Большерецкий маяк
Большерецкий маяк

 

Маяк Большерецкий установлен на западном побережье Камчатки, на левом возвышенном берегу устья реки Большая.

Штатный номер маяка Большерецкий по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья  России»  -  2630. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8036

Маяк расположен на расстоянии 250 от речной береговой черты при впадении реки Большая в Охотское море, в восточной части селения Зуйково Усть-Большерецкого района Камчатского края. До морской береговой черты – 800 метров. Маяк занимает земельный участок площадью 3 га.

Географические координаты маяка Большерецкий: широта 520 33,771 N, долгота 1560   18,481 E.

Название реке Большая дано казаками в начале 18 века, так как это единственная из рек Камчатки, впадающих в Охотское море, по которой можно плавать на шлюпках и ботах от устья до верховий.

Впервые несветящий навигационный деревянный знак был установлен Гидрографической экспедицией Восточного океана, начальником которой был генерал-майор Михаил Ефимович Жданко (1855 – 1921), в 1908 году, когда экспедиция осуществила гидрографическую и топографическую съёмку устья восьми рек на западном побережье Камчатки и установила там навигационные знаки для опознания этих устьев с моря, в том числе и устья  реки Большая.

Этот несветящий опознавательный навигационный знак  Большерецкий представлял собой 3-гранную обшитую досками неокрашенную пирамидальную башню высотой 44 фута (13,4 метра), установленную на высоте 21 фут  (6,4 метра) над уровнем моря.

В 1920-е годы знак был разрушен, но в 1930 году УБЕКОДальВост восстановило знак в прежнем виде.

В 1943 году был построен, а 10 февраля 1944 года введён в действие маяк с деревянной башней, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям от 15 февраля 1944 года № 47. Башня маяка представляла собой 3-гранную деревянную решетчатую не обшитую пирамиду высотой 19,15 метра. Башня была установлена на высоте 14 метров от уровня моря. Фундаментом башни служили деревянные башмаки. Стойки башни были сделаны из брёвен толщиной 18…22 см, раскосы из брусьев 20 х 12 см, а горизонтальные связи из подтоварника толщиной 16 см.

 На верхней площадке башни был установлен навигационный прожектор марки П-60-1, изготовленный Московским прожекторным заводом в 1939 году. Диаметр прожектора был 600 мм, фокусное расстояние параболического стеклянного посеребрённого рефлектора 250 мм. В прожекторе стояла электролампа мощностью 2 квт и силой света в 3172 свечи. Прожектор вращался со скоростью 10 оборотов в минуту и огонь маяка был проблесковый с периодом 6 секунд, в том числе свет – 0,7 секунды и темнота – 5,3 секунды. Осевая сила света прожектора была 2 250 000 свечей. Дальность видимости огня маяка была 25 миль (46 километров).

В качестве дублёра на верхней площадке был установлен аппарат Ф-300 с 25-литровой ацетиленовой горелкой.

При маяке был установлен круговой радиомаяк марки РШР-200.

Кроме башни в составе маячного городка были построены: здание радиомаяка, 2 радиомачты, жилой дом, склад продовольствия, склад ГСМ в таре и конюшня.

Условия труда и быта на были суровые. В те годы маяк был на расстоянии 100 метров от села Зуйково. Дорога грунтовая, которая весной и осенью превращалась в бездорожье. Зимой ездили на нартах. Доставка грузов на маяк производилась только судами. Разгрузка судов рейдовая с последующей транспортировкой грузов катером с осадкой не более 2 метров в устье реки только в тихую погоду. С ноября по апрель устье реки забито льдом. Расстояние от маяка до места разгрузки катеров в устье реки 2,5 км. Это расстояние грузы тащили вручную. Потом выдали лошадь. Заготовку дров производили в 10 км от маяка. Источник воды был также далеко от маяка в селе Зуйково. Связь с Петропавловском осуществлялась через конторы связи в посёлках Микояна и в Усть-Большерецке, где были почта, радиотелефон и радиотелеграф.

Несмотря на то, что световой и радиомаяк для своей работы обеспечивались электроэнергией от двух генераторов мощностью по 3 квт, освещение в здании радиомаяка и в жилом доме было керосиновое.

Начальником маяка в 1951 году, как и во время войны, был военнослужащий старшина 2 статьи Зайцев.

В 1955 – 1956 годах была осуществлена реконструкция маяка Большерецкий и 13 октября 1956 года открыл действие реконструированный маяк, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям часть 2 от 26 ноября 1956 года № 155. Этот маяк работает и сейчас.

Маяк представляет собой чугунную цилиндрическую башню по типовому проекту ТГ-106 высотой 19,50 метра с фонарным сооружением по типовому проекту ТГ-8 высотой 5,55 метра. Общая высота башни от отмостки до верха вентилятора фонарного сооружения 25,30 метра. Башня установлена на высоте 13 метров над уровнем моря. Она окрашена в штатные цвета – белые и чёрные кольца высотой по 2 метра.

Строительство всех объектов маяка осуществляла строительная организация ТОФ в\ч 42817. Работами на объекте руководил начальник строительного участка техник-лейтенант А.И.Овсянников.

Башня маяка диаметром 4,50 метра собрана из чугунных тюбингов типа метростроевских на болтах, но с тщательной обработкой наружной поверхности и торцов. В швы между тюбингами укладывали свинцовые пластинки и после затягивания болтов швы расчеканивали. Тюбинги изготавливали на Кронштадтском морском заводе (КМОЛЗ). Для подъёма внутри башни установлена винтовая стальная лестница. Стоимость башни в ценах года постройки – 1 306 000 рублей.

Фундамент башни представляет собой бетонный массив с диаметром подошвы 6,50 метра и глубиной заложения 3,50 метра.

Фонарное сооружение 12-гранное с плоскими прямоугольными штормовыми стёклами. Высота трёхярусного остекления 1,90 метра.

В фонарном сооружении была установлена диоптрическая френелевская цилиндрическая  линза марки Л-500 диаметром 585 мм и высотой 515 мм. Источником света служила маячная электролампа мощностью 500 ватт и силой света 980 свечей. Осевая сила света была 17 740 свечей, что обеспечивало дальность видимости белого проблескового огня маяка до 17 миль (более 31 километра).

На балконе башни был установлен дублёр – ацетиленовый фонарь марки АМ-300 с дальностью действия 8 миль (почти 15 километров).                         

Извещением мореплавателям часть 2 от 14 октября 1956 года № 158 сообщалось, что введён в действие радиомаяк марки КРМ-250, установленный в новом маячно-техническом здании. Опознавательный сигнал радиомаяка «БО», рабочая частота 309,5 кгц, волна – 969 метров. Начальником радиомаяка был С.Л.Болсунов, имевший образование  9 классов.

В 1956 году были введены в эксплуатацию так же шлакоблочные маячно – техническое здание площадью 194 кв метра по типовому проекту ТГ-51-1 с двумя стальными радиомачтами высотой по 30 метров, склад ГСМ в таре, деревянные 2-квартирный жилой дом площадью 124 кв метра, баня, склад продовольствия и имущества. В маячно – техническом здании были установлены два дизель-электрических генератора мощностью по 12 квт. В жилом доме, одном из первых на маяках Дальнего Востока, были устроены совмещённые санузлы – унитаз и ванна в одном помещении. На подавляющем большинстве маяков до сих пор маячники моются в отдельно стоящей бане и пользуются холодной уборной на дворе.

Интересная деталь. Маяк в качестве основного источника электричества использовал электросеть и дизельную электростанцию рыбколхоза. Гидрографическая служба платила рыбколхозу по 12 копеек за 1 квт/час, в то время как государственный тариф был 2,4 копейки за 1квт/час.

В 1978…1981 годах 635 ВМС (в/ч 34363) осуществляло капитальный ремонт объектов маяка на сумму 319 000 рублей. Значительную часть расходов составила перевозка грузов судами морского флота, хотя значительную их часть ежегодно доставляло гидрографическое судно «Гидростат» бесплатно. Была пробурена и обустроена водозаборная скважина глубиной 30 метров, что позволило проложить в жилые дома и МТЗ водопровод и обеспечить водой все потребности маяка. На маяке сделана канализация со сбросом сточных вод в септик. Оба жилых дома маяка (сейчас остался только один) имели центральное водяное отопление от водогрейных котлов в маячно – техническом здании. В отличии от многих других маяков здесь коммунальное оборудование было на современном уровне.

В 1950-е…60-е годы на маяке, наряду с лошадью, содержалась для транспортных нужд упряжка из 10 собак. Позднее их заменил трактор ДТ-75. Для доставки грузов с гидрографических судов на маяк, для хозяйственных нужд и бытовой рыбной ловли на маяке в 1950-е годы была штатная шлюпка с мотором, а в 1960-е годы – гидрографический промерный бот проекта 289.

Аппаратура радиомаяка была заменена на новую марки КРМ-100, о чём сообщалось в Извещении мореплавателям часть 2 № 100 от 31 декабря 1980 года.

В 4 квартале 1986 года силами специалистов района гидрографической службы на башне маяка линзу Л-500 заменили новым отечественным автоматическим светооптическим аппаратом АСА-500М. В 3 квартале 1992 года те же специалисты заменили выработавшую свой ресурс аппаратуру радиомаяка на аппаратуру марки КРМ-300.

С момента основания маяк Большерецкий находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов у западного побережья Камчатки.

Ю.Шухин

15.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида