Дуга Восточная маяк

 

 

Маяк Дуга Восточная

 

           Маяк Дуга Восточная 2 класса установлен на мысе Дуга Восточная – южной оконечности полуострова Лисянского на северном побережье Охотского моря.

           Штатный номер маяка Дуга Восточная по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2954. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8008.2.

           Маяк Дуга Восточная предназначен для обеспечения мореплавания вдоль северного побережья Охотского моря и к порту Охотск.

           Мыс Дуга Восточная образован пологим, лишённым растительности юго – восточным склоном горы Сухая, имеющей высоту 712 м. Мыс серый, обрывистый и окаймлён осыхающим рифом, отходящим от него на 4 кабельтова (740 м) к югу.

           Географические координаты маяка Дуга Восточная: широта       59º  08',60 N, долгота 146º  02',55 E.

           Местоположение маяка отличает суровый климат: сильные морозы зимой, сырое лето, постоянные ветры, вечная мерзлота.

           Маяк установлен на расстоянии 400 м от береговой черты на высоте 50,5 м над уровнем моря.

           Маяк Дуга Восточная расположен на территории Охотского района Хабаровского края. До ближайшего населённого пункта  и портового пункта Иня от маяка 79 км, до посёлка и порта Охотск по зимнику 180 км. Дорог нет.

           Полуостров, где установлен маяк Дуга Восточная, назван в честь выдающегося русского мореплавателя капитана 1 ранга Юрия Фёдоровича Лисянского (1773 – 1837)  - командира шлюпа «Нева» -участника первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов под командованием И.Ф.Крузенштерна.

           Маяк получил своё название по наименованию мыса, на котором он установлен – мыса Дуга Восточная.   Название же этого мыса и лежащего от него в 2,3 мили (4,3 км) к западу мыса Дуга Западная как-то связаны с названием реки Дуга, устье которой находится в 2 милях     (3,9 км) к северу от мыса Дуга Западная. Такое же совпадение названий на полуострове Лисянского  и у двух других мысов и впадающих в море рядом с ними рек: Моткич и Кулку. Объяснений происхождения этих названий мною не найдены.

           Строительство маяка Дуга Восточная планировалось начать в 1971 году. Но из-за задержки с составлением проекта и отсутствия рабочей силы строительная экспедиция была доставлена на место работ только в сентябре 1973 года.

           Первоначально строительство маяка было возложено на общестроительную организацию, не имевшую опыта экспедиционного строительства в условиях необорудованного морского побережья. При выполнении рейдовой разгрузки морских транспортных судов в 1973

 году и при доставке строительных грузов мелкими судами из Магадана в 1974 году из – за отсутствия амфибийных транспортных средств для форсирования полосы прибоя  значительная часть грузов была утоплена. В 1973 году строительные работы не вели, в 1974 году была построена только часть временных жилых, производственных и складских зданий.

           Затем выполнение работ по строительству маяка было поручено экспедиционному 765 УНР (в/ч 72010). Руководил строительством В.И.Круглов, работами руководил Ю.П.Зайцев.

           К строительству основных объектов приступили только в 1975 году. В конце июля на объект было благополучно доставлено около         2 500 тонн грузов. До снятия экспедиции в ноябре были отрыты котлованы для фундаментов маячной башни и маячно – технического здания (далее – МТЗ). 

           В 1976 году был на 50 %  заложен фундамент МТЗ и отрыли котлован для фундамента жилого дома. Зимой из – за сложных климатических условий работы не вели.

           В 1977 году экспедиция вышла из Совгавани на судне «Катанглес» 11 августа в составе 50 человек с 3 000 тонн грузов. Были заложены фундаменты маячной башни, МТЗ и жилого дома. На зимний период экспедицию не снимали и по возможности продолжали вести работы в зимний период.

           В 1978 году грузы были доставлены судном «Михаил Бондик». Был сделан временный пирс для приёмки грузов. Была выполнена частично кирпичная кладка стен МТЗ и жилого дома, построен склад маячного имущества, установлены две стальные ёмкости по 75 куб. м -   для питьевой воды и в качестве пожарного резервуара.

           В 1979 году на строительстве маяка работало 58 человек. Была установлена чугунная башня маяка с фонарным сооружением высотой 33,3 м. Она была принята в эксплуатацию 29 декабря 1979 года с оценкой «хорошо». Стоимость её строительства 1 млн. рублей. К концу года заканчивались отделочные и монтажные работы на МТЗ, отделочные работы в жилом доме. Были построены тёплый переход между МТЗ и жилым домом и склад хранения ГСМ в таре. Заложен фундамент вышки наутофона.

           Извещением мореплавателям № 21 часть 2 от 27 февраля 1980 года было объявлено об установке «приметной красной круглой чугунной башни на мысе Дуга Восточная» в качестве несветящего навигационного знака.

           В 1980 году на строительстве маяка работало 50 человек. Экспедиция была доставлена с 10 мая по 12 июля судном «Сахалинлес». Строительные работы были в основном выполнены, но не закончены монтажные работы. Работавшая с 20 по 31 декабря государственная комиссия из – за недоделок маяк в эксплуатацию не приняла.

           В 1981 году на объекте работало 56 человек. Были закончены все наружные и внутренние работы. инженерные сети и водозабор. Госкомиссия приняла    маяк в эксплуатацию 30 марта 1981 года. Строительство маяка в исключительно сложных условиях продолжалось 7 лет. Финансирование строительства маяка в соответствии с постановлением Совета Министров СССР осуществлялось в размере фактических затрат. Поэтому стоимость строительства маяка составила 4 млн. 615,0  тыс. рублей.

           На маяке были установлены светооптические аппараты: основной марки ЭМВ-930 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт и резервный ацетиленовый марки АМ-500 с 45-литровой горелкой, а также радиомаяк марки КРМ-100. Наутофон установлен не был.

           Извещением мореплавателям № 31 часть 2 от 1 июня 1981 года было объявлено об установке и открытии действия маяка Дуга Восточная с белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 0,4 сек + темнота 3,5 сек + свет 0,4 сек + темнота 10,7 сек – период 15 сек. Дальность видимости огня маяка 23 мили (42 км). Резервный аппарат имеет дальность видимости огня 10 миль (18 км). Маяк светит в ограниченном горами морском секторе от 70º до 270º.

           Извещением мореплавателям № 65 часть 2 от 19 октября 1981 года объявлено об установке и открытии действия радиомаяка при маяке Дуга Восточная. Радиомаяк работал на частоте 303,5 кгц с дальностью действия 150 миль (278 км). Его опознавательный сигнал «ДГ». С 2004 года радиомаяк не действует.

           Цилиндрическая башня маяка построена по типовому проекту шифр ТГ-106 из чугунных тюбингов, собранных на болтах диаметром 36 мм. Высота ствола башни 29,50 м, наружный диаметр 4,50 м. В вертикальных и горизонтальных стыках тюбингов проложены свинцовые прокладки толщиной  2 мм, которые после затягивания болтов  были расчеканены для обеспечения водонепроницаемости стыков. В каждом ряду башни высотой 1 метр 8 тюбингов, каждый из которых занимает сектор 45º. Вес одного тюбинга – 520 кг. Есть специальные тюбинги с отверстием для установки круглого судового иллюминатора. Есть карнизные тюбинги. Есть тюбинги для формирования входного дверного проёма. Ствол башни установлен на железобетонный цоколь высотой 1 метр. Верхняя площадка башни ограждена чугунными литыми перилами высотой 1,05 м. Внутри башни установлена стальная винтовая лестница шириной 90 см с промежуточными площадками на стальном несущем каркасе. Башня окрашена в красный цвет.

           А верхней площадке башни установлено фонарное сооружение выполненное по типовому проекту шифр МФС-2. Типовые проекты башни и фонарного сооружения разработаны Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (в/ч 54034, г.Ленинград). Фонарное сооружение имеет 16 установленных наклонно под углами 80º и 74º к горизонту штормовых стёкол в форме трапеции высотой 1,78 м и 1,82 м толщиной 10 мм. Вес каждого стекла 27 кг. Наклон штормовым стёклам придан для обеспечения их самоочищения от атмосферных осадков. Общая высота башни маяка с фонарным сооружением 33,30 м.

           Отдалённое положение маяка от базы обеспечения и населённых пунктов, а также суровые климатические условия предъявили особые требования к составу и техническим характеристикам объектов обеспечения действия маяка.

           Главным из  таких объектов является маячно – техническое здание (далее – МТЗ). Оно построено по индивидуальному проекту из-за своеобразных условий действия маяка. Это кирпичное одноэтажное здание с надстройкой общей площадью 392 кв.м, размером в плане 31,42 х 12,62 м. Толщина стен 51 см. Оно соединено закрытым тёплым переходом длиной 10,0 м с жилым домом. Крыша МТЗ плоская, совмещённая.

           В МТЗ установлена аппаратура управления световым маяком, радиомаяк, предполагалась установка аппаратуры наутофона, размещена дизель – электрическая станция из двух генераторов мощностью по 30 квт каждый. В котельной установлены три водогрейных отопительных котла марки КОАВ-68, работающие на дизельном топливе, для отопления МТЗ и жилого дома. В МТЗ размещены также склады и гараж для штатного трактора марки ДТ-75. В подвале здания площадью 38,5 кв.м предусмотрено хранение овощей.

           В надстройке МТЗ размещаются водонапорный бак водопровода и расширительный бак системы отопления. МТЗ оборудовано канализацией со сбросом в септик. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка рядом с МТЗ установлены две стальные мачты – опоры высотой по 30 метров.

           Для постоянного проживания штатных работников маяка, которых сейчас 6 человек, и их семей, а также приезжающих маячных специалистов построен кирпичный 2-этажный 4-квартирный жилой дом с квартирами в двух уровнях   общей площадью 231 кв.м. В доме две 2-комнатные и две 3-комнатные квартиры с кухнями – столовыми и совмещёнными санузлами. Крыша дома плоская совмещённая. Жилой дом установлен на высоте 44 м над уровнем моря в расстоянии 240 м от береговой черты.

           Жилой дом имеет центральное водяное отопление от МТЗ, водопровод, канализацию, электроосвещение. Кухонные плиты отапливаются дровами.

           Дизельным топливом маяк обеспечивают танкеры, которые по шлангу с рейдовой стоянки закачивают его в береговое хранилище, состоящее из стальных цистерн. Отсюда насосная станция маяка перекачивает топливо по топливопроводу длиной 450 м в топливные ёмкости маячного хранилища. Вдоль трассы топливопровода от маяка к месту выгрузки на берег маячных грузов проложена грунтовая дорога длиной 450 м.

           Водой маяк обеспечивается летом по самотечному водоводу длиной 615 м, а зимой вода завозится трактором. Для хранения воды летом имеется стальная цистерна ёмкостью 25 куб.м. Зимой питьевая вода хранится в водонапорном баке в надстройке МТЗ. Такая же заглубленная цистерна служит в качестве пожарной ёмкости.

           Канализация общей длиной 130 м имеет сброс в септик,  после отстоя вода сбрасывается на рельеф.

           Электропитание всех потребителей маяка производится с помощью кабельной электросети длиной 750 м. Связь между основными объектами маяка обеспечивается кабельной телефонной сетью длиной 500 м.

           При маяке предполагалось установить наутофон для предупреждения об опасности мореплавателей в туман. Для его излучателей была построена стальная вышка высотой 13 м. Но наутофон установлен не был. В 1984 году вместо него смонтировали звуковую динамическую установку марки УЗД-100. Из-за недостаточной мощности излучаемого звука она не эксплуатировалась и была демонтирована.

           Для хранения ГСМ в таре на маяке был построен кирпичный склад размером в плане 6,55 х5,08 м общей площадью 25,0 кв. м. Для хранения имущества и запасов служащих маяка построен кирпичный 4-секционный хозяйственный склад с подвалами размером в плане       10,25 х 3,65 м общей площадью 30,0 кв.м.

           Начальником маяка в 1981 году был В.Малиновский.

           С момента приёмки в эксплуатацию маяк Дуга Восточная находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

28 июля 2015 года.

          

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида