Верещагинские створные маяки

 

 

Автоматические маяки створа Верещагинский

 

           Автоматические маяки створа Верещагинский установлены в 4,7 мили (8,7 км) к северу от устья речки Музьма на восточном берегу северной части Амурского лимана, в северо – западной части острова Сахалин. Охотское море.

           Штатные номера маяков створа Верещагинский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России»: передний – 1934, задний – 1935, Международные номера этих маяков по издаваемому Великобританией описанию огней: передний – М 7679.5, задний –         М 7679.51.

           Маяки створа Верещагинский предназначены для обеспечения плавания судов по Сахалинскому фарватеру от светящего буя № 64 до створа Петумбопповский на протяжении 5,5 миль (10,2 км).

           Сахалинский фарватер имеет длину 70 миль (130 км) и идёт с севера, из Сахалинского залива, до соединения с Южным фарватером, который идёт с юга, из Татарского пролива, в порт Николаевск на Амуре. Сахалинский фарватер самый широкий фарватер Амурского лимана.

           Берег острова Сахалин в месте установки маяков створа низкий и почти лишён растительности.

           Географические координаты переднего створного маяка: широта – 53º  18',21, долгота – 141º  47',51; заднего створного маяка: широта –            53º  17',99, долгота – 141º  47',88. Направление оси створа 313º,9 – 133º,9.  Расстояние между маяками 3,1 кабельтова (578 м).

           Маяки створа Верещагинский расположены на территории Охинского городского округа Сахалинской области. Ближайший населённый пункт – село (теперь) Рыбновск в расстоянии 4,5 км к югу от переднего маяка. Маяк Меншикова находится в расстоянии 13,74 мили (25,5 км) от переднего маяка на противоположном берегу лимана.

           Маяки створа получили  наименование по названию селения Верещагино, около которого они были установлены и которое теперь не существует.

           Передний створный маяк установлен в расстоянии 120 м от береговой черты на высоте 2,8 м над уровнем моря. Задний створный маяк установлен в расстоянии 694 м от береговой черты на высоте 3,2 м над уровнем моря.

           Оборудовать Сахалинский фарватер створными знаками начали в 1898 году.

           Впервые знаки створа Верещагинский были построены в 1938 году. Эти знаки представляли собой треугольные белые деревянные щиты с чёрной вертикальной полосой посредине. Высота переднего знака была 10,0 м и он стоял на высоте 3,0 м над уровнем моря. Высота заднего знака была 6,0 м и он стоял на высоте 11,0 м над уровнем моря. Знаки светили зелёными постоянными огнями с дальностью видимости 12 миль (22 км). Направление оси створа тогда было 312º,5 – 132º,5. Эти знаки простояли 15 лет. Извещением мореплавателям № 6 от 3 января 1953 года было объявлено о разрушении знаков.

           В 1946 году хозяйственным способом около переднего створного знака в селении Верещагино были построены: здание радиомаяка, жилой дом, две деревянные радиомачты, колодец и уборная. Судя по назначению помещений, объект предназначался для эксплуатации командой военнослужащих.

           Деревянное здание радиомаяка имело размер в плане 8,60 х 6,80 м, общую площадь 48,8 кв. м и высоту помещений   3,50 м. В здании были помещения: аппаратная, агрегатная, камбуз и баталерка. Здание имело электрическое освещение и печное отопление.

           Деревянный жилой дом имел размер в плане 6,50 х 6,10 м, общую площадь 38,0 кв. м и высоту помещений 3,00 м. Дом имел керосиновое освещение и печное отопление.

           В 1953 году этот комплекс зданий был закрыт и выведен из эксплуатации, но техническое состояние его было удовлетворительным.

           В мае 1961 года знаки створа Верещагинский были признаны негодными для дальнейшей эксплуатации, но числились обслуживаемыми проживающим при них постоянным персоналом.

           Извещением мореплавателям № 408 часть 1 от 12 сентября 1962 года было объявлено о разрушении штормом заднего створного знака и установке на его месте деревянного пирамидального знака значительно меньшей высоты – всего 8,0 м вместо 18,0 м с фонарём на вершине и белым треугольным щитом дневной видимости с чёрной вертикальной полосой посредине. Высота огня знака над уровнем моря также уменьшилась с 27,4 м до 16,5 м.

           В 1963 году 636-ое Военно – морское строительство (636 ВМС, в/ч 72010) начало работы по возведению новых знаков створа. Работами руководил инженер – майор Шевелёв, прораб – Трушенков. Был построен каменный передний створный знак высотой 10,0 м. Металлические конструкции заднего створного знака на строительство были доставлены не полностью. В следующем году работы были закончены и 25 ноября 1964 года знаки створа Верещагинский были приняты в эксплуатацию и действуют до сих пор.

           Передний створный знак представляет собой бутобетонную         8-гранную призматическую башню высотой 6,0 м, установленную на 4- граном цоколе высотой 4,7 м. Общая высота башни от отмостки до верхней площадки 10,7 м, включая возвышение фундамента над отмосткой на 0,7 м. Внутри башни установлен вертикальный стальной трап и предусмотрено подвальное помещение для батарей и аккумуляторов.  Башня белая с чёрной вертикальной полосой посредине. Глубина заложения монолитного фундамента 2,5 м. Башня построена по типовому проекту шифр ТР-7/2, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ (в/ч 54034, г.Ленинград).

           Задний створный знак представляет собой стальную 4-гранную решетчатую башню, верхняя часть которой высотой 22,0 м имеет призматическую форму, а нижняя часть высотой 6,0 м – пирамидальную форму. Общая высота башни знака от отмостки до верхней площадки 28,0 м. На грани знака, обращённой в сторону створа, навешен белый прямоугольный щит дневной видимости из досок с  просветами высотой 12,0 м и шириной 4,0 м с чёрной вертикальной полосой посредине. Знак построен по часто применявшемуся в маячном строительстве проекту шифр 550р, разработанному Государственным проектным институтом Ленпроектстальконструкция (г.Ленинград).

           Стоимость строительства знаков створа Верещагинский без стоимости светооптических аппаратов 96,9 тыс. рублей в ценах года окончания работ.

           В 1965 году производилась установка светооптических аппаратов. Извещением мореплавателям № 59 часть 1 от 14 февраля 1966 года было объявлено  об упразднении старых и установке новых знаков створа Верещагинский. Направление створа осталось прежним 313º,9 – 133º,9. Огни знаков были зелёные проблесковые: свет 2 сек + темнота 3 сек – период 5 сек. Огни работают синхронно. Дальность видимости огней была 9 миль (16,5 км). Огни светят по створу. Сначала на обоих знаках были установлены аппараты марки ФС-21 с электролампами марки ММ-27  мощностью 12 вт. Сейчас на знаках установлены аппараты марки ЭМС-210 с электрлампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Огни теперь красные и имеют дальность видимости 10 миль (18,5 км).

           Источником электропитания первоначально был ветроэлектроагрегат марки          ВЭ-2М-1. В 1975 году его заменили на ветроэлектроагрегат марки АВЭС-0,1/12. В 1996 году на каждом знаке были установлены ветроэлектроагрегаты марки УВЭ-40М мощностью 40 вт.

           В качестве резервных первоначально были установлены аппараты с ацетиленовыми 20-литровыми горелками: на переднем – марки        АМС-210, на заднем – марки ФС-21. Характеристика резервных огней была как и у основных, но дальность значительно меньше – 4,4 мили     (8 км). Впоследствии их заменили на ацетиленовые створные аппараты марки АМС-350 с 30-литровой горелкой.

           Извещением мореплавателям № 90 часть 1 от 10 мая 1979 года было объявлено о переименовании «светящих знаков створа Верещагинский» в «маяки створа Верещагинский».

           Маяки створа Верещагинский действуют в период навигации с      5 июня   по 10 ноября.

           С момента приёмки в эксплуатацию в 1938 году маяки створа Верещагинский находятся в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

07 июля 2015 года           

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида