Большой Шантар маяк

    

 

Маяк Большой Шантар был установлен на мысе Северный – северной оконечности острова Большой Шантар в архипелаге Шантарские острова, расположенных в западной части Охотского моря между заливом Академии и Удской губой.

Штатный номер маяка Большой Шантар по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья  России»  -  2900. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7989.1

Географические координаты маяка Большой Шантар: широта 550  12.21 N, долгота 1370   40.01 E.

Маяк Большой Шантар установлен над скальным обрывом мыса Северный на высоте 205 метра над уровнем моря в расстоянии 140 метров от береговой черты и занимает земельный участок площадью 3 га.

Тугуро – Чумиканский район Хабаровского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Якшино в расстоянии 65 км. Дороги нет. Добирались летом по тропе, а зимой на лыжах. В посёлке был магазин, медпункт, метеостанция и почтовое отделение.

Шантарские острова были открыты русскими казаками – землепроходцами в 40-х годах 17 века. Здесь были Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году,  Василий Данилович Поярков в 1645 году и Иван Нагибов (Нагиба) в 1653 году. Название «Шантар» впервые появилось на Якутской карте «мест от реки Енисея до Камчатки лежащих» 1710 года. Впервые подробно острова были  описаны в 1830 году поручиком корпуса флотских штурманов Прокопием Тарасовичем Козьминым, состоявшем тогда на службе в Российско – Американской компании.

Строительство маяка было начато в 1951 году. Условия  строительства были исключительно тяжёлые. Строительные грузы доставляли судами Гидрографической службы ТОФ. Разгрузка судов со строительными грузами производилась на открытом рейде на расстоянии 2…2,5 км от берега. Далее от места выгрузки на песчаном пляже шла грунтовая дорога протяжённостью 5 км с подъёмом на высоту 200 метров. Проехать по дороге могли только лошади и трактора. Очень короткая навигация. Море в районе островов очищается от льда только к средине июля, а становится в ноябре. Первым построенным и начавшим действовать объектом была башня маяка.

Флотским Извещением мореплавателям от 21 августа 1953 года было объявлено об установке огня Большой Шантар на мысе Северный, действовавшем в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала. Строительной организацией ТОФ УНР – 765 (в/ч 72010) под руководством инженер-майора П.Г.Тростина, старшего инженер-лейтенанта И.И.Тютюника и прораба Селезнёва была установлена белая стальная решетчатая 4-гранная призматическая башня высотой 12 метров по проекту шифр 354р Ленинградского отделения института Проектстальконструкция. На этой башне был установлен светооптический аппарат марки ЭМ-500, белый проблесковый огонь которого имел дальность 10 миль (18,5 километра). В ноябре 1953 года были приняты в эксплуатацию  деревянные рубленные 2-х квартирный жилой дом площадью 132 кв метра, баня и конюшня, а также шлакоблочный склад маячно – технического имущества и продовольствия. В октябре – декабре 1954 года были приняты в эксплуатацию  уже использовавшаяся в течении года по прямому назначению башня маяка, а так же шлакоблочное маячно – техническое здание по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному ГПИ № 1 ВМС, площадью 248 кв метров с двумя стальными радиомачтами высотой по 30 метров и вышкой для излучателей наутофона, ещё один деревянный рубленный 2-квартирный жилой дом общей площадью 120 кв. метров и железобетонный резервуар для воды на 50 кубометров. Ввод в эксплуатацию перечисленных выше объектов позволил установить и наладить маячное оборудование и разместить персонал маяка, состоявший в начале из военнослужащих.

Флотским Извещением мореплавателям часть 2 от 25 декабря 1954 года № 43 было объявлено об увеличении дальности видимости огня маяка Большой Шантар до 25 миль (более 46 километров). Сохранялся прежний светооптический аппарат марки ЭМ-500, но была установлена более мощная маячная электролампа марки ММ-9 110 вольт 500 ватт 1040 свечей, что позволяло получить осевую силу света аппарата почти 20 тысяч свечей. Маяк светил в морском секторе размером 2040  от 2630 до 1070.

В том же Извещении мореплавателям сообщалось об установке отечественного  кругового радиомаяка Большой Шантар марки КРМ-250 с дальностью действия 150 миль (278 километров). Радиомаяк работал на частоте 303,5 кгц – длина волны 988 метров. Его опознавательный сигнал был «БР». Радиомаяк Большой Шантар работал в группе с радиомаяками Елизаветы и Тыльский.

Световой маяк работал только во время навигации с 1 июля по 1 декабря. В 1960 году маяк светил 1741 час, в 1961 году – 1866 часов.

На верхней площадке башни маяка был установлен ацетиленовый светооптический аппарат – дублёр марки Ф-300 с ацетиленовой 30-литровой  пирофилитовой горелкой  открытого пламени. Резерв ацетилена помещался в ацетбаллонах марки В-50 – 2 штуки и В-40 – 3 штуки – всего   20 000 литров.

Флотским Извещением мореплавателям часть 2 от 11 июля 1955 года № 164 сообщалось о вводе в действие электрической туманной звукосигнальной установки -  наутофона марки 3/Р5-52 производства ГДР.

Фактическая стоимость строительства отдельных объектов в действовавших тогда ценах составила: башня маяка – 414 300 рублей, маячно-техническое здание с двумя радиомачтами – 1 863 443 рублей, 2-квартирный жилой дом, построенный в 1954 году – 711 735 рублей, деревянные мостки на скальном грунте длиной 145 метров с лестницей с бетонными ступенями и леерным ограждением, а также деревянная антисептированная вышка для излучателей наутофона – 285 000 рублей.

Для электропитания всех потребителей в маячно-техническом здании были установлены три дизель-электрических агрегата мощностью по 12…20 квт. Для экономии моторесурсов дизель-электрических агрегатов электропитание светового маяка и радиомаяка осуществлялось от аккумуляторной батареи марки С-8, состоявшей из 58 аккумуляторов и имевшей ёмкость 288 ампер - часов  В маячно-техническом здании было смонтировано центральное водяное отопление и установлены 2 водогрейных котла марки ВНИИСТО. В жилых домах было печное отопление и установлены кухонные плиты. Уборная с выгребом  находилась на дворе.

Из-за исключительно тяжёлых производственных и бытовых условий, как сообщалось Гидрографической службой флота в 1972 году, ежегодно на маяке меняется 100 % персонала. Для перевозки грузов и подвоза воды из колодца, который находился от маяка на расстоянии 1,5 км и на 100 метров ниже, первоначально на маяке были 2 лошади и собачья упряжка, которые в 70-е годы заменил трактор ДТ-75.

В 1984 году установлен, а в 1985 году настроен и введён в действие силами 54 района гидрографической службы радиомаяк марки АГАТ-2 вместо выработавшего ресурс ранее установленного радиомаяка, а также заменены были радиомачты.

В 1990 году была установлена силами 54 района гидрографической службы автоматическая ветроэлектростанция марки АВЭУ-6-4.

В 1997 году из-за совершенно недостаточного бюджетного финансирования и, по той же причине, аварийного состояния зданий маяка  были упразднены маяк Большой Шантар, радиомаяк и наутофон. Персонал был снят с маяка и сам маяк был переведён в разряд несветящих навигационных знаков

С момента основания маяк Большой Шантар находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в Охотском море.

Ю.Шухин

16.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида