Датта маяк

Маяк Датта установлен на отвесном мысе Датта на западном, материковом побережье Татарского пролив.

Штатный номер маяка Датта по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья  России»  -  1025. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7670.

Мыс Датта является северо-восточным входным мысом бухты Датта. С больших расстояний с юга мыс выглядит длинным, почти плоскими отвесно обрывающимся к воде.

Маяк расположен на побережье Ванинского района Хабаровского края. Ближайший населённый пункт посёлок рыбокомбината Датта в расстоянии 5 км от маяка. От мыса Датта до порта Ванино 12 миль, до маяка Красный Партизан – 20 миль, а до мыса Сюркум, где был установлен в то же время однотипный маяк, -  50 миль.

Мыс Датта был открыт в 1787 году великим французским мореплавателем Жаном Франсуа де Гало Лаперузом (La Perouse) (1741 – 1788 ?) и получил название мыс Лессепс в честь находившегося на фрегате  Лаперуза «Астролябия» вице-консула Лессепса, который с 1793 года стал французским генеральным консулом в Санкт-Петербурге. В 1853 году мыс был описан и нанесён на карту под местным, гиляцким названием Датта, что в переводе означает «устье», выдающимся российским исследователем, участником Амурской экспедиции лейтенантом Николаем Константиновичем Бошняком (1830 – 1899). Впоследствии мыс стал именоваться Лессепс-Датта. Решением Хабаровского краевого исполнительного комитета депутатов трудящихся от 18 января 1952 года мыс сохранил одно название - Датта. 

Маяк установлен на высоте 73,60 метра над уровнем моря на расстоянии 10 метров от берегового обрыва. За 30 лет обрыв приблизился к маяку на 90 метров из-за разрушения берега морем.

Географические координаты маяка Датта: широта 490  17.81 N и 1400  25.4! Е.

Маяк занимает земельный участок площадью 5 га.

Маяк был построен 7-ым Отдельным военно-строительным участком инженерного отдела флота (7 ОВСУ ОИВ ТОФ). Руководил строительством Суздалев, производил работы Тихонов. Все объекты маяка: башня, здание радиомаяка, 2 радиомачты, колокол, 4-кв жилой дом, склады были сданы в эксплуатацию 20 ноября 1933 года.

В книге «Огни и знаки Дальневосточных морей СССР» издания 1934 года впервые появилось сообщение о несветящем знаке - «чёрной башне» на мысе Лессепс – Датта – только что построенном, но не освещённом ещё маяке.

Башня маяка Датта, как и башня маяка Сюркум, была построена по проекту УбекоДальВост. Она представляет собой стальную цилиндрическую трубу высотой 7,40 м и диаметром 1,50 м с толщиной стенки 3 мм, внутри которой находятся вертикальная труба диаметром около 200 мм и винтовая стальная лестница. Труба установлена на пирамидальном железобетонном цоколе с шатровым покрытием высотой 3,50 м. В основании цоколь имеет размер 5,50 х 5,50 м, а по верху – 4,0 х4,0 м. Труба заделана в покрытие цоколя.  Верх трубы имеет площадку диаметром 3,40 м с люком для выхода из башни. Внутреннее помещение цоколя размером в плане 3,00 х 3,00 м и высотой 2,15 м предназначалось для хранения ацетиленовых баллонов, от которых была запитана лампа светооптического аппарата. Общая высота башни от отмостки до верхней площадки 11,60 м. Башня установлена на 4-гранном бутовом массивном фундаменте  размером в плане 6,00 х 6,00 м с глубиной заложения 2,00 м, возвышающемся над отмосткой на 0,70 м. Фонарного сооружения маяк никогда не имел.

В 1940 году был установлен светооптический аппарат марки Ф-500 фирмы «Дален» (ныне AGA, Швеция), имевший оптическую систему диаметром 500 мм и высотой 510 мм, с тремя ацетиленовыми горелками, которые   расходовали 30,8 литра ацетилена в час. Это обеспечивало маяку осевую силу света в 30 000 свечей и дальность белого проблескового огня 20 миль.

Извещением мореплавателям № 482 от 9 октября 1935 года сообщалось об установке маяка на мысе Лессепс – Датта с белым проблесковым огнём. В последующем Извещении мореплавателям № 622 от 27 ноября 1935 года сообщалось об окраске башни маяка белыми и чёрными горизонтальными полосами. Эта штатная окраска маяка соблюдается и теперь.

Извещением мореплавателям № 93 от 8 июля 1936 года было объявлено об установке в расстоянии 175 метров к югу от маяка туманного колокола, который подавал сигнал в виде двойного удара с трёхминутным перерывом. В 1938 году интервал сократили до 1 минуты. Колокол установлен в 60 метрах от береговой черты на высоте 60 метров над уровнем моря. Колокол отлит из медного сплава. Он имеет высоту 850 мм, диаметр по низу 907 мм и вес 50 пудов 10 фунтов (804,5 кг). Колокол был отлит в 1900 году в Санкт-Петербурге на заводе Орлова. Колокол был подвешен на стальной раме с навесом высотой 3,40 м. Звонивший в колокол маячник размещался в стоявшей рядом деревянной будке, предохранявшей его от ненастья.

Во время Великой отечественной войны маяк обеспечивал переход судов с военными и народно-хозяйственными грузами из Николаевска на Амуре во Владивосток. В 1944 году при маяке был установлен радиомаяк.

18 декабря 1955 года были отремонтированы старые и введены в эксплуатацию новые здания маяка: маячно-техническое здание с радиомаяком, наутофоном  и дизель-электрической электростанцией, а также 2-квартирный жилой дом – оба здания из бетонных блоков. Построены также баня, резервуар для воды и вышка для излучателей наутофона. Строительство было осуществлено экспедиционной строительной организацией в/ч 72010 под руководством инженер-майора Федосеева и старшего инженер-лейтенанта Тютюнника.

Извещением мореплавателям часть 1 № 174 1955 года было объявлено о переводе маяка на электрическое освещение. В прежнюю оптическую систему установили электрическую лампу марки ММ-9 110 в  постоянного тока, 500 ватт. Сила света лампы была 980 свечей и дальность действия маяка была сохранена. Электропитание маяка обеспечивалось от двух аккумуляторных батарей марки С-58 из 58 элементов  каждая. Аккумуляторы заряжались двумя дизель-электрическими агрегатами мощностью по 10,5 кв каждый. Эти агрегаты обеспечивали и бытовые потребности маяка, поскольку ранее здания маяка освещались керосином.

Извещением мореплавателям часть 1 № 337 от 24 октября 1956 года было объявлено об установке в расстоянии 140 метра от маяка и открытии действия наутофона марки 3/Р5-52 производства ГДР.

1 октября 1957 года был введён в действие радиомаяк КРМ-50.

В 1962 году прежний импортный светооптический аппарат был заменён на аппарат марки ЭМ-500.

10 февраля 1971 года прежний наутофон был демонтирован в связи с расходом моторесурса и непригодностью для ремонта и установлен новый наутофон марки LIEJ-300 производства фирмы AGA (Швеция).

В это же время на маяке была установлена станция радионавигационной системы «Рым-Б», которая позднее была заменена на станцию системы РС-10.

В 1975 году прежний радиомаяк был заменён на радиомаяк марки КРМ-100, который в 1989 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300.

С момента основания маяк Датта находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в Татарском проливе.

Ю.Шухин

16.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида