Гамова маяк
Гамова маяк

 

 

автор фото Vitaly Berkow (ankxi),  дата съёмки 24.08.2011

Штатный номер маяка Гамова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 45. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7422.

Маяк Гамова установлен в 1,8 кабельтова (333 метра) к NNE от мыса Гамова – юго-восточной оконечности полуострова Гамова. Мыс  Гамова является северо-восточным входным мысом залива Посьета, расположенного в восточной части залива Петра Великого, находящегося в северо-восточной части Японского моря. Мыс Гамова высокий, обрывистый и приглубый.

Географические координаты маяка Гамова: широта 4233.41 N, долгота       1310  13.01 E.

Самый южный маяк России.

Маяк Гамова расположен на побережье Хасанского района Приморского края. До ближайшего порта Витязь расстояние 12 км, до ближайшей железнодорожной станции Сухановка 35 км.

Пресная вода в колодце на территории маяка.

Площадь земельного участка, занимаемого маяком Гамова, 4 га.

Мыс Гамова был открыт, описан и нанесён на карту в 1854 году офицерами фрегата «Паллада», следовавшего с вице-адмиралом Ефимием Васильевичем Путятиным (1803 – 1883) от берегов Японии и Китая к устью Амура, и назван по фамилии одного из младших офицеров фрегата гардемарина Дмитрия Ивановича Гамова (1834 – 1903).

В связи с основанием в 1860 году Владивостока и получения им в 1862 году статуса порта уже в 1863 году для обеспечения судоходства было признано необходимым строительство пяти маяков, в том числе «на мысе Гамова для входа в залив Посьет».

Но строительство маяка со службами и дорогами началось только 15 апреля (по с.с., 28 апреля по н.с.) 1903 года на коммерческом праве техником Дирекции маяков и лоции Восточного океана Турковичем. К концу навигации им были выполнены работы на сумму 40 000 рублей. Ни в 1904,  ни в 1905 годах работы по постройке маяка из-за войны с Японией не были закончены.

Маяк Гамова 2 разряда открыл освещение только 17 июля (по с.с., 30 июля по н.с.) 1906 года.

Маяк, действующий и ныне, установлен на высоте 49 метров над уровнем моря. Он представляет собой белую кирпичную  8-гранную призматическую башню с фонарным сооружением высотой 19 метров, встроенную в каменный одноэтажный жилой дом. Белый вертящийся круговой огонь маяка, установленный на высоте 63,55 метра над уровнем моря, имел дальность видимости  16,6 мили (30,7 километра) и силу света 238 000 свечей. Маяк предназначался для освещения круглый год. Период освещения состоял из двух проблесков с интервалом 2 секунды. Интервал между периодами был 8 секунд. До конца года маяк светил 2 164 часа и было израсходовано на это 105 пудов (1720 кг или 2 105 литров) керосина. В последующие годы до революции маяк светил около 4350 часов в год.

Оптическая система 2 разряда диаметром 1,5 метра,  высотой около 2 метров и весом более 1 500 кг была установлена в фонарном сооружении на верхней площадке башни. Фонарное сооружение цилиндрическое диаметром 3,20 метра и высотой 6,66 метра с выпуклыми прямоугольными стёклами в 3 яруса общей высотой 2,86 метра по 12 стёкол в каждом ярусе.

Пневматическая сирена  марки «Сотер-Гарлс» с керосиновым двигателем мощностью 10 лошадиных сил , установленная при маяке в специальном каменном здании площадью 78 кв. метров на высоте 27 метров над уровнем моря, в 20 метрах от береговой черты и в 5 метрах от обрыва с рупором – резонатором, имевшим круговое вращение, обладала дальностью распространения звука от 2 до 6,5 мили (от 3,7 до 12,0 километров). Сирена была изготовлена в 1880 году. Звук был высокий 835 гц. Продолжительность звука была 4 секунды при интервале между звуками 1 минута. До конца года сирена работала в течение 206 часов. В последующие годы до революции и после неё сирена работала почти ежемесячно по 645…1 071 час в год.  Расход топлива был 400 грамм на лошадиную силу в час. Двигатель с помощью ремённой передачи через трансмиссию передавал вращение на горизонтальный компрессор двойного действия, который производил 2,5 куб. метра воздуха в минуту при давлении 2,5 атмосферы. За 45 лет работы до 1951года, когда была установлена новая отечественная сирена, она действовала 36 131 час. Такая же сирена была установлена на маяке Низменный.

На случай неисправности сирены для предупреждения мореплавателей об опасности при маяке на высоте 48,5 метра над уровнем моря и в расстоянии 6 метров от береговой черты на обрыве был установлен медный колокол весом 400 килограмм, подвешенный на железной раме высотой 2,50 метра и расстоянием между стойками 2,20 метра. Для защиты колокола от осадков на раме был установлен навес. В колокол звонили – 3 удара каждые 2 минуты.

В 1915 году при маяке для подачи туманных сигналов была установлена пушка, которая действовала до 1939 года. Для хранения боезапаса был построен заглубленный каменный пороховой погреб площадью 12 кв. метров. Упразднена после ввода в действие радиомаяка в конце 1937 года.

В 1912 году маяк получил телеграфное сообщение с Владивостоком по подводному кабелю. Позднее, в 1913 году на маяке была установлена сигнальная мачта с реем для переговоров с проходящими судами с помощью сигнальных флагов Международного свода сигналов.

Кирпичный одноэтажный жилой дом, в который встроена башня маяка, имеет общую площадь 262 кв. метра, в том числе 172 кв. метра жилой площади. В доме 2 квартиры, состоящие из 11 жилых комнат и 2 кухонь. Санузлов в доме до сих пор нет. Планировка дома соответствует действовавшему порядку предоставления жилья маячникам. Смотритель маяка,  как правило, имевший гражданский чин или отставной офицер, занимал отдельную квартиру или дом. Остальные маячники с семьями, принадлежавшие к сословиям мещан или крестьян, жили в общежитии (в современном понимании), занимая 1…2 комнаты и пользуясь общей кухней. Большое количество комнат в жилом доме объясняется необходимостью расселения не только маячников, но и машинистов сирены. Дом имел керосиновое освещение.

Для обеспечения работы маяка и бытовых потребностей маячников были построены так же:

- заглубленный каменный склад керосина, поскольку керосин доставляли на маяк в жестяных банках,

- каменный ледник – овощехранилище, так как продовольствие завозили на маяк 2…3 раза в год, а разведение огородов из-за морских туманов не представлялось возможным,

- каменная баня,

- каменное здание служб площадью 76 кв. метров,

- бетонный резервуар  на 50 куб. метров для  хранения воды, которую собирали во время дождей с крыш. Этот способ водоснабжения маяков довольно широко использовался в местностях, где отсутствовали  естественные источники воды не только на Дальнем Востоке, но и на Чёрном, Азовском и Балтийском морях.

Маяк Гамова успешно пережил гражданскую войну и интервенцию.

16 февраля 1938 года Извещением  мореплавателям № 223 Гидрографического управления ВМФ было объявлено об установке в конце 1937 года радиомаяка на мысе Гамова вблизи светового маяка. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «Ю» по азбуке Морзе (. . - -), работал на частоте 297,6 кгц (длина волны 1008 метров). Радиомаяк работал в группе с радиомаяками Скрыплёва и Аскольд по расписанию  в ясную погоду от 6-ой до 30-ой минуты каждого часа, а в туман, мглу и пургу дополнительно от 36-ой до 60-ой минуты. Дальность действия  радиомаяка Гамова была 50 миль (92 километра).

Для размещения радиомаяка 12 мая  1942 года были приняты в эксплуатацию построенное силами   64 Управления Военно – Строительных Работ Инженерного Отдела ТОФ под руководством офицера Серянова и прораба Калашникова деревянное здание площадью 49 кв. метров и установленые 2  деревянные радиомачты высотой по 20 метров, к которым была подвешена Т-образная антенна.

В 1949 году освещение маяка было переведено с керосинового на электрическое. Классическая оптическая система была заменена отечественный маячный электрический аппарат ЭМ-35/1. Извещением мореплавателям № 68 от 1 марта 1949 года было объявлено об увеличении дальности видимости огня маяка до 22 миль (40 километров). При этом характер огня несколько ухудшился. Огонь остался белым, но стал проблесковым. Он стал светить 1 секунду с интервалом 14 секунд. Для обеспечения маяка электричеством 79 УНР Военно – Морского Строительного Управления ТОФ реконструировал здание служб под дизельную электростанцию.

27 апреля 1951 года Извещением мореплавателям № 81 сообщалось об изменении характера сигнала сирены в связи с её заменой. Вместо прежней действовавшей 45 лет импортной сирены была установлена отечественная марки ДСУ-49-50 Мелитопольского компрессорного завода. Сирена состояла из двух дизельных двигателей мощностью по 15 лошадиных сил, двух компрессоров вертикального действия производительностью 2 куб. метра воздуха в минуту при давлении 2,8 атмосферы с водяным охлаждением и звукового аппарата марки «ВС» ленинградского завода «Пневматика» с частотой 165 гц. Для установки новой сирены здание было реконструировано 79 УНР ВМСУ ТОФ за 9 976 рублей.

В связи с непригодностью здания радиомаяка для дальнейшей эксплуатации 20 декабря 1956 года было принято в эксплуатацию построенное 521 Отдельного Строительного Участка ТОФ под руководством Кирюхина и Симакова кирпичное маячно-техническое здание радиомаяка по типовому проекту ТГ-54 площадью 195 кв. метров. В этом здании к 10 января 1957 года был установлен радиомаяк марки КРМ-250 с дублёром. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты высотой по 30 метров. Старое деревянное здание радиомаяка было снесено.

В 1961 году вместо прежнего был установлен новый светооптический аппарат марки ЭМВ-3. Извещением мореплавателям часть 1 № 354 от 16 сентября 1961 года сообщалось об изменении характера огня на группо-проблесковый, что значительно улучшило его качество.

По заключению котлонадзора в 1978 году пневматическая сирена ДСУ-49-50 была  признана непригодной для дальнейшей эксплуатации. Вместо неё была смонтирована динамическая звуковая установка марки УЗД-50-270 мощностью 50 ватт и сектором излучения 2700, об открытии действия которой было сообщено в Извещении мореплавателям часть 1 от 1 декабря  1978 года № 225.

В 1978…1982 годах была произведена реконструкция маяка. На маяк была проложена дорога длиной 3,0 км за 72 000 рублей, подводный электрокабель длиной 10 000 метров за 205 000 рублей и воздушная ЛЭП на деревянных опорах длиной 1,8 км  за 18 000 рублей. Были реконструированы башня маяка с жилым домом и МТЗ. Общий ввод фондов составил 356 400 рублей. В процессе реконструкции был заменён светооптический аппарат на аппарат марки ЭМВ-930, радиомаяк на аппарат марки АНРМ-150, установлена радиостанция Р619.

Извещением мореплавателям часть 1 № 214 и № 216 от 5 августа 1985 года сообщалось об упразднении УЗД-50-270, а Извещением мореплавателям часть1 № 68 от 25 апреля 1986 года сообщалось об установке наутофона марки LIEJ-300 при маяке Гамова.

В июле 1988 года была заменена аппаратура радиомаяка на КРМ-300.

В 1998 года наутофон был упразднён.

С момента основания маяк Гамова находится в ведении Главного гидрографического управления  Морского министерства России и Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в заливе Петра Великого.

Ю.Шухин

24.01.2015

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида