Авачинские створные маяки

Маяки створа Авачинский расположены на западном берегу Авачинской губы на восточном побережье полуострова Камчатка.

Авачинский створ маяков, предназначенный для указания прохода судам по проливу длиной 4,5 мили (8,3 километра) из Авачинского залива Тихого океана в Авачинскую губу, состоит из двух маяков – Переднего Авачинского  и Заднего Авачинского. Эти маяки по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» имеют штатные номера 3204 и 3205. Международные номера по описанию огней, издаваемом Великобританией, - М8073.5 и М8073.51.

Передний Авачинский маяк расположен на склоне возвышенного берега в 3,2 кабельтова (600 метров) севернее мыса Сероглазка. Его географические координаты: широта 530  03,08I N,  1580  35,32I Е. Задний Авачинский маяк – в расстоянии  1,2 мили (2 320 метров) от переднего. Направление створа Авачинских маяков – 163,30 – 343,30. Створ Авачинских маяков служит для входа в Авачинскую губу и ведёт к порту Петропавловск – Камчатский до пересечения с Петропавловским створом.

Передний Авачинский маяк расположен на высоте 42 метра над уровнем моря на расстоянии около 800 метров от береговой черты. Задний Авачинский маяк расположен на высоте 120 метров над уровнем моря и в расстоянии около 3000 метров от береговой черты.

Своё название маяки створа получили по названию Авачинских губы и залива, которое те получили по названию реки Авача, образующей Авачинскую губу. У реки, носившей ранее несколько названий, название Авача  появилось около 1722 года и окончательно утвердилось после 1740 года.

Первоначально на месте установки Переднего Авачинского маяка в августе 1943 года был учреждён радиомаяк «Сероглазка» и построен деревянный домик общей площадью 54 квадратных метра, в котором разместили радиомаяк кругового действия в составе передатчика марки РСРМ и приёмника марки РСМ и кубрик для матросов, обеспечивавших работу радиомаяка. Этот домик сохранился до 1980 года. Первым начальником радиомаяка был старшина 2 статьи Шубин. Радиомаяк открыл действие 14 декабря 1944 года. Радиомаяк предназначался для определения радиопеленга судами, входившими и выходившими из Авачинской губы. Условия работы были сложные. Освещение керосиновое, уборная во дворе, воду брали из колодца на берегу губы. В 1947 году был построен деревянный жилой дом, куда переселили личный состав радиомаяка. В здании радиомаяка установили бензиновый электрогенератор марки Л-613 и появилось электрическое освещение. С 11 декабря 1947 года радиомаяк работает только как радиодевиационный – для определения девиации радиопеленгаторов судов.

10 июня 1954 года 635 Военно-морское строительство (в/ч 34363) под руководством инженер – подполковника Серавкина сдало в эксплуатацию башни Переднего и Заднего Авачинских маяков, использующиеся до сих пор. Стоимость обеих башен  составила 701 355 рублей в ценах 1954 года. Это стальные 4-гранные призматические решетчатые сооружения высотой соответственно 20 и 18  метров, построенные по типовому проекту шифр 492р Ленинградского отделения института Проектстальконструкция. Для обеспечения необходимой дневной видимости на гранях со стороны створа на башнях были установлены красные деревянные щиты с чёрной вертикальной полосой высотой 12 метров и шириной 4,5 метра. 4 сентября 1954 года после установки световых аппаратов Извещением мореплавателям № 423 было объявлено об открытии действия в то время ещё необслуживаемых, то есть без постоянного персонала, светящих створных знаков. Маяки светили белым огнём с дальностью действия 15 миль (27,8 километра).

Важность порта Петропавловск-Камчатский и значительный рост интенсивности судоходства потребовали улучшения характеристик и надёжности действия знаков створа. Для этого при переднем створном знаке 635 военно-морское строительство (в/ч 34363) под руководством главного инженера инженер-капитана Бурдюгова и начальника строительного участка капитана технической службы Линского построило и 30 сентября 1957 года сдало в эксплуатацию маячный городок для постоянного проживания персонала в составе: шлакоблочное маячно-техническое здание  общей площадью 144 квадратных метра, 2-квартирный деревянный жилой дом общей площадью 47 квадратных метров, баня, склад технического имущества, конюшня и другие вспомогательные постройки.

18 января 1958 года после переоборудования – на башнях были установлены световые аппараты ЭМС-350 - Извещением мореплавателям № 10 было объявлено о переводе створных знаков в разряд маяков, изменении их огней с белого на красный цвет и увеличении дальности видимости огней до 20 миль (37 километров).

В 1958 году хозспособом Район гидрографической службы построил на Заднем Авачинском маяке шлакобетонное маячно-техническое здание с подвалом  общей площадью 20 квадратных метров и 1-квартирный деревянный жилой дом общей площадью 59 квадратных метров, а также   хозяйственные постройки и инженерные сети. Работами руководил Соломонов.

С 26 мая 1960 года для улучшения дневной видимости маяков чёрная вертикальная полоса на щитах была заменена на белую.

Извещениями мореплавателей часть 2  № 189 и № 192 от 9 октября 1964 года было объявлено об установке нового радиомаяка Авачинский вблизи от переднего маяка. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «СК», работал с частотой 303,5 кгц, на волне 988 метров и имел дальность действия 15 миль  (27,8 километра).

Суровые природные условия оказывают своё разрушительное влияние на объекты маяков. Зимой 1968 – 1969 года штормами была снесена железная кровля с жилого дома переднего маяка площадью 150 кв. метров и дымовые трубы выше крыши. 25 ноября 1971 года в 07.35 местного времени произошло землетрясение силой 8 баллов, продолжавшееся 2 минуты. Эпицентр его находился под дном Тихого океана в 120 км восточнее г.Петропавловска. На заднем маяке был разбит светофильтр оптического аппарата и разрушена одна группа из двух батарей марки НКН-100. Разрушения были устранены силами служащих маяка и маяк продолжал работу  без остановки.

В 1983 году при Переднем Авачинском маяке был принят в эксплуатацию 4-квартирный крупнопанельный жилой дом для персонала общей площадью 203 квадратных метра с уборными и ванными, построенный по заказу Тихоокеанского флота СМУ-6 треста «Главкамчатскстрой». Руководитель – П.Г.Дударев, производитель работ А.И.Лукьянов. Жилой дом построен вместо ранее существовавших двух деревянных домов, но снесённых из-за строительства городских инженерных сетей. Маячный городок подключён к городским водопроводным, электрическим и телефонным сетям Петропавловска.

С момента основания маяки находятся в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России).

Ю.Шухин

15.02.2015

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида