Ван дер Линда маяк

Штатный номер маяка Ван дер Линда по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья  России»  -  № 2480. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8051.

Маяк Ван дер Линда установлен на скалистом и обрывистом мысе Ван дер Линда – юго-западной оконечности гористого острова Уруп, входящего в состав Курильских островов, на берегу пролива Фриза. У мыса соединяются воды  Охотского моря и Тихого океана

Сахалинская область, Курильский городской округ.

На острове Уруп 2 маяка – Ван дер Линда и Кастирикум. Расстояние между ними около 120 км. Кроме маячников на острове  постоянно никто не живёт. «Необитаемый остров». На острове более 20 вулканов, в том числе 2 действующих. Ближайший населённый пункт – посёлок Буревестник на соседнем острове Итуруп в расстоянии 98 миль морем.

Географические координаты маяка Ван дер Линда: широта 4534.71 N, долгота 1490   24.21 E.

Маяк Ван дер Линд установлен на высоте 101 метр над уровнем моря и в расстоянии 120 метров от обрыва и 250 метров - от береговой черты. Маячный городок фактически занимает площадь около 0,5 га.

Первым европейским мореплавателем, высадившимся на острове Уруп в 1643 году, был голландец Мартин Геритсон де Фриз (Маартен Герритсен де Фрис),  плававший на судне «Кастрикум». Можно предположить, что мыс был назван де Фризом в честь одного из его спутников. Северный мыс острова Уруп назван по названию его корабля – мыс Кастрикум, где установлен маяк Кастрикум. А мыс соседнего острова Итуруп назван по названию другого корабля экспедиции де Фриза – мыс Брескенс, где установлен одноимённый светящий навигационный знак. Да и форма наименования мыса «Ван дер Линд» напоминает голландскую фамилию.

В 1765 году на берегу гавани Алеутка в юго-западной части острова возникло первое русское поселение. Сам остров в 1760…1806 годах именовался островом Александра. Японское название острова – Ракошима.

Строительство маяка осуществлялось с 1957 по 1959 год строительной организацией флота в/ч 42817 (636 ВСУ) под руководством офицеров инженер-капитана Савинова и старшего инженер-лейтенанта Шевелёва. Маяк был сдан в эксплуатацию 30 декабря 1959 года. Были построены маячная башня с фонарным сооружением, маячно-техническое здание, два 4-квартирных жилых дома, баня, хозяйственные постройки и коммунальные объекты.

8-гранная призматическая бетонная башня маяка высотой 10 метров (без фонарного сооружения) построена по типовому проекту ТГ-108 тип 1. На башне установлено 12-гранное фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту ТГ-103, с трёхярусным остеклением высотой 160 см. Стоимость башни маяка в ценах лет строительства составила 401,6 тыс. рублей.

Извещением мореплавателям от 13 июля 1960 года было объявлено об установке маяка Ван дер Линда на мысе Ван дер Линд. Башня маяка высотой 14,6 метра (с фонарным сооружением) была имела одну белую и две чёрные горизонтальные полосы. Маяк имел белый проблесковый огонь с дальностью видимости 19 миль (35 километров), который создавался отечественным светооптическим аппаратом марки ЭМН-500, изготовленным в г. Изюм и имевшего оптическую систему высотой 1040 мм и диаметр 606 мм и дававшего с электролампой накаливания мощностью 500 вт и силой света 980 свечей эффективную силу света в 60 000 свечей.

Тогда же при маяке был установлен радиомаяк Ван дер Линда марки КРМ-100.

Электропитание маяка осуществляется автономной дизельной электростан-цией, состоящей из трёх дизель-электрических генераторов переменного и постоянного тока и двумя аккумуляторными батареями марки СК-18, состоящими из 56 элементов каждая.

Световой маяк работает в течении года 4 367 часов. Радиомаяк работает круглосуточно.

На балконе верхней площадки башни установлен дублёр светового маяка – ацетиленовый светооптический аппарат марки Ф-500 с 35-литровой горелкой, которая расходует в час 20 литров ацетилена. Дальность видимости белого проблескового огня дублёра 9 миль (16,5 километров).

Кроме маячной башни в составе маячного городка были построены в 1959 году: кирпичное маячно-техническое здание по типовому проекту ТР-15/1 общей площадью 139 кв. метров с двумя стальными радиомачтами-опорами Т-образной антенны радиомаяка высотой по 30 метров, два 4-квартирных жилых дома площадью 151 кв. метр каждый, баня, склад маячно-технического имущества, конюшня, колодец, наружная уборная, стальные цистерны для дизельного топлива, железобетонный резервуар на 50 куб. метров воды.

Зимними штормами 1968 – 1969 годов были повреждены железные кровли, дымовые трубы  и остекление МТЗ и жилых домов.

В 1974…1976 годах был произведён капитальный ремонт всех объектов маяка на сумму 322 тыс. рублей.

В тяжёлых климатических условиях пришло в негодность фонарное сооружение и в 1982 оно было демонтировано. Светооптический аппарат был заменён на аппарат марки АСА-500 с фонарём, что позволило не устанавливать новое фонарное сооружение.

Извещениями мореплавателям часть 1 от 18 июля 1986 года № 99 и № 103 было объявлено об установке у маяка Ван дер Линда радиолокационного маяка – ответчика марки УКТ-10101 с дальностью действия 21 миля (39 километров).

В 1989 году радиомаяк был заменён силами специалистов Гидрографической службы флота на КРМ-300 и введён в действие в августе.

В 1992…1994 годах был произведён капитальный ремонт  жилых домов.

Персонал маяка испытывает очень большие трудности как в обеспечении работы маяка, так и в условиях быта. Более 6 месяцев в году на маяк невозможно попасть и с маяка невозможно уехать, так как с ноября по апрель более половины времени дуют ветры силой 7 и более баллов. Летом бывает до 28 дней с туманами в месяц. В следствие чего овощи не растут, а сено не сохнет. Маяк расположен на расстоянии 2 километра от места выгрузки в бухте Катаева. На острове часто бывают землетрясения.

Так в результате землетрясений 13 и 20 октября 1963 года потрескались 12 из 36 штормовых стёкол фонарного сооружения башни маяка, полопалось до   30% оконных стёкол в жилых домах и маячно-техническом здании. В 50% элементов аккумуляторных батарей из-за смешения сосудов произошло короткое замыкание и коробление пластин электродов. В жилых домах обвалилось до 30% штукатурки потолков и до 15% наружной штукатурки стен. Потрескались печи и дымоходы.

Сопровождавшими землетрясения волнами цунами были смыты зимовочные запасы продовольствия, топлива и техника, только что доставленные и разгруженные в прибрежной зоне. 13 октября 1963 года волной высотой 5 метров было смыто 70 тонн угля и 12 тонн дизельного топлива в бочках. 20 октября того же года волной высотой около 15 метров было смыто продовольствие, доставленное 16 октября, и автомашина ГАЗ-63. По счастливой случайности люди не пострадали.  На маяк в срочном порядке были доставлены все утраченные припасы и автомашина.

С момента основания маяк Ван дер Линда находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в районе Курильских островов.

Ю.Шухин

24.01.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида