Толбухин, маяк

 

 

 

Маяк Толбухин

 

Историко – техническая справка

 

           Балтийский маяк Толбухин является одним из старейших среди действующих российских маяков. Маяк расположен в восточной части Финского залива и обеспечивает подход к портам Санкт-Петербурга.

           Маяк Толбухин установлен на безымянном островке у западной оконечности отмели, простирающейся к западу от острова Котлин,  иногда называемой Котлинской косой. Он обеспечивает плавание судов по Кронштадтскому Корабельному фарватеру и служит для предупреждения о Северной, Западной и Южной Толбухинских банках. Маяк находится в расстоянии 2,8 мили (5,2 км) от западной оконечности острова Котлин.

           И если маяк Родшер стоит на морской границе России на Балтике, то маяк Толбухин стоит на морской границе Санкт-Петербурга. За ним – северная столица России.

Географические координаты маяка Толбухин:

широта 60º 02' 35" N, долгота 29º 32' 35" E.

           Расстояние от маяка Толбухин до ближайших маяков: маяк Красная Горка – 6,62 мили (12,2 км), маяк Шепелевский – 12,90 мили (23,9 км), маяк Стирсудден – 17,50 мили (32,4 км).

           «Справочник по истории географических названий на побережье СССР» издания ГУНиО МО СССР 1978 года, ссылаясь на книгу А.И.Гиппинга «Нева и Ниеншанц, часть 2, стр. 188 – 190, Спб, 1909», указывает на финское происхождение названия острова, которое иностранцами изменялось, в средние века в новгородских летописях превратилось в Котлинг, а позднее образовалась русская форма Котлин.

           Становлением маячного дела в России занимался сам Пётр Великий. Получив во время своего заграничного путешествия знания о предназначении и устройстве маяков, осознав необходимость маяков для создаваемого им военного флота, он энергично и настойчиво занялся их строительством в России. Достаточно подробно, обосновывая ссылками на исторические документы, этот период изложен в работе лейтенанта К.В.Головизнина, выполненной по поручению и под руководством выдающегося историка русского военно – морского флота, генерал-майора корпуса флотских штурманов, директора Гидрографического департамента Морского министерства Феодосия Фёдоровича Веселаго (1817 – 1895). Работа носит название «Исторические сведения о русских маяках. Часть I. Русские маяки в царствование Петра Великого 1699 – 1725 годы». Она была опубликована в Отчёте Гидрографического департамента за 1882 год и как приложение к журналу «Морской сборник».

           Первоначально маяки устанавливались только для обеспечения военного флота. Желание Петра Великого развивать морскую торговлю и обезопасить плавание купеческих судов заставили создавать маячное освещение более постоянным и «правильным».

           Первые «маяки» Пётр Великий построил в устье Дона во время Азовского похода в 1702 году. Они простояли не долго и были разрушены весенним половодьем.

           Первый русский маяк на Балтике был установлен на «Государевом раскате» (Царском бастионе) Петропавловской крепости. Маячный фонарь был зажжён  15 (4) апреля 1704 года – менее чем через год после основания крепости и, соответственно,  Санкт-Петербурга 27 (16) мая 1703 года.        

           Активные действия быстро росшего и количественно и качественно молодого российского военного флота против шведов почти на всей акватории Балтийского моря, ограниченность автономности плавания и ведения боевых действий судов летней кампанией, требовали навигационного обеспечения их плавания в теперь уже национальных морских водах Финского залива весной, когда флот уходил с зимних баз и, особенно, осенью во время коротких серых дней и длинных тёмных ночей, когда он должен был возвращаться на свои базы. Навигационные знаки и вехи устанавливались в период войны со шведами в большом количестве для ограждения фарватеров в финских шхерах.

           Пётр Великий пишет 2 августа (22 июля) 1718 года в мемории президенту Адмиралтейств – коллегии генерал-адмиралу  графу Фёдору Михайловичу Апраксину (1661 – 1728): «Для осенних ночей надлежит огням быть на Кокшхере (ныне остров Кери), Стеншхере (ныне остров Вайндло), Гогланде, Горивалдае (ныне Шепелёв) и на конце косы Котлина острова. Но для сего  только места изготовить, для того, когда нашим кораблям идти, тогда и зажигать, а не всегда. А, между тем, когда бог даст мир, можно говорить с торговыми (людьми) иных государств, чаю, что будут платить.»

           В том же 1718 году приступили к строительству постоянных маяков – нынешнего Толбухина на Котлинской косе и на Кокшхере. .

           В записке президенту Адмиралтейств-коллегии графу Апраксину от 24 (13) ноября 1718 года Пётр Великий, перечисляя сооружения, которые он полагал необходимым построить на острове Котлин, писал: «… сделать колм (маяк) каменный с фонарём на косе Котлинской.» Против этого пункта сделана пометка: «Чертёж отдан в. а.», то есть вице-адмиралу Корнелию Ивановичу (Корнелиусу) Крюйсу (1655 – 1727).

           В материалах Адмиралтейств-коллегии сохранилась справка: «В прошлом, 1718 году ноября 13 дня (по новому стилю -  24 ноября) именным Его Императорского Величества указом повелено сделать колм каменный с фонарём на косе Котлинской, о чём между прочими пунктами копия в Адмиралтейскую Подрядную контору сообщена. Да в письмах же от адмирала Крюйса на Котлин остров к капитану Лейну (капитан 1 ранга Эдвард (Идвард) Лейн, ок.1670 – 1729) ноября 18 дня (н.с. – 29 ноября) да декабря 2 числа (н.с. – 13 декабря) 1718 года писано и послан о строении оного феербакана (маяка), который повелено строить на каменной косе Котлинской, рисунок. А строить оной от губерний, и чтоб он сделал выметку, что каких материалов и работных людей со всякой губернии по препорции надобно. В вышину  да и ширину положил Его Величество в  рассуждение их, и объявил он адмиралу Крюйсу тому строению пропорцию, а именно: внизу 20 или 24 фута  (6,10 или 7,32 метра) на 4 угла, а где огню быть или гореть, пустить до 13 футов (3,97 метра), четвероугольно-ж, вышиною 45 и до 50 футов (13,73 и до 15,25 метра), а крышу над огнём 10 футов (3,05 метра), всего 60 футов (18,30 метра).»

           Как пишет далее К.В.Головизнин, «первоначальный чертёж маяка, приложенный к этому описанию, был сделан самим Государем, и подлинник находится в делах, хранящихся в Адмиралтейств-Совете (сейчас  - в Государственном военно-морском архиве РФ). На рисунке, составленном Петром, находятся собственноручные его надписи, означающие главнейшие размерения здания и внизу его же рукой написано: «протчее дается на волю архитекту». Все надписи Государя переведены на голландский язык. Внизу чертежа пометка: «Писано к Его Сиятельству Господину Генерал-Адмиралу (Ф.М.Апраксину) 13 ноября 171…». 

           К постройке маяка ещё долго не приступали. Но 13 (24) августа 1719 года  адмирал К.И.Крюйс доносил Петру Великому, что в этот день утром капитан 1 ранга Эдвард Лейн отправился к Сестре-реке для исполнения царского указа – для постановки огней как на материке, так и на Котлинской косе «дабы без потеряния времени заблаговременно изготовлено было». 

           17 (28) августа 1719 года уже сам Эдвард Лейн доносил Петру Великому: «тако-жь и на рифе Котлинском огонь в фонаре чрез всю ночь есть же». Этот день принято считать датой основания маяка Толбухин.

           К.В.Головизнин пишет, что в документах указывалось: огонь на косе содержать ежегодно. Но подвешивался ли фонарь на жердях, укреплен был на столбе или просто установлен на возвышении - о конструкции маяка сведений нет.

           4 декабря (22 ноября) 1722 года Адмиралтейств – Коллегия рассматривая дело о постройке каменного маяка на Котлинской косе, установила, что «оный феербакан до ныне не сделан» и постановила: «Послать к стольнику Самарину указ, в котором написать, что бы он, по прежде состоявшемуся Его Величества имянному указу ноября 13 дня (по новому стилю 24 ноября) прошедшего 1718 года, в предбудущую весну сделал колм каменный с фонарём на косе Котлинской.

           8 (19) июля 1723 года Адмиралтейств – Коллегия решила: «… а на Котлинской косе до опробации выше означенного же термина содержать огонь на прежнем месте и иметь со свечами фонарь». Вероятно, фонарь устанавливали на столб или на возвышенности.

           15 (26) июля 1723 года Адмиралтейств-Коллегия постановила: « о содержании огня на Гогланде, Горивалдае и Котлинской косе публиковать в народ и выставить в пристойных местах билеты, ежели кто пожелает на упомянутых местах содержать огни подрядом». В июле следующего, 1724 года публикации о вызове желающих взять аренду на содержание огней были выпущены в Петербурге, Кронштадте, Ревеле (Таллинн), и Нарве, но желающие не явились. Только рижские маяки в то время находились в аренде у частного лица – у семейства фон-Розен, наследников шведского генерал-адмирала Ганса Вахтмейстера.

           В сентябре 1723 года при поездке на остров Котлин на доклад генерал-адмирала Ф.М Апраксина о невыполнении указа о строительстве каменного маяка на косе, Пётр Великий «изволил указать строением оного (маяка) отложить до указу». При жизни Петра каменный маяк построен не был.

           В 1723 году для улучшения действия маяка свечи в фонаре заменили лампой, работавшей на растительном, конопляном масле. Существенного улучшения не наступило. В 1731 году на основании опыта Гогландского маяка решили использовать для освещения маяка дрова и каменный уголь, для чего на остров завезли железную камфору – решетчатую чашу для сжигания топлива, необходимый инвентарь и инструмент. Маяк переоборудовали и с 1737 года он стал освещаться дровами и углём. Но башни маяк так и не имел.

           В 1736 году вместо названия «Котлинский» маяк получил название «Толбухинский» в честь Федота Семёновича Толбухина (16? – 1726) - полковника морского солдатского полка, первого коменданта Кронштадта – с 1704 года, который разбил в 1705 году шведский десант, высадившийся на остров. Это название маяк носил не менее 100 лет. Ещё в 1835 году в «Описание маяков, башен и других предостерегательных знаков Российской империи»  он назывался «Толбухинский». Так маяк называл и Н.А.Бестужев. Только  в 1840 году, в следующем издании указанного «Описания…» он уже носил нынешнее наименование – «маяк Толбухин».

           12 (23) апреля 1736 года Адмиралтейств – Коллегия вновь приняла решение построить каменный маяк и поручила эту работу своему штатному архитектору, выдающемуся русскому зодчему Ивану Кузьмичу  Коробову (около 1700 – 1747), который в это время руководил завершением строительства каменного здания Адмиралтейства в Санкт – Петербурге.  

           Побывав на месте, И.К.Коробов предложил построить сначала всё же деревянный маяк и вести подготовку к строительству каменной башни. Его предложение было принято. Непосредственно строительством маяка руководил генерал-аншеф барон Иоган Людвиг Люберас фон Потт (1687 – 1752), который в тоже время строил в Кронштадте доки, причалы и фортификационные сооружения. Из-за нехватки рабочей силы на строительство маяка по указанию императрицы Анны Иоановны было направлено 140 «каторжных невольников». Работы велись в тяжёлых условиях, в холодной воде. В 1737 году была построена деревянная башня и маяк возобновил действие. К 1741 году был заложен фундамент каменной башни. В 1744 году пожар уничтожил деревянную башню и другие постройки маяка. Деревянная башня была восстановлена и простояла до 1810 года.

           В 1805 году Адмиралтейский департамент Морского министерства рассмотрел предложение Кронштадтской экспедиции поправления портов, подготовленное капитаном 2 ранга  Л.В.Спафарьевым,  об исправлении существующего маяка Толбухинский.

           В 1807 году Л.В.Спафарьев был назначен директором маяков. Под его руководством Кронштадтской конторой поправления портов был составлен проект каменного маяка Толбухинский, который был рассмотрен, исправлен и дополнен главным архитектором Морского министерства, завершившим создание в нынешнем виде  здания Адмиралтейства, выдающимся русским архитектором Андрияном Дмитриевичем Захаровым (1761 – 1811).

           Строительство маяка было начато под руководством архитектора Бирсона в 1809 году и закончено в сентябре 1810 года. Маяк в нынешнем виде находится в эксплуатации уже в течении 218 лет.          

           Маяк представляет собой коническую кирпичную башню высотой 23,80 м. На верхней площадке башни установлено фонарное сооружение с маячным аппаратом. Высота фонарного сооружения была 3,80 м и полная высота башни с фонарным сооружением -  27,60 м. Башня установлена на высоте 2,14 м над уровнем моря.

           На расстоянии 16,60 м от башни построен двухэтажный кирпичный «караульный» дом для смотрителя и служителей маяка. Дом соединён с башней на уровне второго этажа галереей, опирающейся на 5-пролётную аркаду, которая является уникальным архитектурным решением в маячном строительстве. Решение было вынужденным в связи с довольно частыми нагонами, при которых островок покрывался водой полностью и путь из дома в башню представлял рискованное предприятие. Сейчас аркада застроена подсобными помещениями и не видна. Кроме того были построены баня и сарай для шлюпки.    

           Башня маяка Толбухин имеет бутовый фундамент на свайном основании. Грунт Котлинской косы – моренные отложения. В основании башня имеет диаметр 10,00 м, в верхней части – 7,40 м. Внутреннее цилиндрическое помещение башни имеет диаметр 5,00 м. Стены башни имеют  толщину внизу 2,5 м, вверху – 1,20 м. В башне 6 этажей. Междуэтажные перекрытия и маршевая лестница деревянные. На каждом этаже по 4 оконных проёма. Снаружи и внутри башня оштукатурена и побелена.

           К западу от башни были забиты углом три ряда свай для защиты башни от навала льда, волн и укрепления основания башни. Построенное в 1970 году берегоукрепление маяка также углом направлено на запад.

           Маячный аппарат был первоначально катоптрический, то есть отражательный. Он освещал постоянным белым огнём горизонт, за исключением береговой части острова Котлин. Аппарат состоял из 24 масляных ламп с отражателями – параболическими рефлекторами. Дальность видимости огня была 15 ¼ мили (28 км). Впоследствии, к 1860 году, количество ламп сократили до 18 штук и дальность видимости огня – до 10 ¾ мили (20 км). Рефлекторы сделали ученики талантливого механика и оптика Осипа Ивановича Шишорина (около 1758 – около 1820)  в его мастерской навигационных приборов на Адмиралтейских верфях из изготовленных по договорённости Л.В.Спафарьева на Санкт-Петербургском Александровском заводе платинированных (медных с серебряным покрытием) листов.

           В 1821 году будущий декабрист капитан-лейтенант Николай Александрович Бестужев (1791 – 1855), помощник директора балтийских маяков с 1819 года, установил на маяке  Толбухинский изобретённый директором балтийских маяков генерал-майором Л.В.Спафарьевым маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. Обладавший писательским талантом Н.А.Бестужев  свои впечатления, полученные от пребывания по долгу службы на маяках, описал в рассказе «Толбухинский маяк», опубликованном впервые только в 1860 году, после  смерти автора, в  сборнике «Рассказы и повести старого моряка Н.Бестужева». После событий на Сенатской площади 26 (14) декабря 1825 года Н.А. Бестужев пытался бежать через маяк Толбухин в Швецию, но был схвачен по дороге из Кронштадта на острове Котлин.

           Кирпичный «караульный» дом имеет в плане размер 12,60 х 10,60 м. Высота помещений – 3,00 м. Толщина стен дома 70 см. Отопление печное, освещение – те же масляные лампы.

           В 1833 году при маяке установили оптический телеграф для передачи сообщений о кораблях, идущих в Кронштадт, а также о событиях на акватории западнее острова в Кронштадт. Для размещения команды телеграфистов к караульному дому было пристроено 2-этажное кирпичное здание размером в плане 5,60 х  8,00 м.

           Смотрителями маяка Толбухинский в те годы директор маяков назначал старших унтер-офицеров флота, которых по выслуге производили в офицеры. Служителями маяка были матросы флотского экипажа. После отмены крепостного права в России   в 1861 году на маяках Балтики смотрителями маяков с 1867 года начали назначать младших чиновников, а служителями – лиц с вольного найма.

          В апреле 1855 года в ходе Крымской кампании 1854-1856 годов в Финском заливе в непосредственной близости к Кронштадту появилась англо – французская эскадра.  Маяк Толбухин освещение прекратил, но потерпел повреждения от неприятеля. Он возобновил освещения после удаления неприятеля в конце октября и прекратил его 4 декабря (22 ноября) 1855 года, как и ранее, с покрытием Кронштадтского рейда льдом.

           «15 (3) ноября 1861 года командой маяка Толбухин были спасены люди с погибших в виду маяка двух сейм (рыбацких лодок). Чины маяка были награждены деньгами» (К.В.Головизнин).

           Л.В.Спафарьев предпринимал различные действия для установки на маяках России диоптрических – преломляющих линз Френеля, появившихся в Англии и Франции,  позволявших значительно улучшить работу маяков. Но руководство Морского министерства не оценило это новшество. Потребовалось поражение в Крымской кампании 1854-1856 годов, чтобы понять крайнюю необходимость переоборудования маяков. Под непосредственным руководством великого князя Константина Николаевича за границей стали заказывать новые маячные аппараты.

           В 1865 году обсуждалась замена маячного аппарата. Гидрографический департамент предполагал установить аппарат 3 разряда с белым вертящимся огнём и проблесками через 1 минуту. Кронштадтское общее собрание считало полезным установить аппарат 2 разряда с проблесками силой 965 карселей. Тогда сила света маяка Толбухин превзойдёт силу света маяков Кокшхер (Кери) и Верхний Гогландский. Телеграф к этому времени упразднили.

           Осенью 1866 года во время шторма и сильного нагона был размыт фундамент башни, сложенный из булыжника. В 1867 году повреждённые участки фундамента заменили правильной кладкой из отборной бутовой плиты  средней высотой 90 см.

           С английскими заводчиками «Братья Чанс и Кº» был заключён договор об изготовлении ими и погрузке на пароход для отправки в Россию в сентябре 1867 года  френелевского аппарата 3 разряда и металлического фонарного сооружения в полном комплекте с целью установки нового освещения маяка в том же году. Но из-за задержек завода срок отправки был сорван. Их установка была осуществлена в первой половине 1868 года.

           Для недопущения прекращения освещения маяка при установке нового оборудования на западной стороне верхней площадки башни, диаметр которой 9,40 м,  было построено временное деревянное фонарное сооружение, в котором был установлен старый фонарь с лампами и рефлекторами. После этого было снято старое фонарное сооружение и переделан верхний свод башни над внутренним помещением, на него был установлен чугунный цоколь нового фонарного сооружения высотой 7,5 футов (2, 28 м) и диаметром 2,80 м, внутри которого был установлен вращательный механизм. Вокруг цоколя была восстановлена верхняя площадка. На цоколь была поставлена остеклённая часть фонарного сооружения с десятью зеркальными прямоугольными плоскими штормовыми стёклами размером 805 х 1720 (h) мм и толщиной 10 мм. Это фонарное сооружение стоит на маяке до сих пор.

           Внутри фонарного сооружения был установлен френелевский аппарат 3 разряда. В аппарат была вставлена лампа, изготовленная в 1867 году в мастерских Дирекции маяков и лоции Балтийского моря в Ревеле (Таллинн) и демонстрировавшаяся на Всемирной выставке  в Париже.

           Оптическая система имела диаметр 1280 мм,  высоту 1625 мм, фокусное расстояние 500 мм и вращалась на роульсах (круговых рельсах) часовым механизмом со скоростью 1 оборот за 8 минут. Часовой механизм приводился в действие грузом весом около 100 кг, подвешенном на тросе диаметром 8 мм и длиной 15 метров. Ходовая высота опускания груза была только 6,5 м – на два верхних этажа башни. Это расстояние груз проходил за 1 час 25 мин.

           11 июля (29 июня) 1868 года маяк начал освещение новым аппаратом. Огонь маяка стал на 90 см выше от уровня моря  - 95 футов (28,95 м) и виден с уровня моря на 11,2 мили (20,7 км), а с высоты глаза 15 футов (4,58 м) – до 16,6 мили (30,7 км). Характеристика огня: проблеск длительностью 15 сек через 45 сек – период 1 минута. Маяк стал четвёртым по силе света маяком  России на Балтике после маяков Дагерорт (ныне Кыпу), Сескар и Рижский верхний. С заменой постоянного огня на вертящийся была  предотвращена всякая возможность принятия огня маяка за судовой огонь. Кроме того, втрое уменьшился расход масла для освещения: со 130 золотников (560 грамм) для 18 ламп в час до 44 золотников (190 грамм) в час для одной лампы. Этот аппарат работал до 1954 года, но менялись лампы.

           В 1867 и 1868 годах был выполнен ремонт башни, зданий маяка и произведено берегоукрепление островка.

            15 (3) октября 1873 года ночью при штормовом юго-западном ветре вода в Кронштадте поднялась на 208 см выше ординара. Маяк Толбухин получил разрушения и повреждения. В течении 1874 и 1875 годов была построена новая деревянная баня на бетонном фундаменте, пристроены уборные и под арками галереи устроены деревянные кладовые.

           В 1878 году маяк Толбухин был переведён с освещения растительным конопляным маслом на освещение минеральным тяжёлым осветительным маслом – петролеумом – продуктом перегонки нефти, фракцией между керосином и соляром (дизельным топливом). Это был важный шаг в развитии маячного дела. Улучшилось качество и надёжность маячного огня. Сила света аппарата оценивалась в 12 000 свечей. Расход петролеума за минимальное время работы маяка в течении года, составлявшее 260 ночей, был 73 пуда (1200 кг или 1400 литров).          

           Было также проведено усовершенствование маячной башни. В нижнем этаже было устроено хранилище петролеума. Покрытие верхней площадки из свинцовой выстилки  в целях предотвращения проникания воды внутрь башни было заменено на асфальт. В 1880 году по асфальту сделали покрытие из железных листов. При маяке с северной стороны островка была устроена пристань с глубиной 0,90 м рядом с ранее устроенным спуском для шлюпок.

           В 1885 году на маяке был установлен колокол весом 20 пудов (328 кг), отлитый из пушечной зелёной меди за 128 рублей на заводе Виганда в Ревеле (Таллинн). В колокол звонили во время тумана редкими ударами. Позднее стали делать два тройных удара («рында») в 1 минуту. Этот колокол до сих пор находится на верхней площадке башни.

           В 1886 году на северной стороне острова был восстановлен спуск для маячной шлюпки и построена небольшая пристань на ряже с глубиной около 1 метра. Подходить можно было только в тихую погоду, так как вокруг острова находятся подводные, осыхающие и надводные камни.

           В 1902 году по распоряжению Почтово – телеграфного ведомства была установлена телефонная связь с маяком Толбухин. Телефонный кабель между маяком и островом Котлин был уложен при участии транспорта Дирекции маяков и лоции «Самоед». На маяке была открыта телефонная станция, заведование которой возложено на смотрителя маяка.

           В 1914 году была изменена окраска башни. Посредине  высоты башни нанесли чёрную горизонтальную полосу высотой 6,00 метров. К 1935 году эту полосу убрали.          

           Во время Первой мировой войны 1914 – 1918 годов с западной стороны башни на уровне её третьего этажа было сделано на консолях помещение наблюдательного поста. Это помещение использовалось и во время Великой Отечественной войны. В 60-е годы при ремонте башни помещение было разобрано и стена восстановлена.

           В 1937 – 1940 годах при маяке была размещена радиопеленгаторная станция службы связи, для размещения которой были пристроены помещения. После войны станция была убрана.

           В 1938 году было установлено, что при экстренном временном закрытии фарватера от плавмаяка «Ленинград» (там сейчас стоит Санкт-Петербургский приёмный буй) до Военного угла Кронштадтской гавани для всех судов маяк Толбухин вместо белого светил красным огнём при сохранении характера огня. После войны это отменили.

           В 1941 году на верхней площадке башни с восточной стороны фонарного сооружения была сделана деревянная будка поста СНиС для наблюдения в строну Кронштадта. Она также была разобрана в 60-е годы.

           В 1941 году при авианалётах противника маячная оптическая система получила повреждения. В 1942 году её сняли и поместили на склад гидрографической службы в Кронштадте. Во время хранения были утрачены все винты крепления и многие основные металлические детали. На маяке в 1942 году был установлен ацетиленовый аппарат марки Ф-300, который стоял до 1947 года.

           25 августа 1945 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ о возобновлении после войны действия маяка Толбухин белым огнём при 15 проблесках в минуту и дальности видимости 12 миль (22 км).

           В 1947 году была установлена линза Л-500 с электролампой мощностью в 1 квт, электропитание которой осуществлялось от агрегата марки Л-3, установленного в первом этаже башни маяка. Огонь маяка был белый  постоянный при дальности видимости 17 миль (31 км). Об этом было объявлено 11 декабря 1947 года в Извещении мореплавателям ГС БФ  № 717.

           В октябре 1948 года инженеру Гидрографического отдела Балтфлота   Л.Н Горбунову удалось восстановить светооптический аппарат и он его установил на маяке. Основное количество деталей было сделано в мастерской Гидрографической службы  в Ломоносове. В качестве источника света в светооптическом аппарате была временно установлена керосинокалильная горелка типа «Марш» (ОЛДФЗ), изготовленная  ещё во время Первой мировой войны 1914 – 1918 годов, до получения от промышленности нового оборудования. Больше на складах ничего не было.   Калильная сетка – колпачёк – имела  высоту 120 мм и диаметр 60 мм.  Расход керосина был около 500 грамм в час. Сила света аппарата увеличилась с

15 000 свечей до 36 000 свечей. Об изменении огня маяка на прежний белый проблесковый  с характером: свет 15 сек + темн. 45 сек – период 60 сек было объявлено 25 ноября 1948 года в Извещении мореплавателям  ГС БФ № 487. Там же сообщалось об установке резервного огня с характером основного огня, но дальностью видимости 10 миль (18 км).  Керосин использовался для освещения маяка до 1957 года.

           Во время войны все штормовые стёкла фонарного сооружения были сильно повреждены. В 1949 году было сделано остекление составными, а в 1950 году –  целыми стёклами.

           17 июля 1952 года при маяке был установлен радиомаяк Толбухин, предназначавшийся для определения радиодевиации. Он имел опознавательный сигнал «ТУ», дальность действия 30 миль (55 км), работал на частоте 318,5 кгц и волне длиной 942 м. В 1960 году был установлен радиомаяк марки МРМ-54. В 1964 году радиомаяк был упразднён и перенесён на тогда ещё знак Красная Горка.

           Около 1955 года был упразднён колокол как средство навигации, но оставлен на маяке как историческая реликвия.

           В 1957 году на маяке был установлен новый отечественный светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой. Характер огня стал иным: свет 3 сек + темн. 9 сек – период 12 сек – 5 проблесков в минуту. Дальность видимости огня осталась прежней – 16 миль (30 км).

           В 1961 – 1967 годах на маяке проводились ремонтные работы и осуществлялся монтаж новых технических средств. В 1962 – 1963 годах установлен ретрансляционный исполнительный  пункт системы телеуправления СТУМ-62. В 1966 году аппаратура была демонтирована и передана в ВВМУ им. Фрунзе. В 1964 году установили опытную автоматическую ветродизельэлектрическую установку АВДЭУ (тема НИОКР «Мегра»), которая после проведения пуско-наладочных работ была поставлена на госиспытания в 1965 году. В 1973 году установка была демонтирована.

           В 1960 – 1970 годах 519 УНР Морской инженерной службы ЛенВМБ выполнил работы по берегоукреплению острова и строительству пирса. Берегоукрепление из сборных железобетонных плит с креплением их сваями из шпунта Ларсен IV шириной 6,00 м было выполнено по периметру островка длиной 214 м. С северной стороны острова был устроен пирс из железобетонных и стальных конструкций длиной 51,00 м и шириной 6,00 м для катеров с осадкой до 1,20 м. Голова пирса располагается на глубине 2,00 м. Высота пирса над уровнем моря 1,50 м. По пирсу была проложена узкоколейная железная дорога шириной 750 мм и длиной 75,00 м от места разгрузки катеров до складов маяка. Разрушенный старый ряжевый пирс был разобран и убран. По верхней бровке берегового откоса была сделана бетонная  волноотбойная стенка и ветрозащитный забор. На островке вместо пришедших в негодность зданий были построены: склад ГСМ в таре, сарай для шлюпки, хозяйственный сарай, а также реконструирован колодец. Была сделана наружная канализация.

           Сейчас облик маяка не в полной мере соответствует замыслу его создателей. Беспорядочная застройка хозяйственными будками территории между башней и домом полностью закрыли великолепную и уникальную аркаду галереи, о которой всегда упоминалось в описаниях маяка в книгах «Описание маяков, башен и других предостерегательных знаков Российской империи» во второй половине XIX века. Учитывая отсутствие потребности в этих постройках, их необходимо снести, привести в порядок аркаду и галерею и явить миру исторический маяк во всём его великолепии.  Необходима реконструкция жилого дома для создания нормальных бытовых условий маячникам.

           В 1990 году маяк Толбухин под номером 540-003а5 был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с фортами Кронштадта. В 2001 году Комитетом по охране памятников Санкт-Петербурга он был признан вновь выявленным памятником истории и культуры России.

           Начальниками маяка были: в 1953 году – Абрамов, в 1980 году – В Рындин.

           Маяк Толбухин находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

 

Ю.Шухин

 

5 октября 2018 года

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида