Басаргина маяк

дата съёмки 13.01.2013

 

Маяк Басаргина 3 класса сооружён на мысе Басаргина, который является юго-восточной оконечностью полуострова Басаргина. Маяк Басаргина находится в границах города Владивосток.

Штатный номер маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 240. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7471.

Мыс представляет собой высокую скалу прямоугольной формы, соединённой с берегом – полуостровом Басаргина – низким скалистым перешейком. Полуостров Басаргина отделяет бухту Патрокл от Уссурийского залива  и является юго-восточной частью полуострова Муравьев-Амурский, который, в свою очередь, разделяет Амурский и Уссурийский заливы и является местом размещения города Владивосток. Географические координаты маяка Басаргина: широта 430  01.71 N, долгота 1310  57.11 E.

Мыс Басаргина описан и нанесён на карту в1862 году участниками экспедиции на корвете «Новик» под командованием подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876), впоследствии генерал-лейтенант, и назван именем офицера корвета лейтенанта Владимира  Григорьевича  Басаргина (1838 – 1893), впоследствии вице-адмирала.

Впервые сообщение об учреждении на мысе Басаргина средства навигационного оборудования – туманного сигнала – колокола было опубликовано в извещении Англии в 1921 году, в период интервенции в ходе Гражданской войны.  В апреле 1922 года Извещение мореплавателям Управления безопасности кораблевождения Российской Федерации (УБЕКО РФ) со ссылкой на указанное выше английское извещение сообщило об учреждении туманного сигнала – колокола на юго-восточной оконечности мыса Базаргина в расстоянии 3,5 кабельтова (650 метров) на 1520 от средины 260-футовой вершины (80 метров) и указало приблизительные географические координаты колокола, соответствующие нынешним координатам маяка. В книгу «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» колокол на мысе Басаргина был включён только в издании 1934 года. Колокол производил во время тумана 2- или 3-ударный звон каждые 3 минуты, а при принятии ответного звона колокола корабля с моря переходил на непрерывную подачу сигнала до удаления корабля.

В 1935 году рядом с колоколом на высоте 18 метров над уровнем моря был установлен огонь – светооптический аппарат на белом деревянном столбе высотой 5,8 метра. Аппарат давал огонь белого цвета при 25 проблесках в минуту.

В 1937 году на месте столба была установлена красная ажурная железная ферма высотой 7,2 метра с белым проблесковым огнём длительностью  1 се-кунда при перерыве в 2 секунды, которая в августе 1941 года была заменена на ферму меньшей высоты – 4,6 метра при той же характеристике огня и с дальностью видимости огня 10 миль (18,5 километра).

В связи с возрастающими потребностями мореплавания в 1955 -1956 годах силами 521 ОСУ (521-го Отдельного строительного участка) под руководством Вострикова и Козлова была построена каменная 8-гранная призматическая башня высотой 8 метров по типовому проекту ТР-7. Она была принята в эксплуатацию 1 июня 1956 года. Стоимость строительства башни составила 136 тыс. рублей в ценах того времени. Башню установили на скале – оконечности мыса, отделённой от полуострова низким перешейком, на высоте 19,6 метра от уровня моря. Для удобства обслуживания маяка над перешейком построили подвесной мост длиной 75 метров.

Извещением мореплавателям  часть 1 № 40 от 25 января 1956 года сообщалось о возобновлении действия светящего навигационного знака Басаргина. Огонь стал зелёным, затмевающимся: он светил 4,5 секунды и не светил 3 секунды. Дальность действия огня осталась 10 миль, что позволило включить его впоследствии в разряд маяков.

Для размещения персонала маяка в 1954 году от Владивостокской КЭЧ было принято деревянное здание постройки 1909 года общей площадью 96 кв. метров, которое в 1955 году было капитально отремонтировано и превращено в 2-квартирный жилой дом с 5-ю жилыми комнатами. В 1986 году здание было списано с учёта из-за ветхости.

Извещением мореплавателям часть 1 № 494 от 19 ноября 1958 при маяке был введён в действие современный туманный аппарат – наутофон марки       3/Р5-52.  Он подавал звуковой сигнал при уменьшении дальности видимости в районе маяка до 3 миль и менее. Сигнал с периодом 30 секунд состоял из звука 2 сек, молчания 4 сек, звука 8 сек и молчания 16 сек. Излучатели звука наутофона установили на стене башни маяка. Колокол был объявлен резервным средством на случай неисправности наутофона. Менее чем через год Извещением мореплавателям часть 1 № 272 от 6 июля 1959 года колокол был упразднён. Для размещения аппаратуры наутофона было построено силами УНР-246 под руководством инженер-майора Рябченко и старшего инженер-лейтенанта Пламеневского  кирпичные маячно-техническое здание (МТЗ) по типовому проекту ТР-49/1 площадью 40 кв метров и склад маячно-технического имущества площадью 32 кв. метра. Стоимость строительства МТЗ составила 163 тыс. рублей в ценах того времени. В 1998 году после выработки технического ресурса наутофон был упразднён.

В 1988 году стоявший на маяке светооптический аппарат Ф-300 выпуска послевоенных лет был заменён силами специалистов Гидрографической службы флота на современный автоматический аппарат АСА-500м, приспособленный для установки на открытых атмосферным воздействиям площадках.

С момента основания маяк Басаргина находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов на подходе к порту Владивосток.

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида