Топы, маяк
Топы, маяк

 

 

 
Маяк Топы

 

Историко – техническая справка

 

           Автоматический маяк Топы установлен  в Белом море, в  средней части острова Большой Топ в группе островов Топы. В эту группу  входит ещё остров Малый Топ.

           Острова Топы расположены  при входе в Онежский залив, в проливе Западная Соловецкая Салма, отделяющем Соловецкие острова от материкового Карельского берега.

           Автоматический маяк Топы предназначен для обеспечения круглосуточного плавания судов в проливе Западная Соловецкая Салма и на подходах к нему. Маяк действует в период навигации по окончании «белых ночей» с 28 июля по 15 декабря.

           Штатный номер автоматического маяка Топы по книге «Огни и знаки Белого моря» – 4485.

           Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней  - L 6784.

 Географические координаты маяка: широта 64° 59,3' и долгота 35° 27,7'.

           Расстояние от маяка Топы до ближайшего мыса Толстик на берегу острова Соловецкий – 4,60 мили или 8,50 км.

           Район расположения островов Топы характеризуется высотой приливов до 0,70 м и наибольшей высотой волн до 3,00 м. Поэтому значительная часть острова Большой Топ, имеющего высоту над уровнем моря около 3,00 м, при штормах оказывается под воздействием морских волн.           

           Остров Большой Топ имеет овальную форму. Его длина около 250 м и ширина около 150 м. Это сглаженная ледниками скала, характерная для  побережья северо-запада России. На ней только местами растёт трава.

           Своим появлением маяк Топы обязан Первой мировой войне. П.И.Башмаков в книге «Маячное дело и его историческое развитие» (Ленинград, 1925 год, стр. 216) пишет:

           «С началом Первой мировой войны потребовалась доставка громадного количества военных и других грузов из-за границы в Россию через её северные моря. Это потребовало проведения самых срочных мер по ограждению маяками подходов к портам.

           Осенью 1915 года в Кольском заливе были  построены 6 автоматических ацетиленовых огней и один створ. 2 огня и 1 створ установлены на Иокамском (Иоканьгском) рейде. На  пути от Святого Носа  до Архангельска установили 9 ацетиленовых огней и 2 пары светящих створных знаков. В Кандалакшском заливе, где не было ни одного маячного огня, для обеспечения доставки грузов для строившейся Мурманской железной дороги  установили 5 ацетиленовых маячных огней и 2 пары светящих створных знаков.

           Для подхода к Онежскому, Сорокскому  (ныне Беломорскому)  и Кемскому портам установили автоматический ацетиленовый огонь на острове Топы и переосветили на ацетилен 5 пар створных знаков.»

           Маяк Топы установлен на расстоянии около 70 м от береговой черты. Его основание находится на высоте около 3,00 м над уровнем моря. Башня установлена на слабо трещиноватую гранитную скалу в самой высокой точке острова. Поверхность острова имеет слабый уклон от средины к береговой черте.

           Первая на русском Севере железобетонная монолитная башня маяка высотой 8 сажен, или 17,04 м,  была построена в 1915 году. Наименований заказчика и подрядчика строительства маяка не сохранилось.

           В 1916 году на башне было установлены фонарное сооружение со светооптическим ацетиленовым аппаратом и маяк был введён в действие. Если бы маяк не был погашен в недалёком прошлом, в текущем 2016 году можно было бы отмечать 100-летие его служения русскому мореплаванию.

           Первый в мире монолитный железобетонный Ожарский маяк высотой 40,30 м был построен в России в 1904 году инженером Н.К.Пятницким  и архитектором А.А.Барышниковым за 3 месяца на Бугско-Днепровско-лиманском канале, идущем из Чёрного моря к порту Николаев.

           Последующие железобетонные маяки в России: два маяка створа Санкт-Петербургского морского канала высотой 20 и 41 метр и задний Николавский, ныне Кронштадтский, маяк  высотой 54 метра были построены уже в 1914 – 1915 годах датской фирмой «Христиани и Нильсен». Так что маяк Топы - это пятый железобетонный маяк России.

           Маяк состоит из башни и фонарного сооружения. Общая высота маяка 20,34 м. В том числе башня имеет высоту 17,04 м и фонарное сооружение – 3,30 м.   Башня имеет фундамент, цоколь, ствол и оголовок.           

           Бетонный фундамент маяка имеет небольшую, переменную по размеру,  высоту и предназначен для передачи нагрузок от ствола на скальное основание  Нижняя, цокольная, часть ствола башни высотой около 3,50 м -  цилиндрическая. Её наружный диаметр 4,50 м и внутренний диаметр – 2,50 м. Толщина стенки – 1 метр. Верхняя часть ствола башни высотой около 13,50 м имеет коническую форму. Верх  башни имеет внутренний диаметр 1,80 м и толщину стенки 0,60 м.   Цокольная и коническая части башни разделены пояском.

           Некоторые размеры конструкций маяка даются приблизительные, поскольку  исполнительная документация не сохранилась, а обмерные чертежи не делались.

           Оголовок башни представляет собой железобетонную верхнюю площадку диаметром около 3,00 м, на которую установлено фонарное сооружение. Площадка опирается на 16 бетонных кронштейнов (модульонов) и имеет по периметру перила ограждения. Она служит для обслуживания фонарного сооружения – окраски, очистки и замены штормовых стёкол и т.д. Верхняя часть башни, площадка и кронштейны выполнены в виде единой монолитной железобетонной конструкции.

           Башня имеет 4 этажа высотой (от пола до пола) нижний 4,44 м и остальные по 4,20 м. Междуэтажные внутренние перекрытия деревянные по стальным балкам.  Подъём с этажа на этаж и в фонарное сооружение производится по вертикальным стальным трапам, установленным вразбежку.   Гидроизоляция верхней площадки разрушена и атмосферные осадки  проникают в башню.

           В цоколе башни имеется дверной проём. На каждом этаже  сделан оконный проём для обеспечения дневным светом работ и передвижения внутри башни. Деревянное заполнение дверного и оконных проёмов пришло в негодность.

           Первоначально башня маяка не была окрашена и имела свойственный бетону серый цвет. Но в 20-е годы прошлого века для улучшения дневной видимости маяка башню стали красить в чёрный цвет. Этот штатный цвет маяк имеет и сейчас. Фонарное сооружение красили первоначально в белый цвет. Но в последнее время его стали красить в красный цвет.

           Маяк предназначался для ацетиленового освещения. На нём в 1916 году было установлено оборудование русского акционерного общества «Газоаккумулятор», являвшегося «родственником» шведской фирмы «AGA» и поставлявшего на российский рынок и, в первую очередь, по заказам Главного гидрографического управления Морского министерства, комплектную ацетиленовую светооптическую аппаратуру, разработанную под руководством выдающегося шведского изобретателя и  инженера Густава Далена. В комплект входила автоматическая ацетиленовая лампа с теолитовой горелкой, стеклянная линза, ацетиленовые газоаккумуляторы – «баллоны», солнечный клапан, газопроводы и фонарное сооружение. Размеры и конструкция фонарного сооружения определялись потребностями обеспечения работы ацетиленовой горелки вне зависимости от ветра и осадков, для размещения линзы, обеспечения притока снаружи   необходимого для работы горелки объёма воздуха и отвода соответствующего объёма продуктов сгорания  ацетилена только наружу.

           Из-за отсутствия документов можно предположить, основываясь на имеющихся схемах и  на сведениях из указанной выше книги П.И Башмакова, что на маяке было установлено шведское фонарное сооружение типа F-3700 или его российский аналог. Оно сохранилось до настоящего времени. Возможно, под слоями краски имеется фирменная табличка, которую следовало бы поискать при обследовании.

           Основные размеры фонарного сооружения  указанного типа, близкие к фактически измеренным, следующие:

внешний диаметр - 1930 мм

высота от основания до дефлектора – 3 300 мм

высота от основания до центра остекления (центра огня) – 2200 мм

высота остеклённой части – 600 мм

вес – 2170 кг.

           Фонарное сооружение изготавливалось полностью на заводе, в разобранном виде его доставляли на строящийся маяк и там собирали на болтах за 6 часов. Цилиндрическая часть состоит 8-ми обичаек, в том числе одной с дверью, остекление – из 16-ти треугольных штормовых стёкол высотой около 700 мм и толщиной 8 мм, крыша – из 8-ми сегментов. В центре пирамидальной крыши  стояла труба с дефлектором или колпаком для выброса горячих газов от горения ацетилена. На крыше крепят стальной прут для удобства выхода на крышу и работы на ней.

                    Это фонарное сооружение предназначалось для установки диоптрических линз диаметром 375 мм или 500 мм с ацетиленовой горелкой. В 1951 году вместо прежней была установлена отечественная линза Л-500 диаметром 500 мм, которая находится на маяке до сих пор.

           Для обеспечения работы ацетиленовой горелки и создания заданного характера проблескового огня на маяке был установлен ацетиленовый  группо – проблесковый аппарат типа КК-130. Для отличия от окружающих маячных огней белый огонь маяка Топы имел довольно сложную группо – проблесковую характеристику (св – свет, тм – темнота):св 0,3 сек+ тм 1,2 сек+ св 0,3 сек+ тм 1,2 сек+ св 0,3 сек+ тм 5,7 сек, период 9 сек.  Дальность видимости огня маяка в хорошую погоду была 13 миль или 24 км. Маяк надёжно обеспечивал плавание судов в проливе Западная Соловецкая Салма и на подходах к нему днём и ночью. В 1932 году дальность видимости огня была увеличена с 13 до 15 миль – до почти 28 км.

           По окончании строительства маяк Топы находился в ведении Дирекции маяков и лоции Белого моря, подчинявшейся  Главному гидрографическому управлению Морского ведомства. Маяк не имел маячной команды, постоянно проживающей при маяке. Поэтому он в соответствии с принятой тогда классификацией относился к разряду «огней» и именовался «огонь Топы». В 1978 году он был отнесён  к разряду «автоматических маяков».

                    Маяк обеспечивался ацетиленом находившемся в Архангельске ацетиленовым заводом. Этот завод был в ведении Дирекции маяков и лоции Белого моря и обеспечивал ацетиленом маяки, огни и светящие буи Белого и Баренцева морей.

           В 1951 году характер огня маяка был изменён и стал:св 1 сек + тм 1,5 сек + св  1 сек + тм 3,5 сек – период остался тот же, что и раньше  - 9 сек.

           В 1956 году в круговой белый огонь маяка был введён сектор красного огня в сторону Соловецкого рейда с дальностью видимости 9 миль – 16,7 км  с направлениями границ сектора  51,1° и 136,2°.          

           В 1961 году маяк был переведён на электрическое освещение. Была установлена маячная электролампа мощностью 23 вт при напряжении 12 в с питанием от батарей. Был изменён характер огня, который стал задаваться электрическим проблесковым аппаратом: свет стал длительностью 0,5 сек и темнота – 2,5 сек. Период 3 сек. Дальность видимости огня и сектора освещения сохранились. Так маяк Топы работал до последнего времени. Сейчас маяк погашен.

           Маяк Топы находится в ведении Гидрографической службы Северного флота.

 

Ю.Шухин

 

 

12 апреля 2016

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида