Стирсудден, маяк

 

 

 

Маяк Стирсудден

 

    Историко – техническая справка

 

Маяк Стирсудден установлен на поросшей лесом возвышенности в 6 кабельтовых – 1,10 км к ENE  от мыса Стирсудден и в 11 милях – 20,3 км к NW от входа в пролив Бьёркёзунд. Низменный мыс Стирсудден расположен на северном берегу Финского залива в месте поворота берега с западного направления от мыса Лисий Нос на северо-запад в сторону Выборгского залива.

Маяк Стирсудден находится на территории Выборгского района Ленинградской области вблизи от селения Озерки. Ранее существовавшая финская деревня Сейвастэ, которая была связана с маяком улучшенной дорогой длиной около 3 км, вошла в селение Озерки. Рядом с маяком проходит Приморское шоссе, по которому до города Приморск – ранее Койвисто – 39 км. До ближайшей железнодорожной ранее станции, а теперь платформы Яппиля на линии Зеленогорск – Приморск расстояние 12 км.

Название маяка принято по наименованию близлежащего мыса. Название мыса шведское и, предположительно, образовано от шведских слов: styra – «управлять, направлять» (или  styre – «руль, кормило») и  udden – «мыс», то есть «напраляющий (или рулевой) мыс». После 1920 года мыс носил финские названия: Меленеми – происхождение не выяснено и Сейвастэ – в переводе с финского «шест, кол, жердь» - по названию расположенной невдалеке деревни, ныне вошедшей в состав селения Озерки. Традиционное название «Стирсудден» закреплено за мысом решением Леноблисполкома от 27 мая 1950 года («Справочник по истории географических названий на побережье СССР», № 9012, издания ГУНиО МО СССР, 1976 год)

Маяк высотой 29,55 м установлен на высоте 21,70 м над уровнем моря в расстоянии около 900 м от береговой черты.

Географические координаты маяка Стирсудден:

широта 60° 11,2' N, долгота 29° 01,9' E

Штатный номер маяка Стирсудден по книге «Огни и знаки Балтийского моря,        № 2201, издания 2009 года» - 593. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – С5584.

Этот маяк служит для плавания между Кронштадтом и островом Сескар, входа в самую узкую часть Финского залива, а также для входа в пролив Бьёркёзунд и выхода из него.  Маяк Шепелёвский расположен на расстоянии 12,4 мили – 23 км от маяка Стирсудден.

Для обеспечения походов военного флота России вдоль южного берега Финляндии во время Северной войны и, особенно, его возвращения в Кронштадт осенью в условиях коротких пасмурных дней и длинных ночей Пётр Великий решил установить два маяка. 24 (13) августа 1719 года вице-адмирал Корнелий Иванович Крюйс (1657 – 1727)  доносил из Петербурга  Петру I, находившемуся с флотом у берегов Швеции: «…сего  утра рано капитану Эдвард Лейн отправился к Сестре-реке для исполнения Вашего Царского Величества всемилостивейшего указу, для постановки огней как на материке, так и на косе Котлинской, дабы без потеряния времени заблаговременно изготовлено было».

28 (17) августа 1719 года одновременно с докладом о закладке маячного огня на Котлинской косе – ныне маяка Толбухин капитан 1 ранга Эдвард Лейн (1670 – 1729)  доносил: «На Выборгской стороне на мысу Стирсудден огонь зачал класть сего же августа с 15 числа и во всю ночь непременно горит».

Следовательно, 26 (15) августа 1719 года есть день открытия действия маяка Стирсудден.  

Огонь этот, как представляется, с окончанием Северной войны в 1721 году стал не нужен. Только в 1804 году возглавлявший съёмку Балтийского моря контр-адмирал Гавриил Андреевич Сарычев (1763 – 1831) указал на необходимость установки навигационного знака на мысе Стирсудден. В 1805 году Адмиралтейский департамент Морского ведомства решил построить опознавательную башню на этом мысе.

Из-за отсутствия точных сведений можно предположить, что башня была построена около 1810 года. В первое издание «Описания маяков, башен и других предостерегательных для мореплавателей знаков Российской империи» 1835 года уже была включена «Стирсуденская башня» на мысе Стирсуд, которая не освещалась и «находилась в ведении гражданского начальства Выборгской губернии». Описание и размеры башни не приводились.

В 1838 году башня была возобновлена, так как, наверное, за более чем 25-летний срок эксплуатации в условиях высокой влажности и значительных ветровых нагрузок морского побережья обветшала и разрушилась.

В «Описаниях маяков…» издания 1840 и 1845 годов помещено описание и рисунок башни. Это было белое деревянное 6-гранное сооружение в форме усечённой пирамиды с остроконечной чёрной крышей, обшитое досками с просветами высотой 35 футов и 6 дюймов –10,85 метра. Башня была установлена на высоте 71 фут над уровнем моря – 21,65 метра. В изданиях «Описания…» последующих лет внешний вид башни сохраняется. Только с 1863 года  северную и западную стороны башни, а также крышу стали красить в красный цвет.

В августе 1856 года в «Отчёте директоров Балтийских маяков и Гидрографического департамента» управляющему флотом и Морским ведомством  генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу (1827 – 1892) сообщалось, что «…на Стирсуддене для обеспечения судов, лавирующих вне огней Сескара и Толбухина, и для выходящих ночью из Биэркэ-Зунда полезен огонь, но не представляет крайней необходимости».  Генерал-адмирал «посчитал это предложение полезным и изволил приказать постройку маяка на Стирсуддене иметь в виду по мере возможности».  

Строительство маяка на мысе Стирсудден обсуждалось несколько лет. В 1861 году оно было поставлено на 4 место по важности среди 11 маяков, необходимых  для мореплавания на Балтике.

В 1864 году Кронштадтское общее собрание командиров военных кораблей и капитанов (шхиперов) торговых судов при обсуждении требований к будущему маяку на мысе Стирсудден решило, что на маяке должен быть установлен маячный аппарат системы Френеля – преломляющий 3 разряда с постоянным красным огнём. В 1868 году генерал-адмирал Константин Николаевич согласился с этим требованием, но приказал красный огонь заменить на постоянный белый.

В 1870 году флотское руководство сделало вывод, что «…после осуществлённых постройки маяка на острове Стеншер – ныне остров и маяк Вайндло и изменения освещения Экгольмского маяка – ныне маяк Мохни для полного и совершенно удовлетворительного освещения Финского залива от Кронштадта до Ревеля необходимо только построить маяк Стирсудден». Его стоимость по сравнению с другими маяками не может быть большой. Высокую башню делать не нужно из-за достаточной высоты места установки маяка. Маячный аппарат можно разместить в доме смотрителя и прислуги. Гидрографический департамент распорядил составление чертежей и сметы на строительство имея в виду начало работ в 1872 году.

В июне 1871 года проект и смета на постройку каменного маяка со службами были направлены в Строительное отделение Морского технического комитета Морского ведомства. Генерал-адмирал Константин Николаевич одобрил выбор места для маяка и установку преломляющего аппарата уже 2 разряда с постоянным белым огнём, но приказал ограничить предел огня с севера румбом NW 48°, сохранив южный предел проектным румбом SO 76º, что соблюдалось до конца 30-х годов ХХ века.

В июле 1872 года Гидрографический департамент в Лоцманских записках объявил мореплавателям о том, что «…деревянная башня Стирсудден разобрана и начата постройка на том же месте каменной маячной башни». В Отчёте  Гидрографического департамента за 1872 год указывалось, что огонь маяка будет на высоте 117 футов – 35,70 м от уровня моря. Высота места установки маяка от уровня моря 71 фут – 21,70 м. Маяк будет представлять собой каменное 1-этажное здание со встроенной 8-гранной призматической каменной башней, в фонаре которой  установят преломляющий аппарат 2 разряда с белым постоянным огнём. Маяк будет освещать сектор горизонта в 216°. Высота огня от основания башни 46 футов – 14,00 м. Аппарат был заказан в Англии на «Заводе братьев  Чанс и Кº» и должен быть доставлен в Ревель с открытием навигации 1873 года. Лампу (горелку) с давящим поршнем, освещавшуюся растительным конопляным маслом, изготовили в мастерской при Дирекции маяков и лоции в Ревеле. В башне была устроена каменная винтовая лестница.

Маячное здание было П-образное. Центральная часть со встроенной башней имела размер в плане 18,00 х 6,50 м, оба его крыла – 10,30 х 6,00 м. Высота помещений была 3,20 м и 3,50 м. Отопление было печное, освещение – керосиновое, вода – из колодца на территории маячного городка. В маячном здании размещались: квартира смотрителя маяка, отдельные комнаты для женатых служителей маяка, а также кладовая для осветительных материалов. Как пишет Е.А.Балашов в книге «Карельский перешеек. Земля неизведанная. Часть 3. Изд. 2006 год»: «Строили маяк эстонские рабочие и даже кирпич привозили из Таллинна», что вполне естественно, если учесть, что заказчик строительства маяка Дирекция маяков и лоции находилась в Ревеле и имела деловые отношения с местными строительными организациями, которые построили несколько маяков в Эстонии и накопили опыт работы на таких своеобразных объектах. К осени 1872 года здание с башней «вчерне» было построено. Были построены также баня, погреб и колодец.

Освещение маяка Стирсудден было начато 4 августа (23 июля) 1873 года.   

Е.А.Балашов сообщает, что первым смотрителем маяка был назначен Отто Вильгельм фон Люде.

Маяк освещали во время навигации, когда залив был свободен от льда. До 1899 года маяк не освещали в течении года от 60 до 160 зимних ночей.

В 1881 году маяк вместо растительного масла стали освещать минеральным маслом, как его тогда называли,- пиронафтом - керосином особого сорта. Его расход составлял 410 грамм в час. За год расходовали от 1200 до 1400 кг пиронафта в зависимости от длительности навигации. Сила света маячного аппарата при этом увеличилась до 2000 свечей, а дальность видимости огня была 16 миль - 30 км.

25 октября 1899 года на маяке была установлена телефонная станция, обеспечившая связь с почтово – телеграфной станцией Новая Кирка. В 1905 году станцией маяка было получено и отправлено 543 служебные и частные телеграммы.

В конце XIX века при маяке была создана спасательная станция Stirsudd, которую Финляндия упразднила в 1932 году.

В июне 1907 года около маяка на даче профессора Н.М.Книповича (1862 – 1939) жил В.И.Ленин  (1870 – 1924)  с женой Н.К.Крупской (1869 – 1939) и тёщей Е.В. Крупской (1843 – 1915). В память о пребывании вождя рядом с сохранившимся фундаментом дачи был установлен гранитный памятный знак.

В 1913 – 1914 годах при маяке построили деревянные ледник, кладовую, сарай и забор.

Уже в начале ХХ века выяснилось, что высота маяка 14,00 м недостаточна. Маяк закрывался растущим окружающим лесом. Ещё в 1914 году был подготовлен проект увеличения высоты башни до 25,00 м. Но начавшаяся война помешала его реализации.

Е.А.Балашов пишет, что вторым смотрителем маяка стал зять фон Люде - эстонец Петер Марьяк. В 1914 году его сменил Трофимов, а в 1918 году смотрителем стал морской капитан Эмиль Виркки, прослуживший на этом посту до начала советско – финской войны в 1939 году.

А.А.Раздолгин и Ю.А.Скориков в книге «Кронштадтская крепость» (Стройиздат ЛО, 1988 год) пишут, что в целях противодействия возможной высадке десанта немецких войск в восточной части Финского залива в ходе 1-ой Мировой войны было принято решение о строительстве на мысе Стирсудден стационарной  батареи с четырьмя 10-дюймовыми орудиями. Е.А.Балашов в указанной выше книге сообщает, что в спешном порядке 31 декабря 1916 года (с.с.) силами в основном мобилизованного местного населения численностью до 500 человек было начато строительство железнодорожной ветки нормальной колеи от станции Яппиля в район маяка протяжённостью 11,8 км. К 7 февраля 1917 года (с.с.) рельсы уложили на всём протяжении дороги на неделю раньше установленного срока. Но грунтовая насыпь и щебёночный балласт были выполнены наполовину, не хватало значительного количества шпал. 31 марта 1917 года, после Февральской революции (23 февраля – 2 марта 1917 года, с.с.), работы были прекращены. После отделения Финляндии от России комиссия Сената 8 ноября 1918 года приняла постановление о демонтаже дороги, что было выполнено к 25 ноября 1919 года. Грунтовую насыпь дороги можно и сейчас видеть в лесу в районе маяка.

4 сентября 1919 года в районе мыса Стирсудден на русском минном заграждении подорвался и затонул английский эсминец «Вeрулам» («Verulam») постройки 1917 года, водоизмещением 1367 тонн. Он участвовал в боевых операциях против Красного Флота вместе с армией генерала Н.Н.Юденича. Погибли 9 моряков, которые были похоронены около деревни Сейвастэ. Могилы не сохранились.

В 1920 году по Тартускому (Юрьевскому) мирному договору РСФСР и Финляндии маяк Стирсудден вместе со всем Карельским перешейком отошёл к Финляндии.

28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было подписано «Соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы». Этим соглашением устанавливался порядок  согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР для обеспечения плавания торговых, в основном иностранных, судов в порт Петроград. СССР  возложил на себя 50 % расходов на эти цели.

Маяк Стирсудден получил новое название «маяк Сейвястэ» по названию  близлежащей деревни.

В 1927 году на маяке работали: смотритель маяка, один старший и два младших смотрителя. Их зарплата составляла 69 000 марок в год.

Маяк освещался керосино – калильной 3-фитильной лампой – горелкой, которая потребляла около 1 700 кг керосина в год стоимостью 3 000 марок.     

На 7-ой Конференции представителей СССР и Финляндии, состоявшейся с 1 по 10 июня 1932 года, было признано нужным на маяке Сейвястэ переоборудовать постоянный огонь в проблесковый с заменой керосино – калильной горелки электролампой. Выполнить эту работу предполагалось как только в район маяка - к деревне Сейвястэ будет подведён электрокабель.

В 1934 году работа была выполнена. В акте от 28 октября 1934 года представители СССР и Финляндии указали: «…переоборудование постоянного маячного огня маяка Стирсудден на проблесковый осуществлено при старой оптической системе путём замены существовавшей ранее керосиновой горелки электролампой мощностью 500 ватт с автоматическим прерывателем. В качестве запасного источника света в случае неисправности электроосвещения на маяке имеется ацетиленовый проблесковый аппарат».

1 октября 1934 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 915 на основании соответствующего извещения Финляндии было объявлено, что маяк Сейвестэ (Стирсудден) переведён на электрическое освещение. Огонь маяка белый проблесковый с характеристикой: свет 5 сек + темн. 2 сек + свет 5 сек + темн. 8 сек – период 20 сек. Дальность видимости огня осталась прежней – 16 миль – 30 км. Указано было, что в качестве  резерва используется газовое (ацетиленовое) освещение.  Стоимость работ по электрификации маяка составила 47 901 марку. В результате этой работы штат маяка сократили до 1 человека – смотрителя маяка и ежегодная сумма  расходов на содержание маяка уменьшилась с 78 085 марок в 1931 году до 35 293 марок в 1937 году.

Е.А. Балашов пишет, что при маяке установили сигнальную мачту для предупреждения рыбаков о шторме, подвижке или разрушении льда.

В здании маяка разместили курсы морских унтер – офицеров. При маяке организовали метеостанцию.

В первый же день советско – финской войны 30 ноября 1939 года были уничтожены 5 маяков, о чем было объявлено в Извещениях мореплавателям ГС ВМФ 1939 года № 1195 и 8 января 1940 года № 19. Три маяка: Нерва, Соммерс и Стирсудден были взорваны финами. Маяк Нижний Гогландский уничтожила советская канонерская лодка. Кто уничтожил Верхний Гогландский маяк у меня сведений нет.

На маяке Стирсудден была уничтожена центральная часть маячного здания с башней. Оба крыла здания сохранились. Поскольку маяк был необходим для обеспечения боевых действий кораблей Балтийского флота, была построена временная башня и маяк открыл действие,  о чём было объявлено 1 июля 1940 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 642. Башня была высотой 14,00 метров белая 4-гранная пирамидальная деревянная обшитая досками с просветами. На верхней площадке были установлены основной электрический фонарь, резервный ацетиленовый фонарь с линзой L-200 и сигнальная мачта с реей. Основной огонь маяка был красный проблесковый с характеристикой: свет 1,6 сек + темн. 8,4 сек - период 10 сек, 6 проблесков в минуту, его дальность видимости была 16 миль – 30 км. Резервный огонь был также красный проблесковый, но имел 14 проблесков в минуту: свет 1,3 сек + темн. 3 сек – период 4,3 сек. 31 декабря 1940 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 1554 было объявлено, что огонь маяка стал белым вертящимся с характеристикой: свет 3,75 сек + темн. 3,75 сек – период 7,5 сек. Дальность видимости огня маяка стала 12 миль – 22 км.

Эта башня маяка Стирсудден простояла всю Великую Отечественную войну, «пережила» все военные действия на Карельском перешейке и в Финском заливе. После войны она была переоборудована в вышку поста СНиС. Смотрите прилагаемую фотографию.

            С началом Великой Отечественной войны освещение маяка было прекращено.  Начав в средине июля 1941 года наступление, финская армия 31 августа 1941 года вышла на линию старой границы. Советская армия в операции по ликвидации блокады начала наступление 9 июня 1944 года. К 9 июля Карельский перешеек был занят советскими войсками. После форсирования Советской армией реки Вуокса 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны, подписав перемирее с СССР. Парижским мирным договором с Финляндией,  подписанным 10 февраля 1947 года было подтверждено, что  Карельский перешеек принадлежит СССР.

 Действие временного маяка Стирсудден возобновилось 28 августа 1945 года, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ № 170.

Учитывая важность маяка и необходимость улучшения его навигационных качеств рядом с сохранившейся маячной башней высотой 14,00 метров постройки 1940 года, на расстоянии 10,00 метров от неё, 128 Ремонтно – восстановительная партия под руководством майора Берёзкина и Евсеенкова построила новую временную башню маяка высотой уже 25,00 м. Это была также белая, но с двумя красными горизонтальными полосами в верхней части  4-гранная пирамидальная деревянная обшитая досками с просветами башня. Стойки башни из брёвен опирались на лежни также из брёвен. В основании башня имела размер в плане 8,00 х 8,00 м. Верхняя площадка имела размер 4,00 х 4,00 м. Башня имела 6 промежуточных площадок. Расстояние между площадками по высоте было 4,00 м. Для подъёма с площадки на площадку были установлены одномаршевые деревянные лестницы с перилами.

Маяк светил белым огнём с 20-ю проблесками в минуту, дальность видимости огня была 12 миль – 22 км.

14 декабря 1946 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 701 было объявлено о изменении характеристики огня маяка. Он оставался белым, но имел 12 проблесков в минуту продолжительностью: свет 2 сек + темн. 3 сек – период 5 сек. Дальность видимости огня была увеличена до 15 миль – почти 28 км. Это стало возможно после установки  комплекта маячного электрооборудования марки АЕМ-375 производства фирмы «Davey compressor» (США).

На башне был установлен фонарь с поясной линзой с внутренним  диаметром 375 мм, электролампой 250 вт, 32 в постоянного тока и автоматическим лампоменятелем на 4 лампы марки SK-4721 фирмы «Wallace & Tiernan». Лампа запитывалась от аккумуляторных батарей. Наибольшая сила света маяка через оптику была 8 500 свечей. Маяк освещал сектор в 299º от румба 13º до 312º.

После войны сохранились оба крыла кирпичного маячного здания размером в плане 10,30 х 6,00 метров каждое. Уничтожена весьма аккуратно была средняя часть здания с башней маяка. Три сохранившиеся помещения использовали как жилые для персонала маяка, а в четвёртом были установлены два бензоэлектрических зарядных агрегата постоянного тока марки Е-36  фирмы  «Кохлер» («Kohler») мощностью 1,50 квт  при напряжении 36 в, которые предназначались для зарядки установленных там же четырёх свинцовых кислотных аккумуляторных батарей типа 4 XVD (AB) 15 фирмы «Philco» ёмкостью 196 ампер-часов, а также электропроблесковый аппарат с кодовым диском и ртутным прерывателем марки FA-89 фирмы «Wallace & Tiernan».

Сохранился каменный склад керосина размером в плане 5,50 х 4,50 м с высотой помещений 2,50 м, рубленная баня, каркасно-обшивная конюшня и рубленный колодец. На территории маяка были сад и огород.

Сжатые сроки строительства башни, низкая квалификация рабочей силы, необходимость использовать только что срубленный сырой лес и совершенно недостаточное количество и качество крепежа способствовали быстрому ухудшению технического состояния деревянных конструкций башни. В 1950 годы были установлены по углам башни 4 оттяжки из троса 19 мм. В 1951 году заменили и подтянули болты.

Опыт эксплуатации временной деревянной башни высотой 25 м показал необходимость увеличения высоты башни при капитальном строительстве маяка.

В начале 50-х годов приступили к восстановлению маяка Стирсудден. В 1954 году были приняты и эксплуатируются до сих пор: маячное техническое здание, два 2-квартирных жилых дома, склад маячного имущества и инженерные сети, в 1955 году - новая башня маяка.

Монолитная железобетонная цилиндрическая маячная башня на коническом рустованном цоколе с фонарём имеет высоту 29,55 м. Она построена по типовому проекту шифр ИГ-52к, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМС Минобороны СССР,  г. Ленинград в 1953 году. Главный инженер проекта – Голубев. Ствол башни имеет высоту 24 м, в том числе высота цоколя 5,20 м. Наружный диаметр цилиндрической части ствола 4,30 м, толщина стенки – 15 см. Внутри ствола установлена винтовая лестница из сборных бетонных ступеней по стальным балкам и косоурам. Верхняя монолитная железобетонная площадка башни, на которой установлен фонарь, имеет диаметр 5,30 м.

Башня, как и теперь, была окрашена в белый цвет с двумя широкими красными горизонтальными полосами. Фонарь был красный.

12-гранный стальной фонарь маяка, в котором установлен светооптический аппарат, изготовлен по типовому проекту шифр ТГ-8, разработанному упомянутым выше ГПИ № 1 ВМС МО СССР в 1951 году. Фонарь имеет высоту 5,55 м и вес 5 тонн. Диаметр вписанного в габариты 12-гранного основания круга 2840 мм. Штормовое остекление выполнено из зеркальных плоских прямоугольных стёкол толщиной 10 мм в 3 яруса. При ширине всех стёкол 796 мм стёкла верхнего и нижнего ярусов имеют высоту 402 мм, среднего яруса – 791 мм.

В фонаре был установлен отечественный электрический маячный вращающийся аппарат марки ЭМВ-930-2, изготовленный в г. Изюм на Оптико – механическом заводе. Диаметр оптической системы 930 мм, фокусное расстояние 300 мм. Оптическая система вращалась  на шарикоподшипниках с помощью электромотора мощностью 172 вт и червячного редуктора. Вес аппарата был 750 кг, механизма вращения – 300 кг.  Источник света - электролампа мощностью 500 вт. Осевая сила света через оптическую систему стала 1,5 млн. свечей. В оптической системе был установлен револьверный лампоменятель на 2 лампы.

11 мая 1956 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 101 было объявлено об открытии действия после реконструкции, а, по сути, нового маяка Стирсудден. Маяк сохранил белый огонь, но он стал группо-проблесковым с характеристикой: свет 1 сек + темн. 2,6 сек + свет 1 сек + темн. 10,2 сек – период 14,8 сек. Дальность видимости огня маяка стала 21 миля – почти 39 км. С этими показателями маяк работает до сих пор.

В качестве резервного маячного огня на выступе верхней площадки первоначально был установлен ацетиленовый аппарат марки АМ-300. Позднее его заменил электрический аппарат марки ЭМ-300 с электролампой мощностью 23 вт. Он работает с постоянной характеристикой белого проблескового огня: свет 2 сек + тёмн. 3 сек – период 5 сек, дальность видимости огня 7 миль – 13 км.

Маячное техническое здание построено по типовому проекту шифр ТГ-53, разработанному Военморпроектом № 26, который стал позднее ГПИ № 1 ВМС МО СССР, в 1951 году. Главный инженер проекта Голубев. Кирпичное одноэтажное здание имеет размер в плане 12,85 х 11,19 м, общую площадь 110 кв. м и высоту помещений 3,00 м. В здании были установлены 2 дизель-электрических агрегата марки ДСА-10 мощностью по 6,8 квт постоянного тока, обеспечивавших электроэнергией потребности маяка и осуществлявших зарядку 64 аккумуляторов марки С-8, которые питали маячный аппарат. В здании были установлены два водогрейных котла для его отопления. В здании предусмотрено помещение дежурного, в котором установлены приборы управления и контроля за работой маяка, а также связная радиостанция.

Для персонала маяка были построены   два кирпичные 2-квартирные жилые дома. В каждой квартире 3 жилые комнаты и кухня. Дома имеют размер в плане 23,17 х 9,75 м, общую площадь 153 кв. м и высоту помещений 3,00 м.

Был построен кирпичный склад маячного имущества с размером в плане 14,58 х 5,30 м и общей площадью 63 кв. м.

В 1964 году УНР-578 Ленинградской ВМБ под руководством полковника-инженера Дружинина построил участок ЛЭП-10 кв и установил мачтовую трансформаторную подстанцию. Маяк был переведён на основное электропитание от государственной электросети. Маячные дизель-электрические агрегаты стали резервным источником.

 В 1965 году в маячном городке была пробурена и обустроена водозаборная скважина глубиной 103 м. Был установлен погружной насос, водоподъёмная установка и бак на 500 литров.

В 1973 году по просьбе мореплавателей в светооптическом аппарате была установлена более мощная электролампа мощностью 1 квт, улучшившая эффективность работы маяка при пониженной видимости.

В 1976 – 1978 годах УНР-118 (в/ч 73667) Строительного управления Балтийского флота под руководством полковника-инженера Ю.А.Скорикова и майора-инженера В.П.Наварина осуществила реконструкцию маяка Стирсудден по проекту Таллиннского филиала Калининградского Военморпроекта, главный инженер проекта И.М.Бравер. Были построены:

- 1-этажный кирпичный демонстрационный павильон образцов отечественной маячной техники размером в плане 19,00 х 11,00 м общей площадью 142 кв. м;

- хранилище для дизельного топлива, состоящее из двух заглубленных стальных цистерн ёмкостью по 25 куб. м, приёмного колодца и топливопровода в маячное техническое здание;

- кирпичный павильон водозаборной скважины размером в плане 5,30 х 3,65 м  общей площадью 12 кв. м;

- кирпичный ледник размером в плане 9,77 х 6,07 м общей площадью 38 кв. м;

- кирпичное овощехранилище размером в плане 7,28 х 6,88 м  общей площадью 32 кв. м;

- кирпичный сарай для штатной шлюпки марки ЯЛ-4 размером в плане 6,50 х 3,90 м  общей площадью 20 кв. м:

- хозяйственное здание для содержания скота и птицы размером в плане 20,32 м х 8,80 м  общей площадью 145 кв. м.

В маячном техническом здании были установлены два новых автоматизированных дизель-электрических агрегата мощностью по 20 квт марки АСДА-2-20/Т-400Р и два новых автоматизированных отопительных водогрейных котла на дизельном топливе марки КОАВ-68/А, которые предназначаются для отопления как маячного технического здания, так и двух жилых домов и демонстрационного павильона.

В жилых домах были сделаны системы отопления и совмещённые с ванными санузлы.

Были проложены наружные теплосеть, водопровод и канализация с септиком. Была сделана подъездная дорога с бетонным покрытием длиной 420 м и бетонный парадный лестничный сход к Приморскому шоссе длиной 80 м. Территория маячного городка была огорожена и благоустроена.

В 1985 году выработавший свой ресурс светооптический аппарат был заменён новым однотипным марки ЭМВ-930м также с электролампой мощностью 1 квт.

Начальниками маяка Стирсудден были:

1952 год – главный старшина Захаров

1953 – 1962 – Канев

1962 – 1971 годы - Геннадий Николаевич Тебеньков

1971 – 1989 годы – Николай Васильевич Бойцов

с  1989 года - Василий Никифорович Бесчастный

Маяк Стирсудден находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

Ю.Шухин

 

30 января 2020 года

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида