Егорова маяк

 

 

 

Маяк Егорова

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Егорова 2 класса установлен на мысе Егорова, который является северо-восточным входным мысом залива Рында на северо-западном берегу Японского моря. Маяк получил своё название по названию мыса, на котором он установлен. Мыс Егорова выдаётся в море более чем на 3 км.

           Географические координаты маяка Егорова:

широта  44° 46,36' N , долгота 136° 26,88' E.

           Штатный номер маяка Егорова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 725. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7614.

           Маяк Егорова предназначен для обеспечения мореплавания у северо-западного берега Японского моря и подхода к заливу Рында.

           Маяк установлен в расстоянии 20 м от берегового обрыва и в 80 м от береговой черты на высоте 73 м над уровнем моря.

           Маяк Егорова находится на территории Тернейского района Приморского края.

           В расстоянии 5,4 мили – 10 км к юго-западу от мыса Егорова расположен мыс Якубовского, который является юго-западным входным мысом залива Рында. На нём установлен маяк Якубовского. Залив Рында делится на две бухты: Пластун и Джигит. На южном берегу бухты Пластун расположен посёлок и портопункт Пластун, до которого от маяка идёт грунтовая труднопроходимая автодорога с форсированием вброд двух рек.

           До районного центра посёлка Терней  от маяка морем 18,5 мили – 35 км. Есть автодорога Пластун – Терней. Другие, кроме маяка Якубовского, маяки с постоянно проживающим  персоналом: на северо-востоке маяк Пашенцева в расстоянии 47 миль – 87 км, на юго-западе маяк Рудный – 37 миль – 69 км.

           К северу от мыса Егорова расположен знаменитый Сихотэ – Алинский биосферный заповедник с самой большой в мире популяцией уссурийских тигров.  

           Мыс Егорова открыл, в будущем адмирал, Геннадий Иванович Невельской (1813 – 1876) в 1849 году во время плавания командиром транспорта «Байкал». Мензульная съёмка, описание и исследование мыса Егорова    были произведены в июле – октябре 1874 года Особой экспедицией от Иркутского отдела Генерального штаба под руководством подполковника корпуса военных топографов Логгина Александровича Большева (1836 – 1880). Мыс был им назван в честь участника экспедиции топографа подпоручика Апполинария Павловича Егорова (? - ?). В юбилейную 125 годовщину подвига 12 русских топографов,  93 солдат 1-го Восточно – Сибирского линейного батальона и экипажей шхун «Восток» и «Алеут», транспорта «Манжур» и клипера «Абрек», в течении менее чем четырёх месяцев  выполнивших открытие, описание и топографическую съёмку побережья Японского моря от бухты Пластун до залива Де-Кастри,  в посёлке Терней установлен памятник, на котором указаны поимённо все топографы и командиры кораблей – участники экспедиции.

           А.П.Егоров выполнил топографическую съёмку полосы побережья шириной до 6 вёрст – 6,4 км и протяжённостью по прямой около 75 км от озера Духовское до мыса Русский, включая мыс Егорова и низовье реки Серебрянки, где сейчас находится посёлок Терней.

           Маяк Егорова был построен и введён в действие в 1929 году. До 1934 года маяк находился в ведении организации «УбекоДальВост» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке), а затем и до сих пор, в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

           Башня маяка и здание сирены были построены по повторно применявшимся в то время на Дальнем Востоке проектам, поскольку понятие «типовые проекты» в то время не использовалось. Были построены также деревянные жилой дом и баня.

           Первоначально маяк Егорова работал в автоматическом режиме. Это была стальная решетчатая 4-гранная пирамидальная башня без щитов дневной видимости, установленная на высоком 4-гранном пирамидальном бетонном цоколе. Общая высота башни от планировочной отметки до площадки для установки светооптического аппарата 9,64 м, до верхней рабочей площадки - 8,40 м, до верха цоколя – 2,82 м. Башня не имела фонарного сооружения.

           Размер цоколя в плане на уровне планировочной отметки 2,82 х 2,82 м, на уровне низа карниза – 1,92 х 1,92 м. В цоколе было предусмотрено помещение размером в плане 1,20 х 1,20 м и высотой 2,35 м для размещения трёх ацетиленовых баллонов марки В-40. Башня установлена на бутовый фундамент размером в плане 3,50 х 3,50 м с глубиной заложения 1,95 м. Цоколь был окрашен в белый цвет, а стальная конструкция башни – в красный.

           Для подъёма на верхнюю площадку башни вдоль одной из её граней был установлен стальной трап. Стальная конструкция башни имела высоту 6,82 м, размер в плане в основании 1,50 х 1,50 м и на верху 0,60 х 0,60 м. Верхняя площадка была круглой диаметром 2,0 м с ограждением высотой

1,0 м. Она опиралась на стальные треугольные кронштейны 600 х 600 мм из листа толщиной 10 мм. Башня была собрана на заклёпках. Стойки и пояса были изготовлены из равнобокого уголка 75 х 75 х 10 мм, а раскосы – из уголка 55 х 55 х 10 мм.

           На башне был установлен светооптический ацетиленовый аппарат марки Ф-300 с поясной линзой диаметром 300 мм, высотой 255 мм и с фокусным расстоянием 150 мм. Линза состояла из 9 диоптрических элементов. Источником света была 30-литровая ацетиленовая горелка с проблесковым аппаратом марки К-130 и регулятором давления марки Т-130.

           Белый групповой проблесковый огонь с характеристикой: свет 0,5 сек + темн.2 сек + свет 0,5 сек + темн.10 сек – период 13 сек при осевой силе света аппарата 950 свечей имел дальность видимости 15 миль – 28 км. Некоторые источники указывают дальность видимости огня 22 мили – это явно завышенная оценка.

           В жилом доме было 4 жилые комнаты и одна кухня. Дом имел размер в плане 9,75 х 8,70 м, общую площадь 73 кв.м, высоту помещений 3,35 м. Стены, крыша и перекрытие были деревянные, фундамент ленточный бутовый, кровля из волнистого железа (в 1949 году), полы дощатые. Отопление было печное, освещение керосиновое, воду брали в ручье в 600 м от маяка и привозили на лошадях, уборная с выгребом во дворе.

           В 1931 году для подачи звуковых сигналов во время тумана при маяке был установлен колокол, который и сейчас находится на маяке. Колокол весом 21 пуд – 344 кг имеет высоту 72 см и диаметр 78 см. Его поверхность гладкая, без орнамента. Колокол был подвешен на стальной раме с навесом высотой 2,75 м и длиной 2,25 м на высоте 80,5 м над уровнем моря в расстоянии 6 м от берегового обрыва. Упразднён колокол был только в 1987 году – через 56 лет после установки и оставлен на маяке.

           2 сентября 1935 года 7-ой Отдельный военно-строительный участок Инженерного отдела ТОФ, осуществлявший в 30-е годы маячное строительство на Дальнем Востоке, под руководством С.В.Суздалева и прораба Соболева построил и сдал в эксплуатацию (под монтаж) здание сирены. Здание имело размер в плане 16,85 х 8,60 м, общую площадь

111 кв.м, высоту помещений 3,60 м. Стены здания толщиной 80 см и ленточный фундамент были выложены из бута, перекрытие было железобетонное, крыша двухскатная деревянная, кровля из волнистой асбофанеры, полы бетонные, отопление печное, освещение керосиновое, вода привозная, уборная с выгребом во дворе.

           20 июня 1937   года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и открытии действия пневматической сирены, которая во время тумана подавала звуковой сигнал длительностью 7 сек через каждые 55 сек – период 62 сек. Позднее сигнал был изменён: его длительность стала 3,5 сек через 41,5 сек – период 45 сек. Угол излучения звука был 220°, направление излучения – на восток. Тон звука был низкий – 165 гц. Рупор сирены был установлен на высоте 77,5 м над уровнем моря в расстоянии 43 м от береговой черты.

           В состав сирены входили:

- два нефтяные двигателя марки ДФ-18 завода «Красный Прогресс им. Кирова» мощностью по 18 лошадиных сил каждый при 350 оборотах в минуту,

- два компрессора типа «С» марки ВК-31 завода КИСИ с производительностью 2,5 куб.м в минуту при давлении 2 атм. с водяным охлаждением и ременной передачей,

- звуковой  аппарат завода «УбекоСевер».

           Эта сирена отработала с 1937 по 1947 год 7933 часа, в 1948 году – 737 часов, в 1949 году – 875 часов, в 1950 году – 959 часов.

           8 февраля 1937 года Извещением мореплавателям было объявлено о начале действия радиомаяка при маяке Егорова, установленного временно в бане в 150 м на юго-запад от маяка. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «А» по азбуке Морзе и работал на частоте 291 кгц при длине волны 1029 м.   

           Для аппаратуры радиомаяка, а так же для размещения персонала радиомаяка и сирены в 1938 году 7-ой Отдельный военно-строительный участок Инженерного отдела ТОФ под руководством С.В.Суздалева и прорабов Мендрикова и Симонова  построил и сдал в эксплуатацию служебно – жилое здание рубленное из бруса на бутовом столбчатом фундаменте, которое эксплуатируется до сих пор. Здание имеет размер в плане 19,04 х 9,00 м, общую площадь 141 кв.м и высоту помещений 3,00 м. Перекрытие и крыша здания деревянные, кровля железная, полы дощатые, отопление печное, освещение керосиновое, вода привозная, уборная во дворе с выгребом. Баня была освобождена и стала использоваться по назначению.

           Для обустройства маячного городка были построены здание служб, землянка для склада ГСМ в бочках, коровник с конюшней и птичник.

           В 1943 году Строительство № 66 Инженерного отдела Тихоокеанского флота под руководством Васильева построило для размещения радиомаяка рубленное из бруса здание размером в плане 8,46 х 6,50 м общей площадью 48 кв.м с высотой помещения 2,85 м. В здании были помещения для размещения аппаратуры радиомаяка, бензоэлектрогенераторов, аккумуляторов и мастерская. Его фундамент – деревянные стулья, крыша и перекрытие деревянные, кровля драночная, полы дощатые и бетонные. Здание имело печное отопление, электрическое освещение, привозную воду и уборную с выгребом во дворе. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две деревянные мачты – опоры высотой по 25 м каждая с тросовыми оттяжками. Расстояние между мачтами было 54 м.

           30 июля 1952 года маяк Егорова был переведён с ацетиленового на электрическое освещение. В служебно – жилом здании, где когда-то находился радиомаяк, установили два бензоэлектрических генератора марки Е-36 фирмы «Kohler» (США) мощностью по 1,5 квт каждый при напряжении 36 в постоянного тока и две батареи из 12 аккумуляторов марки 6-СТЭ-144   ёмкостью по 288 ампер-часов каждая.

           На маяке установили новый электрический светооптический аппарат марки L-375 с электролампой мощностью 250 вт при напряжении 32 в и с лампоменятелем на 4 лампы. Аппарат имел поясную линзу, состоявшую из 11 диоптрических элементов. Линза имела диаметр 375 мм, высоту 400 мм и фокусное расстояние 187,5 мм. Сила света лампы была 410 свечей. Осевая сила света аппарата – 8500 свечей. В результате дальность видимости белого огня маяка  увеличили до 18 миль – 33 км. Проблесковый огонь получил характеристику: свет 3 сек + темн. 7 сек – период 10 сек – 6 проблесков в минуту. 

           24 июля 1954 гола Извещением мореплавателям было объявлено об открытии действия новой сирены марки ДСУ-52А, установленной в существующем здании вместо выработавшей за 17 лет свой ресурс  и демонтированной старой сирены. Угол излучения сирены увеличили до 300°. Изменилась характеристика сигнала: звук 3 сек + тихо 17 сек + звук 3 сек + тихо 37 сек – период 60 сек. Сирена была изготовлена на Насосокомпрессорном заводе в г.Мелитополе и состояла из:

- двух дизельных двигателей марки 1Д 16,5/20 Машиностроительного завода в г.Энгельсе мощностью по 20 л.с. каждый,

- двух вертикальных компрессоров марки «125В» производительностью 2,1 куб.м в минуту при давлении 3 атм.,

- звукового аппарата типа «ВС», производившего звук низкого тона с частотой 165 гц при расходе воздуха 0,35 куб.м в сек,

- резервуары: воздушные – 2 шт,  водяные – 3 шт и топливные – 2 шт, а также трубопроводы.

           Эта сирена проработала 27 лет и была упразднена 15 мая 1981 года.

           В 1958 – 1959 годах была произведена реконструкция маяка Егорова 521-ым Отдельным строительным участком Дальвоенморстроя, созданным в 1949 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР специально для маячного строительства. Руководил участком капитан Металлов, вёл работы прораб Корнеев. Были построены: маячная башня, маячно-техническое здание, жилой дом и хозяйственные постройки.

           В 1958 году была построена из чугунных тюбингов сборная маячная башня по типовому проекту шифр ТГ-106. Проект был разработан в июне 1956 года Государственным проектным институтом № 1 ВМФ, Ленинград.

Главный инженер проекта Голубев,

Начальники отделов           Иванов и Трекало,

Групповой инженер            Федоткин,

Проектировал                       Спивак,

Конструировал                     Закута.

           Цилиндрический ствол башни высотой 14,50 м и наружным диаметром 4,50 м был собран из 119 чугунных тюбингов  четырёх типоразмеров общим весом 60,6 тонны на 1104 болтах диаметром 36 мм разной длины общим весом 3,29 тонны. Тюбинги были изготовлены на Кронштадтском морском заводе из чугуна марки СЧ-21-40. Для предотвращения попадания дождя внутрь башни в вертикальных и горизонтальных стыках между тюбингами проложили 44 кв.м свинцовых плит толщиной 2 мм общим весом 1,0 тонна. После затягивания болтов стыки расчеканили. Внутри башни установлен стальной вертикальный каркас, несущий винтовую лестницу со ступенями из рифленой стали и перекрытие подфонарного помещения.

           Из типового проекта при его привязке для строительства был исключён бетонный цоколь высотой 1,0 м. Для предотвращения вертикальных потоков воздуха в башне при входе в неё устроен тамбур, а в верхней части – подфонарное помещение.

           Башня окрашена в штатный белый цвет с двумя чёрными горизонтальными полосами шириной по 3,0 м каждая.

           На верхней площадке башни установлено фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту 12-2860 тип 1  шифр ТГ-103, который был разработан упомянутым выше ГПИ № 1 ВМФ в 1954 году.

Главный инженер                 Голубев,

Групповые инженеры          А.Фёдоров и И.Бурлаков,

Конструктор                         Яковлев.

           Фонарное сооружение, защищающее светооптический маячный аппарат от атмосферных воздействий, представляет собой 12-гранную призматическую металлическую конструкцию высотой 4,62 м, с диаметром вписанного в габариты круга 2860 мм и массой 5,0 тонн. Штормовое остекление высотой 1600 мм состоит из 12 плоских прямоугольных полированных стёкол толщиной 10 мм. Крыша устроена в виде купола с молниеприёмником.

           В фонарном сооружении был установлен действующий до сих пор отечественный светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Аппарат был изготовлен на Оптико- механическом заводе в г.Изюм Харьковской области, Украина.

           12 ноября 1959 года Извещением мореплавателям было объявлено о переводе маяка Егорова в новую башню в 15 метрах к WSW от прежней. Белый проблесковый огонь маяка с характеристикой: свет 4,5 сек + темн.7,5 сек – период 12 сек – 5 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 22 мили – 41 км. На верхней площадке башни установлен резервный аппарат марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Дальность видимости его огня 12 миль – 22 км.

           Для обеспечения работы маяка и радиомаяка было построено по индивидуальному проекту и в августе 1959 года принято в эксплуатацию маячно-техническое здание. Фундамент и стены здания выложены из бутового камня, перекрытие железобетонное по стальным балкам, крыша двухскатная деревянная, кровля железная, полы бетонные и линолеумные. Здание оштукатурено и побелено. Отопление – от водогрейного котелка, освещение электрическое, вода привозная, уборная с выгребом в здании. Здание имеет размер в плане 16,80 х 12,80 м, общую площадь 171 кв.м, высоту помещений 3,20 м, толщину бутовых стен 60 см. Для электропитания объектов маяка в здании были установлены два дизель-электрических  генератора марки    ДСА-20   мощностью по 20 квт каждый.

           В здании был установлен круговой морской радиомаяк марки       КРМ-250, о начале работы которого было объявлено 29 сентября 1959 года в Извещении мореплавателям. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка установили 2 стальные мачты-опоры высотой 30 м каждая.

           Из-за значительного износа деревянного жилого дома был построен и в 1958 году принят в эксплуатацию 2-квартирный жилой дом, фундамент и стены которого выложены из бутового камня. Дом имеет размеры в плане 18,70 х 10,70 м, общую площадь 129 кв.м, высоту помещений 3,0 м, толщину стен 90 см. В каждой квартире три жилые комнаты, кухня, кладовая и уборная с выгребом. Перекрытие и крыша деревянные, кровля из волнистой асбофанеры, полы дощатые. Отопление печное, освещение электрическое, вода привозная.

           Для обеспечения работы и жизни персонала маяка были построены из бутового камня новая баня, склады ГСМ в бочках, маячного имущества и продовольствия.

           В 1980 году был установлен новый радиомаяк марки АНРМ-150, который в 1985 году был заменён на радиомаяк марки «Агат-2», который, в свою очередь, в 1988 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300, который работает до сих пор.

           15 мая 1981 года Извещением мореплавателям было объявлено об упразднении сирены, которая работала на маяке с 1954 года на протяжении 27 лет. Вместо неё была смонтирована звукосигнальная динамическая установка марки УЗД-150-270, о вводе которой в действие было объявлено 21 октября 1981 года в Извещении мореплавателям. 

           26 октября 1987 года Извещением мореплавателям было объявлено об упразднении звукосигнальной динамической установки и колокола, который был установлен в 1931 году и отслужил на маяке 56 лет, где и был оставлен.

           Условия труда и быта на маяке Егорова тяжёлые.  Воду нужно привозить на расстоянии 2 км из колодца по труднопроходимой даже для трактора грунтовой дороге, которая раньше использовалась только для вьючных перевозок. Высадку со шлюпок удобно производить  в бухточке в заливе Рында, в 2 км к западу от маяка.

           Начальниками маяка Егорова были: в 1949 году – Петров, в 1952 году – Д.Я.Зацепурин, в 1966 году – Титов, в 1980 году – Некрасов, в 2015 году – А.Базылев.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Маяк Егорова. Фото 1949 год

 

Маяк Егорова. Современный вид.

 

Ю.Шухин

 

15 декабря 2016 года 

 

      

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида