Весло маяк

 

Автоматический маяк Весло

 

           Автоматический маяк Весло (далее – маяк Весло) установлен на мысе Весло – южной оконечности полуострова Весловский, который, в свою очередь, является южной оконечностью острова Кунашир – самого южного острова Большой Курильской гряды. Охотское море.

           Маяк Весло обеспечивает мореплавание в проливе Измены, где проходит морская государственная граница с Японией, и в Южно – Курильском проливе. Между мысом Весло и мысом Ноцуке на японском острове Хоккайдо расстояние всего 10 миль (18,5 км).

           Штатный номер маяка Весло по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2451. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8060.

           Полуостров Весловский - частично заболоченная песчаная коса длиной около 12 км с дюнами, зарослями тростника и высокотравья. Полуостров Весловский образовался за последние 2000 лет в результате переноса  течением с севера грунта от размыва морем берегов острова Кунашир. Намыв полуострова идёт в сторону Японии.

           Маяк Весло установлен в расстоянии около 350 метров от береговой черты на высоте 2 метра над уровнем моря.

           Географические координаты маяка Весло: широта 43º 39´,62, долгота 145º  32´,32.

           Маяк Весло расположен на территории Южно – Курильского района Сахалинской области. Ближайший населённый пункт – селение Головнино находится в расстоянии 12 км от маяка. Туда ведёт грунтовая дорога.

           Мыс и полуостров получили своё нынешнее название из-за сходства формы полуострова с лопастью весла.

           Принадлежность Курильских островов издавна служила предметов споров между Россией и Японией. По Санкт-Петербургскому договору 1875 года Россия передала эти острова Японии.

           Пролив Измены и залив Измены, находящийся с западной стороны полуострова Весловский, названы в память о драматических событиях в истории российско – японских отношений. В 1811 году шлюп «Диана» (водоизмещение 300 тонн) под командованием капитан- лейтенанта Василия Михайловича Головнина (1776 – 1831) проводил гидрографическое описание Курильских островов. Местный японский управляющий на южной оконечности острова Кунашир пригласил моряков к себе. В.М.Головнин с двумя офицерами и четырьмя матросами 11 (23) июля 1811 года прибыли на берег, где были схвачены, обвинены  в нарушении государственного принципа «сакоку» - самоизоляции Японии и отправлены в тюрьму на острове Хоккайдо. Оставшийся за командира шлюпа лейтенант Пётр Иванович Рикорд (1776 – 1855), помощник и товарищ В.М.Головнина, в течение более двух лет добивался освобождения своего командира. 1 (13) октября 1813 года, через 2 года 2 месяца и 26 дней, проведённых в тюрьме, В.М.Головнин и его подчинённые были освобождены и возвратились в Россию. В 1811 году П.И.Рикорд дал нынешнее название проливу и заливу, где произошли события,- «Измены». Эти события последовали после противоправных действий русских офицеров в отношении японского купца, но это уже другая история.

           Впервые на южной оконечности острова Кунашир на месте нынешнего маяка Весло в мае 1892 года был построен японцами маяк Керамуи – заки (или Керамуй – саки – русское написание   менялось). Это был первый маяк в современном понимании на Курильских островах. Маяк представлял собой 8-гранную пирамидальную деревянную башню высотой 12,10 м с тремя белыми и тремя чёрным горизонтальными полосами. Это стал самым старым деревянным маяком на Дальнем Востоке России. Башня маяка, несмотря на неблагоприятный влажный климат и временный характер постройки, простояла 86 лет – до 1978 года,  когда из-за ветхости и аварийного состояния была разобрана.            

           На башне был установлен френелевский светооптический аппарат 5 разряда. Маяк светил белым проблесковым (вертящимся) огнём с периодом 15 сек и  дальностью видимости 12 миль (22 км). Он светил в секторе от 46º до 348º. Сила света огня маяка в 1913 году оценивалась в 1 500 свечей, а в 1927 году – уже в 9 000 свечей при прежней дальности видимости.         

           На башне был установлен колокол, в который во время тумана били 12 раз в минуту. Колокол сохранился до наших дней. Его вес 180 кг, высота 67 см, диаметр   60 см. Надписей и орнамента колокол не имеет, но имеет трещину. Колокол был упразднён в 1957 году. В 1976 году колокол с разрушавшейся башни маяка был перенесён на маяк Крильон.

           Маяк Керамуи – заки был с постоянным персоналом маячных специалистов. Для них при маяке были построены жилые дома и хозяйственные постройки, которые, с учётом суровых климатических условий, были соединены с башней маяка и между собой закрытыми переходами. Такая планировка маячного городка характерна для японских маяков на Сахалине и Курильских островах.

           После войны 23 ноября 1945 года Извещением мореплавателям   № 88 было объявлено о «вводе в действие огня мыса Керамуй на мысе Керамуй» с прежними характеристиками.

           О переименовании «маяка Керамуи» в «маяк Весло» было сообщено в Извещении мореплавателям № 42 от 1 февраля 1949 года.

           В книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 1951 года сообщалось об изменении характеристики огня маяка Весло. Свет маяка стал длиться 2 сек, темнота 5 сек и период 7 сек. Дальность видимости была уменьшена в два раза - до 6 миль (11 км). В книге «Огни и знаки…» издания 1956 года маяк Весло был переведен в разряд светящих навигационных знаков.

           Из-за аварийного состояния башни и опасности при работе персонала светящий навигационный знак Весло был переоборудован в несветящий знак, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям  № 178 от 15 июля 1975 года. В тот же день Извещением мореплавателям № 180 автоматический огонь Весло был перенесён на ажурную вышку антенны бывшей радиолокационной станции высотой 12,00 метров. Характеристика огня осталась прежней. Персонал маяка был снят.

           Извещением мореплавателям № 232 от 20 декабря 1978 года было объявлено об упразднении несветящего навигационного знака Весло, так как он разрушился из-за ветхости.

           Учитывая непригодность деревянного маяка Весло для дальнейшей эксплуатации, в 1977 году приступили к строительств автоматического маяка Весло по типовому проекту шифр Б-6-2/73, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (ГПИ № 1 ВМФ, в/ч 54034, г.Ленинград). Строительно – монтажные работы начало выполнять 635-ое Военно – морское строительство (635 ВМС, в/ч 34363) и в течении лета оно возвело монолитную железобетонную башню на высоту 6 метров при проектной высоте 17 метров. На зиму строители были сняты и работы в течении последующих двух лет не возобновлялись.

           В 1979 году разрушилась стальная решетчатая башня огня Весло. Вместо неё силами Гидрографической службы флота  был установлен временный деревянный светящий навигационный знак высотой 5 метров, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям № 226  1979 года. В ноябре 1979 года на мыс Весло было доставлено радиоизотопное энергетическое устройство марки ИЭУ-2, к которому был подключен светооптический аппарат временного знака.

           В 1980 году работы по строительству маяка Весло возобновило уже в/ч 51182 под руководством майора – инженера В.Т.Фатеева. 12 октября 1981 года маяк Весло был построен и принят в эксплуатацию.

           Маяк представляет собой 8-гранную призматическую монолитную железобетонную башню высотой 12 метров на 4-гранном цоколе высотой 5 метров. Общая высота башни 17 метров. Размер квадратного цоколя башни в плане 5,20 х 5,20 метров. Расстояние между наружными поверхностями  противоположных стен верхней части башни 5,00 метров. В башне 5 этажей разной высоты. На третьем этаже находится утеплённое помещение для временного пребывания обслуживающего персонала. Верхняя 8-гранная площадка башни имеет размер 6,08 х 6,08 метров. Для выхода на площадку из башни устроен люк. Толщина стен в нижней части башни 20 см, в верхней части – 14 см. Для подъёма в башне установлены наклонные стальные трапы. Фундамент заложен на глубине 2,00 метра.

           После монтажа светооптического аппарата марки ЭМ-300, который в 2002 году был заменён на аппарат марки ЭМ-200, Извещением мореплавателям № 290 часть 1 от 10 декабря 1981 года было объявлено об установке автоматического маяка Весло на мысе Весло. Огонь маяка имел прежнюю характеристику, он стал круговым, но дальность видимости его была увеличена до 10 миль (18 км). Временный огонь был упразднён. После замены светооптического аппарата в 2002 году дальность видимости огня была уменьшена до 9 миль (16 км).

           В башне установлен радиомаяк Весло марки АНРМ-25, который позднее был заменён на радиомаяк марки «Агат-3». Радиомаяк  работает на штыревую антенну. Об открытии действия радиомаяка было объявлено  в Извещении мореплавателям № 302 часть 1 от 24 декабря 1981 года. Радиомаяк работает непрерывно на частоте 306,5 кгц, имеет опознавательный сигнал «ВО» по азбуке Морзе и дальность действия 25 миль (46 км).

           Электропитание маяка и радиомаяка обеспечивается радиоизотопными энергетическими устройствами: сначала одним марки ИЭУ-2, а с 1990 года двумя марки «Бета-М».

           Стоимость строительства маяка в ценах года ввода в эксплуатацию без стоимости навигационного оборудования и устройств электропитания  - 234,0 тыс. рублей.

           В результате сильного землетрясения 4 – 5 октября 1994 года в фундаменте, стенах и перекрытиях образовались трещины, но маяк выстоял и работал без перерывов.

           С момента возвращения Курильских островов в 1945 году маяк Весло находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

25 июня 2015 года

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида