Брюса маяк

дата съёмки 03.11.2011

 

Маяк Брюса 2 класса сооружён в 2 кабельтовых (375 метров) к юго - западу от мыса Брюса на полуострове Брюса. Мыс Брюса расположен на западном берегу Амурского залива. Он  является северо – восточной оконечностью полуострова Брюса и южным мысом входа в Славянский залив из Амурского залива, являющегося частью залива Петра Великого Японского моря.

Штатный номер маяка Брюса по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 80. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7434.

Обрывистый мыс Брюса, сложенный из рядов базальтовых призматических колонн, стоящих вплотную друг к другу, очень живописен.

Географические координаты маяка Брюса: широта 420 52.91 N, долгота       1310  28.11 E.

Маяк Брюса расположен на побережье Хасанского района Приморского края. До ближайшего населённого пункта – селения Круглое расстояние 6 км, до ближайшей железнодорожной станции Бамбурово – 12 км.

Пресная вода в районе маяка имеется в достаточном количестве только осенью и весной. Летом и зимой воду на маяк возят из колодца на расстоянии 3,5 км.

Площадь земельного участка, занимаемого маяком Брюса, около 10 га.

Название мыс получил от офицеров английской эскадры, заходившей в этот район в 1855 году во время Крымской войны 1854…1856 годов, по имени командующего этой эскадрой контр-адмирала Брюса (H.W.Bruce).

Постройка жилого дома с встроенной 8-гранной маячной башней была закончена в 1911 году. Башня и жилой дом были выложены из кирпича. Но светооптический аппарат с фонарным сооружением был заказан только в 1912 году фирме «Соттер, Гарле и Ко» («SUCC rs DE SAVTER HARLE & G ie) в Париже, как представившей на конкурс лучший проект.  Светооптический аппарат был заказан 4-го разряда с затмевающимися белым, красным и зелёным секторами освещения. В том же году аппарат был изготовлен. По получении и установке аппарата и фонарного сооружения маяк Брюса открыл освещение в 1913 году. Учитывая важность маяка, он сразу же получил телеграфную связь с Владивостоком.

Маяк Брюса установлен на высоте 59,1 метра над уровнем моря и в расстоянии 30 метров от береговой черты. Башня маяка вместе с фонарным сооружением имеет высоту от грунта 11 метров, в том числе кирпичный ствол башни высотой 7,1 метра и медное фонарное сооружение высотой 3,9 метра. Огонь маяка возвышается над уровнем моря на 68 метров. Дальность белого огня была 18 миль (33 километра). Красный и зелёный огни имели меньшую дальность видимости. Сила света белого огня была 6 000 свечей, красного – 1 200 свечей и зелёного 800 свечей. Оптическая система имела диаметр 500 мм и высоту 655 мм. В светооптическом аппарате стояла керосино-калильная горелка. Огонь маяка был затмевающийся – 7,5 сек горел свет и 7,5 сек света не было. Для создания такого характера огня маяка вращалась ширма светооптического аппарата – она делала 2,3 оборота в минуту. Вращение создавалось часовым механизмом (аналогичным часам – ходикам), приводившимся в движение свинцовой гирей весом 50 кг на тросе диаметром 8 мм и длиной 15 метров – две высоты башни. «Заводили» механизм ежедневно путём подъёма груза с помощью лебёдочки.

Фонарное сооружение имеет 8 выпуклых прямоугольных стёкол размером 727 х 743 (высота) мм и толщиной 8 мм.

Для предупреждения судов об опасности во время тумана при маяке у оконечности мыса Брюса были установлены колокол и пушка. В колокол постоянно  звонили 2-ударным звоном через 3 минуты с появлением тумана, мглы или сильного снегопада, а пушка стреляла только  в ответ на туманные сигналы судов.

Жилой дом площадью 183 кв метра был, в соответствии с действовавшими тогда правилами, 2-квартирный. Одна квартира в составе 2-х жилых комнат и кухни предназначалась для смотрителя маяка. Другая квартира в составе 4-х жилых комнат и кухни предназначалась для служителей маяка и по современным представлениям была скорее общежитием. Отопление было печное. Толщина стен – 80 см ( в 3 кирпича).Уборная была на улице.

Кроме того, было построено кирпичное здание служб площадью 111кв метров. Которое позднее было перестроено в маячно-техническое здание. Были построены также деревянные кузница и сарай для шлюпки.

Позднее на территории маяка был построен рубленный колодец.

Маяк Брюса успешно пережил гражданскую войну и интервенцию.

В 1932 году при маяке был установлен второй колокол на скалистом выступе в 1 кабельтове (185 метров) южнее маяка – в него звонили 4-ударным звоном также через 3 минуты, если обнаруживали по сигналам судна, что оно выходит южнее мыса Брюса.

10 марта 1935 года Извещением мореплавателям № 181 было объявлено об открытии действия радиомаяка кругового излучения при маяке Брюса. Радиомаяк работал на частоте 300 кгц с длиной волны 1 000 метров. Его опознавательный сигнал был «Н». Дальность действия радиомаяка была 50 миль (92 километра). Радиомаяк предназначался для пеленгования судами, имеющими радиопеленгатор. Но в 1938 году Извещением мореплавателям  № 5 радиомаяк был упразднён.

Во время и после войны с учётом оборонного значения маяков начальниками маяков назначали военнослужащих. В 1949 году начальником маяка Брюса был мичман Громак.

В начале 1950-х годов была произведена модернизация маяка. 12 апреля 1951 года Извещением мореплавателям № 67 было сообщено об установке при маяке радиомаяка Брюса, которому был присвоен опознавательный сигнал «БЮ». Радиомаяк работал на частоте 318,5 кгц и длине волны 942 метра. Дальность действия радиомаяка была 15 миль. Радиомаяк работал во время тумана. Была установлена аппаратура марки «Маркер-1» отечественного производства. При излучаемой мощности сигнала 3,6 вт, аппаратура потребляла 60 вт. Электропитание осуществлялось от аккумуляторных батарей, которые заряжались сначала от бензоэлектрического генератора марки Л-3/2 мощностью 2 квт. С 1952 года электропитание производилось от электросистемы маяка. Излучателем радиосигнала служила алюминиевая радиомачта высотой 22,5 метра с высокочастотным заземлением.

В феврале – марте 1952 года керосино-калильная горелка маяка была заменена на электролампу при сохранении прежней оптической системы. 18 марта 1952 года Извещением мореплавателям № 82 было заранее объявлено, что с 20 марта того же года дальность видимости огней маяка Брюса значительно увеличится. Белый огонь вместо 18 миль будет иметь дальность 21,5 мили, красный огонь вместо 7 миль – 20 миль, а зелёный вместо 5 миль – 17 миль. Сила света аппарата была увеличена до 74 938 свечей. В аппарате была установлена электролампа марки ММ-6 мощностью 2 квт - 110 в с силой света 5 140 свечей. Для электропитания маяка были установлены два дизель-электрических агрегата мощностью по 6,8 квт каждый. Для вращения ширмы аппарата вместо часового механизма в ноябре 1953 года был установлен электромотор мощностью 40 вт с редуктором. Маяк работал от     4 200 до 4 400 часов в год.

В 1953 году был установлен дублёр маяка. На отдельной башне высотой 3 метра установили ацетиленовый светооптический аппарат марки Ф-300. Он имел красный проблесковый огонь с дальностью действия 7 миль.

9 октября 1953 года Извещением мореплавателям № 418 Было объявлено об установке при маяке Брюса звукосигнального туманного аппарата – наутофона. Три излучателя наутофона были установлены в расстоянии 1 кбт (185 метров) от башни маяка на высоте 43 метра от уровня моря и в расстоянии 15 метров от уреза воды на стальной ажурной красной башне высотой 3 метра. Дальность слышимости наутофона - до 5 миль (9 километров). Наутофон марки 3/Р5-52 производства народного предприятия «Механик Газелан» Берлин, ГДР (бывшее «Юлиус Пинч») имел круговое излучение с частотой 495 гц и периодом 30 секунд. Электропитание наутофона осуществлялось от двух собственных  дизель-электрических агрегатов мощностью по 12 квт каждый. Вышка для излучателей наутофона была установлена силами 243 Маячной ремонтной партии под руководством Лисицына и Кудрявцева. Наутофон работал от 700 до 900 часов в год. Установку аппаратуры наутофона осуществили специалисты района гидрографической службы.

В связи с установкой наутофона Извещением мореплавателям от 22 января 1954 года № 30 был упразднён колокол № 2 – тот, который был установлен на скалистом выступе в 200 метрах к югу от маяка.

В 1966 году на маяке Брюса была смонтирована экспериментальная автоматическая ветро-дизель-электрическая установка (АВДЭУ), которая находилась в опытной эксплуатации с 16 октября по 18 декабря 1966 года.

15 июля 1966 года вместо работавшего с 1957 года радиомаяка марки «Маркер-1» был установлен радиомаяк марки МРМ-61.

В 1967 году наутофон марки 3/Р5-52 был демонтирован и заменён наутофоном LIEJ-300 производства Швеции. Все строительные работы по установке стальной вышки наутофона высотой 13 метров и прокладке электрокабелей были выполнены силами УНР-246 под руководством Пламеневского и Казаранова.

В ноябре 1974 года классная французская светооптическая система, проработавшая 61 год, была заменена на отечественный аппарат марки  ЭМН-500 без изменения параметров работы маяка.

В 1977 году при маяке была размещена станция радионавигационной системы БРАС, для чего было построено несколько зданий.

В марте 1978 года вместо выработавшего свой ресурс радиомаяка МРМ-61 был установлен радиомаяк АНРМ-25.

В 1983 году для улучшения электропитания маяка были построены и введены в действие 2 трансформаторные подстанции, высоковольтная воздушная ЛЭП длиной 900 метров и высоковольтная кабельная ЛЭП длиной 300 метров.

В  сентябре 1985 года для автоматизации работы наутофона был установлен датчик видимости марки СМ-2.

30 марта 1989 года  для обеспечения маяка электроэнергией при отключении береговой электросети на маяке силами района гидрографической службы была смонтирована автоматическая ветроэлектрическая установка АВЭУ 6-4.

26 июня 1989 года Извещением мореплавателям № 82 на маяке Брюса был упразднён второй, оставшийся колокол.

В 4 квартале 1994 года вместо радиомаяка марки АНРМ-25 был установлен радиомаяк марки АГАТ-3.

В 1998 году был упразднён наутофон.

С момента основания маяк Брюса находится в ведении Главного гидрографического управления  Морского министерства России и Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в заливе Петра Великого.

Ю.Шухин

15.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида