Елизаветы маяк
Елизаветы маяк

 

 

 

 

Маяк Елизаветы

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Елизаветы 2 класса установлен на безымянном мысе в 1 миле – 1,85 км к ESE от мыса Елизаветы – северной оконечности острова Сахалин и полуострова Шмидта. Маяк расположен в 75 м от береговой черты на высоте 63 м над уровнем моря.

           Маяк получил своё название по названию мыса, рядом с  которым он установлен.

           Географические координаты маяка Елизаветы:

широта 54°  25,1' N,   долгота 142°  43,4' E.

           Штатный номер маяка Елизаветы по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 2755. Международный номер этого маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7902.

           Маяк Елизаветы предназначен для обеспечения мореплавания у северной оконечности острова Сахалин.

           Ближайшие маяки с постоянным персоналом: маяк Марии в 17 милях к WSW  - 31,5 км и маяк Пильтун в 97 милях к югу – 179 км.

                      Мыс Елизаветы был назван 21 (9) августа 1805 года в честь жены императора Александра I великой княгини Елизаветы Алексеевны (урождённой Луизы Марии Августы Баденской – Louise Marie Auguste von Baden, 1779 – 1826) руководителем первой русской кругосветной экпедиции, длившейся с 7 августа (26 июля) 1803 года по 19 (7) 1806 года, командиром шлюпа «Надежда» (водоизмещение 450 тонн), тогда ещё капитан-лейтенантом, Иваном Фёдоровичем Крузенштерном (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн – Adam Johann von Krusenstern, 1770 – 1846).

           Полуостров, крайней северной оконечностью которого является мыс Елизаветы, назван в честь академика Фёдора Богдановича Шмидта (урождённый Фридрих Карл Шмидт, 1832 – 1908) – геолога, ботаника и палеонтолога, который в 1859 – 1862 годах по приглашению Русского географического общества был руководителем физического отдела Амурско – Сахалинской экспедиции. За свою работу он был награждён золотой медалью  Русского географического общества. Название «полуостров Шмидта» закрепил геолог Н.Тихонович в 1908 году.

           Мыс Елизаветы – гористый, скалистый и обрывистый. Растительность скудная. К юго-западу от мыса в расстоянии 3 км возвышается гора Бакланья высотой 539 м. Мыс окаймлён пляжем, пригодным для подхода шлюпок с грузами для маяка. Глубина 100 м близко подходит к берегу, а 50 м – совсем близко. У береговой черты находятся группы кекуров и камней. У мыса Елизаветы происходит слияние буро – зелёных вод реки Амур и голубовато – зелёных морских вод. Мыс Елизаветы является также восточным входным мысом залива Северный.

           Маяк Елизаветы расположен на территории Охинского района Сахалинской губернии. Ближайшими населёнными пунктами были посёлки Ныврово в 18 км и Колендо в 69 км от маяка по прямой при полном отсутствии дорог и гористой местности. Оба посёлка полностью расселены, жителей там нет, так как запасы нефти в местных  недрах иссякли и добыча её прекращена. Теперь ближайшим населённым пунктом является город и порт Москальво в 135 км от маяка.

           Необходимость строительства маяка в районе мыса Елизаветы была вызвана ростом интенсивности мореплавания в этом районе  в связи с потребностью в значительном увеличении добычи нефти на Охинском месторождении, ликвидацией японской нефтяной концессии  и созданием в 1927 году треста «Сахалиннефть».

           В 1932 году для УбекоДальВост (Управление обеспечения безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке) подразделение только что созданного Управления начальника инженеров Морских Сил Дальнего Востока (УНИ МС ДВ), впоследствии переформированное в 7-ой Отдельный военно-строительный участок Отдела инженерных войск Тихоокеанского флота, под руководством С.В.Суздалева приступило к строительству маяка Елизаветы, которое продолжалось до 1935 года включительно. Работами руководили К.Ю.Ростовцев, Романов, Клименков, Смирнов и Железняков. В 1933 году общая потребность в рабочей силе для маячного строительства на Дальнем Востоке оценивалась в 100 человек зимой и до 500 человек летом. О становлении военно-морского строительства на Дальнем Востоке, в том числе и маячного,  пишет капитан 1 ранга Юрий Михайлович Зайцев в своей монографии «Инженерно-строительные органы Тихоокеанского флота. 1932 – 1945 годы», Владивосток, 2007 г.

           Уже в 1932 году в основном было построено из бутового камня здание сирены, проект которого был использован при строительстве других маяков. На нём было установлено маячное оборудование и маяк открыл действие. Здание было принято в эксплуатацию только 19 февраля 1935 год, а сирена была установлена ещё позднее и открыла действие 28 сентября 1939 года.           

           Здание сирены, являющееся маяком, существует и сейчас.  Оно имеет на стене, обращённой к морю, ризалит – выступ на всю высоту стены, служивший для размещения в нём звукового аппарата и рупора. Этот ризалит был надстроен   в виде 4-гранной призматической башенки  на высоту 2,80 м – с 6,10 м  до 8,90 м от спланированной поверхности земли. Размер здания в плане 16,85 х 8,60 м, общая площадь 120 кв.м, высота помещений 3,60 м и толщина бутовых стен  80 см. Башенка имеет размер в плане 4,10 х 4,00 м при толщине стен 70 см. Башенка перекрыта бетонной плитой по стальным балкам. На площадке были установлены фонарное сооружение и в нем – светооптический аппарат, изготовленные шведской фирмой AGA.

           Цилиндрическое фонарное сооружение диаметром 2300 мм и высотой 3600 мм имеет штормовое остекление высотой 1350 мм. Облические стойки штормового остекления наклонены к горизонтали под углом 56° и выгнуты по цилиндрической поверхности. Установлены штормовые стёкла двух типоразмеров: 24 ромбообразных стекла с размером диагоналей 600 мм и 870 (h) мм и 24 треугольных стекла с размерами основания 600 мм и высотой 450 мм. Толщина стёкол 5 мм. Стекла также выгнуты по цилиндрической поверхности.

           Светооптический аппарат марки WV-40 шведской фирмы AGA  имел диаметр оптической системы 1328 мм. Источником света были установленные в аппарате   четыре 25-литровые ацетиленовые горелки, из которых обычно работала только одна, а остальные были в резерве. Проблесковый аппарат и регулятор давления также были изготовлены фирмой  AGA.

           Огонь маяка был белый групповой проблесковый: свет 0,4 сек + темн. 3,5 сек + свет 0,4 сек + темн. 10,7 сек – период 15 сек, 8 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка была 15 миль – 28 км. Маяк светит в секторе от 291° до 158° – всего 227°. Остальная часть горизонта закрывается горами. Маяк работал только во время навигации с конца мая до конца декабря в зависимости от ледовой обстановки.

           Одновременно при маяке был установлен колокол для подачи звуковых сигналов во время тумана. Колокол был подвешен на деревянной раме высотой 2,80 м и длиной 2,80 м с навесом, покрытым гофрированным железом. Колокол имел вес 24 пуда 25 фунтов – 394 кг. Его нижний диаметр был 95 см, верхний – 50 см, высота 95 см. По низу колокола была надпись «Сей колокол сооружён усердием крестьян деревни Алтыновки Приморской области при священнике Андрее Зимине в 1906 году». Выше была надпись «Лит в заводе торгового дома Петра Гилева сыновей в Тюмени 1906 год, вес 24 пуда 25 фунтов». На самом верху надпись «Радость великую благовествуй земле». Колокол производил двухударный звон («бил склянки») один раз в минуту. Колокол при маяке служил мореплавателям до 1997 года – в течении 65 лет, пока командующий флотом не отдал его для строившейся церкви в г.Елизово на Камчатке.

           В 1932 году была построена рубленная из брёвен баня. Она имела размер в плане 5,28 х 4,10 м, общую площадь 20 кв.м и высоту помещений 2,25 м. Баня была установлена на деревянных стульях, перекрытие и крыша также были деревянные, кровля железная, полы дощатые.

           Маяк до войны, как и сейчас, зимой не работал. Строительство также велось только сезонно.

           3 августа 1934 года был принят в эксплуатацию бетонный склад ГСМ в бочках, который эксплуатируется до сих пор. Он имеет размер  в плане     5,00 х 5,00 м, общую площадь 16 кв.м, высоту помещения 2,80 м и толщину стен 50 см.

           Кроме того, начал создаваться маячный городок, в котором в 1935 году были построены   и приняты в эксплуатацию: каменное здание метеостанции, деревянные жилой дом, склад и уборная, а также подъёмник в виде лотка с ручной лебёдкой для доставки привезённых шлюпками грузов с пляжа  на территорию маяка с подъёмом на высоту 63 м. Маячный городок был устроен в 400 метрах к западу от маяка на берегу ручья, рядом с которым был устроен колодец.

           Здание метеостанции, действовавшей при маяке в составе Гидрографической службы флота до 1951 года, было сложено из бутового камня, имело размер в плане 10,60 х 7,50 м, общую площадь в 60 кв.м, стены толщиной 50 см. Перекрытие и крыша деревянные, кровля железная, полы дощатые. Отопление было печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная во дворе.  Здание не сохранилось. Вероятно, оно было разобрано при реконструкции маяка в 1957 году.

           Рубленный из брёвен жилой дом находится в эксплуатации до сих пор, уже в течении 83 лет. Он имеет размер в плане 17,70 х 8,90 м, общую площадь 141 кв.м, высоту помещений 3,50 м. В доме было 7 жилых комнат и одна кухня. Дом имел печное  отопление, керосиновое освещение, воду из колодца и уборную во дворе.

           В конце 1936 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и открытии действия радиомаяка при маяке Елизаветы. Радиомаяк был установлен в здании сирены. Он имел опознавательный сигнал «Ц» по азбуке Морзе, работал на частоте 302 кгц, на волне 988 м в автоматическом режиме.

           Только 28 сентября 1939 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и открытии действия пневматической сирены при маяке Елизаветы. Монтаж сирены был произведён с 1 августа по 20 сентября 1939 года. Звуковой сигнал продолжительностью 7 сек подавался с интервалом в 60 сек. Тон сигнала был низкий, направление излучения сигнала – на север, угол излучения сигнала 120°. Рупор сирены возвышался на 72 м над уровнем моря. Сирена была собрана из механизмов выпуска разных заводов.

           Два нефтяных двигателя были изготовлены на заводе «Красный прогресс им.Кирова» в г.Большой Токмак Запорожской области, Украина. Они имели мощность по 22 л.с. при 500 оборотах в минуту.

           Два компрессора марки С-8 были изготовлены на заводе «КИСИ» Наркомтяжпрома в Краснодаре. Они имели производительность по 2,5 куб.м в минуту при давлении 4 атм. Передача была ременная.

           Звуковой роторный аппарат типа «УбекоСевер» при работе имел расход воздуха 0,34 куб.м в секунду.

           В комплект сирены входили два воздушных резервуара ёмкостью         5 куб.м и 0,55 куб.м, три водяных резервуара по 3 куб.м каждый и  три топливных резервуара по 0,15 куб. м, а также трубопроводы и приводные ремни.

           В 1956 – 1958 годах войсковой частью 72010 (УНР-765) Дальвоенморстроя – организацией, созданной по постановлению Совета Министров СССР для строительства экспедиционным способом маячных объектов в отдалённых районах, под руководством инженер-подполковника П.Г.Тростина и капитана технической службы Попова была выполнена реконструкция маяка Елизаветы. Была демонтирована сирена и это здание было переоборудовано в маячно-техническое (МТЗ), которое вместе с башенкой были побелены. Ранее они были серыми. Был построен     2-квартирный жилой дом и баня. Маяк был электрифицирован. Был перестроен подъёмник.

           В бывшем здании сирены были установлены два дизель-электрических генератора марки ДГ-12 мощностью по 12 квт. Для электропитания радиомаяка были установлены две аккумуляторные батареи. В светооптическом маячном аппарате ацетиленовые горелки были заменены на электролампу и была изменена характеристика маяка: свет 0,5 сек + темн. 4 сек + свет 0,5 сек + темн. 13 сек – период 18 сек и увеличена дальность видимости белого маячного огня до 22 миль – 41 км. Эта дальность сохраняется до сих пор. Об этих изменениях было объявлено в Извещении мореплавателям 7 июля и 29 августа 1958 года. Время работы маяка было установлено с 1 июня по 1 января.

           7 июля 1958 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке при маяке Елизаветы вместо сирены наутофона – мощного электрического устройства туманной звуковой сигнализации. При этом колокол был сохранён в качестве резерва на случай неисправности наутофона.

           Наутофон марки 3Р/5-52 был изготовлен на заводе «Газелан» в Берлине (ГДР). В его состав входили два преобразователя тока с 50 гц 220 в на 250 гц 400 в мощностью по 5,7 квт и три звуковых излучателя марки Р5 потребляемой мощностью 1,26 квт каждый со звуковой частотой сигнала  500 гц. Горизонтальный угол излучения оставался прежним - 120° в направлении на север. От МТЗ к излучателям был проложен кабель марки ААБ 3х10 длиной 120 м. Для установки излучателей была использована стальная решетчатая 4-гранная призматическая конструкция навигационного знака проекта шифр 550Р высотой 6 м, построенная на высоте 41,8 м в расстоянии 30 м от береговой черты и 42 м к северо-западу от маяка. Для подхода от МТЗ к опоре излучателей наутофона, установленной на 21 м ниже МТЗ, был построен деревянный трап длиной 40 м.  Характеристика сигнала была: звук       2 сек + тихо 4 сек + звук 8 сек + тихо 16 сек – период 30 сек. Интенсивность работы наутофона была в 1958 году – 548 часов, в 1959 году – 545 часов, в 1960 году – 374 часа, в 1961 году – 458 часов, в 1962 году – 401 час. Наутофон работал до 1983 года – в течении 25 лет, когда был выведен из действия из-за полного износа. 6 августа 1985 года было объявлено его упразднении.

           В МТЗ был также установлен новый морской круговой радиомаяк марки КРМ-250, который открыл действие 1 марта 1958 года. Он получил опознавательный сигнал «ЕЗ» по азбуке Морзе и действовал, как и маяк, с                     1 июня по 1 января. Для подвески его Т-образной антенны были установлены две стальные радиомачты высотой по 30 м с расстоянием между мачтами 55 м.

           20 октября 1957 года в эксплуатацию была принята баня, имеющая размер в плане 5,50 х 5,40 м, общую площадь 19 кв.м, высоту помещений 2,65 м, кирпичные стены толщиной 51 см.

           21 октября 1957 года был принят в эксплуатацию 2-квартирный жилой дом, размером в плане18,40 х 10,00 м, общей площадью  138 кв.м, с высотой помещений 2,85 м и толщиной кирпичных стен 51 см. В доме 5 жилых комнат и 2 кухни. Одна комната используется как радиорубка. Фундамент дома ленточный бутовый, стены кирпичные, крыша деревянная, кровля железная, полы дощатые. В доме печное отопление, электрическое освещение, вода из колодца, уборная во дворе. К дому от МТЗ был проложен электрокабель длиной 500 м.

           Был реконструирован подъёмник. Ручную лебёдку заменили электрической марки Т-109 грузоподъёмностью 1тонна. От МТЗ к ней был проложен электрокабель.

           Был построен собачник для содержания 10 ездовых собак, использовавшихся в собачьей упряжке.

           5 мая 1980 года была произведена замена радиомаяка, отработавшего 22 года на радиомаяк марки КРМ-100, который в 1988 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300, работающий до сих пор в течении уже 28 лет.

           1 июня 1980 года классная светооптическая система, работавшая на маяке с 1932 года в течении 48 лет была заменена на отечественную марки ЭМВ-930 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Все показатели работы маячного огня не изменились. Этот аппарат работает до сих пор уже 36 лет.

           Маяк Елизаветы имеет исключительно тяжёлые условия труда и быта персонала.

           Начальниками маяка были: 1932 год – А.Каменский, 1959 год – Каменский, 1961 год – В.М.Шерстобитов, 1980 год – Молчанов.

           Маяк Елизаветы находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

 

Ю.Шухин

 

26 декабря 2016 года

                  

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида