Балюзек маяк

дата съёмки 01.05.2010,  автор   Vladimir Serebrianskiy

 

Маяк находится в северо-западной части Японского моря на побережье Приморского края, в Ольгинском районе.

Штатный номер маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 712. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7604.

Он расположен на высоком обрывистом скалистом мысе Балюзек полуострова Балюзек, являющемся северным входным мысом залива Владимира. Южнее в расстоянии 1,4 мили (2,6 километра) находится мыс Ватовского, являющийся южным входным мысом залива Владимира. Географические координаты маяка: широта  430 55,321  N,  долгота 1350 31,131 E .

Полуостров и мыс были открыты в 1857 году экспедицией на пароходе – корвете «Америка» под командованием Александра Арсентьевича Болтина. Тогда же они были названы по фамилии участника плавания капитана конной артиллерии Льва Фёдоровича Баллюзека (одно «л» утрачено картографами). Он был участником обороны Севастополя 1854 – 1856 годов. Впоследствии Л.Ф.Баллюзек стал дипломатом и был первым постоянным представителем России – министром-резидентом в Китае.

Залив Владимира разделён полуостровом Рудановского с мысом Средним на Северную и Южную бухты. В 1905 году крейсер «Изумруд», уходя от кораблей японского флота, вошёл в Южную бухту и встал там на мель. По решению команды крейсер был взорван. Сейчас на месте его гибели на глубине 8 метров сохранились части корпуса.

Перед Великой отечественной войной на полуострове Балюзек были построены оборонительные сооружения Владимирско – Ольгинского укрепрайона.

До ближайшего населённого пункта – посёлка Весёлый Яр расстояние по грунтовой дороге 8 км. В распутицу дорога становится труднопроходимой.

Впервые на мысе Балюзек в 1932 году на высоте 19 метров от уровня моря был построен несветящий навигационный знак Балюзек, представлявший собой 3-гранную деревянную белую пирамиду высотой 5 метров. В 1933 года навигационный знак осветили – на нём установили белый проблесковый огонь.

В 1934 году ОВСУ № 7 (7-ой Отдельный военно-строительный участок Инженерного отдела Тихоокеанского флота)  под руководством Суздалева и при участии производителей работ Серова, Захарова и Кудинова развернул строительство маяка Балюзек. Уже в 1935 году были построены и сданы в эксплуатацию:

- бутобетонное здание сирены площадью 110 кв.м,

- деревянный склад маячно-технического имущества с подвалом площадью 42 кв.м.

- каменный склад ГСМ в таре площадью 12 кв.м.

Наличие в районе маяка постелистого камня позволило строить капитальные здания без применения кирпича в качестве стенового материала, что дало относительное снижение стоимости объектов.

Извещением мореплавателям ГО ТОФ № 100 1936 года (ИМ ГС ВМФ  № 380 от 27 июля 1936 года)  было объявлено о вводе в действие туманного колокола, который тройными ударами через 2 минуты сообщал мореплавателям о приближении к мысу Балюзек.

Извещением мореплавателям ГО ТОФ № 169 1937 года (ИМ ГС ВМФ  № 608 от 15 сентября 1937 года) сообщалось о вводе в действие радиомаяка Балюзек. Он имел опознавательный сигнал «Ф» и работал с частотой 292 килогерц на волне длиной 1029 метров.

5 ноября 1937 года были сданы в эксплуатацию остальные здания маяка:

- 11-комнатное деревянное общежитие площадью 172 кв.м,

- деревянная баня площадью 21 кв.м,

И, наконец, Извещением мореплавателям ГО ТОФ № 179 1937 года (ИМ ГС ВМФ ? № 673 от 5 ноября 1937 года) сообщалось о вводе в действие маяка Балюзек, который заменил упраздняемый огонь (светящий навигационный знак) Балюзек.

Маяк представлял собой прожектор, установленный на открытой верхней площадке пристроенной к зданию сирены 4-гранной призматической башни высотой 9,4 метров. Внутреннее помещение башни в плане имеет размер 2,50 х 2,50 м при толщине каменных стен 80 см. В башне 4 этажные площадки, соединённые одномаршевыми лестницами.

В довоенные годы СССР, как и ранее Россия, не производил маячные светооптические маячные системы и ламповые прожекторы были единственным мощным маячным источником света, который устанавливался в те годы на новых советских маяка Севера, в том числе Северного морского пути, и Дальнего Востока. Маяк не имел фонарного сооружения. Здание сирены с маячной башней стоит на обрывистой скале высотой 70 метров над уровнем моря в расстоянии 20 метров от береговой черты. Прожектор марки БМ-60-1, делая 2 оборота в минуту, имел белый огонь с двумя проблесками в минуту. Дальность видимости огня маяка была 18,5 миль (34 километра). Осевая сила света огня прожектора, которую даёт электролампа мощностью 2 квт, была 430 000 свечей. Диаметр стеклянного параболического рефлектора прожектора 600 мм. Прожектор вращается электромотором мощностью 125 вт. Длительность работы светового маяка в 1950 году была 4 353 часа, в 1951 году – 3 925 часов

Извещением мореплавателям ГО ТОФ № 213 от 30 октября 1937 года (ИМ ГС ВМФ  № 787 от 28 декабря  1937 года) сообщалось о вводе в действие туманной пневматической сирены при маяке Балюзек. Высота рупора сирены была 78,4 метра над уровнем моря. От уреза воды во время отлива рупор отстоял всего на 12 метров. Сирена давала сигнал с периодичностью 45,5 секунд, который состоял из двух звучаний длительностью 5 и 2,5 секунды и двух интервалов длительностью 7 и 31 секунды.

Сирена была отечественного производства и имела в своём составе два одинаковых агрегата, состоявших из нефтяного двигателя завода «Красный прогресс» им. Кирова мощностью по 22 лошадиные силы и вертикального компрессора марки «С-8» производительностью 2,5 куб.метра в минуту при давлении 4 атмосферы. Звуковой аппарат был роторный типа «УбекоСевер», который давал сигнал низкого тона с частотой  165 герц.

Интенсивность работы сирены была значительная. С 1937 по 1947 год сирена работала 9576 часов, в 1948 году – 596 часов, в 1949 году – 758 часов и в 1950 году – 785 часов.

Во время войны, в 1943 году силами Военно-морского строительства № 66  (ВМС № 66) под руководством Васильева и Кузнецова были построены  деревянное здание радиомаяка площадью 48 кв.м и рама для подвески туманного колокола.

В 1949 году УНР-79 ВМСУ ТОФ выполнило капитальный ремонт здания сирены за 22 159 рублей и жилого дом за 52 880 рублей.

26 октября 1955 года взамен выработавшей свой ресурс сирены была введена в действие новая сирена марки ДСУ-52-Н, выпущенная Мелитопольским компрессорным заводом. Она состояла из двух дизельных двигателей марки «1Д-16/20» мощностью по 20 л.с. и двух вертикальных простого действия компрессоров марки «125В» производительностью 2,1 куб.м в минуту при давлении 3 атм. Звуковой аппарат марки «ВС» того же завода давал сигнал с тоном частотой 165 герц.

В  1959 году силами 248 Маячной ремонтной партии района гидрографической службы вместо пришедшего в негодность общежития был построен под руководством Ткачука и Свинина каменный 4-квартирный жилой дом общей площадью 108 кв. метров.

В 1964 - 1965 годах была произведена реконструкция маяка и он приобрёл нынешний вид.

В 1964 году силами УНР-246 под руководством Пламеневского и Максимова был построен ещё один каменный 4-квартирный дом, каменный склад маячно-технического имущества, новая деревянная баня, деревянная конюшня для единственной лошади, облегчавшей труд маячников,  резервуар для запаса воды и водопровод. Персонал и технические нужды маяка обеспечиваются водой с момента его основания из  колодца. Был выполнен капитальный ремонт здания сирены. Общая стоимость выполненных работ 140,4 тыс. рублей.

На верхней площадке башни здания сирены было установлено фонарное сооружение проекта ТР-56/2 с отечественным светооптическим аппаратом марки ЭМВ-3, что обеспечило начиная с 19 августа этого года (Извещение мореплавателям от 19 августа 1965 года часть 1 № 364)  дальность видимости белого группо-проблескового огня маяка  в 23 мили (42,5 километра). В тот же день были упразднены туманные сигналы - сирена и колокол. Вместо них открыл действие наутофон марки LIEJ-300 (Швеция). А также был заменён радиомаяк марки «Маркер-1» на новый марки КРМ-100 и изменён опознавательный сигнал радиомаяка на «БЛ».

В 1980 году на маяке установили радиостанцию марки  Р-641 и радиомаяк марки АНРМ-50, который в 1989 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300.

 Электропитание всех потребителей маяка осуществлялось как в основном, так и резервном режиме от автономной электростанции, состоявшей из трёх дизель-электрических генераторов мощностью по 12 квт каждый. Но 5 ноября 1986 года была принята в эксплуатацию высоковольтная ЛЭП  протяжённостью 1,5 км с двумя трансформаторными подстанциями общей стоимостью 6,3 тыс. рублей, что позволило осуществлять электропитание маяка в основном режиме от государственной сети.

Несмотря на то, что маяк Балюзек относится к маякам с особо трудными условиями  труда и быта, он стал одним из образцовых маяков флота. В 1967 и 1970 годах он занимал почётное 3 место в соцсоревновании.

С момента основания маяк  Балюзек находится в ведении Главного гидрографического управления Морского министерства России, а затем, Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в северо – западной части Японского моря.

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида