Валуевские створные маяки

 

 

 

Маяки створа Валуевский

 

           Маяки створа Валуевский установлены в 9,5 кабельтовых (1,8 км) к NNW от устья речки Музьма, на восточном берегу северной части Амурского лимана, в северо – западной части острова Сахалин. Охотское море.

           Штатные номера маяков створа Валуевский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России»: передний – 1915, задний – 1916. Международные номера этих маяков по издаваемому Великобританией описанию огней: передний – М 7680, задний –            М 7680.1.

           Маяки створа Валуевский предназначены для обеспечения плавания судов по Сахалинскому фарватеру между светящими буями    № 60 и № 62 на протяжении 9,7 миль (18 км).

           Сахалинский фарватер имеет длину 70 миль (130 км) и идёт с севера, из Сахалинского залива, до соединения с Южным фарватером, который идёт с юга, из Татарского пролива, в порт Николаевск на Амуре. Сахалинский фарватер - самый широкий фарватер Амурского лимана.

           Берег острова Сахалин в месте установки маяков створа низкий и почти лишён растительности.

           Передний створный маяк установлен в 25 метрах от береговой черты на высоте 4,5 метра над уровнем моря. Задний створный маяк установлен в расстоянии 900 метров от береговой черты на высоте 4,2 метра над уровнем моря. Расстояние между маяками створа 878,4 метра.

           Маяки створа Валуевский расположены на территории Охинского городского округа Сахалинской области. Ближайший населённый пункт  - село (теперь) Рыбновск в расстоянии 1 км. До маяка Меншикова расстояние 14,3 мили (26,5 км).

           Географические координаты переднего створного маяка: широта 53º  14',49 N и  долгота  141º  47',96 Е, заднего створного маяка: широта              53º  14',68 N и долгота 141º  48',15 Е. Направление оси створа 208º,9 – 28º,9.

           Оборудование Сахалинского фарватера створными знаками началось только в 1898 году.

           Впервые знаки створа Валуевский были построены в 1939 году. Наименование створу дал ныне не существующий посёлок Валуево, на территории которого были установлены знаки створа. Знаки представляли собой 3-гранные деревянные пирамидальные решетчатые башни, на обращённой в сторону моря   грани которых было установлено по 3 белых и 3 красных треугольных щита вершинами вниз. Знаки имели одинаковую высоту – 19,40 м. Но установлены они были на разной высоте от уровня моря: передний – 4,60 м, задний – 10,0 м. Передний знак был установлен в расстоянии 500 м от береговой черты.

           Географические координаты знаков были: передний – широта    53º 14',50 N  и долгота 141º 48',20 Е, задний – широта 53º 14',74 N  и долгота 141º 48',42 Е. Направление створа было 30º – 210º.

           Сначала знаки были не светящие. Но Извещением мореплавателям Гидрографической службы ВМФ № 1425 от 23 ноября 1940 года на основании Извещения мореплавателям Гидрографической службы ТОФ № 123 от 1940 года сообщалось об освещении знаков створа красными постоянными огнями с дальностью видимости 13 миль (24 км). Позднее на заднем знаке огонь стал зелёным.

           На знаках были установлены светооптические аппараты марки  ФС-21. Знаки светили по створу.

           Стоимость каждого знака в ценах постройки была 50 095 рублей, а в ценах 1949 года – 80 494 рубля.

           Башни не имели фундаментов. Их стойки были врыты в грунт и поэтому быстро сгнили и деформировались.

           Извещением мореплавателям № 6 от 3 января 1953 года было объявлено о разрушении «освещаемых створных знаков Валуевских».

           Учитывая важность створа Валуевский для обеспечения мореплавания Извещение мореплавателям № 131 часть 2 от 16 июня 1955 года сообщало вводе в действие новых светящих знаков створа Валуевский.  Это были 4-гранные деревянные решетчатые пирамидальные башни передний высотой 16,0 метров и задний высотой 20,3 метра с белым треугольным щитом с чёрной вертикальной полосой на грани, обращённой в сторону моря. Передний знак был установлен на высоте 3,70 метра, а задний на высоте 9,20 метра над уровнем моря. Расстояние между знаками было 433 метра. Географические координаты знаков были: передний знак – широта 53º  14',47 N  и долгота 141º  47',96 Е, задний знак – широта 53º  14',68 N  и долгота 141º  48',15 Е. Знаки светили по створу: передний красным, а задний зелёным постоянными огнями с дальностью видимости 11,5 мили (21 км). Направление створа несколько изменилось и стало  как теперь 208º,9 – 28º,9.

           Принимая во внимание недолговечность деревянных знаков, приступили к проектированию и строительству новых знаков. Для переднего знака был выбран типовой проект каменного навигационного знака без фонарного сооружения высотой 15 метров шифр ТР-7/2. Рядом со знаком предусматривалось строительство кирпичного маячно – технического здания (далее – МТЗ) по типовому проекту ТР-46/1, соединённого со знаком закрытым переходом. Оба проекта были разработаны в Государственном проектном институте № 1 ВМФ (в/ч 54034). Для заднего знака был принят проект стальной решетчатой башни навигационного знака высотой 28 метров по проекту шифр 550р, разработанному Государственным проектным институтом Ленпроектстальконструкция.

           В МТЗ предполагалось разместить станцию радионавигационной системы  «Рым-Б» с командой из военнослужащих. Для этого в типовой проект  МТЗ были внесены изменения. В здании были сделаны две жилые комнаты общей площадью 30 кв. м, кухня, душевая и кладовые.

           Запроектированные объекты группы СНО были приняты в эксплуатацию 26 октября 1961 года в составе МТЗ, двух створных знаков, склада маячного имущества, стальной цистерны на 10 куб.м  для дизельного топлива, двух хозяйственных сараев, колодца питьевой воды с насосной станцией, септика, уборной и кабельной электролинии от МТЗ к заднему створному знаку длиной 884 метра, а также штахетной ограды территории маячного городка длиной 150 метров.

           Передний створный знак Валуевский представлял собой 4-гранную пирамидальную кирпичную башню без фонарного сооружения высотой 14,20 метра от спланированной поверхности до верхней площадки. Глубина заложения фундамента башни 2,40 метра. Внутри башни находится помещение на всю высоту башни размером в плане 1,70 х 1,70 метра для вертикального стального трапа. Башня снаружи оштукатурена и побелена. Посредине грани, обращённой в сторону моря, нанесена чёрная вертикальная полоса. Башня соединена закрытым переходом длиной 1,50 метра с МТЗ.

           Задний створный знак Валуевский высотой 28,00 метров представляет собой 4-гранную решетчатую стальную башню, верхняя часть которой высотой 22,00 метра имеет призматическую форму с квадратным в плане сечением размером 2,50 х 2,50 метра, а нижняя часть высотой 6,00 метров имеет пирамидальную форму с размером в плане на уровне верха фундамента 4,50 х 4,50 метра. На грани, обращённой в сторону моря, навешен белый прямоугольный щит дневной видимости из досок с просветами высотой 17,00 метров и шириной 4,00 метра. Посредине щита нанесена чёрная вертикальная полоса.

           Одноэтажное кирпичное маячно – техническое здание имеет в плане размер 13,60 х 12,40 метров, общую площадь 138,0 кв. м. Толщина стен 64 см. Высота помещений 3,10 метра. В МТЗ установлены два дизель – электрические агрегата мощностью по 7,20 квт и два водогрейных отопительных котелка марки ВНИИСТО.

           Строительство знаков и МТЗ осуществлял 765 УНР (в/ч 72010) Дальвоенморстроя под руководством инженер – подполковника П.Г.Тростина и прорабов И.И.Данилевича и Рябенко.

           После монтажа светооптических аппаратов и другого оборудования поставки Гидрографической службы ВМФ Извещением мореплавателям № 320 часть 1 от 25 июня 1962 года было объявлено об установке новых переднего и заднего знаков створа Валуевский и об упразднении старых знаков, действовавших с 1955 года.

           На переднем и заднем знаках первоначально были установлены створные светооптические аппараты марки ЭМС-210 с электролампой марки А-6 мощностью 20 вт. Огонь знаков был красный затмевающийся (изофазный): свет 1,5 сек + темнота 1,5 сек – период 3 сек. Осевая сила света была 8 122 свечи. Сектор освещения был 3º по оси створа. Дальность видимости огней была 14 миль (26 км). Резервные аппараты были марки АМСУ-210 с ацетиленовой горелкой. Огни знаков светили синхронно.

          Но к окончанию строительства в 1961 году вышло историческое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о сокращении Вооружённых Сил на 1 млн. 200 тыс. человек. Было образовано штатное подразделение «группа средств навигационного оборудования», состоящее из станции РНС и двух створных знаков. Штатный состав группы СНО стал состоять только из гражданских специалистов.

          В связи с переходом на штат гражданских специалистов возникла необходимость в строительстве для них жилого дома и хозяйственно – бытовых объектов. Строительство 4-квартирного жилого дома начали в 1969 году - заложили фундамент и начали кладку стен.   В 1970 и в 1971 годах из-за отсутствия рабочей силы строительство было остановлено. В 1972 и в 1973 годах работы продолжали в течение всего года  и 30 ноября 1974 года жилой дом и другие постройки были приняты в эксплуатацию. Строительно – монтажные работы выполнял всё тот же экспедиционный  765 УНР (в/ч 72010) Дальвоенморстроя. Работами руководили  старший лейтенант Ходоченко и прораб Н.А.Ягодник.

           Были построены:

1. 4-квартирный 2-этажный кирпичный жилой дом общей площадью 249 кв. м с квартирами в двух уровнях и совмещёнными санузлами. В доме по две 3-комнатные и 2-комнатныные квартиры. Дом имеет водопровод, канализацию и центральное отопление от котлов в МТЗ. На кухнях установлены дровяные плиты.

2. Кирпичное здание склада маячного имущества и  продовольствия с гаражом для штатной автомашины общей площадью 90 кв. м.

3. Кирпичный хозяйственный сарай на 4 отделения общей площадью 24 кв. м.

4. Теплотрасса длиной 30 м.

5. Наружная канализация длиной 128 м с септиком и выпуском в море.

6. Водопровод длиной 163 м от колодца с насосной станцией.

7. Воздушная ЛЭП длиной 2200 м, подключенная к электросети селения Рыбновск.

           Стоимость строительства перечисленных выше объектов составила 669,4 тыс. рублей в ценах года строительства.

           Была сделана ночная подсветка  прожектором башни переднего знака, о чём сообщалось в Извещении мореплавателям № 191 от 4 ноября 1978 года, которая впоследствии была выключена.

           В Извещении мореплавателям № 84 от 10 мая 1979 года было объявлено о переименовании створа светящих знаков Валуевский в створ маяков Валуевский.

           В связи с размывом берега морем и угрозой переднему маяку в 1980 году хозяйственным способом выполнили работы по берегоукреплению, но размыв прекращён не был. В план 1985 года были включены инженерные изыскания по выявлению динамики изменения береговой черты.

           В 3 квартале 1993 года на переднем маяке по просьбе мореплавателей для улучшения условий плавания по Сахалинскому фарватеру был установлен светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём и электролампой марки КГММ 110-1000 мощностью 1 квт, имеющий круговое освещение. Об этом было объявлено в Извещении мореплавателям  № 180 1993 года.

           Маяки створа действуют только в период навигации с 5 июня по 10 ноября.

           Начальниками группы СНО были:

в 1963 году Ослинин и Чемляков,
в 1980 году И.В.Караваев,
в 1983 году С.М.Кокарев.

           С момента основания маяки створа Валуевский находятся в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

Ю.Шухин

 

01.07.2015

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида