Аскольд маяк

Маяк 2 класса Аскольд расположен в заливе Петра Великого Японского моря при входе в залив Стрелок в южной части скалистого острова Аскольд на мысе Елагина Географические координаты маяка 420 43,81 , 1340 20,51 .

Штатный номер маяка по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» – 380, международный номер по издаваемому Великобританией описанию огней – М7502.

Приморский край, Шкотовский район.

Остров Аскольд имеет длину с севера на юг около 6 километров и ширину с запада на восток около 4,5 километров. Остров имеет подковообразную форму. В южной части острова расположена бухта Наездник. Самая высокая точка острова имеет высоту 358 метров над уровнем моря.

Фото 1. Нынешний маяк и здание сирены (справа) и руины второго маяка Аскольд (слева)

Маяк расположен на высоте 104 метра над уровнем моря. Он получил название по имени острова, на котором расположен. С момента основания маяк находится в ведении Дирекции маяков и лоции Восточного океана Главного гидрографического управления Морского министерства, с 1922 года в ведении Управления безопасности кораблевождения Восточного океана (Убеко-Восток) Управления морских сил РККА , а с 1934 года – в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота (СССР, России).

Этот высокий скалистый остров впервые был нанесён на карту в 1859 году под названием «Маячный» офицерами русских кораблей, плававших в Тихом океане. По результатам гидрографических работ экспедиции В.М.Бабкина остров в 1862 – 1863 годах получил нынешнее название по проливу Аскольд, который отделяет остров от материка. Пролив же описан экспедицией на клипере «Стрелок» в 1859 году и тогда же назван в честь фрегата «Аскольд», который в это же время плавал в дальневосточных морях. Аскольд же - легендарный первый киевский князь (864…882 гг.).

В 1874 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич одобрил составленный впервые в России Гидрографическим департаментом Морского министерства по его инициативе и под его непосредственным руководством «План постепенного производства работ по сооружению маяков, начиная с 1875 года». Планом предусматривалось строительство новых и переоборудование действующих маяков на всех морях России на период до 1890 года включительно, то есть на 16 лет. Это был первый в истории маячного дела России перспективный план. В дальнейшем развитие маячного дела в России и в СССР осуществлялось только в плановом порядке до 1990 года включительно. В последующие годы планирование развития системы навигационного оборудования морей в России не осуществлялось.

Фото 2. Остров Аскольд

В указанном выше плане первым подлежащим строительству в 1877 году маяком на дальневосточном побережье России был указан маяк Аскольд. Проект и смета па строительство были рассмотрены в Строительном отделении Морского технического комитета. При докладе 19 апреля (по старому стилю) 1877 года генерал-адмирал заметил, что место, выбранное для маяка на юго-западной оконечности острова на высоте свыше 800 футов (243 метра), будет часто закрываться туманом. Поэтому он приказал вопрос о выборе места для упомянутого маяка подвергнуть всестороннему обсуждению.

Во исполнение этого приказа при Гидрографическом департаменте была составлена комиссия из офицеров, знакомых с приамурским краем, в составе: флота капитан-лейтенант Старицкий, флота лейтенант Онацевич и корпуса флотских штурманов капитан Елизаров. Эта комиссия, в заседаниях которой принимал участие председатель Строительного отделения Морского технического комитета инженер-генерал-лейтенант Тилло, нашла:

1. Построенный на этой оконечности маяк не осветит самого необходимого пространства к мысу Поворотному, где он будет закрываться южным мысом того же острова Аскольда, имеющего 500 футов (152 метра) возвышения.

Фото 3. Нынешний маяк Аскольд. Вид с моря

2. В предполагавшемся освещении этим маяком Уссурийского залива не предстоит надобности, так как этот залив уже достаточно освещён Скрыплёвским маяком.

Комиссия пришла к заключению, что маяк следует построить на южном мысе острова Аскольда, который на 300 футов (91 метр) ниже юго-западного мыса. Место для постройки избрать по возможности ниже, чтобы избежать закрытия огня горным туманом. Хотя при этом горизонт освещения (дальность действия огня) уменьшится сравнительно с тем, который предполагался по прежнему проекту, но за то огонь будет освещать то пространство, которое наиболее необходимо для судов, идущих с моря – от NO 33◦, через O, S и W до NW 52◦, то есть от пролива Стрелок до острова Козакевича. Увеличивать же горизонт освещения нет надобности, потому что по вышеупомянутому плану в 1884 году назначена постройка маяка на мысе Поворотном.

Не предрешая вопроса о месте для маяка, комиссия признала необходимым произвести съёмку и нивелировку южной части острова Аскольд, о чём и было сообщено для соответствующего распоряжения главному командиру портов Восточного океана (должность соответствующая нынешней «командующий флотом»).

В 1878 году на основании соображений комиссии и подробной съёмки и нивелировки всего острова Аскольд местное командование признало самым удобным местом для постройки маяка юго-западную возвышенность на оконечности южного мыса с высотой 550 футов (168 метров) над уровнем моря, где есть поблизости удобное место для расположения маячных служб и несколько родников с хорошей пресной водой.

Маяк предложено строить каменный с высотой башни от основания 28 футов (8,53 метра), с преломляющим аппаратом 1 разряда для освещения всего горизонта вертящимся огнём, затмевающимся через 1 минуту. Эти предложения были одобрены управляющим Морским министерством и сообщены главному командиру портов Восточного океана для приведения их в исполнение.

Летом 1879 года были начаты работы по строительству маяка на юго-западной возвышенности южного мыса острова. Работы были отданы подрядчику купцу Линдхольму. За работами наблюдал инженер-подполковник Гаккель. Предварительный осмотр острова Аскольд и мест, предназначенных для строительства маяка и маячных служб был произведён в апреле начальниками строительной и гидрографической частей портов Восточного океана совместно с подрядчиком Линдхольмом, которые ходили туда на шхуне Сибирской флотилии «Тунгуз». По отзыву начальника строительной части, можно надеяться, что все работы по сооружению маяка будут окончены летом 1881 года. Но в контракте, заключённом с Линдхольмом, срок окончания работ не был обусловлен. От Гидрографического департамента было сделано распоряжение о заказе во Франции для этого маяка фонаря и аппарата со всеми принадлежностями.

Строительство маяка продолжалось всё лето 1880 года. К концу навигации работы по маяку, службам и дороге к маяку были выполнены настолько, что с весны можно было бы приступить к сборке и укреплению фонаря (фонарного сооружения) с аппаратом и установке металлической лестницы в башне маяка, произвести чистую отделку маячной башни и всех зданий. Имея в виду такой ход работ по маяку и то, что для исполнения их все принадлежности фонаря, аппарата и лестницы в 84-х ящиках в конце минувшей навигации были получены во Владивостоке с завода «Соттера, Лимонье и Ко в Париже», дали основание надеяться, что маяк можно будет осветить в навигацию 1881 года. Материалы для освещения маяка также были доставлены. Для заведывания маяком должен был к тому времени прибыть чиновник Афанасьев, бывший смотрителем Оденсгольмского маяка (ныне маяк Осмуссаар, Эстония, Балтийское море) и, следовательно, знакомый с устройством преломляющего аппарата.

Строительство красной кирпичной башни маяка и его служб было закончено в сентябре 1881года. Полное освещение маяка начато с 29 сентября по старому стилю (11 октября по новому стилю) 1881 года. Башня маяка с фонарным сооружением имела высоту от основания 54 фута (16,46 метра). Огонь маяка находился на высоте 590 футов (179,8 метра) над уровнем моря. Маяк с аппаратом Френеля 1 разряда был построен во всех отношениях вполне капитально, но обошёлся крайне дорого. Уже по первоначальной технической смете, составленной Строительной частью Владивостокского порта по справочным ценам 1876 года, на сооружение маяка со службами, но без планировки места, установки фонаря, устройства громоотвода и доставки материалов морем, было исчислено 82 608 рублей. Со включением же всего упомянутого и 8-ми вёрст (8,534 километра) дороги с пристанью, со скидкой с подрядной суммы в пользу казны 10% потребовалось 136 802 рубля. С прибавлением стоимости аппарата с фонарём в 26 022 рубля вся стоимость возведения маяка Аскольд обошлась в 162 824 рубля.

Рисунок первого маяка Аскольд из книги «Описание маяков, башен и знаков Российской империи по берегам Восточного океана (исправленное на 1 апреля 1882 года)» издания Гидрографического департамента Морского министерства

Службы маяка (жилой дом общей площадью 175 кв.метров, здание служб общей площадью 120 кв.метров, кладовые, баня и так далее) были построены ниже маяка в 50 саженях (107 метров) на западном скате мыса и выложены из тёсанного камня. Их железные крыши были выкрашены в красный цвет черлядью.

Смотритель маяка Аскольд губернский секретарь Афанасьев, назначенный из Санкт-Петербурга по представлению Гидрографической части, прибыл во Владивосток 6 октября по старому стилю (18 октября по новому стилю) и был перевезён на остров Аскольд в начале ноября. Со дня открытия освещения маяка до дня прибытия смотрителя заведывание маяком Гидрографической частью было поручено смотрителю маяка Скрыплёва, расположенного рядом, при подходе к Владивостоку. Из-за незнания им аппарата нового образца и новизне вообще этого аппарата в том краю, а также и по дорогой его стоимости, на первый месяц освещения маяка для присмотра за аппаратом и необходимых, в случае надобности, исправлений его, был нанят вольнонаёмный слесарный и кузнечный мастер Эстман, находившийся на маяке от подрядчика при сборке и установке аппарата и, следовательно, достаточно ознакомившийся с его конструкцией.

Огонь маяка белый, вертящийся с проблесками через 1 минуту. Продолжи-тельность проблеска 8 секунд. При математическом горизонте 29 миль (почти 54 км), огонь маяка виден на расстоянии до 35 миль (почти 65 км). Маяк имеет круговое освещение и виден с моря от NO 65◦ через S до NW 55◦. Высота центра огня маяка над уровнем моря 590 футов (180 метров), а над спланированной поверхностью грунта – 12,2 метра. Высота башни с фонарным сооружением и громоотводом – 56 футов (17,0 метров).

Маяк был снабжён осветительными материалами и провизией для довольствия команды на годовую потребность.

Среди прислуги маяка, состоявших из матросов флотилии, уже в 1882 году появились различные болезни, причиной которых было признано редкое употребление свежего мяса и бессменное их пребывание на маяке. Главным командиром были сделаны следующие распоряжения:

  1. Половину команды менять осенью, а другую половину весной с расчётом, чтобы постоянно оставались на маяке 4 «старых» человека, хорошо знакомых с маячным аппаратом.

  2. Разрешил на шхуне «Ермак» прислать на маяк корову с тем, чтобы с наступлением морозов она была забита на мясо для продовольствия маячной команде в течении всей зимы.

  3. Из-за появления значительной сырости в жилом доме, построенном из камня, производить отопление также и летом, на что понадобилось 10 сажен дров (97 куб. метров) – к осени здание было совершенно высушено.

Для добавки к довольствию команды свежей зелени на маяке был заведен огород, где были посеяны морковь, петрушка, лук, капуста. Но все это не очень хорошо уродилось, вероятно от неумения приняться за дело. Команда могла иметь свою свежую зелень только в течении лета.

В 1882 году при маяке был устроен пороховой погреб в виде блиндажа для хранения зарядов к орудию - единорогу, имевшемуся на маяке для пальбы во время туманов. Для безопасного прохода на маяк во время пурги на горе сделали лестницу. На маяке была установлена мачта для поднятия синего флага, что для проходящего мимо острова судна будет означать, что маяк имеет надобность в сношении с Владивостоком. Маячников на флоте очень уважали.

Лампа маяка сильно коптила. Была увеличена вентиляторная (теперь – вентиля-ционная) труба и копоть прекратилась. Это дало возможность выкрасить аппаратную комнату (фонарь, фонарное сооружение - внутри) белой краской на лаке, чтобы таким образом увеличить свет маячного огня.

Появившаяся течь в крыше аппаратной комнаты во время летних дождей, отчего часто лопались стеклянные ламповые трубки, была устранена с помощью свинцовых прокладок, проложенных в швах крыши, которые затем были зачеканены.

У Гидрографической части было желание заменить туманный колокол ревуном. Но Гидрографический департамент посчитал, что звук механического ревуна при высоте утёса 590 футов будет хуже слышен, чем гром пушки и даже имеемого на маяке колокола в 20 пудов. Паровой ревун – сирена стоит очень дорого и с его устройством при существовавшем в то время мореплаванием около острова Аскольд можно подождать.

В 1883 году на маяке предполагалось ввести вольнонаёмную прислугу вместо казённой – матросов, но из-за незначительной численности гражданского населения в Приморье это мероприятие пришлось отложить до начала 90-х годов.

В 1883 году по представлению главного командира портов и флота для маяка в мастерской Дирекции Балтийских маяков была заказана новая керосиновая лампа. Маяк с момента ввода в действие освещался масляной лампой, работавшей, как и лампы всех остальных маяков Дальнего Востока, на сурепном масле. В западной части России освещение значительной части маяков уже было переведено с сурепного масла на петролеум – сорт керосина. Предполагалось, что первыми маяками с керосиновым освещение на Дальнем Востоке будут маяки Аскольд и Скрыплёва – ближайшие к Владивостоку. Освещение петролеумом было введено на маяке Аскольд в 1885 году после получения заказанной лампы. В мае этого же года был разобран и исправлен вращательный механизм аппарата. На это время маяк прекратил освещение. И тогда же был сделан погреб для хранения провизии.

В 1889 году в Дирекцию маяков прислали 5 паровых сирен с котлами для пресной воды, одна из которых была предназначена для маяка Аскольд. Выбор места установки сирены предполагали произвести и 1890 году.

В 1891 году был принят следующий «План работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 годы». Этим планом было предусмотрено выделение 22 000 рублей на перестройку маяка Аскольд.

В 1892 году, через 11 лет после начала работы маяка, комиссия установила необходимость срочного ремонта коловратной машины, вращающей оптическую систему маячного аппарата, и башни. Коловратная машина (вращательный механизм) предназначена для преобразования вертикального перемещения груза, подвешенного на тросе, во вращательное движение оптической системы в горизонтальной плоскости. С 7августа по 3 ноября старого стиля освещение маяка на время ремонтных работ было прекращено и возобновлено по их окончании. Выяснилось, что некоторые части машины, прослужившие с 1881 года, сильно разработались. Поэтому нужна запасная коловратная машина на время ремонта основной.

В том же 1892 году средствами маяка без всякого расхода со стороны казны проведена дорога из бухты Наездник в южной чисти острова прямо на маяк по западной стороне острова. До сих пор грузы для маяка доставляли на северный берег острова, откуда дорога на протяжении 11 вёрст (11, 7 километра) поднималась всё в гору. Новая дорога была в 4 раза короче.

В 1892 году комиссия для установки паровой сирены выбрала мыс Шугайдуй в расстоянии 2,5 версты от маяка, открытое от SW 58◦ 03 до NO 10◦ 55. Местность имела небольшое превышение над уровнем моря – около 4 метров. Берег приглубый и удобный для доставки парового котла. В близлежащем овраге был ключ пресной воды. Планировка площадки для строительства нужна была незначительная. Но здание сирены и жилой дом прислуги приходилось отдалять от маячных зданий.

В 1893 году личный состав маяка состоял из смотрителя, восьми вольнонаёмных служителей и одного военного машиниста от Сибирского флотского экипажа для ухода и мелочного исправления осветительного аппарата.

В конце 1893 года от морского агента во Франции Дирекцией маяков была получена коловратная машина внешне в полной исправности и в 1894 году она была установлена на маяке, но осветительный аппарат стал постоянно останавливаться. Комиссия при Дирекции маяков с 19 июня установила освещение маяка постоянным огнём с постановкой лучей аппарата по главным румбам компаса. Сделали исправления механизма и с 10 сентября маяк возобновил прежнее освещение.

Костяное масло, которым смазывали вращающиеся детали, на морозе густеет и затрудняет вращение аппарата до тех пор, пока масло не будет разогрето после начала освещения лампой аппарата. Для предотвращения этого явления в нижней части фонаря башни установили небольшой камелёк, от которого провели в фонаре железные трубы. Это позволило устранить сгущение масла и зависящее от этого трение частей аппарата.

В 1896 году в ходе ремонта маяка было сделано покрытие пола балкона башни вокруг фонарного сооружения свинцом для недопущения попадания воды внутрь башни. Были сделаны новые колодец и пороховой погреб. Выполнили капитальный ремонт старой коловратной машины для того, чтобы иметь её в запасе на случай неисправности новой.

Ремонтные работы на маяке по окраске башни, жилых помещений, полов, исправлению отопительных печей и остекления, выполнение других мелких ремонтных работ производились ежегодно.

В течение всего времени, прошедшего с момента ввода маяка в действие, за исключением указанных выше прекращений работы маяка из–за неисправности вращательного механизма, маяк освещался круглый год без перерывов.

В 1900 году выполнен капитальный ремонт отопления жилых помещений смотрителя и команды. Сложены 3 новые унтермарковские печи, одна русская печь, 2 кухонных очага, исправлены 2 голландские печи. Все крыши маячного городка покрыты новым железом и окрашены черлядью.

В 1901 году маяк освещали непрерывно весь год. Смотрителем маяка был с вольного найма почётный гражданин Антон Александров. Команда, как и ранее состояла из 8 человек вольнонаёмных и одного машиниста от Сибирского флотского экипажа для ухода за аппаратом. Маяк в течение года освещали 4 331 час. За это время, как и в последующие годы, о которых есть сведения, израсходовано 198 пудов 21 фунт петролеума - 3 268 кг, то есть 1 фунт 80 золотников в час – 750 грамм в час.

В 1904 году из-за русско-японской войны маяк не освещали. Но на маяк были возложены новые функции. На время военных действий с маяком было установлено телеграфное сообщение с Владивостоком и смотритель маяка был обязан передавать сведения о всех приближающихся военных и коммерческих судах. По окончании войны маяк открыл освещение 22 октября 1905 года по старому стилю (4 ноября по новому стилю). В 1907 году на маяке установили сигнальную мачту для переговоров с проходящими судами по международному своду сигналов. Телеграфное сообщение маяка с материком после войны сохранилось.

Совершенствование маяка продолжалось. В 1908 году техник Дирекции маяков Кириллов построил новый пороховой погреб. В 1909 году частными лицами с торгов построены навес для колокола и погреб-ледник, а техник Дирекции маяков Чайковский на коммерческом праве приступил к постройке здания сирены и шлюпочного сарая, которые были построены в следующем, 1910 году, и забора. В 1911 году сирену установили, а в 1912 году она начала работать. Сирена имела следующую характеристику: она давала звук высокого тона в течении 3 секунд, затем перерыв 4 секунды, снова звук в течении 3 секунд и перерыв 62 секунды. Период работы сирены был 72 секунды. Эта характеристика была индивидуальна для каждой сирены и давала возможность их различать. Дальность распространения звука сирены была до 4 миль (7,4 километра) в зависимости от силы и направления ветра. За весь 1913 год сирена проработала 1 939 часов, в 1915 году – 2 743 часа, в 1916 году – 2 413 часов. Это близкие к максимальным по России показатели интенсивности работы сирены характеризуют район её действия как очень опасный для мореплавания из-за туманов.

Пушка, которая продолжала свою службу на маяке, стреляла с промежутками в 5…10 минут в ответ на сигналы с судна.

Также использовался и колокол, в который начинали бить, когда услышат звон корабельного колокола с моря. С вводом в действие сирены, колокол и пушку стали использовать только при неисправности сирены.

В 1912…1913 годах были построены новые баня и склад керосина.

Сила света маяка в 1913 году оценивалась в 75 000 свечей. Дальность видимости в ясную погоду – 29 миль (почти 54 километра)

В 1916 году из-за полного обветшания башни маяка было принято решение о строительстве новой башни. Был выполнен проект и составлена смета. Стоимость строительства новой башни и подходов к ней была оценена в 26 000 рублей. Для возведения башни было выбрано новое место – на кекуре мыса Елагина, отделённого от маяка расщелиной, с целью лучшей её видимости. В том же году постройка башни была почти завершена и закончена в 1917 году.

Фото 4. Руина второго маяка Аскольд

Фото 5. Руины второго маяка Аскольд

Фото 6. Лестница ко второму маяку Аскольд

Белая новая башня высотой 17,4 метра была установлена значительно ниже прежней - на высоте 49 метров над уровнем моря. Высота огня над уровнем моря была 61,6 метра. Маячный аппарат был переставлен со старой башни, но дальность видимости огня маяка из-за уменьшения высоты его установки снизилась до 20,5 мили (38 километров). Был построен подход к башне со спуском в расщелину и подъёмом на кекур, состоящий из 12 отдельных маршевых участков разной длины бетонной лестницы с поручнями. Это было выполнено во время Первой мировой войны.

Фото 7. Лестница ко второму маяку Аскольд

Со средины 30-х годов прошлого века в связи с большим вниманием, которое уделяло государство развитию мореплавания и его безопасности, разрабатываются, серийно выпускаются и устанавливаются на маяках новые, соответствующие современным требованиям образцы маячной техники.

Извещением мореплавателям от 10 марта 1935 года было объявлено об установке на маяке и открытии действия морского кругового радиомаяка с дальностью действия 50 миль (92 километра). Он подавал по азбуке Морзе сигнал «Ф» (..-.) на частоте 300 килогерц – длина волны 1 000 метров. Он был предназначен, как и световой маяк, для пеленгования судовыми радиопеленгаторами с целью определения места судна в море.

В 1938 году были проведены работы по переносу фонарного сооружения высотой 3 метра с башни маяка на новую площадку на высоте 106 метров над уровнем моря, где оно было установлено на цоколе высотой 45 сантиметров.. Огонь маяка переместился по азимуту на 43◦ на 198 метров и выше на 51 метр. Сектор действия маяка остался прежним. Об этом изменении было сообщено в Извещении мореплавателям от 04 июля 1938 года. В этом же году была упразднена пушка, которая использовалась как туманный сигнал.

В 1939 году радиомаяк Аскольд начал работать в группе с радиомаяками Гамова и Скрыплёва. Строгая последовательность работы радиомаяков на одной частоте облегчала труд штурманов в их пеленгации и определении своего места в море.

Пневматическая сирена марки «СУ-13», изготовленная в 1940 году в г. Мелитополе и укомплектованная двумя дизелями по 15 л.с. с компрессорами производительностью 1,9 куб. метра в минуту при давлении 3 атм. и роторным звуковым аппаратом завода «Пневматика» в г. Ленинграде, увеличила дальность распространения звукового сигнала до 7 миль (13 километров). О начале работы сирены было сообщено в Извещении мореплавателям от 06 июня 1942 года. Сирена работала до 1951 года.

В 1943 году на территории маяка построили два деревянных здания и разместили в них на период военных действий створный радиомаяк и радиорубку связной радиостанции.

Во время войны и в течение нескольких лет после её окончания начальниками Дальневосточных маяков назначали военнослужащих. Начальником маяка Аскольд в 1950 году был мичман Иванушко.

После окончания Великой отечественной войны процесс замены физически и морально устаревшей маячной техники возобновился в целях обеспечения бесперебойного действия всех объектов навигационного оборудования морей для создания экономически выгодных и безопасных условия плавания судов на морях СССР.

7 декабря 1948 года вместо ранее действовавшего маяка был введён в действие новый морский радиомаяк марки «РШР-200» также кругового излучения. Радиомаяк работал круглосуточно на частоте 297,6 килогерц (длина волны 1008 метров) с опознавательным сигналом «АД». Аппаратура радиомаяка размещалась в здании постройки 1909 года из тёсанного камня Аппаратура радиомаяка потребляла мощность в 1 квт и мощность излучения составляла 180 вт. Т-образная антенна длиной 50 метров была закреплена на двух стальных радиомачтах высотой по 25 метров. Электропитание радиомаяка осуществлялось от двух бензоэлектрических агрегатов мощностью по 3 квт через аккумуляторные батареи. Радиомаяком заведывал радист П.Д.Бабийчук.

Фото 8. Третий маяк Аскольд, построенный в 1938 году

18 мая 1949 года был введён в действие новый отечественный светооптический маячный аппарат марки «ЭМ-35/2», заменивший импортный аппарат, отработавший на маяке 68 лет. Маяк имел белый цвет огня и группо-проблесковую характеристику работы : свет 1,2 сек., темнота 5,8 сек., свет 1,2 сек., темнота 21,8 сек. Всего период 30 сек. Осевая сила света была 280 000 свечей. Средняя практическая дальность видимости в ясную погоду 30 миль (55,5 километра). Источником света в аппарате была электрическая лампа мощностью 2 000 вт. Для охлаждения линз аппарата был установлен электровентилятор. Для обеспечения работы аппарата с установленной характеристикой платформа с 4-мя полизональными линзами вращалась вокруг своей оси через редуктор электромотором постоянного ток. Работу маячного аппарата обеспечивали 2 дизельэлектрических агрегата мощностью по 6,8 квт.

В качестве дублёра на случай выхода из действия основного маячного аппарата был установлен фонарь Ф-300 с ацетиленовой горелкой. Дальность его действия была 10 миль (18,5 километра).

24 сентября 1951 года была введена в действие новая пневматическая сирена марки «ДСУ-49-50» Мелитопольского компрессорного завода в комплекте с двумя дизелями по 15 л.с., двумя компрессорами производительностью 2 куб. метра в минуту при давлении 2,8 атм. и звуковым аппаратом типа «ВС» завода «Пневматика» в Ленинграде. Тон сигнала – 165 герц. Рупор был установлен на высоте 120 метров над уровнем моря. Характер сигнала: звук 3 сек., тишина 7 сек., звук 5 сек., тишина 45 сек. Период сигнала 58 сек.

Новый морской радиомаяк марки КРМ-50 был установлен 28 августа 1956 года.

Фото 9. Нынешний маяк Аскольд. Вид с берега, На переднем плане здание сирены.

В 1971…1974 годах 309 УНР Тихоокеанского флота под руководством инженер-полковника Мельника осуществил реконструкцию маячного городка в связи с установкой новой маячной техники. Было построено по типовому проекту ТР-46/1-65 новое кирпичное маячно-техническое здание (МТЗ) общей площадью 93 кв.метра для размещения аппаратуры управления и контроля светового маяка, радиомаяка и наутофона, реконструированы здание сирены для размещения специальной техники и жилой дом, установлена стальная типовая вышка для излучателей наутофона, жилой дом был переведён на центральное отопление от МТЗ, проложены новые и реконструированы существующие электрические и инженерные сети. Общая стоимость введённых в эксплуатацию новых фондов составило 231 700 рублей без стоимости новой маячной техники

Фото 10. Нынешний маяк Аскольд и здание сирены

В 1971 году в связи с реконструкцией маяка были демонтированы сирена и колокол.

14 января 1975 года Извещение мореплавателям сообщило об установке и вводе в действие нового радиомаяка Аскольд марки «КРМ-100» вместо ранее действовавшего. Он попрежнему имел опознавательный сигнал «АД» (.- -..), но работал на частоте 438 килогерц – длина волны 306,5 метра и имел дальность действия 150 миль.

Фонарное сооружение и огонь маяка снова были перенесены. К зданию сирены была сделана пристройка на крыше которой на высоте 4 метра над землёй на площадке было установлено типовое фонарное сооружение проекта ТР-56/2. В нём был установлен новый светооптический аппарат марки АСА-500.

5 августа 1976 года Извещение мореплавателям сообщило об упразднении прежнего маяка и установке нового маяка Аскольд на мысе Елагина с высотой огня 112,6 метра над уровнем моря, высотой башни 7,7 метра у каменного здания, дальностью действия 20 миль, с белым проблесковым огнём – свет 1,5 сек. и темнота – 4,5 сек.

В 1988 году взамен устаревшего силами подразделений Гидрографической службы флота был установлен новый морской радиомаяк марки КРМ-300.

С 2000 года в связи с отсутствием ассигнований капитальные работы на маяке не велись. Руины старого маяка сохранились до сих пор.

Фото 11. Фонарное сооружение маяка со светооптическим аппаратом

 

Ю.Шухин

 

24.01.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида