Жижгинский, маяк
Жижгинский, маяк

 

 

Жижгинский маяк

 

Историко – техническая справка

 

           Жижгинский маяк 2 класса установлен на возвышенности, ближе к её северному склону, в средней части острова Жижгинский. Остров Жижгинский расположен с восточной стороны входа в Онежский залив Белого моря – пролива Восточная Соловецкая Салма.

           Площадь острова Жижгинский около 5 кв.км. На острове три озера с пресной водой. Расстояние от острова Жижгинский через пролив Жижгинская Салма до мыса Ухтнаволок на материковом Летнем берегу – 2,2 мили или 4,1 км, до мыса Колгуев на острове Анзерский, являющемся самым восточным из Соловецких островов, - 13 миль или 24 км.

           Подходы к острову затруднены каменистыми косами – коргами.

           Маяк получил наименование по названию острова, на котором он установлен.

           Остров Жижгинский, известный поморам с древних времён, впервые был описан и нанесён на карту в 1777 году гидрографической экспедицией на судне «Бар» лейтенанта Василия Ефимовича Пусторжевцева (? – 1785).

           Географические координаты Жижгинского маяка:

широта 65°  12,2' N,  долгота   36°  49,1' Е.

           Маяк находится в расстоянии 328 м от береговой черты на высоте 27,9 м над уровнем моря.

           Штатный номер Жижгинского маяка по книге «Огни и знаки Белого моря» издания 2006 года – 4580. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – L 6920.

           Жижгинский маяк предназначен для обеспечения мореплавания в центральной части Белого моря на подходах к Двинскому, Онежскому и Кандалакшскому заливам.

           Во второй половине XVIII века английский купец – предприниматель Вильям Гом основал и развил производство лесоматериалов, торговлю лесом  и продукцией из  них в порту Онега. Его верфи строили по 16 купеческих судов в год, которые покупали, в основном, иностранцы. Эти суда уходили за границу. Он строил и небольшие суда и для поморов – кочи и карбазы. Он получил разрешение на вывоз ежегодно 600 000 деревьев. (П.И.Челенцев «Путешествие по Северу России», 1794 г.)

           Для обеспечения плавания своих судов В.Гом построил около 1760 года на острове Жижгинск, как тогда называли остров Жижгинский, первый на Белом море маяк и поселил там организованную им же артель лоцманов из крестьян селения Лямца, расположенного на Онежском берегу, для проводки судов в порт Онега. Маяк был деревянный и имел высоту около 6,0 м.

           Но в 90-е годы XVIII века   В.Гом свою деятельность прекратил и работавший более 30 лет маяк погасили. Точные даты начала и окончания работы маяка пока не найдены. Лоцманы продолжали жить на острове вплоть до постройки Жижгинского маяка в 1842 году. Тогда лоцмана переселились на мыс Летний Орлов в Онежском заливе.

           После прекращения действия маяка на его месте установили деревянную башню высотой 9,15 м, которая не имела огня и являлась дневным навигационным ориентиром. Она стояла до ввода в действие Жижгинского маяка, после чего была разобрана. В указаниях для мореплавателей сообщалось: «Башня сия, будучи построена от коммерции, не состоит в казённом ведении. Но за целостию её имеют присмотр лоцмана, провожающие коммерческие суда в Онегу».

           Начало планомерного развития строительства маяков на Белом море связано с активной деятельностью архангельского гражданина, мореходца, как он сам себя называл, помора Ивана Ивановича Пашина (? – 1837). С.Рапенкова нашла в архивах и опубликовала в альманахе «Соловецкое море» прошение И.И.Пашина, которое он подал императору Николаю I 10 (22) января 1835 года после первого в истории России героического перехода из Колы (Кольский залив) в Санкт-Петербург на коче вокруг Скандинавии. Этот переход был по достоинству оценён морской общественностью и руководством Морского ведомства. В прошении И.И.Пашин сообщал о необходимости создания условий для безопасного плавания купеческих судов в Белом море, в том числе иностранных, в интересах развития торговли лесом для блага России. И.И.Пашин с необходимым обоснованием предлагал построить маяки:

  • Пулоньга – башня стояла с 1821 года,

  • на острове Мудьюг – построен в 1837 году,

  • Жижгинский – построен в 1841 году,

  • Терско – Орловский – построен в 1841 году,

  • на Святом Носу – построен в 1862 году,

  • Жужмуйский – построен в 1871 году,

  • на Зимних горах – построен в 1878 году,

  • Сосновецкий – построен в 1894 году,

  • Городецкий – построен в 1898 году.

           В Пояснительной записке к прошению, составленной выдающимся русским мореплавателем капитан-лейтенантом в то время Михаилом Францевичем Рейнеке (1801 – 1859) по указанию начальника Главного морского штаба адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова (1787 – 1869), было дано развёрнутое подтверждение правильности предложений И.И.Пашина. Эта Пояснительная записка также была найдена и опубликована С.Рапенковой.

           В 1838 году  по указанию Морского министерства Архангельский (военный) порт организовал строительство нового маяка на острове Жижгинский. Подряд получили два купца: Василий Каменев из Санкт-Петербурга и Николай Дёмкин их Осташкова.

           Место установки маяка было выбрано гидрографом лейтенантом Корсаковым и инженером поручиком Тихоновым в 1836 – 1837 годах.

           Жижгинский маяк был построен в 1841 году и открыл действие в навигацию 1842 года.  Он установлен в самой высокой точке острова на северном крае «обрубистой (обрывистой) прикрутости (возвышенности)», находящейся на 1/3 длины острова от севера.

           Маяк представляет собой коническую кирпичную оштукатуренную снаружи и внутри светло – жёлтую башню с фонарным сооружением. Фундамент башни бутовый. Наружный диаметр башни в основании 6,60 м, под карнизом – 5,60 м. Внутренний диаметр башни одинаковый по высоте 4,20 м. Толщина стены у основания башни 1,20 м, под карнизом – 0,70 м. Высота маяка от основания с фонарным сооружением была 17,70 м, без фонарного сооружении, до верхней площадки – 13,80 м. Высота фонарного сооружения была 3,90 м.

           В башне два межэтажных деревянных перекрытия и деревянная винтовая лестница для подъёма в фонарное сооружение, два оконных и один дверной проём внизу.

           После постройки маяка деревянная башня была разобрана в 1842 году.

           В фонарном сооружении был установлен катаптрический (отражательный) осветительный аппарат, состоявший из 16 масляных фитильных ламп и 16 отражателей – рефлекторов, расставленных равномерно по окружности и освещавших каждый сектор горизонта в 22,5°. Маяк светил постоянным белым огнём с дальностью видимости 13,5 мили или 25 км.

           При маяке были построены деревянные жилой дом для смотрителя, казарма для прислуги,  баня, ледник и кладовые. Все здания, как и маяк, были окрашены в светло-жёлтый цвет. Прислуга состояла из матросов ластового экипажа - нестроевых матросов вспомогательных и транспортных судов военного флота. Первым смотрителем маяка был поручик корпуса флотских штурманов Дементьев.

           С постройкой маяка вольные лоцманы перебрались на мыс Летний Орлов. Уехали с острова и другие его жители. На острове остались только маячники.

           Климатическая зона острова – тундра. На острове нет леса. Деревья вырастают высотой до 7 метров, но из-за сильных ветров становятся кривыми, отчего остров получил название «остров пляшущих берёз». У подножья возвышенности растёт кустарник. При строительстве маяка было обнаружено, что вода в колодце малопригодна для питья. Воду брали в озёрах.

           Маячной команде предоставили небольшой карбас для выполнения возложенных на неё работ по постановке, снятию и обслуживанию четырёх бакенов на концах корг в расстоянии от 700 до 1700 метров от берега.

           От острова Жижгинский до Архангельска 202 версты. Летом в город добирались на карбасах, а зимой, как писали в руководстве для мореплавателей,  «через пролив 12,5 верст по льду на лошадях до деревни Дураковой и далее по берегу до Никольского монастыря, оттуда через острова и рукава реки Северная Двина в Архангельск».

           Маяк освещали с 1/13 августа (старый/новый стиль летоисчисления – так писали уже в 1864 году, но не долго) до 16/28 ноября. Маяк находился в ведении капитана над Архангельским (военным) портом, главного военно – морского начальника на северных морях России, поскольку Дирекция маяков и лоции Белого моря тогда ещё не была создана.

           С 10 (22) по 22 июня (4 июля) 1865 года на маяке был проведён ремонт хозяйственным способом под личным наблюдением капитана корпуса инженеров Морской   строительной части Митурича силами мастеровых архангельской портовой команды, находившихся на шхуне «Полярная звезда». В 1868 году на маяке вновь был произведен текущий ремонт, но уже силами подрядчика.

           После отмены в 1861 году в России крепостного права на маяках «нижние чины казённой прислуги маяка», то есть матросы – военнослужащие , были постепенно заменены работниками по вольному найму. В июле 1869 года нижние чины были доставлены в Архангельск, а вольнонаёмная прислуга – на маяк. К началу освещения маяка              1 августа Жижгинский маяк был снабжён всеми видами довольствия и обеспечен вольнонаёмной прислугой. Это позволило улучшить обслуживание маячной техники и укрепить дисциплину.

           В 1870 году ремонт 8 беломорских маяков, в том числе Жижгинского, и доставка на них осветительных материалов и других казённых грузов были отданы оптом с подряда, который получил на торгах крестьянин Котлов. Он обязался вместе с доставкой казённых грузов произвести согласно со сметными исчислениями и указаниями строителей ремонтные работы своими рабочими людьми, материалами и другими средствами, доставляя их к месту работ за свой счёт.

           К 1877 году  маяк пришёл в неудовлетворительное состояние. С момента постройки в 1841 году маяк поддерживали в исправном состоянии только текущим ремонтом. Капитальный ремонт за 35 лет эксплуатации маяка ни разу не производился. Пришло в негодность фонарное сооружение. Деревянные конструкции жилого дома маячной прислуги, в прошлом казармы, пришли в ветхость. Несмотря на топку зимой  всех печей, из-за холода вся прислуга вынуждена была ютиться в одной небольшой комнате.

           В 1878 году сметы и чертежи на ремонт Жижгинского маяка составлены не были, так как в Морскую строительную часть военного порта Архангельск инженер не прибыл, а временно заменявший его городской инженер был занят. Архангельское портовое управление заявило, что при замене фонарного сооружения желательно существующий маячный аппарат отражательной системы заменить преломляющим аппаратом Френеля 2-го или 3-го класса с целью значительного увеличения дальности видимости маяка в соответствии с потребностями мореплавания, которые в Отчёте Гидрографического департамента за 1878 год представлялись следующими.  

           «Жижгинский маяк расположен при входе в Онежский залив в 80 милях – 146 км от бара реки Северная Двина и служит первым приёмным пунктом для всех судов, идущих в Онежский залив с севера и с востока Белого моря. Ежегодно в продолжении навигации в Онежский залив, в город Онегу и в посад Сороку приходят до 100 иностранных судов за грузом леса. Каждое из таких судов, войдя из Северного океана в Белое море, направляется вдоль Терского берега и достигнув башни Пулонга берёт от неё курс на 100 миль – 185 км по морю к острову Жижгину и, определившись по маяку, направляется в Онежский залив между Соловецкими островами и Летним берегом. Здесь нужно пройти узкость в 6 миль – 11 км шириной к юго-востоку от острова Муксалма, имея при этом впереди близь курса Пушлахотскую мель. В этом случае важно для судна видеть огонь маяка более продолжительное время.

           Ещё более серьёзное значение имеет огонь маяка для наших поморов, особенно осенью – в октябре и ноябре, когда ночи продолжительнее, погода ненастнее, а движение судов в этой части моря деятельнее. Потому что в это время поморские суда целыми партиями от нескольких десятков до 300 и более судов возвращаются из Архангельска по окончании там ярмарки и после поздних промыслов по Мурманскому и Терскому берегам спешат в места зимовок в Онежском заливе по Поморскому берегу. Каждое из них, пройдя от бара Северной Двины 60 миль – 111 км и от Терского берега 100 миль – 185 км по морю вне маячного освещения, задерживаемое на пути нередко сильными противными ветрами и не убеждённое в верности своего места с нетерпением ищет огонь Жижгинского маяка, что бы определиться по нему и затем отправиться в Онежский залив – или между Летним берегом и Соловецкими островами, или по северную сторону этих островов. Поэтому более сильный блеск огня маяка преломляющей системы оказал бы мореплавателям неоценимую услугу, особенно в пасмурную погоду.»   

        С Высочайшего соизволения, последовавшего 2 января 1878 года, в 1879 году с целью наделения смотрителей и служителей  маяков участками земли для огородов и сенокосов с целью разведения овощей, соответствующих климату, и содержания домашнего скота Архангельское портовое управление направило в Министерство государственных имуществ ходатайство с планами участков земли, необходимых для каждого из 8 маяков, кроме Соловецкого, с кратким географическим и топографическим описанием местности. Министерством было предписано Архангельскому управлению государственными имуществами передать 6 участков казённой земли, избранной для устройства огородов и содержания скота при маяках, кроме двух участков на островах Мудьюгском и Жижгинском, где отвод отложен до надела местных крестьян, которые на этих островах с давнего времени пользуются покосами и  рыбными ловлями и на уступку их Морскому ведомству не соглашались.   

           В 1880 году при Жижгинском маяке уже вели метеонаблюдения, снимая 3 раза в сутки показания барометра, термометра и данные о направлении и силе ветра. Велись наблюдения за перелётными птицами.

           31 августа (12 сентября) 1881 года в Архангельском портовом управлении прошли торги на постройку на Жижгинском маяке жилого дома для маячной прислуги. Зимой в Архангельске этот дом был построен, затем разобран, с наступлением навигации в 1882 году перевезён на маяк,  там собран, окончательно отделан и заселён. Старый дом был разобран.

           В 1883 году на Жижгинском маяке был установлен новый светооптический аппарат в новом фонарном сооружении. С начала навигации в соответствии с контрактом до 1 (13) июля были разобраны старые фонарное сооружение и маячный осветительный аппарат. Кроме того, пришлось переделать кирпичную кладку в верхней части башни. Для установки тяжёлого светооптического аппарата, который весил 1600 кг и его опорной колонны были установлены два яруса крест на крест уложенных деревянных балок, скреплённых между собой болтами.

           К 1 (13) июля в Архангельск были доставлены светооптический аппарат 2 класса и соответствующее ему фонарное сооружение, изготовленные заводом Barbier & Feneste в Париже. Из Ревеля, ныне Таллинна, прибыл состоящий при мастерской Дирекции балтийских маяков и лоции вольнонаёмный мастер для сборки и установки фонарного сооружения и аппарата.

           12 (24) июля ящики с аппаратом и фонарным сооружением были отправлены на шхуне «Полярная звезда» на маяк и в присутствии судовой комиссии и таможенного чиновника вскрыты. Все находившиеся в них предметы и вещи по требованию таможенного чиновника были взвешены и оказались, согласно коносамента и накладным, в полном количестве и совершенной исправности.

           Работа по установке фонарного сооружения и маячного аппарата была окончена к 31 июля (12 августа)  - в течении 18 дней. По освидетельствованию той же комиссией работа найдена исполненной вполне удовлетворительно. В тот же день 31 июля (12 августа) в 10 часов вечера было сделано пробное освещение. На расстоянии 8 миль – 15 км огонь маяка был виден очень хорошо. Но далее из-за наступившей пасмурности и дождя огонь начал постепенно ослабевать и на расстоянии  11 – 12 миль – 20 – 22 км скрылся.

           Освещение маяка начали с 1 (13) августа и продолжали беспрерывно в соответствии с установленным порядком до 16 (28) ноября.   

           В результате реконструкции высота маяка увеличилась с 17,70 м до 20,44 м – на 2,74 м.

           С 1884 года маяк начинали освещать раньше – с 20 июля (с 1 августа).

           Маяк имел круговой постоянный огонь белого цвета с дальностью 18 миль – более 33 км. Источником света была керосино – фитильная лампа, работавшая на астролине – американском сорте керосина. Его расход в час был 1 фунт 54 золотника – 640 грамм (0,75 литра). Позднее он вырос до 720 грамм (0,85 литра) в час.

           Маяк светил по 1492 часа за навигацию и расходовал 1073 кг (1262 литра) керосина. В 1892 году освещение маяка было переведено с астролина на пиронафт.

           Светооптический аппарат 2 класса маяка представлял собой грандиозный оптический прибор диаметром 1504 мм и высотой 2660 мм, изготовленный из оптического стекла очень высокого качества. Основной, средней частью оптической системы была поясная (цилиндрическая) френелевская линза, носившая название «тамбур». Она   состояла из 13 диоптрических элементов. Купол – верхняя часть оптической системы и основание – нижняя её часть состояли из 21 катоптрического элемента. Линза была установлена на специальной металлической  тумбе. Вес аппарата, как указано выше, был 1 600 кг.

           12-гранное фонарное сооружение, находящееся в эксплуатации до сих пор – 133 года -  имеет высоту 6,64 м, диаметр 3,20 м и 3 яруса остекления общей высотой 2,50 м.  Толщина прямоугольных плоских штормовых стёкол 10 мм.

           Штатная вольнонаёмная прислуга маяка Жижгинский, которому был присвоен 2 разряд, состояла из 6 человек, в том числе одной женщины. При этом члены семейства смотрителя маяка составляли меньшинство в численности персонала маяка.   Смотрителем маяка с 1887 года был Ратманов.       

           В 1890 году управляющим Морским министерством было разрешено нанимать на маяк «добавочного» маячного служителя сверх штата для содействия штатной вольнонаёмной прислуге маяка в установке, надзору и уборке по окончанию навигации 7 бакенов в Жижгинской Салме – проливе между островом Жижгинский и Летним берегом. В 1915 году это стал делать смотритель маяка за вознаграждение в 100 рублей за навигацию.

           На содержание персонала маяка, в том числе «добавочного» служителя в 1894 году было выделено 640 рублей

           В 1910 году для подачи туманных сигналов при маяке установили пушку. Во время тумана пушка производила выстрел через  каждые 10 минут. Когда на маяке слышали туманные сигналы с судна, а также при свежем ветре с моря и тумане выстрелы производили через 5 минут. Пушка была упразднена только в 1954 году – через 44 года.

           В начале ХХ века при маяке создали спасательную станцию, которая работала до 1938 года. Станция имела 6-вёсельную моторно - парусную спасательную шлюпку.

           Из-за отдалённости и труднодоступности маяка, а также в силу сложившейся на беломорских маяках традиции при Жижгинском маяке существовало кладбище для захоронения смотрителей и служителей маяка и часовня при нём.

           В 1902 году в маячном городке хозяйственным способом были построены новый деревянный трап для подъёма людей и грузов с места выгрузки на берегу моря к месту расположения маяка и две деревянные кладовые для хранения маячного имущества.

           1-ая Мировая война поставила в России проблему обеспечения медицинских потребностей фронта йодом, который до того ввозился из Германии, ставшей главным противником. Богатая сахарозаводчица Елизавета Терещенко и профессор Петроградского университета профессор химик Вячеслав Тищенко в 1915 году решили построить в Архангельске завод по производству йода из бурой водоросли  ламинарии. Водоросли стали заготавливать у острова Жижгинский. В 1918 году завод был запущен. На острове возник посёлок заготовителей. В 1930-х годах был найден более экономичный способ получения йода и завод его производство прекратил. Завод перепрофилировали на получение агара из другой, красной водоросли анфелиции. Агар необходим в пищевой и косметической промышленности как лучший естественный желеобразующий продукт. В последние годы импорт дешёвого агара из стран юго-восточной Азии подорвал экономику предприятия. В 60-е годы на острове был цех агарового завода, жило до 1000 человек, работали магазины, школа, больница, был аэродром, регулярно заходили пассажирские теплоходы. Сейчас цех закрыт, люди разъехались, бесхозные постройки разваливаются. Только летом приезжают несколько энтузиастов ручного сбора водорослей – механизации этот процесс не поддался. Сейчас на острове постоянного населения, кроме маячников и метеорологов, нет.

           С начала 1930-х годов началась модернизация маяка. В 1932 году керосино-фитильную лампу заменили керосино-калильной лампой. Характер огня остался прежний – белый постоянный круговой. Дальность его видимости увеличилась незначительно – до 18,6 мили – 34,5 км. Сила света увеличилась до 18 600 свечей.

           Около 1935 года было построено маячно – техническое здание – рубленное из бруса, размером в плане 12,20 х 6,40 м и с высотой помещения 2,20 м. В нём были установлены два дизель-электрические агрегата мощностью по 6,8 квт при 115 в постоянного тока. В близстоящей бывшей часовне был устроен склад ГСМ.

           В классную оптическую систему вместо керосино-калильной лампы установили вращающийся прожектор марки ВРА-60 диаметром 600 мм с двумя проекционными электролампами мощностью по 1 квт и силой света 2 300 свечей.

           1 мая 1936 года обновлённый маяк Жижгинский открыл действие. Прожектор вращался со скоростью 4 оборота в минуту с помощью электромотора и червячной передачи, трансформировавшей 1425 об/мин в 4 об/мин. Осевая сила света была увеличена до 1 100 000 свечей. Изменился характер огня: свет1,9 сек + темнота13,1 сек – период 15 сек.  Дальность видимости белого огня увеличилась до 23 миль – 42,6 км, то есть на 4,6 мили – на 8 км.

           К северо-западу от маяка в расстоянии 100 м был установлен радиомаяк марки РМС-2. Он работал на волне длиной 972 м с дальностью действия 50 миль – 92 км. Его опознавательный сигнал был «Z» («З») ( - - · ·).

           Кроме того, для подачи туманных сигналов был установлен наутофон, который работал со сложной характеристикой и с периодом 60 сек. Для установки аппаратуры наутофона рядом с маячно-техническим зданием было построено деревянное рубленное здание размером в плане 6,70 х 5,20 м с высотой помещения 2,80 м. При неисправности наутофона в качестве резерва использовали пушку.

           В 1947 году в качестве дублёра маяка на верхней площадке башни маяка был установлен ацетиленовый светооптический аппарат марки

Ф-300, имевший те же характеристики огня, что основной аппарат, но дальность видимости его была 10 миль – 18,5 км и светил он в секторе от 190° до 110°.

           В 1948 году была произведена замена аппаратуры радиомаяка. Были установлены передатчик марки «Бриз» и приёмник марки ПР-4 производства «Завода № 210 им. Козицкого». Дальность действия радиомаяка увеличилась до 70 миль -  до 130 км. Он получил новый опознавательный сигнал «УЖ», работал на волне длиной 1008 м и частоте 297,6 кгц. Т-образная антенна длиной 75 м и высотой подвеса

18 м была установлена на двух деревянных мачтах-опорах высотой по 25,5 м. Расстояние между мачтами было 80 м. Новый радиомаяк Жижгинский был введён в действие 4 октября 1948 года. Он работал 12 лет до 1960 года, когда был заменён радиомаяком марки КРМ-100. Этот радиомаяк был установлен в здании бывшей бани, построенном в 1926 году и во время войны использовавшееся для размещения радиостанции поста СНиС. Здание деревянное рубленное размером в плане 5,40 х 4,80 м с высотой помещения 2,56 м. В 1979 году он был заменён на радиомаяк марки АНРМ-150. Были установлены стальные мачты – опоры антенны радиомаяка высотой 15 м.

           В 1996 году аппаратура радиомаяка заменена на аппаратуру марки КРМ-300. Сейчас радиомаяк Жижгинский работает с опознавательным сигналом «ЖГ» на частоте 294 кгц в круговом режиме с дальностью действия 110 миль – 203 км.

           В 1950 году ранее установленный наутофон был заменён наутофоном марки NA-163, который работал 26 лет до 1976 года. Сначала наутофон был установлен в 100 м к северу от маяка, но в 1952 году он был перенесён на мыс Быстрый в расстоянии 741 м также к северу от маяка. Его излучатели были закреплены на деревянной конструкции, состоявшей из двух столбов с подпорами. Он работал с характеристикой: звук 4 сек + тишина 2 сек + звук 4 сек + тишина 10 сек – период 20 сек. Заменившая наутофон в 1975 году звуковая динамическая установка марки УЗД-100-360 имеет значительно меньшую мощность и дальность слышимости. Для установки излучателей в 1976 году была поставлена стальная вышка высотой 8 м.

           В 1962 году классная оптическая маячная система, отработавшая 79 лет, была заменена на отечественный электрический маячный вращающийся аппарат марки ЭМВ-930, который уже с новыми источниками света работает до сих пор. Аппарат состоит из четырёх линз, каждая из которых собрана из пяти диоптрических и шести катодиоптрических элементов. Линза имеет высоту 1060 мм. Оптическая система концентрирует световой поток маячной лампы в световые пучки в горизонтальной плоскости. Каждый пучок излучается в горизонтальном секторе 5° 30' и в вертикальном секторе 4° 30'. Оптическая система вращается шаговым электродвигателем вокруг неподвижной маячной лампы, создавая групповой проблесковый характер маячного огня с двумя проблесками в группе. Характеристика белого кругового огня была изменена на: свет 0,3 сек + темнота 3 сек + свет 0,3 сек + темнота 12 сек – период 15,6 сек. Дальность видимости уменьшилась до 18 миль – 33 км.  Оптическая система установлена на тумбе, в которой размещены приборы управления огнём маяка и механизм вращения системы. Высота аппарата 2,34 м.  Он имеет вес около 700 кг.

           Для подачи с танкеров  дизельного топлива, обеспечивающего работу дизель-электрических агрегатов, проложен топливопровод длиной 420 м.

           В 1952 году начальником маяка был Сергеев.

           В 1980 - 1984 годах начальником маяка был Н.Н.Романихин.

           В 2008 году ООО «Арктикпроект» по контракту с департаментом экономического развития Мурманской области выполнило ремонт маяка.

           Сейчас маяку Жижгинский установлен режим работы с 28 июля по 15 декабря.

           Маяк находится в ведении Гидрографической службы Северного флота.

 

Ю.Шухин

 

12 мая 2016 года

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида