Астафьева маяк
Астафьева маяк

Штатный номер маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 490. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7567.

Маяк Астафьева расположен в заливе Петра Великого Японского моря, на мысе Астафьева в заливе Находка и является юго – восточным входным мысом бухты Находка, в которой находятся торговый и рыбный порты.

Географические координаты маяка: широта  42◦  48,555,  долгота   132◦  54, 343. 

 Маяк получил название по названию мыса, на котором маяк расположен. Мыс был открыт и нанесён на карту в 1859 году экспедицией на пароходе – корвете «Америка» и назван в 1860 году экспедицией В.М.Бабкина по фамилии штурмана этого судна Якова Тимофеевича Астафьева, впоследствии подполковника корпуса флотских штурманов. Название «Америка» было присвоено и заливу, но в начале 1960-х годов по «политическим» соображениям  залив получил наименование Находка.

Маяк Астафьева впервые был построен в начале 1950-х годов 521-м ОСУ (отдельным строительным участком) Дальвоенморстроя  Тихоокеанского флота начальником строительства инженер-капитаном Металловым и производителем работ Берловым. Маяк в составе кирпичных маячно- технического здания, 2-квартирного жилого дома, склада, электросети и подъездной автодороги были приняты в эксплуатацию 17 сентября 1953 года. Стоимость маячно-технического здания общей площадью 58 квадратных метров была 173 665 рублей в ценах года постройки.

20 марта 1954 года Извещением мореплавателям № 76 одноэтажное каменное белое маячно – техническое здание с надстройкой было объявлено  дневным ориентиром, поскольку ещё не имело светооптического аппарата.

27 июля 1954 года Извещением мореплавателям № 354 было уже объявлено об установке наутофона Астафьева и огня Астафьева на надстройке маячно – технического здания. Огонь был зелёный, затмевающийся, с дальностью действия 6 миль (11 километров). Высота здания – 7,4 метра. Высота огня над уровнем моря – 28,4 метра. Начальником маяка был Фролов.

Наутофон был установлен марки 3/Р5-52, изготовленный на заводе «Механик Газелан» в Берлине, ГДР. Он имел три излучателя звука марки 3Р5 Ru с потребляемой мощностью по 1,25 квт, тоном звукового сигнала 495 герц кругового излучения. Излучатели были установлены на расстоянии 15 метров от береговой черты. Для электропитания наутофона использовалась государственная электросеть и в качестве резерва  были установлены два дизель-электрические генератора мощностью по 12 квт каждый также производства ГДР.

 В сентябре 1954 года на оконечности мыса Астафьева около маяка был установлен оптический отражатель с белым отражённым огнём кругового действия.

В 1962 году по ходатайству начальника погранвойск Тихоокеанского округа для строительства объектов погранвойск в связи с реконструкцией причалов порта Находка под гарантию Дальморгидростроя о строительстве нового маяка на мысе Астафьева  по решению Главнокомандующего ВМФ маяк, наутофон и отражатель на мысе Астафьева были упразднены и демонтированы, маячно – техническое здание снесено, о чём было сообщено соответственно 30 марта и 10 апреля 1962 года Извещениями мореплавателям часть 1 № 129 и № 145. Жилой дом и вспомогательные объекты, располагавшиеся на расстоянии более 300 метров от маячно-технического здания, были сохранены.

На северной оконечности мыса Астафьева силами района гидрографической службы  был установлен временный светящий навигационный знак в виде стальной 4-гранной ажурной белой фермы высотой 4,50 метра с красным проблесковым огнём с дальностью действия 3 мили (5,5 километра), о чём было сообщено Извещением мореплавателям № 318 часть 1 от 28 июля 1966 года.

Строительство нового маяка было начато в 1965 году СУ-402 Дальморгидростроя Министерства транспортного строительства СССР, руководитель строительства П.Д.Онищенко, производитель работ В.К.Поляков. Окончание строительство задерживалось из-за отсутствия сначала фонарного сооружения, а потом – штормовых стёкол для него.

14 февраля 1968 года Извещением мореплавателям часть 1 № 71 сообщалось об установке на мысе Астафьева приметной железобетонной белой башни высотой 15,1 метра без фонарного сооружения  в качестве дневного ориентира.

Новый маяк Астафьева в составе: маячная башня по типовому проекту ТГ-108/60-1 с фонарным сооружением по типовому проекту МФС-1 (ТР-56/2) высотой 19 метров, маячно – техническое здание светового маяка и наутофона по  типовому проекту ТГ-56, стальная вышка излучателей наутофона и подсобные постройки был принят в эксплуатацию 26 декабря 1970 года. Фонарное сооружение было изготовлено на 55-м  военном заводе в Стрельне (Ленинград). Его стоимость в ценах года поставки 9 500 рублей. Башня маяка находится на расстоянии 2 метра от береговой черты и на высоте 2 метра от уровня моря. Невдалеке от места прежнего расположения маячно-технического здания.

На маяке были установлены отечественный светооптический аппарат марки ЭМН-500 и наутофон шведского производства LIEG-300.

5 марта 1970 года Извещением мореплавателям № 52 было сообщено об упразднении временного светящего навигационного знака и установке маяка Астафьева с зелёным проблесковым огнём дальностью действия 8 миль (14,8 километра) и наутофона при маяке.

11 октября 1989 года Извещением мореплавателям сообщалось об упразднении наутофона, отработавшего более 19 лет.

. С момента основания маяк находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России). Маяк обеспечивает плавание судов на походе к порту Находка.

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида