Горянка маяк

 

Автоматический маяк Горянка

 

           Автоматический маяк Горянка (далее – маяк Горянка) установлен на острове Сахалин, на холме высотой 107,4 м между мысами Соймонова – южнее маяка в расстоянии 1,1 мили (2,0 км) и Горянский – севернее маяка в расстоянии 1,3 мили (2,4 км) на западном берегу залива Терпения, Охотское море. Мыс Соймонова – западный входной мыс залива Терпения.

           Штатный номер маяка Горянка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2690. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7870.

           Маяк Горянка предназначен для обеспечения мореплавания у юго – восточного побережья острова Сахалин, в заливе Терпения  на подходе к порту Поронайск.

           Холм, на котором установлен маяк Горянка, имеет заросшую лесом округлую вершину, благодаря чему хорошо выделяется на фоне низкой равнинной местности.

           Маяк установлен на высоте 103 м над уровнем моря в расстоянии 97 м от береговой черты.

           Географические координаты маяка Горянка: широта 48º  57',15 N, долгота 142º  58',54 E.

           Маяк Горянка находится на территории Поронайского района Сахалинской области. Ближайший населённый пункт – посёлок Лермонтовка в расстоянии 1,5 км. Около маяка проходит автомобильная дорога в районный центр город Поронайск.

           Наименование маяку присвоено по названию реки Горянка, протекающей рядом с холмом, на котором установлен маяк.

           Залив Терпения открыт и получил нынешнее название в 1643 году. Это сделал выдающийся голландский мореплаватель Мартен Герритсен де Фрис (в русском написании – де Фриз) (1589 - 1646) на корабле «Кастрикум». Описание залива Терпения было сделано в 1805 году  участниками первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов на шлюпе «Надежда» (водоизмещение 450 тонн) под командованием капитан – лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846). Открытый экспедицией мыс, вблизи которого теперь находится маяк Горянка, был назван участниками экспедиции в честь известного учёного, мореплавателя и картографа Фёдора Ивановича Соймонова (1692 – 1780), который с 1757 по 1763 год был губернатором Сибири. Ф.И.Соймонов известен как первый русский гидрограф.

           Проект строительства маяка Горянка был составлен в 1980 году. Был привязан типовой проект автоматического светового и радиомаяка шифр Б-6-2/73 с башней высотой 17,0 метров, разработанный Государственным проектным институтом  № 1 ВМФ (в/ч 54034, г.Ленинград).

           Строительство маяка экспедиционный  765 УНР (в/ч 72010) Дальвоенморстроя  начал в сентябре 1983 года. Руководитель строительства  - подполковник Гончаренко, руководитель работ майор Зайцев. До наступления зимы была вырублена просека для временной дороги и кабельной ЛЭП, подготовлена площадка для ведения работ, начаты строительство дороги и отрывка траншеи для укладки кабеля, построены временные жилые, бытовые и складские помещения. Общая стоимость выполненных работ составила 51,0 тыс. рублей.

           В 1984 году экспедиция была доставлена на площадку 28 июня и до конца года закончила строительство подсобных объектов, сделала фундаменты башни и трансформаторной подстанции, начала бетонирование ствола башни. На строительную площадку была подана электроэнергия. Работы были выполнены на сумму 43,0 тыс. рублей.

           В 1985 году на строительстве работало 12 человек. До наступления холодов уложили кабельную ЛЭП длиной 470 м, забетонировали ствол башни на высоту 3,0 м, сделали дорогу. Работы выполнили на сумму 143,0 тыс. рублей.

           В 1986 году были выполнены основные строительные работы в соответствии с проектом.  26 декабря 1986 года маяк Горянка был принят в эксплуатацию.

           В 1987 году были выполнены отделочные, монтажные и дополнительные, не предусмотренные проектом работы, которые были приняты 30 сентября 1987 года. Общая стоимость строительства маяка, ЛЭП, дороги и временных объектов составила 580,0 тыс. рублей.

           На маяке были установлены светооптические аппараты: основной марки АСА-500 с фонарём и электролампой марки КГММ 110-1000 мощностью 1 квт и резервный марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт.

           Извещением мореплавателям № 203 часть 1 от 3 октября 1988 года было объявлено об установке и вводе в действие автоматического маяка Горянка. Маяк светит  белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темнота 2 сек – период 3 сек. Дальность видимости огня маяка 22 мили (41 км). Маяк светит в морском секторе  8º – 161º. Основное электропитание маяка – по ЛЭП от сети посёлка Лермонтовка, резервное – от батарей «Знак».

           Маяк представляет собой белую башню из монолитного железобетона, верхняя часть которой высотой 12,5 м имеет  8-гранная призматическую форму, а нижняя часть высотой 4,5 м – квадратный в плане цоколь. Общая высота башни маяка от отмостки до верхней площадки 17,0 м. Цоколь в плане имеет размер 5,20 х 5,20 м, толщина стен 20 см. Башня имеет в плане размер 5,0 х 5,0 м,  толщина стен 14 см. В башне 5 этажей для размещения маячной аппаратуры и источников электропитания. Для временного пребывания специалистов по обслуживанию маяка предусмотрено тёплое помещение с отоплением электропечками.

           С момента приёмки в эксплуатацию автоматический маяк Горянка находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

23 июля 2015 года

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида