Гека маяк
Гека маяк

 

Автоматический маяк Гека

 

           Автоматический маяк Гека (далее – маяк Гека) установлен в расстоянии 1,1 мили (2 км) к SSE от мыса Гека. Мыс Гека является оконечностью косы Земля Гека, имеющей протяжённость около 15 км, и юго – западным входным мысом Анадырского лимана.

           Штатный номер маяка Гека по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 3535. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8160.

           Маяк Гека предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к Анадырскому лиману и в Анадырском лимане на подходе к порту Анадырь.

           От мыса Гека на всём протяжении косы Земля Гека берег низкий. Ориентиров на этом берегу нет.

           Географические координаты маяка Гека: широта 64º 24',9 N, долгота  178º  14',9 E.

           Маяк установлен в расстоянии 200 м от береговой черты на высоте 6,2 м над уровнем моря.

           Маяк Гека расположен на территории Анадырского района Чукотского автономного округа. Ближайший населённый пункт  - г.Анадырь в расстоянии напрямую морем 26,7 мили (49,5 км). До маяка Русская Кошка на противоположном, юго – западном входном мысе Русский Анадырского лимана  расстояние  11,7 мили (21,7 км).

           Коса, мыс и маяк названы в честь выдающегося русского мореплавателя, сделавшего описания дальневосточных берегов России в инициативном порядке, как правило, без каких-либо поручений и указаний, финна по происхождению Фридольфа Кирилловича Гека (1836 – 1904).

           Вот как описывается деятельность Ф.К.Гека в «Отчёте Главного гидрографического управления Морского министерства за 1885 год»:

           «… вольный шхипер принадлежащей купцу Линдхольму шхуны «Сибирь» господин Гек, плавая для китового промысла в Беринговом море, описал с достаточной подробностью неизвестные до сих пор берега Камчатской земли между мысом   Ильпинским (входной в залив Корфа) и мысом Фаддея (севернее мыса Наварин в Анадырском заливе) с многими находящимися на них бухтами и гаванями, в числе которых особенно обращает на себя внимание залив Барона Корфа с гаванью Генерала Скобелева по своей обширности и по найденным в нём на западном берегу пластам каменного угля, достигающих местами толщины 12 футов (3,6 м). Им же открыта и описана ещё бухта Карага  при устье речки того же имени, впадающей в море против острова Карагинский на восточном берегу Камчатки. Им составлено описание этого берега от бухты Карага до мыса Ильпинский, южного и западного берегов острова Карагинского. Оказалось, что вдоль всех осмотренных берегов имеется значительное инородческое население…

           … после многолетних попыток, начиная с плаваний знаменитого Беринга в 1728 и 1729 годах в этом, 1885 году впервые удалось шхиперу вольной шхуны «Сибирь» Фридольфу Геку, занимавшемуся китовым промыслом для владивостокского купца Линдхольма, свободно от туманов проследить берег Корякской    земли на протяжении от устья реки Карага почти до устья реки Анадырь. Осмотр средней части этой местности от мыса Ильпинский до широты 63º  10' N произведен настолько полно, что оказалось возможным составить как карту этой части берега, так и отдельные планы шести бухт, открытых на этом берегу, из которых наибольшего внимания заслуживают бухты Карага и залив Барона Корфа.

           В 8 милях к северу от устья реки Вивинской (Вывенской), впадающей в залив Корфа, начинаются залежи бурого угля (лигнина), пласты которого выступая наружу вплоть до самого моря, тянутся на протяжении почти  2 миль (3,7 км) местами достигая толщины 12 футов (3,6 м). Уголь этот невысокого сорта по сравнению с употребляемым на судах, но даёт хорошее пламя без дыма и не содержит серы. Мусору же он оставляет много. Добыча его весьма удобна и ничего не стоит, так как много его лежит на берегу, наваленного кучами.

           Инородческое население шхуна встречала по всему берегу и чем ближе к Анадырю, тем оно встречалось чаще. Через каждые 10 – 15 миль (18 – 28 км) попадались летние деревни, жители которых занимаются ловлей рыбы и моржей. Но между ними есть и владетели огромных стад    северных оленей. Во всех реках можно было в изобилии ловить сёмгу, а под берегом – треску.»

           В «Отчёте Главного гидрографического управления Морского министерства за 1895 год» сообщалось:

           «… шхипером Геком, командиром шхуны «Сторож» Министерства государственных имуществ, по поручению военного губернатора составлены глазомерные планы 22 якорных стоянок и устьев рек от залива Де-Кастри (ныне – Чихачёва) до залива Америка (ныне – Находка) и произведен морской промер под этими берегами от мыса Лесепса (ныне – Датта) до залива св. Владимира…».

           В «Отчёте Главного гидрографического управления Морского министерства за 1900 год» сообщалось:

           «…Фридольф Гек, командир шхуны «Сторож», находящейся в распоряжении Лесного ведомства и Правления рыбных промыслов, попутно с несением своей службы начиная с 1893 года исполнял гидрографические работы по осмотру и описанию берега и бухт нашего восточного побережья и по промеру у этих мест. В 1900 году он сделал глазомерную съёмку заливов и бухт на восточном берегу Камчатки, промер по этому берегу и обследовал якорную стоянку у мыса Евстафия на острове Сахалин. Он обследовал бухты Бечевинская Моржовая, Кроноцкий залив, Камчатский залив, бухты Вилючинская, Тихарка, Ахомтен (ныне – Русская), Лиственничная, Асача – все между Петропавловском и мысом Лопатка.»

           Это краткое прижизненное описание деятельности Фридольфа Кирилловича Гека помещено здесь из-за того, что он сейчас забыт и не упоминается в числе выдающихся русских исследователей дальневосточных морей России.

           Впервые несветящий навигационный знак на мысе Гека был установлен в 1913 году. Он представлял собой прямоугольный белый щит из досок с просветами высотой 35 футов (10,7 м). Знак предназначался для опознания входа в Анадырский лиман. К 1927 году знак обветшал и разрушился.

           Новый несветящий навигационный знак Гека был установлен в 1929 году. Он представлял собой белую 3-гранную призматическую башню, с двух морских сторон обшитую досками. Высота башни была 11,0 м. Она стояла на высоте 5,4 м над уровнем моря.

           Следующий, уже светящий навигационный знак был установлен на мысе Гека в виде 3-гранной деревянной пирамидальной башни высотой 4,4 м. Об этом было объявлено в Извещении мореплавателям  № 154 от 11 сентября 1946 года. Огонь знака был ацетиленовый, круговой, белый проблесковый: свет 0,3 сек + темнота 2,7 сек – период  3 сек. Дальность видимости огня была 9 миль (16,5 км). Знак стоял на высоте 10,0 м над уровнем моря.

           Ныне действующий маяк Гека был установлен в 1953 году 636-ым Военно – морским строительством (636 ВМС, в/ч 34363) под руководством инженер – подполковника Серавкина и старшего техник – лейтенанта Егорова. Извещением мореплавателям № 372 от 10 августа 1954 года было объявлено о вводе в действие нового светящего навигационного знака Гека на мысе Гека. Знак представляет собой стальную решетчатую красную башню без обшивки досками, с площадкой и фонарём марки ЭМ-300 наверху. Высота знака 20,0 м. Огонь знака светил с той же характеристикой, что и огонь ранее стоявшего знака.

           Позднее характеристика огня была изменена: свет 0,5 сек + темнота 2,5 сек – период 3 сек. Дальность видимости огня уменьшили до 6 миль (11 км).

           В 1989 году по просьбе мореплавателей дальность видимости огня увеличили до 15 миль (28 км), для чего был установлен фонарь марки ЭМ-500. Характеристика огня была изменена и стала: свет 0,1 сек + темнота 1,1 сек + свет 0,1 сек + темнота 1,1 сек + свет 0,1 сек + темнота 7,5 сек – период 10 сек. Об этом сообщалось в Извещении мореплавателям № 84 часть 2 1989 года. «Светящий навигационный знак Гека» был переименован в «маяк Гека». Электропитание маяка осуществляется от батарей. Он работает в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала.

           Маяк Гека действует в период навигации с 25 июля по 1 декабря.

           Маяк Гека с момента основания находится в ведении организаций гидрографической службы Военно – Морского Флота.

Ю.Шухин

14 июля  2015 года 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида