Белкина маяк
Белкина маяк

 

 

Маяк Белкина 2 класса установлен на мысе Белкина – материковом, западном мысе южного входа в Татарский пролив. Линия, соединяющая мыс  Белкина и мыс Кузнецова на острове Сахалин, является южной границей Татарского пролива.

Штатный номер маяка Белкина по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 800. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7618.

Мыс высокий и обрывистый, у его подножья лежат скалы. Местность в районе мыса Белкина, где  находится маяк, представляет собой возвышенное плато, которое постепенно понижается к береговому обрыву.

Географические координаты маяка Белкина: широта 450  49,311 N, долгота       1370  41,471 E.

Маяк Белкина расположен на побережье Тернейского района Приморского края. Ближайший населённый пункт – посёлок Амгу в расстоянии 2 км, с которым есть телефонная связь.

Мыс Белкина впервые был описан в 1874 году Особой военно – топографической экспедицией Иркутского отдела  Генерального штаба под командованием подполковника корпуса топографов Логгина Александровича Большева  (1836 – 1880), которая исследовало материковое побережье Татарского пролива на протяжении 850 километров  от залива Чихачёва (Де-Кастри) до залива Пластун.   Тогда же мыс был назван по имени одного из участников экспедиции сотника Забайкальского казачьего войска Захара Макаровича Белкина (1832 - ?), впоследствии надворного советника.

Впервые несветящий навигационный знак на мысе Белкина был установлен в навигацию 1899 года экипажем транспорта «Камчадал», когда по указанию помощника директора маяков и лоции Восточного океана   капитана Моисеева на западном, материковом, берегу Японского моря и Татарского пролива было установлено 12 опознавательных несветящих знаков. Деревянный знак, установленный к северу от мыса на высоте 182 фута (55,4 метра) от уровня моря имел вид 3-гранной пирамиды, обшитой досками и высоту 12,8 метра. Знак был построен из листвиничных брёвен длиной 6 сажен (12,8 метра). Берег около знака был приглуб, подводных камней около берега не обнаружили. Транспорт стоял в расстоянии 6…7 кабельтовых (1,1…1,3 километра) от берега на глубине 12 сажен (25 метров). К северу от знака протекает речка Аллу, против устья которой японцы ловили кету. Этот знак простоял до ввода в действие маяка Белкина в 1915 году.

В целях удовлетворения запросов бурно развивавшегося у берегов Приморья мореплавания в обеспечении его безопасности в 1914 году в соответствии с очередным долгосрочным планом развития навигационного оборудования морей России были составлены проект и смета на постройку вновь учреждаемого маяка. На маяке предполагалось  установить светооптический аппарат 3 разряда, освобождавшийся на маяке Скрыплёва в связи с установкой там нового аппарата.

14 сентября (по старому стилю, 27 сентября по новому стилю) 1915 года после окончания работ  маяк Белкина открыл действие.

Установленный на башне светооптический аппарат 3 разряда, изготовленный в 1890 году французской фирмы  «Sautter, Lemonnier & Co, Paris 1890»,  с диаметром оптической системы 1000 мм и её высотой 2030 мм с керосино – калильной горелкой «Люкс», дававшей свет силой в 700 свечей, обепечивал силу света до 25 000 свечей и дальность видимости белого постоянного огня маяка 20,6 мили (38 километров). Оптическая система работает до сих пор.

8-гранная призматическая каменная башня была установлена на отвесной скале на высоте 87 метров над уровнем моря. Общая высота башни с фонарным сооружением была 13,17 метров, в том числе каменный ствол башни имел высоту 7,90 метров и 12-гранное фонарное сооружение – 5,27 метров.

В плане наружные стены 8-гранной башни вписываются в квадрат со стороной 4,47 м. Диаметр внутреннего помещения башни – 2,67 м. Толщина каменных стен ствола – 90 см. Внутри башни для подъёма в фонарное сооружение установлена чугунная винтовая лестница с одной промежуточной площадкой.

 Высота остеклённой части фонарного сооружения была 2,06 метра, что соответствовало высоте светооптического аппарата.

При маяке для сигнализации во время тумана на высоте 80 метров над уровнем моря  был установлен колокол.

В маячном городке для обслуживающего маяк персонала были построены: деревянный жилой  дом площадью 95 кв. метров, деревянная баня, деревянный склад площадью 76 кв. метров, каменный склад керосина.

В 1937 году при маяке был установлен радиомаяк, который имел опознавательный сигнал «Д»  и работал на частоте 303,6 кгц, на волне 988 метров. Для размещения радиомаяка строительная организация 7 ОВСУ ИО ТОФ  (7-ой Военно – строительный участок Инженерного отдела Тихоокеанского флота) под руководством Суздалева и Косаринова построили деревянное здание радиомаяка площадью 48 кв. метров и деревянный жилой дом площадью 79 кв. метров.

В 1940 году керосино-калильную лампу светооптического аппарата заменили на  30-литровую ацетилено-калильную горелку, что позволило изменить характер огня – вместо постоянного стал проблесковый с периодом 6 сек, в том числе 1,5 сек свет и 4,5 сек темнота. Сила света увеличилаь до 32 500 свечей.  Расход ацетилена составлял 22,9 литра в час. Маяк работал в 1950 году – 4282 часа, в 1951 году – 4307 часов, в 1952 году – 4306 часов. Для такой нужен был годовой запас ацетилена 12000 литров, которые помещались в трёх газоаккумуляторах («баллонах») типа В-40. Годовая потребность в керосине составляла несколько тонн.

28 сентября 1953 года маяк был переведён на электрическое освещение, вследствие чего значительно улучшились его характеристики. Извещение мореплавателям от 8 октября 1954 года № 414 сообщало, что дальность видимости белого огня маяка увеличилась с 20,5 миль (38 километров) до 28 миль (52 километра). Огонь вместо проблескового стал затмевающимся (ныне называется – изофазным) – время света и темноты стали одинаковыми – по 13,5 секунд. Осевая сила света увеличилась до 309 120 свечей. В прежний светооптический аппарат установили электролампу мощностью 1000 ватт и силой света 1 700 свечей. Смена света и темноты осуществлялась с помощью вращающейся секторной ширмы. Для электропитания маяка были установлены 2 дизель-электрических генератора мощностью по 6,8 квт.

В качестве резерва (дублёра) на балконе башни был установлен ацетиленовый аппарат марки Ф-300 с 30-литровой горелкой. Резервный огонь имел дальность действия 13 миль (24 километра). Резервный аппарат был запитан от трёх газоаккумуляторов марки В-40 с запасом 10 000 литров ацетилена.

Для обеспечения перевода маяка на электропитание в 1953 годы 521 ОСУ (521-й Отдельный строительный участок) под руководством капитана Металлова и лейтенанта Вострикова было построено деревянное здание дизель – электростанции со складом площадью 91 кв. метр. В 1954 году они же построили на маяке деревянное здание гидрометеостанции площадью 257 кв. метров.

В начале 1960-х годов производилась реконструкция маяка. В 1961 году были построены кирпичное маячно-техническое здание площадью 139 кв метров по типовому проекту ТР-44 с двумя стальными радиомачтами высотой 25 и 30 метров, стальной вышкой наутофона, каменный пожарный резервуар на 50 куб метров, стальная цистерна для 11 тонн жидкого топлива, а также приведено в порядок благоустройство маячного городка и подъездная дорога. Всего были введены в  эксплуатацию фонды на сумму 72 тыс.рублей.

В 1961 году вместо ранее действовавшего радиомаяка марки РЩР-200 установили радиомаяк КРМ-100, который начал работать 27 октября 1961 года.

При маяке на высоте 80 метров над уровнем моря в расстоянии 150 метров от береговой черты и в 117 метрах к югу от маяка были установлены 3 излучателя наутофона шведского производства марки LIEJ-300-120 о вводе которого в действие было сообщено в НАВИП от 14 декабря 1963 года № 297 и Извещении мореплавателям № 60 от 17 февраля 1964 года. Наутофон давал 5 разной продолжительности звуковых сигналов в минуту. Каждый из трёх излучателей потреблял  1,3 кв электроэнергии. Для электропитания наутофона были установлены 3 дизель-электрических агрегата мощностью по 12 квт. Наутофон был упразднён в 1998 году.

Колокол оставался в резерве на случай неисправности наутофона. Он был упразднён только в 1986 году.

В 1966 году ранее действовавший радиомаяк был заменён на новый радиомаяк марки КРМ-100, который в 1988 году был заменён на более совершенный радиомаяк марки КРМ-300.

Доставка грузов на маяк может осуществляться только морем с рейдовой разгрузкой на шлюпки и понтоны, высадка с которых на берег возможна только при состоянии моря до 3 баллов в расстоянии 100 метров к юго-востоку от маяка. Река Аллу имеет ширину 60 метров. К переправе через  реку ведёт от маяка грунтовая дорога. Переправа через реку на шлюпке.

В 1954 году на маяке работали ветераны: его начальник С.А.Куранов – с 01.09.1934, старший техник Н.Я.Цвигун – с 07.04.1939, старший моторист Воробьёв – с 01.09.1939, техник Н.М.Труфанов – с 20.03.1940.

В конце 1980-х годов рядом с маяком разместили станцию радионавигационной системы МАРС-75.

С момента основания маяк Белкина находится в ведении Главного гидрографического управления  Морского министерства России и Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в Татарском проливе.

Ю.Шухин

14.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида