

           В 1906 году маяк начал освещение с 8 (21) апреля. Под руководством техника Дирекции маяков и лоции Кириллова были выполнены работы по ликвидации последствий боевых действий и грабежей японских и русских мародёров.

           Комплектование маячной команды производилось из числа участников революционных событий во Владивостоке в 1905 году. На маяк были присланы матросы с Иннокентьевской батареи, устроившие бунт 11 (24) января 1906 года. Матросы не хотели работать, требовали деньги, отказывались от положенного продуктового довольствия. 18 (31) мая 1907 года 5 наиболее активных матросов были арестованы и осуждены.  Команду из числа матросов на маяке меняли трижды, пока 30 мая (12 июня) 1908 года с маяка не сняли последнего матроса и служителями маяка не стали 8 вольнонаёмных жителей Владивостока.

           В 1912 году была установлена телефонная связь маяка с постом Александровский.

           В 1914 году была сделана попытка осветить красным секторным огнём направление на Дуэский рейд южнее азимута 209° для указания опасного рифа Ходжи для судов, подходящих с юга к Александровскому и Дуэскому рейдам. Это не было продолжено в последующие годы. В том же году на маяке построили ледник и погреб, выполнили капитальный ремонт всех зданий.

           Смотритель маяка Р.И.Шульганович работал на маяке Жонкиер до 10 октября 1918 года. Он потерял жену и дочь, тяготился пребыванием на острове. Его дальнейшая судьба неизвестна.

           В 1936 году при маяке Жонкиер был установлен радиомаяк кругового излучения с дальностью действия 50 миль – 93 км, работавший в группе с радиомаяками Сюркум и Орлова. Аппаратура радиомаяка была установлена в  бетонном здании бывшего склада керосина.

           В 1939 году была упразднена пушка.

           В 1952 году в деревянном здании, где прежде была баня, а с 1943 года использовавшемся как жилой дом, установили новую аппаратуру радиомаяка марки КРМ-50. В освободившемся бетонном здании радиомаяка установили два дизель – электрические агрегата.

           24 декабря 1959 года было принято в эксплуатацию кирпичное маячно – техническое здание, которое было построено по индивидуальному проекту войсковой частью 72010 (УНР-124, 636 ВМС, УНР-765) под руководством инженер-подполковника П.Г.Тростина  и мичмана Хрычёва. Здание имеет размер в плане 16,54 х 8,30 м, высота помещений 3,0 м. В здании разместили дизель-электрические агрегаты марки ДСА-10 – 1 шт и ДСА-20 – 1 шт, аппаратуру радиомаяка марки КРМ-50 и аппаратуру наутофона марки 3/Р5-52. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка установили две стальные мачты-опоры высотой по 24,00 м. Для излучателей наутофона к северу от маяка в расстоянии 380 м  установили стальную вышку высотой 6,00 м. 

           Радиомаяк был введён в действие в апреле 1960 года, а наутофон – в мае 1961 года. В случае неисправности наутофона сигнал в тумане продолжали подавать колоколом. Колокол и наутофон вместе были упразднены в 1986 году.

           В 1980 году радиомаяк марки КРМ-50 был заменён на автоматический радиомаяк марки АНРМ-50, который в 1989 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300. Радиомаяк Жонкиер  имеет опознавательный сигнал «ЖР» по азбуке Морзе, работает на частоте 309,5 кгц и имеет дальность действия 100 миль – 185 км. Он работает в группе из 6 радиомаяков, в которую входят радиомаяки Ламанон, Красный Партизан, Датта, Песчаный и Орлова.

           Маяк Жонкиер и радиомаяк работают во время навигации с 15 апреля по 15 декабря.

           С 1978 года в стенах здания маяка стали появляться и расти трещины, а башня стала наклоняться. Это было следствием оползневых процессов в береговом склоне, возникших из-за разработки песчано – гравийной смеси на пляже в подножье склона и отрывки нагорной канавы для отвода воды, стекавшей со склона выше площадки маяка. Произошло нарушение устойчивости склона. Происходивший наклон башни  сделал невозможной работу осветительного маячного аппарата. Трещины в стенах здания создали опасность и недопустимость проживания в нём персонала маяка. Жилой дом выведен из эксплуатации.

           В 1985 году рядом с маяком в качестве его дублёра установили стальную башню типа «Колонна» высотой 5 м. В 1996 году на эту башню перенесли основной огонь маяка. Но к 2000 году наклон башни приостановился, её положение стабилизировалось, что сделало возможным возобновить действие основного маячного аппарата в фонарном сооружении на башне маяка. В классном оптическом аппарате сейчас установлена электролампа марки ММ 110-500 мощностью 500 вт.

           В 1984 году маяк был подключён к островной электросети. Была построена трансформаторная   подстанция и  проложена линия электропередачи протяжённостью 3100 м.

           Начальниками маяка Жонкиер в послевоенное время были вольнонаёмные специалисты: в 1961 году – Тронец, в 1981 году – Камаринский, в 1989 году – Черных, в 2003 году – А.Ермаков.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

            

Использованная литература

 

1. А.П.Чехов, Собрание сочинений в двенадцати томах, том 10, 1963 год

2. Описания маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам морей Восточного океана, издания разных лет

3. Огни и знаки Тихоокеанского побережья России, издания разных лет

4. Ежегодные отчёты Гидрографического департамента и Главного гидрографического управления Морского министерства за разные годы

5. Лоция Татарского пролива, Амурского лимана и пролива Лаперуза, 2003 год, 436 стр.

6. П.И.Башмаков, Маячное дело и его историческое развитие, 1925 г., 217 стр.

7. П.И.Башмаков, Навигационные ограждения, 1935 г., 440 стр.

8.  И.Модестов, Строительство маяков, 1934 г., 107 стр.

9. И.А.Самарин «Маяки Сахалина и Курильских островов. Исторический очерк», Южно-Сахалинск, 2005 год, 102 стр.

 

 

           Ю.Шухин

 

31.05.2016

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида