Васильева маяк

  

 

Маяк Васильева установлен на мысе Васильева - юго-восточной оконечности острова Парамушир, который входит в состав Северной группы Большой гряды Курильских островов.

Штатный номер маяка Васильева по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2508. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8046.

Низкий и песчаный мыс Васильева служит восточным входным мысом залива Васильева, омывающего южную часть острова Парамушир. Мыс окружён рифами, один из которых носит название «скалы Хмырь». Маяк Васильева  обеспечивает плавание судов в Четвёртом Курильском проливе, являющемся наиболее безопасным морским путём между Охотским морем и Тихим океаном.

Географические координаты маяка Васильева: широта 500  00,21 N, долгота       1550  23,31 E.

Остров Парамушир входит в Северо-Курильский городской округ Сахалинской области России. От маяка ближайший ранее существовавший населённый пункт – селение Брюханово - в двух километрах. Сейчас там, как и в десятке других населённых пунктах острова, за исключением города Северо-Курильска, до которого 60 миль (111 километров), постоянно никто не живёт.

Мыс Васильева был впервые описан в 1805 году участниками первой русской кругосветной экспедиции на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846) и назван мысом Графа Васильева в честь графа Алексея Ивановича Васильева (1742 – 1806) – первого русского министра финансов.

В переводе с языка местных жителей – айнов «парамушир» - «широкий остров». Первыми на острове побывали в 1711 году казаки – землепроходцы во главе с атаманом Данилой Яковлевичем Анцифёровым (? – 1712) и есаулом Иваном Петровичем  Козыревским (1680 – 1734). До 1875 года остров Парамушир принадлежал России. По подписанному в 1875 году Санкт-Петербургскому мирному договору все Курильские острова стали принадлежать Японии и оставались в её владении до 1945 года.

Маяк на мысе Васильева был построен японцами в начале Второй мировой войны (ориентировочно, в 1940 году), при подготовке к которой на острове Парамушир была создана крупная военно-морская  база Касивабару (район города Северо-Курильск), имевшая в своём составе в том числе и 4 аэродрома. На острове к окончанию войны было 13 000 военнослужащих. Один из аэродромов – Карабу находился вблизи от маяка. Гарнизон острова Парамушир капитулировал 23 августа 1945 года. В плен сдалось около 8 000 военнослужащих.

Маяк имел цилиндрическую железобетонную башню высотой около 20 метров и диаметром 5,10 метра  с фонарным сооружением. Толщина стен башни была 50 см. Подвал башни диаметром 3,90 метра и высотой 2,20 метра использовался в качестве резервуара питьевой воды, которую подавали по водопроводу из района аэродрома. Башня соединена с 2-этажным служебным железобетонным зданием размером в плане 7,30 х 4,20 метров  2-этажным железобетонным же переходом длиной 1,50 метра, в чистоте шириной 1,40 метра и высотой каждого этажа 2,50 метра. Это здание было соединено деревянным обвалованным переходом со стоявшим на расстоянии около 20 метров деревянным жилым домом. Остальные служебные, жилые и складские здания маяка были деревянными, каркасными. Маяк был соединён грунтовой дорогой с аэродромом.

В период завершения операции по взятию острова Парамушир в августе 1945 года маячная башня была взорвана таким образом, что нижняя часть башни высотой около 7 метров осталась стоять не повреждённой, а верхняя часть длиной около 10 метров была срезана взрывом и лежит до сих пор рядом с башней.

Учитывая важное значение маяка для плавания судов в 4-ом Курильском проливе, немедленно были приняты меры по восстановлению маяка. Маячная башня силами инженерного подразделения Красной Армии была перекрыта железобетонной горизонтальной плитой толщиной 50 см. На этой плите на высоте 7,85 метра от основания на крестовине из брусьев 20 х 26 см были установлены  две деревянные стойки диаметром 26 см с тросовыми оттяжками высотой 1,30 и 2,30 метра. На торцах этих брёвен были установлены основной и резервный ацетиленовые светооптические аппараты марки Ф-300. Извещение мореплавателям № 87 от 23 ноября 1945 года было сообщено об установке навигационного огня мыса Васильева на полуразрушенной башне маяка. Огонь был белый проблесковый с дальностью видимости 11 миль. Этим же Извещением сообщалось об установке при огне мыса Васильева кругового радиомаяка марки РМС-2 с двумя деревянными радиомачтами, имевшего опознавательный сигнал «МВ», дальность действия 50 миль и работавшего на волне длиной 969 метров в группе с радиомаяками Лопатка и Большерецкий.

25 октября 1946 года было сообщено о том, что ацетиленовый огонь мыса Васильева был заменён на электрический. Характер огня и дальность его видимости не изменились.

С 6 февраля 1950 года после замены на радиомаяк марки РШР-200 и радиомачт на стальные высотой 32 метра дальность действия радиомаяка Васильева была увеличена с 50 до 150 миль.

Временные деревянные здания маяка японской постройки, повреждённые во время боёв, быстро пришли в негодность. Несмотря на исключительные послевоенные трудности 12 октября 1954 года новый маяк Васильева был принят в эксплуатацию, а 22 декабря 1954 года Извещением мореплавателям часть 3 № 31 было объявлено о вводе маяка в действие.

Работы по строительству маяка выполняла строительная организация в/ч 42817. Работами руководили инженер-подполковник Лищинер и капитан Калмыков. Сохранившуюся часть башни надстроили до отметки + 20 метров от отмостки, придав ей прежний вид и форму. На башне установили фонарное сооружение по типовому проекту ТГ-8-1 с плоскими зеркальными прямоугольными стёклами толщиной 8 мм. Общая высота башни с фонарным сооружением стала 23,79 метра. Башня установлена на высоте 16 метров над уровнем моря.

 В качестве светооптического аппарата была установлена цилиндрическая линза Френеля марки Л-500 с электролампой мощностью 500 ватт и силой света 980 свечей. Линза имела эффективную силу света 17 740 свечей, что обеспечивало маяку дальность действия 17 миль. Огонь маяка был белый проблесковый круговой. Маяк работает круглый год в течении более 4 000 часов.

На южной стороне балкона верхней площадки башни установлен ацетиленовый светооптический аппарат – дублёр  марки АМ-500, имеющий тот же характер огня, что и маяк.

Были также построено бутобетонное маячно-техническое здание общей площадью 251 кв. метр с двумя стальными радиомачтами высотой по 30 метров и деревянной вышкой для излучателей наутофона марки 3Р/5-52 в 200 метрах на юго-запад от маяка. Его первоначальная стоимость в ценах года постройки 1 339 000 рублей.

Об установке наутофона сообщалось в Извещении мореплавателям часть 2  № 120 от 8 сентября 1956 года. Этим же Извещением сообщалось об изменении параметров радиомаяка в связи с заменой на КРМ-250. Дальность действия увеличили до 175 миль (324 километра), а длину волны изменили на 970 метров, что соответствовало частоте 309,1 кгц.

Но наутофон работал не долго. Извещением мореплавателям часть 2 от 23 апреля 1958 года № 40 он был упразднён. Аппаратура наутофона использовалась для ремонта наутофона при маяке Курбатова.

Для персонала маяка тогда же был построен каменный 2-квартирный жилой дом общей площадью 130 кв. метров с печным отоплением, отдельно стоящей баней и наружной уборной. Его первоначальная стоимость в ценах года постройки 515 000 рублей.

В 1967 году фонарное сооружение было заменено на другое по типовому проекту ТР-44/65 марки ТР-56/2, изготовленное на Военном механическом заводе № 55 в Стрельне, в г. Ленинграде.

В сентябре 1968 года был установлен и введён в действие светооптический аппарат марки ЭМН-500 вместо Л-500.

В ночь с 28 на 29 октября 1978 года землетрясением силой 5 баллов в восточной части острова Парамушир были выбиты штормовые стёкла фонарного сооружения и разбита линза светооптического аппарата ЭМН-500. Во время ремонта до 25 декабря работал дублёр.

В 1981 году установлен и введён в действие радиомаяк марки КРМ-100, который заменил ранее установленный аппарат КРМ-250. Об этом было сообщено в Извещении мореплавателям часть 2 № 38 от 11 июля 1981 года.

На маяке Васильева особо сложные условия труда и быта маячников. В период с ноября по май на море не прекращаются штормы, идёт высокий накат. Высадка людей и доставка грузов морем в это время года опасна. Город Северо-Курильск, где есть укрытие от штормов для судов и причалы, находится на противоположном – северном конце острова Парамушир на расстоянии около 110 километров от маяка. На острове нет дорог, сильные ветры и частые туманы. Снабжение маяка и замена сотрудников возможна только летом. Воду приходится теперь привозить на маяк.

С момента восстановления маяк Васильева находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в Четвёртом Курильском проливе и на подходе к нему с Тихого океана.

Ю.Шухин

15.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида