Чесменский, маяк

 

 

 

ЧЕСМЕНСКИЙ   МАЯК

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк Чесменский установлен на краю обрыва возвышенности мыса Чесменский на Лямицком берегу, который является частью  Онежского берега  Онежского залива Белого моря.

           Маяк получил наименование по названию мыса, на котором он установлен. Существует мнение, что мыс получил название в память о блестящей  победе русского флота над турецким флотом в сражении при бухте Чесма в Хиосском проливе Эгейского моря 24 – 26 июня по старому стилю, 5 – 7 июля по новому стилю, 1770 года. Русской эскадрой командовали генерал-аншеф Алексей Григорьевич Орлов (1737 – 1808), адмирал Григорий Андреевич Спиридов (1713 – 1790) и контр-адмирал, впоследствии адмирал, Самуил Карлович Грейг (1736 – 1788).  Сведений о дате и обстоятельствах присвоения мысу названия Чесменский пока не найдено.

      Географические координаты  Чесменского маяка: широта 64° 43,1' N, долгота 36° 32,9' Е.

           Маяк находится в расстоянии 550 м от береговой черты на высоте 20,90 м над уровнем моря.

           Штатный номер Чесменского маяка по книге «Огни и знаки Белого моря» издания 2006 года – 4710. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – L 6908.

           Чесменский маяк предназначен для обеспечения мореплавания в Онежском заливе на подходах к портам Онега и Беломорск (ранее порт  Сорока).

           Строительство маяка было начато в 1898 году и завершено к концу навигации 1899 года. Поэтому ввод в действие маяка был перенесён на следующий год. По распоряжению Главного гидрографического управления Морского министерства Дирекцией маяков и лоции Белого моря, в чьё ведение поступил маяк, был нанят сторож для охраны имущества и зданий маяка с оплатой 25 рублей в месяц.

           Освещение маяка, то есть действие маяка, было начато 20 июля по старому стилю, или 2 августа по новому стилю, 1900 года и закончено с завершением навигации 1 ноября по старому стилю, или 14 ноября по новому стилю.

           Сейчас Чесменский маяк действует в период навигации с 28 июля по 15 декабря.

           Ближайший маяк – Жужмуйский в расстоянии 25,80 миль, то есть почти 48 км. Ближайший населённый пункт – село Пушлахта в расстоянии 12 км.

           Чесменский маяк был маяком 2 разряда. Его работу обеспечивали смотритель и 4 служителя, в числе которых была одна женщина. Первым смотрителем маяка был Рулин – местный помор из села Пушлахта. В 1900 году на содержание маячной прислуги Дирекция маяков и лоции Белого моря выплатила 600 рублей, а в 1901 году – уже 1172,6 рублей.          

           Чесменский маяк представляет собой кирпичную призматическую башню высотой 14,94 м, или 6,9 сажени, встроенную в кирпичный одноэтажный жилой дом. Это архитектурно – планировочное решение неоднократно применялось при строительстве маяков на всех морях России в последней трети XIX века – начале XX века.

           Нижняя четырёхгранная часть башни высотой 9,34 м имеет в плане размер 5,07 х 5,07 м. Размер внутреннего квадратного в плане помещения – 2,47 х 2,47 м. Толщина стен – 1,30 м, то есть в 5 кирпичей.

           Верхняя восьмигранная часть башни высотой 5,60 м имеет тот же размер в плане. Внутреннее помещение цилиндрическое диаметром 2,20 м. Для подъёма в фонарное сооружение в башне установлена железная винтовая лестница, которая ведёт в подфонарное помещение, в котором при керосиново-фитильном  освещении находился дежурный маячник. Кроме того это помещение предотвращает образование вертикального движения воздуха с пылью в башне вследствие тяги, которая всегда есть в высоких сооружениях. Из подфонарного помещения железная наклонная лестница ведёт в фонарное сооружение.

           Башня завершается восьмигранной верхней площадкой размером 5,40 х 5,40 метров с перилами ограждения, на которой установлено фонарное сооружение.

           Фонарное сооружение имеет высоту 6,21 м от площадки до верха дефлектора. Общая высота маяка с фонарным сооружением  21,15 м.

           Фонарное сооружение сделано из медных сплавов и поэтому находится в эксплуатации в течении уже 116 лет в жесточайших климатических  условиях северного морского побережья при минимальном внимании в обслуживании. Оно имеет цилиндрическую форму. Диаметр фонарного сооружения 2,00 м. Его остекление состоит из 5 штормовых выпуклых прямоугольных стёкол высотой 1,00 м, длиной по дуге 0,75 м при толщине 8 мм. Маяк светит в сторону моря и не светит в сторону суши. Поэтому вместо трёх стёкол установлены щиты из листового металла. Границы сектора освещения маяка, установленные со времени начала его действия и сохранившиеся до сих пор, 128,5° и 352,5°. Размер сектора освещения 224°.  

           Фонарное сооружение было доставлено на строящийся маяк в комплекте с оптической френелевской системой 4 разряда и керосино-фитильной лампой. Всё это было изготовлено французской фирмой Barbier Benard, Paris в 1899 году.

           Первоначально огонь маяка был белый вертящийся и делал 12 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка была 17,3 мили, то есть 32 км. Вскоре характер огня маяка был изменён. При периоде в 5 сек был один проблеск длительностью 0,4 сек и темнота 4,6 сек.

            В первый год работы маяк светил 1217 часов и расходовал в 1 час 1 фунт 24 золотника, то есть 512 грамм, или 0,60 литра, пиронафта – осветительного сорта керосина. За навигацию было израсходовано 623 кг, или  около 730 литров, пиронафта. Расход пиронафта в таком же количестве был и в последующие годы.

           Оптическая система Френеля 4 разряда представляла собой полизональную линзу диаметром 480 мм и высотой 900 мм с одной филёнкой и стеклянным рефлектором. Фокусное расстояние линзы было 240 мм. Линза вращалась часовым механизмом марки Barbier Fenertre со скоростью 12 оборотов в минуту. Осевая сила света была 32 000 свечей.

           В 1931 году керосино-фитильную лампу заменили на керосино-калильную отечественного производства мастерской № 1314. Расход керосина был сокращён до 400 грамм, то есть 0,50 литра, в час. Сетчатый калильный колпачок из солей редкоземельных элементов имел диаметр 40 мм и высоту 120 мм. При сохраннее прежней дальности видимости огня маяка осевая сила света была 31 500 свечей.

           В том же году был установлен красный сектор в огне маяка, который отбивает Пушлахотскую мель для предупреждения мореплавателей об опасности. Границы сектора красного огня, сохранившиеся до сих пор, имеют направления 313°  и 335°. Размер сектора 22°. Дальность видимости красного огня 7 миль, или 13 км. Красный секторный огонь создаётся плоским красным светофильтром размером 384 х 1000 х 6 мм.

           В 1958 году Чесменский маяк был переведён на электрическое освещение. Был установлен отечественный светооптический электрический маячный аппарат марки ЭМ-500, сменивший проработавшую 58 лет иностранную оптическую систему. Электропитание маяка осуществлялось, как и теперь,  автономными дизель-электрическими генераторами, так как государственных электросетей в том районе не было и нет до сих пор.

           В 1963 году был изменён характер огня маяка. При периоде 12 секунд огонь имел проблеск длительностью 4,5 сек и темноту 7,5 сек.

           В 1976 году, через 18 лет, был установлен новый, более совершенный отечественный светооптический круговой не вращающийся аппарат марки ЭМН-500, который работает на маяке до сих пор уже в течении 40 лет. Этот аппарат с электрической маячной лампой марки ММ 12-23 мощностью 23 ватта при напряжении 12 вольт сохраняет прежнюю дальность видимости маячного огня.

           В 1936 году к западу от Чесменского маяка в расстоянии  около 580 метров, у береговой черты  в качестве туманного сигнала была установлена пушка, которая была упразднена только в 1958 году через 22 года. Во время тумана из пушки стреляли каждые 8 минут. При получении ответного сигнала с судна стреляли уже каждые 4 минуты. Недалеко от пушки был построен рубленный пороховой склад. В маячном городке построили деревянный сарай для хранения пушки, который впоследствии использовали как склад ГСМ.

           В 1958 году вместо пушки установили колокол, который подавал туманные сигналы судам до 1983 года в течении 25 лет. Во время тумана делали три двойных удара в колокол («склянки») с перерывом в 2 минуты. При получении ответного сигнала с судна в колокол били непрерывно.  Рядом с колоколом была построена рубленная будка для маячника - звонаря на случай непогоды. Колокол утрачен.

           В конце 1982 года при маяке вместо колокола для подачи туманных сигналов смонтировали «наутофон» - звукосигнальную установку с динамическими громкоговорителями марки УЗД-100, которая действует на маяке с начала навигации 1983 года до сих пор. Она работает с периодом 90 сек, в течении которых звук 20 сек, затем молчание 10 сек, звук 20 сек и молчание 40 сек.

           В 1967 году при маяке, на запад от него в расстоянии 400 м,  в помещении бывшего пожарного сарая вблизи от места расположения ранее существовавшего шлюпочного причала был установлен радиомаяк марки МРМ-61. В 1985 году он был заменён автоматическим радиомаяком «Агат-3» с автономным электропитанием, который работает до сих пор на частоте 300,5 кгц с позывным «НМ». Радиомаяк круговой, работает в период навигации с дальностью действия 30 миль – 55 км.

           Башня маяка встроена в кирпичный одноэтажный жилой дом и делит его на две части, имеющие отдельные входы. Если смотреть со стороны берега в сторону моря, со стороны двух входов, то правая сторона предназначалась для смотрителя маяка, а левая – для служителей. В правой части жилого дома было три жилых комнаты, кухня, кладовая и «передняя». В левой части было четыре жилых комнаты, кухня и кладовая. В средней части дома находится маршевая двухпролётная лестница для входа в башню маяка из дома и два люфт-клозета с выгребом вне дома. Существует также отдельный вход в башню снаружи со стороны моря. 

           Жилой дом имеет ленточный бутовый фундамент. Наружные стены выложены толщиной 93 см - в 3,5 кирпича. Чердачное перекрытие выполнено по деревянным балкам. Высота помещений 3,56 м. Полы в доме деревянные. Первоначально в доме было керосиновое освещение, как и на маяке. После электрификации маяка в 1958 году и в доме сделали электрическое освещение.

           Электрификация маяка была осуществлена путём установки во вновь построенном рубленном маячно-техническом здании двух дизель-электрических агрегатов марки ДГ-12 мощностью по 12 квт каждый. Сейчас на маяке установлен только один агрегат марки АДГ-12С1 мощностью 10 квт.

           Водоснабжение маяка с момента его основания и до сих пор осуществляется из колодца.

           Для отопления в доме установлены шесть  дровяных  печей, а для приготовления пищи – две кухонные дровяные плиты.

           Здание маяка имело архитектурный облик, свойственный кирпичному зодчеству России конца XIX века. Здание снаружи было оштукатурено и окрашено известковой краской. Общий красного кирпича цвет здания и башни контрастировал с  белыми карнизом и пилястрами на углах здания (двойная пилястра, кантон) и в нижней части башни. Это придавало своеобразие маяку и отличало его от других маяков России. Суровый климат побережья Белого моря и отсутствие систематического ремонта привели к разрушению (выветриванию) штукатурки и наружной части кирпичной кладки.  Из-за различных организационных и финансовых обстоятельств  маяк до сих пор не отнесён к памятникам истории и культуры, хотя для этого есть вполне достаточные основания.

           Неудовлетворительное техническое состояние маяка сделало возможным выполнить капитальный ремонт фасадов и крыши в 2007 году. Работы выполнило ООО «Арктикпроект» по контракту с департаментом экономического развития Мурманской области за счёт средств технической помощи Норвегии. Стены здания и башни были обшиты красным сайдингом, на крыше кровельное железо заменили красным же металлопластиком. Выполненный ремонт способствует сохранению маяка и сделал более приличным и аккуратным его вид, но маяк утратил свой исторический облик. Можно только надеяться, что с течением времени после  смены собственника, при наличии относительно скромного финансирования и привлечения квалифицированной специализированной реставрационной организации маяк приобретёт  свой первоначальный облик.

           Обустройство маяка производилось на протяжении всего времени его действия. В 1903 году были построены деревянные конюшня для маячной лошади и хлев для скота маячников, в 1905 году – деревянный же ледник для хранения продовольствия. В 1913 – 1914 годах были построены баня и кладовые.

           В послевоенные годы на маяке для обеспечения потребностей маячников были заведены лошадь и шлюпка, которые впоследствии были изъяты. Для использования шлюпки были построены причал и сарай. В 1961 году после упразднения пушки для подачи туманных сигналов пороховой склад был разобран, перенесён в маячный городок и собран для использования в качестве мастерской.

           В 1967 году в помещении бывшего пожарного сарая около ранее существовавшего причала для шлюпок был установлен радиомаяк с автономным электропитанием от батарей.

           С момента основания территория маячного городка огорожена дощатым  забором высотой 1,20 м и длиной 400 м.

           Онежский залив перспективен для туризма, особенно водного,  и Чесменский маяк может стать весьма привлекательным объектом на длительное время при условии решения в ближайшее время организационных, правовых и финансовых вопросов его содержания.

 

Ю.Шухин

27 апреля 2016 года 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида