Летопись строительства

 

 

Летопись

создания объектов навигационного оборудования России на Балтийском море

 

 

1719

1719, 26 (15) августа   - маячный огонь на мысе Стирсудден открыл действие

1719, 28 (17) августа – на островке, на месте нынешнего маяка Толбухин капитан 1 ранга Э.Лейн установил маячный огонь Котлинский

 

1723

1723, июль – устроен маячный огонь на Горивалдае. Упразднён 30 (19) августа 1724 года

1723, 9 августа (29 июля) – первое упоминание о русском маяке на острове Сескар

 

1727

1727 - впервые открыл действие маяк Нижний Гогландский на северной оконечности острова Гогланд

 

1736

1736 – огонь Котлинский получил название «маяк Толбухинский», а в 1840 году – «маяк Толбухин»

 

1737

1737 – для маяка Толбухинский архитектор И.К.Коробов и генерал-аншеф И.Л.Люберас построили первую деревянную башню. Башня сгорела в 1744 году, была восстановлена и стояла до 1810 года

 

1761

1761 около – маяк установлен на острове Соммерс

1806

1806 – на острове Родшхер (ныне - Родшер) установлена красная деревянная башня высотой 13,10 м

 

1807

1807, 29 (17) августа - начато освещение вновь построенного маяка Нижний Гогландский

1808

1808   (около) -  но острове Нерва построена каменная Нервская башня высотой от основания 41 фут – 12,50 м,

1808 – маяк Соммерс заново обустроенный открыл освещение

1808 – освещён каменный маяк Сескар высотой 26,70 м с катоптрическим аппаратом

 

1810

1810, сентябрь – для маяка Толбухин построена по проекту архитектора Бирсона и введена в действие нынешняя кирпичная башня с фонарём высотой 27,60 м с катоптрическим (отражательным) аппаратом с 24-мя масляными лампами с рефлекторами и кирпичный 2-этажный караульный дом с аркадой

1810 – на мысе Стирсудден построена деревянная башня

 

 

1818

1818 – башня на острове Родшхер переоборудована в маяк Родшхерский высотой 18,90 м

 

 

1824

1824 - при маяке Нижний Гогландский построена каменная "Гогландская башня"  для колокола

 

1833

1833  – при маяке Толбухин установлен оптический телеграф, для команды которого пристроен 2-этажный кирпичный дом

 

 

1838

1838 – на мысе Стирсудден возобновлена белая деревянная 6-гранная пирамидальная обшитая досками башня высотой 10,83 м

 

1844

1844знак Шепелёвский, деревянный, высотой 45 футов  - 13,70 м установлен на Шепелёвской горе

1844 – построена деревянная башня Лавенсари (Мощный) высотой 24,40 м

 

 

1848

около 1848– установлены два Петергофских огня

около 1848Фридрихштадтский навигационный огонь установлен на Военном, южном углу Военной гавани в Кронштадте

около 1848 - на форту Рисбанк - позднее переименован в "форт Павел I" - установлены 3 навигационных огня на мачте на высоте 14,35 м над уровнем моря

 

 

1854

1854 – каменный маяк Сескар разобран и установлен временный деревянный маяк с прежним катоптрическим аппаратом

 

1855

1855 – временный деревянный маяк Сескар  разрушен англо – французской эскадрой

1855 - на форту Рисбанк - позднее форт Павел I - переставлены 3 навигационных огня на мачте на высоту 25,00 м над уровнем моря

1856

1856, 13 (01) августа – временный деревянный маяк Сескар восстановлен в прежнем виде

 

1857

1857,  22 (10) октября - установлены и освещены Передний и Задний  маяки Николаевского или Кронштадтского створа с деревянными башнями высотой 3,50 м и 9,00 м соответственно

1857 – учреждён Петергофский маяк

 

1858

1858, 5 октября (23 сентября)  – построен и освещён чугунный новый маяк Сескар высотой 31,80 м

1858 -  при маяке Нижний Гогландский создана спасательная станция

 

 

1861

1861, март - увеличена высота деревянных башен маяков Николаевского или Кронштадтского створа: Переднего на 0,61 м и Заднего на 3,66 м

1861, (1) 13 августа - впервые был построен  и освещён маяк Южный Гогландский с деревянной башней выссотой 13,88 м от основания

1861башня Шепелёвская, деревянная, высотой 70 футов – 21,35 м построена на месте разрушенного знака

 

1862

1862 - разобран Передний маяк Николаевского или Кронштадтского створа

 

 

 

1863

1863, 13 (01) июля – освещён, открыл действие вновь построенный чугунный маяк Фридрихштадтский на Военном углу в Кронштадте

 

 

1864

1864, январь – маяк Фридрихштадтский начал светить зимой для сообщения по ледовым дорогам между Кронштадтом,   Петербургом  и Ораниенбаумом. Прекратил в 1890 году.

 

1865

1865, 24 (12) мая  - построен и освещён Передний Николаевский или Кронштадтский маяк с чугунной башней высотой около 7,00 м

 

 

1866

1866, 27 (15) июнямаяк Петергофский переставлен на северную оконечность восточной стороны Петергофской пристани

1866, 21 (09) октября – на маяке Соммерс начал светить диоптрический аппарат заменивший катоптрический аппарат

1867

1867, 11 октября (29 сентября) -  маяк Нерва открыл действие.

1867 – при маяке Родшер установлен колокол туманной сигнализации

1867 – при маяке Соммерс установлен колокол

1867 - при маяке Южный Гогландский установлены два колокола туманной сигнализации

1868

1868, 11 июля (29 июня) – на маяке Толбухин  маячный аппарат заменён на диоптрический вертящийся системы Френеля 3 разряда

1868, 13 (01) августа - маяк Нижний Гогландский открыл действие после реконструкциии установки нового, диоптрического аппарата системы О.Френеля 4 разряда

1869

1869  знак Шепелёвский, деревянный, высотой 43 фута -  13,10 м построен вместо пришедшей в негодность башни

 

1871

1871 – на маяке Родшер вместо казённой прислуги из матросов укомплектовали маячных служителей по вольному найму

 

1873

1873, 1 (13) июля - при маяке Южный Гогландский установлен туманный горн Гольмса (Хольмса)

1873, 4 августа (23 июля)маяк Стирсудден открыл действие

1874

1874  – восстановлена деревянная башня Лавенсари (Мощный) в прежнем виде

 

1877

1877 – маяк Соммерс начали освещать петролеумом вместо сурепного масла

1877 - маяк Нижний Гогландский начали освещать петролеумом (пиронафтом - сорт керосина) вместо растительного сурепного масла

 

1878

1878 – освещение маяка Толбухин  переведено с растительного конопляного масла на петролеум – продукт перегонки нефти

1878  - освещение маяка Нерва стало производиться не конопляным маслом, а петролеумом, он же пиронафт

 

 

 

1881

1881 – освещение маяка Сескар переведено с сурепного масла на петролеум – керосин

 

1884

1884, 25 (13) июля – приказом по Морскому ведомству маяку на Военном углу дано наименование «Кронштадтский»

1885

1885 – при маяке Толбухин установлен колокол, который упразднён в 1955 году

1885  -  при маяке Нерва установлен колокол весом 20 пудов – 328 кг

 

1886

1886, 11 июля (29 июня) – построен и освещён ныне действующий маяк Родшерский с красной конической кирпичной башней высотой 18,76 м

1886 - при маяке Южный Гогландский установлена паровая сирена, переделанная из горна Гольмса 

 

1887

1887, июнь – установлены Южный (задний) и Северный (передний) маяки Петергофского створа

 

1890

1890 - разобраны Передний чугунный и Задний деревянный маяки Николаевского створа

1890 - на маяке Нижний Гогландский установлен новый, диоптрический аппарат 3 разряда

 

 

1891

1891 – восстановлена деревянная башня Лавенсари (Мощный) в прежнем виде

1891 - построены и освещены маяки Николаевского створа, железные башни которых имели высоту: Переднего маяка 16,16 м и Заднего маяка 24,85 м 

1891 - маяк Южный Гогландский переведён на электрическое освещение

 

1893

1893 знак Шепелёвский, железный, высотой 43 фута – 13,10 м построен  вместо деревянного знака

 

 

1895

1895 - при маяке Нижний Гогландский установлена метеорологическая термометрическая будка с термометрами

 

 

1898

1898 знак Шепелёвский разобран в связи с постройкой дачи К.Ф.Сен-Галли с бельведером и флагштоком

1898 - впервые установлены Передний иЗадний светящие деревянные знаки створа Санкт - Петербургского Морского канала с высотой огня над ординаром 12,50 м и 15,00 м соответственно.Разрушены ледоходом весной 1900 года

 

 

1899

1899 - при маяке Южный Гогландский установлена пневматическая сирена

 

1900

1900, 6 января (1899, 25 декабря)маяк Стирсудден получил телефонную связь

1900, 11 октября (29 сентября) - при маяке Нижний Гогландский открыто телефонное отделение

1900 - при маяке Южный Гогландский:

- установлена  пневматическая сирена,

- проложен подводный кабель и установлена телеграфная связь маяка с портом Кунда (Эстония)

- проложена телефонная линия и установлена связь с маяком Нижний Гогландский

 

1901

1901 – учреждена туманная станция Лавенсари (Мощный)

 

 

1902

1902маяк Толбухин получил телефонную связь с островом Котлин

1902 – установлена телефонная связь маяка Сескар с Нарвой

1902 - маяк Южный Гогландский переведён на электрическое освещение

 

 

1903

 

1903  -  маяк Нерва через остров Лавенсари и мыс Кургальский получил телефонное сообщение с городом  Нарвой

 

1904

1904, 21 (08) ноября маяк Большой Тютерс был закончен строительством, освещён и открыл действие. Строительство маяка было начато 17 (04) июня 1902 года

1904 - построены Передний и Задний светящие стальные знаки створа Санкт - Петербургского Морского канала с высотой огня над ординаром 12,50 и 15,00 м соответственно

 

1905

1905пневматическая сирена на острове Каравалдай построена и введена в действие

1905 – при маяке Родшер открыто действие пневматической сирены

 

1906

1906, 20 сентября (3 октября) - построен и освещён ныне действующий маяк Южный Гогландский с кирпичной башней высотой 25,30 мот основания

 

1908

1908, апрель  - при маяке Соммерс открыто действие пневматической сирены

1910

1910маяк Шепелёвский построен и введён в действие

1910 – построена железная башня Лавенсари (Мощный) высотой 26,60 м

 

 

1912

1912 – изменены огни Южного и Северного маяков Петергофского створа

 

1913

1913 . Ацетиленовый завод Дирекции маяков и лоции в г. Выборг построен и начал заряжать газоаккумуляторы

1913 – при маяке Родшер установлена радиостанция

1913 – при маяке Соммерс установлена радиостанция

 

1914

1914 - построены Передний и Задний монолитные железобетонные маяки створа Санкт - Петербургского Морского канала на гидротехническом основании высотой 22,50 м и 43,50 м

1914 - при маяке Нижний Гогландский построен мареограф для наблюдения за уровнем моря

 

1915

1915 - построен и освещён Задний маяк Кронштадтского створа с монолитной железобетонной башней высотой 56,40 м

1915 - упразднён Передний Николаевский маяк

 

1920

1920, 14 октября – маяк Стирсудден с Карельским перешейком по Тартусскому (Юрьевскому) договору перешёл во владение Финляндии

1920, 14 октября – остров и маяк Нерва по Тартускому (Юрьевскому) мирному договору между РСФСР и Финляндией отошёл к Финляндии

1920, 14 октября – остров Родшер с маяком по Тартускому договору отошёл во владение Финляндии

1920, 14 октября – остров и маяк Соммерс по Тартускому договору отошли к Финляндии

1920, 14 октября  – остров  Сескар перешли в ведение Финляндии по Тартусскому мирному договору

1920, 14 октября - остров Гогланд с маяками по Тартускому договору отошёл к Финляндии

 

 

 

1923

1923 – маяк Кронштадтский переименован в "маяк на Военном углу"

1924

1924, 23 сентябряСеверный Петергофский маяк снесён наводнением и штормом, восстановлен в 1925 году

1924, 23 сентября - наводнение в Ленинграде с подъёмом уровня воды на 380 см выше ординара. Обнаружен наклон башни Преднего маяка Ленинградского Морского канала

 

1925

1925 – снаружи башни маяка Руускери – ныне Родшер Финляндией сделана 8-гранная железобетонная рубашка

 

 

1928

1928 - зевершение работ по укреплениюоснования Переднего маяка Ленинградского Морского канала

 

1929

1929 – у маяка РуускериРодшер Финляндией сделано берегоукрепление

1931

1931огонь Лавенсари (Мощный) установлен на стальной колонне высотой 3,70 м (Финляндия)

1931 – на маяке РуускериРодшер керосино – калильной горелкой заменили керосиновую горелку

 

 

1934

1934, 26 октября – маяк Стирсудден переведён на автономное электропитание

1934 – у маяка Руускери – Родшер Финляндией сделан слип для шлюпки

 

1935

1935, 8 августа – на маяке Большой Тютерс  комиссия приняла работы по устройству железобетонной  рубашки башни (Финляндия)

1935огонь Лавенсари (Мощный) перенесён на башню Лавенсари и установлен на высоте 20,65 м (Финляндия)

 

 

 

1936

1936 при маяке Шепелёвский установлен радиомаяк; упразднён в 1945 году

 

 

1938

1938 – на башне маяка на Военном углу в Кронштадте демонтировано фонарное сооружение

 

1939

1939, 30 ноября – маяк Руускери – Родшер выведен из действия в связи с началом советско – финской войны

1939 30 ноября   остров Сескар в ходе советско – финской войны занят войсками СССР

1939, 1 декабря – маяк Стирсудден разрушен в ходе начавшейся советско – финской войны

1939, 1 декабря – маяк Нерва разрушен в ходе советско – финской войны

1939, 1 декабря – маяк Соммерс был разрушен  в ходе начавшейся советско – финской войны. Остров Соммерс был занят войсками СССР.

1939, 1 декабря - маяк Нижний Гогландский в ходе советско - финской войны был разрушен

1939, 25 декабря - на месте разрушенного маяка Нерва установлен временный деревянный светящий навигационный знак высотой 10 метров

1939, 31 декабря – маяк Руускери – Родшер введён в действие Гидрографической службой Балтийского флота

1939, декабрь – на острове Соммерс силами Гидрографической службы Балтийского флота был установлен навигационный огонь

 

1940

 

 1940  12 марта  – остров Сескар с маяком Сескар перешёл в ведение СССР по Московскому мирному договору

1940, 1 июля – маяк Стирсудден введён в действие ГС БФ с временной деревянной 4-гранной пирамидальной башней высотой 14 м

1940, 12 марта  - остров Гогланд с маяком Южный Гогландский отошёл к СССР

 

1941

1941, 22 июня – маяк Руускери – Родшер выведен из действия в связи с началом Великой отечественной войны. Вскоре маячный городок был разрушен

1941, 29 августа - авиацией противника повреждена башня и уничтожены почти все здания маяка Южный Гогландский

1941, 2 декабря – с острова Соммерс был снят советский гарнизон

1941, 7 декабря - остров Гогланд покинули части флота и армии СССР 

1944

1944, 19 сентября - остров и маяк Руускер - Родшер в соответствии с Московским перемирием перешли во владение СССР

1944, 24...30 сентября - части флота и армии СССР приняли от армии Финляндии остров Гогланд и маяк Южный Гогландский

1944, сентябрь – остров Соммерс занят войсками СССР

1944 – восстановлен передний маяк Петродворцового створа

 

 

1945

 

1945, 26 июнямаяк на Военном углу в Кронштадте возобновил действие по окончании войны

1945, 26 июня - маяки створа Ленинградского Морского канала возобновили работу после войны

1945, 11 июля – маяк Большой Тютерс по окончании войны возобновил работу

1945, 11 июля -  на месте разрушенного маяка Нерва установлен и открыл действие светящий навигационный знак высотой 35 метров

1945, 25 августа - возобновили действие маяки Кронштадтского створа по окончании войны

1945, 25 августамаяк Толбухин возобновил действие по окончании войны

1945, 25 августа маяк Шепелёвский возобновил действие по окончании войны

1945, 27 августаогонь Лавенсари (Мощный) возобновил действие после окончания войны

1945, 27 августа  – маяк Сескар возобновил действие после окончания войны

1945, 28 августа – маяк Стирсудден возобновил действие окончании войны силами ГС БФ с временной деревянной 4-гранной пирамидальной башней высотой 25 м

1945, 28 августа – маяки Петродворцового створа по окончании войны возобновили действие

1945, 28 августа - маяк Южный Гогландский возобновил действие по окончании войны

1945, 10 сентября – маяк Руускери – Родшер по окончании Второй мировой войны введён в действие

1945, 9 октября – на острове Соммерс восстановлен навигационный огонь

1945, 30 ноября при маяке Шепелёвский установлен колокол для туманной сигнализации; упразднён 5 апреля 1976 года

1945, 30 ноября – маяк Соммерс возобновил действие с новой башней высотой 35 м

 

 

1947

1947, 10 февраля – остров и маяк Нерва по Парижскому мирному договору с Финляндией окончательно отходит к СССР

1947 – на маяке Большой Тютерс установлен вращающийся светооптический аппарат марки ЭМ-35/II

1947, 10 февраля – маяк Стирсудден вместе с Карельским перешейком в соответствии с Парижским мирным договором между СССР и Финляндией перешёл во владение СССР

1947, 10 февраля – остров Соммерс перешёл в ведение СССР в соответствии с Парижским мирным договором

 

1948

1948, 31 мая  – при маяке Сескар установлен радиомаяк направленного действия (створный). Упразднён 23 сентября 1978

1948, 7 декабря  – при маяке Сескар установлен наутофон. Упразднён 21 мая 19801

1948 – на маяке Большой Тютерс установлен кодовый светооптический аппарат марки

КЭМ-500 с линзой Л-500

 

1949

1949, 29 июня – при маяке Большой Тютерс установлен морской круговой радиомаяк марки МРМ-54м

 

 

1949

1949, 11 октября – при маяке Военного угла № 1 в Кронштадте установлен наутофон, который был упразднён в 1980 году

 

 

1950

1950 - маяк Нижний Гогландский частично восстановлен и возобновил действие в автоматическом режиме

1951

1951, май – август -   Западный и Восточный  створы Базы Литке.  Были - тпостроены три створных деревянных знака для двух створов –  силами 128-ой Маячной ремонтной партии Гидрографической службы под руководством инженер-капитана Денисова

 

 

1952

1952, 17 июля – при маяке Толбухин  размещена радиодевиационная установка – радиомаяк марки МРМ-54, который был упразднён в 1964 году

1952, 17 декабря - в связи с электрификацией маяка Нерва было объявлено об изменении цвета, увеличении дальности видимости  и изменении характеристики огня

1952, декабрь – восстановленный  маяк Нерва принят в эксплуатацию

1952, декабрь – при маяке Соммерс построены 2 жилых дома

1952, 31 декабря –маяк Руускери – Родшер восстановила в/ч 40070 под руководством полковника В.В.Мышкина, инженер-майоров Попова и Сергиенко, прораба Романова. Установлены и введены в действие линза марки Л-500 вместо классного оптического аппарата и наутофон марки 3Р/5

1953

1953, 19 декабря - при маяке Нерва установлен наутофон марки «Тритон-ВЛ-2», который вскоре был заменён на наутофон марки 3/Р5-52, который работал до 1985 года

1953, декабрь – при маяке Соммерс построено маячное техническое здание и установлены радиомаяк марки СРМ-250 и наутофон марки 3/Р5

1953 - маяк Нижний Гогландский погашен, переведён в разряд "несветящих створных знаков" и упразднён

 

1954

1954, 27 октября на маяке Шепелёвский впервые установлен импортный дизель-электрический агрегат марки ДМ-20

 

1955

1955 – при маяке Стирсудден приняты в эксплуатацию построенные новые кирпичные маячное техническое здание и два 2-квартирных жилых дома

 

1956

1956, 11 мая – маяк Стирсудден продолжил действие с новой монолитной железобетонной башней высотой    29,55 м

1956 - закончено восстановление маяка Южный Гогландский

 

1957

1957, 18 февраляпри маяке Южный Гогландский установлен наутофон. Упразднён в 1989 году

1957, 4 июля - при маяке Южный Гогландский установлен радиомаяк

1957 – на маяке Толбухин установлен новый светооптический аппарат марки ЭМН-500

1958

1958 на маяке Шепелёвский построена защитная волноотбойная стенка

 

1959

1959, 10 августа – установлен светящий задний знак Петродворцового Восточного створа

 

 

1960

1960, 23 сентября – радиомаяк при маяке Большой Тютерс переоборудован в радиодевиационную установку

 

 

1962

1962 - освещение маяков створа Ленинградского Морского канала переведено с ацетилена на электричество

 

 

1963

1963 – на маяке Большой Тютерс установлен вращающийся светооптический аппарат марки ЭМВ-3

 

 

 

1964

1964, 17 январяогонь Лавенсари перименован в маяк Лавенсари (Мощный)

1964, 07 мая – установлен новый светящий передний знак Петродворцового и Петродворцового Восточного створов

1964, 25 декабря – городок  маяка Мощный  построен и принят в эксплуатацию

1964 – маяк Стирсудден переведён на постоянное питание от государственной электросети

 

 

1965

1965,  29 ноября. - два знака створа Базы Литке Восточный, которые построил УНР-519 Морской инженерной службы Ленинградской ВМБ под руководством Григорьева и Комлева, были приняты в эксплуатацию.

 

 

1966

1966 – на маяке Мощный установлен светооптический аппарат марки ЭМН-500

1966 – при маяке Родшер установлен и введён в действие наутофон марки LIEJ вместо пришедшего в негодность. Упразднён 4 октября 1986 года

1966 – при маяке Соммерс установлен новый наутофон марки LIEJ

 

1967

1967, 05 мая - установлен новый светящий задний знак Петродворцового Восточного створа

1967, 17 октября на маяке Шепелёвский установлен наутофон вместо пневматической сирены; упразднён 21 мая 1980 года

 

 

1968

1968 – при маяке Мощный построен деревянный 1-квартирный жилой дом силами Гидрографической службы

 

 

1969

1969 – все три знака створов Петродворца подключены к береговой электросети

 

 

1970

1970 – на маяке Толбухин  УНР-519 МИС ЛенВМБ завершил начатые в 1960 году работы по берегоукреплению и благоустройству островка

 

1977

1977, 23 июняна маяке Шепелёвский установлен отечественный автоматический аппарат марки АСА-500 вместо классной  маячной светооптики

1977 - на маяке Нерва установили автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём

1977 – на маяке Соммерс установлен новый светооптический аппарат марки     АСА-500

 

1978

1978, 4 июля – на маяке Родшер установлен и введён в действие светооптический аппарат марки АСА-500

1978 – маяк Стирсудден  реконструирован силами УНР-118 (в/ч 73667) под руководством полковника-инженера Ю.А.Скорикова и майора-инженера В.П.Наварина.

1978 – завершена реконструкция маяка Сескар силами УНР-118 (в/ч 73667) под руководством полковника-инженера Ю.А.Скорикова и майора-инженера Ивановича

 

1979

1979,июнь - построено маячное техничнеское здание при Заднем Кронштадтском створном маяке силами           в/ч 73667. Руководители работ полковник - инженер Ю.А.Скориков и прораб Матвеев

 

1980

1980на маяке Шепелёвский завершены начатые в 1978 году работы по его реконструкции и строительству Навигационно – гидрографического полигона

1980. 15 июля - створ Базы Литке Восточный Извещением мореплавателям ГС БФ № 226 был объявлен для торгового мореплавания.

 

 

1986

1986 – на маяке Большой Тютерс установлен автоматический светооптический аппарат марки АСА-500

 

1987

1987 – при маяке Родшер установлен радиолокационный маяк – ответчик марки АГА ЭРИКОН УКТ 10101

1987 – на маяке Сескар классная французская оптическая система 2 разряда заменена на отечественный светооптический аппарат марки ЭМВ-930М

1988

1988на маяке Шепелёвский завершены начатые в 1987 году берегоукрепительные работы

 

1989

1989 – при маяке Соммерс упразднён наутофон

 

1990

1990, 13 ноября – маяк Родшер переведён в автоматический режим работы. Весь персонал с маяка снят

1990маяк Толбухин  ЮНЕСКО внесло в список объектов Всемирного наследия под № 540-003а5

 

 

1991

1991 - завершение работ по укреплению основания Заднего маяка Ленинградского Морского канала

 

1993

 

1993, 25 февраля - маяк Нерва переведён на работу в автоматическом режиме

 

 

2001

2001, 20 февраля -  приказом № 15 председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП)  объявлены "выявленными памятниками культурного наследия":

- Передний и Задний маяки Кронштадтского створа

- Передний и Задний маяки Петербургского Морского канала

- маяк Толбухин

- маяк Военного Угла № 1 в Кронштадте

- маяк Петродвирцовый

- маяк Передний Николаевский на Кроншлоте

 

 

2016

2016, 2 июня - Петергофский южный маяк (задний знак створа Петродворцовый) включён в перечень объектов культурного наследия регионального значения Санкт-Петербурга

2019

2019маяк Толбухин администрация Санкт-Петербурга отнесла к памятникам регионального значения

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида