Африка маяк
Африка маяк

 

Маяк Африка 3 класса расположен на мысе Африка на восточном берегу полуострова Камчатка, на побережье Берингова моря.

Штатный номер маяка Африка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 3440, международный номер по издаваемому Великобританией описанию огней – М8108.

Географические координаты маяка  560 11,00I,  1630 21,23I. Мыс Африка находится на Камчатском полуострове, выступающем от восточного берега полуострова Камчатка и отделяющем Камчатский залив от залива Озёрный. До ближайшего населённого пункта – города Усть-Камчатск морем 45 миль, а по берегу моря по тропе 100 - 120 километров, которые летом можно преодолеть только пешком при лошади с вьюком, а зимой на нартах.

Мыс Африка впервые описан в 1882 году экипажем русского крейсера «Африка», который проводил во время своего крейсерства у берегов Камчатки и Командорских островов гидрографические работы. Экипаж назвал тогда же мыс в честь своего корабля. Это низкий, песчаный, поросший травой и кустарником  мыс. Он окаймлён надводными осыхающими и подводными камнями. На якорь можно стать только не ближе 2,5 мили (4,5 километра) от берега. Доставка грузов на берег только на шлюпках или катерах. Высадка на берег затруднена накатом. Из-за штормов и сильного наката высадка людей и грузов осенью,  зимой и весной невозможна. Может осуществляться только с июня по октябрь.

Маяк установлен на расстоянии 150 метров от береговой черты  и на высоте 13,4 м от уровня моря.

Впервые маяк Африка был построен в августе 1933 года организацией Убеко-Дальвост. Он представлял собой 4-гранную деревянную пирамидальную решетчатую башню без обшивки высотой 10,45 метров от грунта до верхней площадки. Каркас башни был выполнен из бруса размером: наклонные стойки – 220 х 220 мм, горизонтальные связи – 200 х 120 мм, раскосы – 200 х 160 мм.  Стойки башни через стальные рельсы были опёрты  на  бетонные массивы размером 1,50 х 1,50 х 1,85 (высота) метров. Башня, кроме верхней площадки размером 2,35 х 2,35 метра, имела нижнюю и среднюю площадки на высоте 2,05 метра и 6,30 метра соответственно. Для подъёма на башню были устроены наклонные одномаршевые лестницы.

Первоначально на маяке был установлен ацетиленовый светооптический аппарат, имевший белый проблесковый огонь с дальностью действия 10,5 мили (19,5 километров). Маяк открыл действие 12 сентября 1933 года (по данным ГС ТОФ).

В качестве туманного сигнала при маяке в 1936 году был установлен колокол. Зимой, по окончании навигации маяк не работал.

В 1936 году на маяке было построено бутобетонное здание общей площадью 121 кв.м для установки пневматической сирены Однако сирена на маяке так никогда установлена и не была. После реконструкции в 1960 году оно используется до сих пор в качестве маячно-технического здания

При маяке была построена гидрометеорологическая станция, находившаяся в ведении Гидрографической службы ТОФ, как и все подобные станции при маяках. В 1950-х годах она была передана в соответствии с постановлением Совета Министров СССР в ведение Госгидромета СССР.

Для размещения персонала маяка ещё в 1932 году было построено 16-комнатное общежитие общей площадью 252 кв. метра без кухонь и уборных. В 1960 году оно было реконструировано в 6-квартирный жилой дом, который эксплуатируется по назначению до сих пор, а также баня. 

Для хранения горюче-смазочных материалов в 1936 году был построен бетонный склад площадью 15 кв. метра.

9 марта 1944 года при маяке был введён в действие  радиомаяк Африка марки РМС-3Б, о чем сообщило Извещение мореплавателям № 65. Это был круговой морской радиомаяк с длиной волны 1034 метра и частотой 290,1 килогерц. Его опознавательный сигнал был «АФ». Дальность действия радиомаяка Африка была 200 миль (370 километров).

В 1948 году взамен действующего был  установлен радиомаяк марки РМС-35 и с 13 августа 1948 года дальность действия радиомаяка была уменьшена до 75 миль (139 километров). Аппаратура радиомаяка была изготовлена в Радиомаячном цехе во Владивостоке. Электропитание радиомаяка осуществлялось двумя бензо – электрическими агрегатами марки Л-6/3 мощностью по 3 квт и десятью аккумуляторными батареями марки 10-НКН-100.

Для размещения радиомаяка в 1943 году было построено деревянное здание площадью 41 кв. метр. Впоследствии здание использовали в качестве мастерской и в 1998 году оно было разобрано и списано с учёта из-за непригодности для дальнейшей эксплуатации. Для установки Т-образной антенны радиомаяка в 1943 году были установлены две деревянные мачты-опоры высотой 25 метров. В 1960 году они были заменены на стальные мачты той же высоты.

В 1943 году для обеспечения работы маяка и радиомаяка были построены деревянные склад маячно-технического имущества с конюшней общей площадью 98 кв. метров, сарай для дров и новая баня. Баня была построена на радоновом источнике. Но источник иссяк и баня в 1954 году была перенесена на новое место.

Если на маяке был персонал вольнонаёмный, то работу радиомаяка обеспечивала команда матросов.

25 июля 1951 года Извещением мореплавателям № 227 было объявлено о замене ацетиленового огня маяка электрическим. При сохранении прежнего характера огня его дальность была увеличена до 20 миль (37 километров). Осевая сила света была 20 160 свечей. Светооптический аппарат представлял собой стеклянную поясную полированную линзу марки Л-500-2, изготовленную на Горьковском стекольном заводе имени А.М.Горького. Линза имела диаметр 500 мм и высоту 590 мм. В фокусе линзы была установлена маячная электролампа мощностью 500 ватт. Для электропитания маяка использовались ранее установленые два бензоэлектрических генератора марки АЛ-6/3 мощностью по 3 квт и уже 30 щелочных аккумуляторов марки 10-НК-45. Генераторы заряжали аккумуляторы, которые давали ток электролампе. В качестве дублёра основного светооптического аппарата был  установлен фонарь Ф-300 со стеотитовой ацетиленовой 25-литровой горелкой.

20 октября 1959 года Извещением мореплавателям № 251 было объявлено об установке дневного ориентира – новой железобетонной цилиндрической башни маяка Африка высотой 29 метров с фонарным сооружением. Башня была уже окрашена белыми и чёрным горизонтальными полосами, но не была освещена. Башня располагалась в расстоянии 21 метр к северо-востоку от действующего светового маяка Африка.

14 сентября 1960 года Извещениями мореплавателям часть 2 № 252, 253 и 254 было объявлено об установке и начале действия новых маяка и радиомаяка Африка. 30 сентября 1960 года после завершения всех работ башня маяка Африка, реконструированные жилой дом и маячно-техническое здание были приняты в эксплуатацию. Маяк был построен экспедиционной специализированной строительной организацией в/ч 34363 (635 ВМС, г.Петропавловск-Камчатский) Строительного управления ТОФ под руководством инженер-капитана Савинова и производителя работ Алтайского. Стоимость строительства башни 882 тыс. рублей в ценах 1955 года.

Новый, ныне действующий  маяк Африка представляет собой железобетонную монолитную цилиндрическую башню высотой 24,0 метра с наружным диаметром 5,00 метров и внутренним – 4,70 метра. Толщина стен башни – 15 сантиметров. Башня построена по типовому проекту шифр ТР-9/1В, разработанному ГПИ № 1 ВМС (г.Ленинград). Подъём на башню осуществляется но маршевой лестнице с бетонными ступенями и стальными косоурами. Башню венчает 12- гранное фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-103 (12-ФС-2880-2). Фонарное сооружение имеет 2-ярусное остекление по всему периметру высотой 1600 мм, состоящее из 24 плоских штормовых стёкол толщиной 8 мм.  Общая высота башни с фонарным сооружением 28, 81 метра.

На башне был установлен новый отечественный светооптический аппарат марки ЭМН-500, созданный оптическим предприятием п/я 1 в г. Изюм Харьковской области. Диаметр оптической системы 608 мм, её высота – 1040 мм. Источник света – маячная электролампа мощностью 1квт. Эффективная осевая сила света – 65 000 свечей. Характер огня и его дальность действия остались прежними. Электропитание маяка осуществляется двумя дизель-генераторами мощностью по 12 квт через аккумуляторную батарею С-8, состоящую из 116 элементов.

Был установлен новый радиомаяк марки КРМ-100 с дальностью действия 150 миль (278 километров) днём и 75 миль (139 километров) ночью. Он имеет прежний опознавательный сигнал «АФ».  Частота работы радиомаяка 291,5 килогерц, длина волны 1029 метров.

При маяке были построены в 1960 году также два железобетонных резервуара для воды ёмкостью по 50 куб. метров и две стальные цистерны ёмкостью по 15 куб. метров для дизельного топлива.

В 1964 году маяк Африка заслужил 3 место в соревновании «Лучший маяк флота».

В 1968 году был упразднён колокол при маяке.

Зимой 1968 – 1969 годов штормами было сорвано 150 кв. метров железной кровли жилого дома и 105 кв. метров железной кровли маячно-технического здания. На жилом доме были разрушены все дымовые трубы выше крыши. Ветром было выдавлено большое количество оконных стёкол.

В ноябре 1977 года силами служащих маяка были заменены пришедшие в негодность установленные в 1960 году две стальные мачты – опоры Т-образной антенны радиомаяка высотой по 30 метров. В 1998 году эти мачты были списаны с учёта из-за непригодности для дальнейшей эксплуатации.

Позднее, в связи с размещением в районе маяка станции радионавигационной системы БРАС была оборудована вертолётная взлётно-посадочная площадка.

В 1991 году силами специалистов района гидрографической службы была установлена аппаратура нового радиомаяка КРМ-300 взамен выслужившей установленные сроки эксплуатации. С 2008 года он не работает.

С момента основания маяк находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России).

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида