Девятый Вал маяк
Девятый Вал маяк

 

 

 

Автоматический маяк Девятый Вал

 

           Остров Девятый Вал находится при входе в бухту Церковная острова Шикотан около её северо – восточного берега.

           Автоматический маяк Девятый Вал (далее – маяк Девятый Вал) установлен  на юго – западной оконечности острова Девятый Вал Малой Курильской гряды.

           Штатный номер маяка Девятый Вал по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2446. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8054.2.

           Маяк Девятый Вал предназначен для обеспечения плавания вдоль юго – восточного берега острова Шикотан и захода в бухту Церковная.

           Остров Девятый Вал находится при входе в бухту Церковная острова Шикотан около её северо – восточного берега. От берега остров отделён мелководным проливом, не имеющем навигационного значения. Остров Девятый Вал высокий, скалистый, обрывистый.

           Остров назван по предложению участников Курильской научно – исследовательской экспедиции 1946 года по известной картине выдающегося русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900). Противолежащий   при входе в бухту Церковная остров был назван этой комиссией в честь автора картины – остров Айвазовского.

           Маяк Девятый Вал установлен на расстоянии 180 м от береговой черты на высоте 56,9 м над уровнем моря.

           Географические координаты маяка Девятый Вал: широта             43º  43',97 N,   долгота 146º  42',60 E.

           Маяк находится на территории Южно – Курильского района Сахалинской области.

           Для строительства маяка Девятый Вал в 1964 году Военморпроект № 31 (в/ч 31072, г.Владивосток) произвёл привязку разработанного им же типового проекта автоматического светового и радиомаяка шифр  ТП-50.

           Строительно – монтажные работы развернуло в 1965 году 636-ое Военно – морское строительство (в/ч 72010). Руководитель строительства – майор В.С.Шевелёв, руководитель работ – Шулинов. Были завезены строительные материалы и выполнены земляные работы. Строительство маяка осуществлялось экспедиционным способом на необорудованном открытом океанском побережье, удалённом от производственной базы подрядной организации на весьма значительное расстояние. На зимний период работы были прекращены и строители сняты с объекта.

           В 1966 году башня маяка была в основном построена. В 1967 году были выполнены отделочные и монтажные работы. Маяк Девятый Вал был принят в эксплуатацию 12 сентября 1967 года. Общая продолжительность выполнения строительно – монтажных работ по возведению маяка составила 319 суток.

           После установки светооптического аппарата марки ЭМ-300 с электролампой мощностью 23 вт, радиомаяка марки МРМ-61 и автоматической ветроэлектростанции марки АВЭС-0,1/12 автоматический маяк Девятый Вал был введён в действие, о чем было объявлено в Извещении мореплавателям № 467 часть 1 от 13 октября 1967 года.

           Маяк представляет собой белую   бутобетонную цилиндрическую башню высотой 8,0 м и наружным диаметром 3,50 м. Толщина стен 40 см. В башне три этажа и подвал для размещения аккумуляторов и батарей. Второй этаж башни утеплён и предназначен для временного пребывания периодически приезжающих на маяк специалистов для его обслуживания. Внутри башни установлен стальной вертикальный трап для подъёма на верхнюю площадку башни. На этой площадке установлен светооптический аппарат и была установлена ветроэлектрическая станция, аккумуляторы которой марки НКН-100 размещали в подвале башни.

           Огонь маяка круговой белый проблесковый. Сначала он имел характеристику: свет 1,5 сек + темнота 2,5 сек – период 4 сек. Дальность видимости огня маяка 8 миль (15 км).

           Автоматический радиомаяк работает круглосуточно. Его опознавательный сигнал «ДВ» по азбуке Морзе. Радиомаяк работал ранее на частоте 715 кгц, теперь – 291,5 кгц. Его дальность действия 50 миль (93 км). Для подвески Т-образной антенны радиомаяка установлены две стальные мачты – опоры высотой по 25 м.

           В качестве резервного электропитания маяка и радиомаяка использовались батарей «Знак».

           В 1971 году маяк не работал 77 суток из-за поломки ветроэлектростанции, разрядки резервных батарей и отсутствия судов для доставки специалистов для восстановления работы маяка. В ноябре 1972 года штормовым ветром ветроэлектростанция была сорвана с верхней площадки башни и разбита. Заменившую её ветроэлектростанцию в 1974 году постигла та же участь.

           Для обеспечения надёжного электропитания маяка в ноябре 1978 года был установлен и введён в действие радиоизотопный термоэлектрический генератор марки ИЭУ-2. Была изменена характеристика огня маяка: свет 1 сек + темнота 3 сек – период 4 сек. После выработки своего ресурса в 3 квартале 1990 года – после 12 лет бесперебойной работы – он был заменён новым генератором той же марки.

           Сильное землетрясение 4 – 5 октября 1994 года причинило повреждения маяку. Наиболее опасным является горизонтальная трещина по периметру наружной стены башни на высоте около 1,5 м от земли. Мелкие трещины появились во всех конструкциях башни. Несмотря на это, маяк не прекращал работу и действует до сих пор.

           Автоматический маяк Девятый Вал с момента приёмки в эксплуатацию находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

20 июля 2015 года

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида